Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Саморазвитие
Содержание
  1. Определение
  2. Как проходит развитие способностей мозга
  3. Основы когнитивной психологии
  4. Тест на когнитивные способности от Викиум
  5. Как развивать когнитивное мышление
  6. Наиболее значимые когнитивные функции
  7. Факторы снижения когнитивных способностей
  8. Рекомендации для поддержки когнитивных функций
  9. Питание
  10. Сон
  11. “Нет” вредным привычкам
  12. Мотивация
  13. Отдых
  14. Отсутствие стресса
  15. Какие бывают когнитивные способности
  16. Восприятие
  17. Внимание
  18. Память
  19. Мышление
  20. Речь
  21. Воображение
  22. Общие рекомендации для развития когнитивных способностей
  23. Правильное питание
  24. Полноценный здоровый сон
  25. Избавление от вредных привычек
  26. Снижение уровня стресса
  27. Информационный детокс
  28. Качественные и разнообразные стимулы
  29. Когнитивные нарушения и расстройства
  30. Когнитивные искажения, диссонанс
  31. Тренажеры для развития когнитивных способностей
  32. Викиум
  33. Когнитивные навыки: как проявляются?
  34. Определяем, откуда к нам поступаем информация

Определение

Когнитивные способности представляют собой совокупность мозговых процессов, участвующих в познании окружающего мира. С их помощью мы воспринимаем, обрабатываем, сортируем, запоминаем, храним и воспроизводим информацию.

Когнитивные способности включают в себя:

  • восприятие,
  • обратите внимание на следующее,
  • память,
  • мышление,
  • речь,
  • воображение.

Это психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно связаны и дополняют друг друга. Если один процесс вялый, другие частично берут на себя его функцию. Таким образом, закрепляется принцип гибкости и компенсаторности психики.

Когда мы характеризуем человека как «умного», мы придаем большое значение его когнитивным способностям.

На качество когнитивных функций влияют наследственность и врожденные особенности. Но в гораздо меньшей степени, чем считалось ранее. Целенаправленная работа человека в их развитии играет решающую роль.

Это означает, что человек, обладающий средними врожденными способностями, но в то же время регулярно упражняющий свои познавательные функции, вскоре догонит человека одаренного от природы, но никак не развивающего свои задатки.

Как проходит развитие способностей мозга

Когнитивные функции формируются в первые дни нашей жизни, когда мозг начинает получать информацию об окружающем мире. У ребенка развитие познавательных способностей происходит в 3 этапа.

  1. Визуально эффективен (от 0 до 3 лет). Дети учатся восприятию: различению вкуса, запаха, внешнего вида. Они изучают функции отца и матери, а также их характеры. Вот почему дети по-разному ведут себя с родителями: например, с матерью они капризны, а с отцом послушны.
  2. Зрительно сформированный (от 3 до 7 лет). В этом возрасте развито логическое мышление. Ребенок уже научился выполнять простые задания и начинает активно тренировать память и воображение. Это становится поводом для детских вымыслов и лживых историй. Это не означает, что ребенок врет, а лишь свидетельствует о росте его познавательных способностей.
  3. Рассеянный (с 7 лет). Ребенок учится представлять, понимать абстрактные понятия, то есть пытается придумать что-то свое на основе полученной с годами информации.

Чтобы помочь развитию познавательных способностей детей, необходимо ежедневно уделять им внимание, водить в различные кружки и на собственном примере учить принимать решения. В дальнейшем человек будет совершенствовать свои навыки самостоятельно.

Основы когнитивной психологии

Это отрасль науки, которая определяет, что представляют собой когнитивные психические функции тела и сознания. А еще он определяет принципы, которые помогают поддерживать здоровье мозга на нужном уровне, повышая уровень на протяжении всей жизни.

Разработаны методы, позволяющие врачам улучшать когнитивные способности человека. Это достигается за счет целенаправленной стимуляции определенных областей коры головного мозга или изменения образа жизни.

Мозг работает как компьютер

Методология этой науки изучает вклад в познавательные функции памяти и других способностей.

Специалисты изучают деятельность человеческого мозга по аналогии с компьютером. Функции ввода, обработки и анализа информации оцениваются для улучшения таких возможностей.

Основными принципами этой отрасли являются:

  • Когнитивная функция является основным объектом исследования. Исследователей интересуют память и мышление, речь, восприятие информации и воображение. Тщательно изучается эмоциональная сфера личности, процессы распознавания образов и особенности интеллекта.
  • Считается, что психика человека работает поэтапно. То есть поступающие извне импульсы обрабатываются нейронами поэтапно, они проходят цепочку преобразований.
  • Системы обработки мозга имеют свою область применения. Это становится основой для работы когнитивных психологов-практиков. Врачи ищут способы увеличить объем памяти, доступной мозгу, чтобы не допустить снижения этих «возможностей». Методы работы с поступающей информацией выбираются таким образом, чтобы у человека была возможность усвоить гораздо больше данных.
  • Информация, получаемая человеком в ходе познавательных процессов, кодируется индивидуально, интерпретируется каждым по-своему.
  • В ходе исследования используются специализированные хронометрические методы, позволяющие объективно оценить скорость реакции мозга на поставленную задачу. Таким образом, выясняется задержка реакции психики на поступающие сигналы. По результатам анализа данных разрабатываются программы, улучшающие когнитивные функции.

Опытный врач может определить особенности восприятия и преобразования информации, качество и специфику памяти 3.

После проведения полноценного исследования он составляет программу улучшения этих показателей.

Изучение когнитивных способностей

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе и каждого представителя вида в отдельности с точки зрения когнитивных процессов.

Тест на когнитивные способности от Викиум

Проверьте свои когнитивные способности

Даже кратковременная тренировка ряда когнитивных способностей дает четкий результат. Это подтверждается исследованиями Калифорнийского университета. Чтобы понять, как улучшить когнитивные и связанные с ними функции мозга, необходимо сначала определить их текущий уровень.

Самый практичный способ сделать это — воспользоваться сервисом Викиум, который зарекомендовал себя как самая продвинутая платформа в этой области. В игровой форме предлагается уделять развитию познавательных способностей всего 15 минут в день. Вы сможете найти время даже при плотном графике.

Программа составляется индивидуально, так как сначала в тестовой форме проводится оценка уровня мышления. Интерпретация способностей строится применительно к личным целям. Это легко выявляет потребности пользователя, ведь в рамках тестирования предлагается указать, что именно будет улучшено.

Логотип.jpg
Преимущества платформы Викиум заключаются в выбранном каждым пользователем уникальном подходе, поскольку исходные рамки когнитивного развития у всех разные. Кроме того, учебная модель сервиса основана на серьезных научных разработках.

Развлекательная форма занятий позволяет поддерживать интерес к такой полезной цели. Помимо отдельных заданий, пользователи могут соревноваться друг с другом. Выбор тренировок разнообразен, играть и развиваться можно бесплатно, но функционал и количество игр будет ограничено.

Если стоит задача серьезно перейти на новый уровень качественного мышления, можно купить годовой или постоянный абонемент и пройти полный курс с индивидуально подобранными тренировками.

Большинство из тех, кто занимался развитием когнитивных способностей с помощью тренажеров платформы Викиум, оставляют положительные отзывы на популярных сайтах в сети. Сервис также высоко оценивается в рамках обзоров по данной тематике.

Викиум постоянно развивается и дополняет свой функционал.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и исследовать мир. Но он делает это на своем уровне, в зависимости от своего возраста и от того, занимаются ли с ним его родители.

Существует два типа когнитивного мышления:

  1. Зрительно эффективен (до 3 лет) – ребенок осматривает все вокруг, пытается потрогать, иногда даже пытается лизнуть. То есть он использует все самые простые способы узнать об окружающих предметах. Роль мамы и папы на этом этапе состоит в том, чтобы показать ребенку разные интересные предметы, назвать их, рассказать доступным языком об их свойствах и способах их использования, дать изучить самому.
  2. Наглядно-образный (до 7 лет) – ребенок учится выполнять задания, решать задачи с помощью логики. Родителям стоит поиграть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также изучите правила поведения, которые также развивают познавательное мышление.
  3. Абстрактные (после 7) — ученик учится понимать, представлять себе абстрактные вещи (что это такое?), которые нельзя увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому? Является ли уровень развития памяти или мышления пределом на данный момент? Нет, даже в 40 или 60 лет вы можете продолжать тренировать свои когнитивные способности.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствует совершенствованию этих функций в головном мозге.

Некоторые рекомендации, которые непосредственно направлены на развитие мышления:

  1. Выучите иностранный язык.
  2. Выберите другой маршрут, чтобы добраться до работы или учебы.
  3. Другой рукой делайте привычные действия (для правшей — левой, для левшей — правой).
  4. Разгадывать кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните задачу: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Говорите разные слова вслух или про себя наоборот.
  7. Если вам нужно посчитать простые уравнения, делайте это в уме, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Чтобы тренировать память, перед сном вспомните в подробностях, как прошел весь день. Вы также можете воспроизвести автобиографию из своего детства. Или в обратном порядке: от сегодняшнего дня до того момента, когда они ползали по полу за игрушкой. Вспомнить можно просто в голове, рассказав кому-нибудь или записав в блокнот.
  9. Смотреть разные фильмы и читать книги, конечно.
  10. В наших смартфонах есть множество приложений, которые напрямую направлены на развитие тех или иных когнитивных функций.

Наиболее значимые когнитивные функции

Творчество — что это в психологии

Психологи считают наиболее важными когнитивными функциями:

  • Внимание – способность концентрироваться на информации, игнорируя внешние раздражители;
  • Гнозис — способность воспринимать информацию;
  • Мышление – способность обрабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать факты и формулировать выводы, выполнять формально-логические операции;
  • Память — запоминание, хранение и воспроизведение информации;
  • Речь — это способность людей обмениваться информацией;
  • Праксис – это способность применять теоретические знания на практике.

Факторы снижения когнитивных способностей

Когнитивные нарушения могут быть:

  • Неправильное питание. Если питание будет однообразным, организм начнет испытывать нехватку витаминов и минералов, это скажется на работе головного мозга: обычные умственные задачи будут вызывать у человека серьезные трудности.
  • Нарушение режима труда и отдыха. Для нормальной работы мозга человек должен спать не менее 8 часов в сутки. Хроническое недосыпание приводит к ухудшению памяти, прогулам, переутомлению.
  • Длительные физические и психоэмоциональные нагрузки. Физические и эмоциональные перегрузки истощают нервную систему. В этом состоянии человек не может продуктивно работать.

Таким образом, познавательные способности человека обеспечивают его эффективность в учебе и работе. Если соблюдать режим дня, правильно питаться, избегать стрессов, выполнять специальные упражнения для развития когнитивных способностей, то можно добиться успеха в любом виде деятельности и профессиональной сфере.

Успех на работе

Успех на работе

Рекомендации для поддержки когнитивных функций

Помимо развития, о котором мы поговорим чуть позже, важно сохранить изначально данные нам способности мыслить, запоминать и концентрироваться.

Все мои рекомендации относятся и к взрослым, но и детям они будут полезны, так как в детстве психика пластична, она только развивается, поэтому очень важно оберегать ее от вредных воздействий.

Читайте также: Сексизм — что это такое и кто такие сексисты

Питание

В последнее время много говорят о здоровом питании. И не зря. Ведь всевозможные красители, продукты с ГМО и консервантами, стабилизаторы вкуса влияют на химический состав нашего организма. Кроме того, жирная пища буквально убивает наш мозг, делая его ленивым и инертным.

Поэтому, мои дорогие, следите за своим питанием, не ешьте на ночь, выпивайте утром 2 стакана воды и старайтесь есть натуральную растительную пищу.

Сон

Сон особенно влияет на когнитивные способности. Я испытала это на себе: когда долго не спала, то замечала, что путаю слова в речи, что-то забываю. Так что, друзья, не шутите со сном. Нашему мозгу нужно время, чтобы восстановиться.

Во время сна мозг не спит. Он анализирует и систематизирует всю информацию, полученную в течение дня. Дайте ему шанс сделать это. Сделайте себе сонный день, ложитесь спать в один день и просыпайтесь в следующий. Старайтесь спать не менее 6 часов в сутки, а лучше 8.

“Нет” вредным привычкам

Давно доказано, что алкоголь, никотин и наркотики (даже свет, травка и стимуляторы энергии тоже) негативно влияют на мозг. Сознание сужается, его состояние меняется – человек ведет себя неадекватно. О каком развитии идет речь… Особенно подросткам нельзя «баловаться» вредными веществами! Начнем с того, что это женат и они еще дети.

Еще одной вредной привычкой я бы назвал поздний прием пищи, желание дольше спать и мало двигаться. Все это негативно влияет на состояние нашего мозга, его работу и познавательные процессы. Не исключено, что привычка поздно вставать приведет к снижению скорости реакции, памяти. Раннее пробуждение стимулирует правильную работу основного компьютера, поэтому с познавательной сферой все в порядке.

Мотивация

Старайтесь мотивировать себя на различные достижения, наполняйте свой мозг хорошими стимулами. Например, сделай доброе дело — получи благодарность. Сходить на симфонический концерт — получить эмоции и пополнить запас образов в своем воображении. Посидите с другом в кафе, сходите с другом на стрельбище — вот вам хорошие поощрения, которые мотивируют вас сделать что-то хорошее.

Для мотивации учиться, работать, жить счастливо, смотреть фильмы, читать полезные книги, узнавать истории успеха известных людей.

Отдых

У каждого из нас есть свой ресурс. Это ограниченные свойства нашего мозга, которые необходимо охранять.

Если вы без конца сидите в различных группах в Viber, Telegram, просматриваете ненужные истории в Instagram или Facebook, не удивляйтесь потере концентрации, ухудшению памяти и скорости реакции. Такие «посиделки» до добра не доведут.

Мы подвергаемся воздействию большого количества ненужной информации, и это тратит впустую ресурсы нашего мозга. Отсортируйте информацию, постарайтесь максимально ограничить поток «грязи» в свой мозг. Чаще выбирайтесь на природу. Если такой возможности нет, послушайте музыку природы: крики дельфинов, пение птиц, шум моря, ветра. Ведь влияние музыки на психические функции огромно.

Отсутствие стресса

И в этот момент пришло время смеяться! «Как?» — ты спрашиваешь. На самом деле невозможно полностью защитить себя от стресса. Мы сталкиваемся с людьми, обстоятельствами и новостями, которые сами по себе вызывают стресс. Помните, что от психоэмоционального напряжения будет страдать не только речь, например, но и все познавательные способности.

Ваша задача и обязанность – максимально избегать стресса. Для этого можно заниматься спортом, уходить от токсичных людей, практиковать позитивное мышление и аутогенные упражнения.

Аутогенная тренировка для снятия стресса
Аутогенная тренировка для снятия стресса

Какие бывают когнитивные способности

Давайте подробнее рассмотрим все когнитивные способности человека и выясним, как мы можем их развить.

Восприятие

Восприятие – это совокупность психических процессов, отвечающих за отражение в сознании образов предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие не следует путать с ощущениями, потому что это более сложный процесс. В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предметов (холодный, горький, светлый), восприятие формирует целостную картину.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Восприятие во многом является рефлекторным процессом, а значит, происходит без участия сознания. Поэтому она считается простейшей когнитивной функцией. Но это ничуть не умаляет его значения. Именно восприятие обеспечивает «пищу» для более сложных когнитивных функций. Дефекты восприятия накладывают серьезный отпечаток на работу всей психики и дееспособности человека.

Существует несколько условий, от которых зависит уровень развития восприятия:

  1. Активное движение. Физическая активность необходима для формирования пространственного восприятия.
  2. Обратная связь. Для своевременного исправления ошибок человек должен уметь сопоставлять образ воспринимаемого предмета с самим предметом.
  3. Достаточное количество стимулов поступает извне. Сенсорное голодание приводит к нарушениям восприятия.
  4. Разнообразие поощрений.

Во взрослом возрасте восприятие можно развивать, тренируя органы чувств. Упражнения используются как для тренировки каждого анализатора в отдельности, так и для каждого в комплексе.

Внимание

Внимание – функция психики, отвечающая за избирательность восприятия информации. Внимательность позволяет выделить из миллиардов внутренних и внешних раздражителей значимые и сконцентрироваться на них.

Чем лучше развито внимание, тем дольше человек способен удерживать в уме предмет, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Внимание можно сравнить со светом фонарика в вечерних сумерках. Предметы, на которые падает свет, мы видим ясно и отчетливо. Пока все вокруг имеет лишь смутные очертания.

Важность этой когнитивной способности невозможно переоценить. Это основа для эффективной работы всех других функций. Мы не сможем запомнить и воспроизвести информацию, если она не находится в центре нашего внимания. Следовательно, мы не сможем производить с ним никаких логических операций.

Различают два вида внимания:

  1. Непроизвольное внимание активизируется без участия воли. Например, в ответ на сильный раздражитель: громкий звук, яркую вспышку света. Мы рефлекторно направляем свое внимание на объект, который считаем опасным. Само внимание также устремлено к потенциальному удовольствию. Нам не нужно специально сосредотачиваться на том, что нам нравится. Это происходит само собой.
  2. Произвольное внимание — это сознательный процесс. Человек активирует его усилием воли. Когда мы говорим о тренировке внимания, мы имеем в виду произвольное внимание. Чем дольше вы можете сознательно сосредотачиваться на объекте или действии, тем выше качество вашего внимания.

Для тренировки внимания используются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, различные картинки, где приходится искать спрятанные предметы или отличия.

Все эти упражнения есть в нашей статье о том, как развить внимание. Обязательно загляните туда.

Память

Память – это совокупность психических процессов фиксации, хранения и воспроизведения полученной информации.

Память играет большую роль в познании и преобразовании мира. Именно благодаря ей человек может учиться, получать новые знания и развивать новые навыки.

Каков психофизиологический механизм работы памяти? В процессе взаимодействия с информацией очаг возбуждения возникает в определенных отделах головного мозга. Нейроны (клетки головного мозга) обмениваются электрическими импульсами и образуют синаптические связи друг с другом. Электрический сигнал передается от нейрона к нейрону, и весь путь отпечатывается в мозгу в виде нейронных цепей. Тогда мозг способен воспроизвести этот путь при определенных условиях.

В человеческом мозгу 86 миллиардов нейронов. Каждый из них способен образовывать до 10 тысяч синапсов с другими нейронами. Разрядность каждого нейрона составляет 4,7 бита. Это означает, что объем памяти в целом приближается к тысяче терабайт.Память

Существует несколько основных классификаций памяти.

По характеру психической деятельности память делится на:

  • двигатель,
  • образный,
  • словесно-логический,
  • эмоциональный.

По длительности фиксации информации память делится на:

  • оперативный,
  • короткий срок
  • длительный срок.

По характеру целей деятельности память подразделяют на:

  • произвольный,
  • невольно.

Есть много способов тренировать память. С некоторыми из них вы можете познакомиться в нашей статье о том, как улучшить память. Я также рекомендую вам прочитать о том, как запоминать информацию.

Мышление

Мышление – это высший уровень человеческого познания. На этом уровне происходит формирование связей между объектами, их классификация, систематизация, выделение свойств. С помощью мышления человек приобретает знания, которые невозможно получить с помощью органов чувств.

Мышление — сложный психический процесс. На формирование уходят годы. В развитии мышления выделяют несколько стадий:

  1. Наглядно-образное мышление характерно для детей до 3 лет. Он работает непосредственно при взаимодействии с предметами: ребенок учится собирать пирамидку, сортировать игрушки по форме и т д.
  2. Наглядно-образное мышление преобладает в возрасте от 3 до 7 лет. В этот период ребенок способен оперировать образами предметов для решения задач без непосредственного контакта с самими предметами. Например, представьте, что сделал бы человек, изображенный на фото.
  3. Словесно-логическое (абстрактное) мышление является высшей ступенью развития мышления. Он функционирует на основе языка и отвечает за использование абстрактных понятий и логических конструкций, то есть для которых нет материального выражения.

Примечательно, что процесс развития мышления у каждого отдельного человека повторяет процесс эволюции мышления у человечества в целом. У первобытных людей сначала возникло наглядно-действенное мышление, затем оно развилось в наглядно-образное мышление и только после этого оформилось в абстрактное.

Мышление требует от человека постоянного развития. Если этого не происходит, он начинает деградировать. Для тренировки мышления можно использовать логические и математические задачи, кроссворды, специальные упражнения и тренажеры. Все это в нашей статье о том, как развивать мышление.

Речь

Речь представляет собой сложный психический процесс, характерный только для человека. Помимо коммуникативной, она выполняет ряд других функций, в том числе познавательную.

Представление человека о мире формируется в процессе овладения родным языком. С помощью речи человек способен получать знания о предметах и ​​явлениях, не вступая с ними в непосредственный контакт. Это значительно расширяет границы познания и дает нам поистине уникальные возможности.

Речь тесно связана со всеми другими познавательными функциями. Он затрагивает даже такую ​​базовую познавательную способность, как восприятие. Например, исследователи обнаружили, что люди не могут различать цвета, для которых у них нет определения в их языке.

Нужно развивать речь одновременно в нескольких направлениях: пополнять словарный запас, работать над дикцией и артикуляцией, улучшать выражение мыслей в устной и письменной форме.

Воображение

Воображение – это способность сознания генерировать новые образы, идеи, представления на основе ранее полученных знаний.

Воображение играет ключевую роль в таких процессах, как моделирование, планирование, творчество. Мир, в котором мы живем сейчас, является плодом воображения наших предков.Воображение

Специфика воображения как познавательной функции заключается в переработке и осмыслении ранее приобретенного опыта. В этом смысле воображение похоже на мышление. Результатом обоих процессов является ведущая рефлексия. Но только с той разницей, что мышление оперирует понятиями и категориями, а воображение — образами.

Психологи выделяют 5 основных техник фантазии:

  1. Агглютинация. Или, проще говоря, привязка. Новое изображение создается путем слияния двух или более существующих объектов. Например, кентавр — результат слияния человека и лошади.
  2. Гипербола, литота. Первое означает преувеличение, второе означает уменьшение. Примером гиперболы является великан. Примером литоты является «Мальчик с одним пальцем.
  3. Акцентуация. Эта техника используется, чтобы подчеркнуть определенную характеристику. Например, у Пиноккио длинный нос.
  4. Персонификация. Суть методики заключается в придании неодушевленным предметам признаков живых существ. Почти ни одно приключение не обходится без этой техники.
  5. Письмо. Придание изображению признаков, характерных для целой группы однородных предметов или явлений.

Мы можем использовать эти техники для тренировки воображения.

Больше приемов для развития воображения вы можете найти в нашей статье, где мы собрали упражнения для развития творческого мышления.

Общие рекомендации для развития когнитивных способностей

Мы оценивали каждую когнитивную функцию отдельно. Теперь поговорим об универсальных способах их развития.

Прежде чем начать активно заниматься умственной прокачкой, советую пройти тесты для оценки своих когнитивных способностей. Так вы сможете отслеживать свой прогресс.

Правильное питание

Все познавательные функции, несмотря на их неосязаемый характер, основаны на органических процессах. Мозг нуждается во всех необходимых питательных веществах, чтобы нормально функционировать. Их отсутствие может привести к ошибкам, снижению производительности, увеличению количества ошибок.

Убедитесь, что ваша диета сбалансирована и богата витаминами и минералами. Смотрите соотношение между белками, жирами и углеводами. Не злоупотребляйте жирной, сладкой, мучной пищей.

Добавьте к диете продукты, благотворно влияющие на умственную деятельность:

  • красная рыба и морепродукты;
  • грецкие орехи, семечки;
  • зелень: укроп, петрушка, салат, шпинат;
  • горький шоколад;
  • яйцо.

Полноценный здоровый сон

Мозг страдает от недостатка сна больше, чем другие органы и системы. Качество всех функций ухудшается. Поэтому не пренебрегайте этой жизнедеятельностью.

Оказывается, нужно еще и уметь нормально спать. Вот несколько советов, которые помогут вам улучшить режим и качество сна:

  1. Сон 7-9 часов в сутки.
  2. Ложитесь спать не позднее 10 часов вечера.
  3. Исключите физическую нагрузку, тяжелую пищу, телевизор и компьютерные игры за 2 часа до сна.
  4. Правильно организуйте свое спальное место. Помещение должно быть хорошо проветриваемым, чистым и опрятным, без лишних отвлекающих факторов.

Избавление от вредных привычек

Алкоголь, табак, различные психотропные вещества негативно воздействуют на весь организм, но в первую очередь страдает головной мозг. Драгоценные нейроны, на которых держится работа всех когнитивных функций, погибают от воздействия этих веществ. Чем раньше вы откажетесь от них, тем больше шансов, что вы сохраните ясность ума.

Советы по избавлению от вредных привычек вы найдете в нашем блоге.

Снижение уровня стресса

Вся познавательная сфера личности страдает от психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что при стрессе в мозгу формируется доминанта, которая гасит оставшиеся очаги возбуждения. Все внимание направлено на стрессовую ситуацию.

На биохимическом уровне стресс характеризуется выбросом гормонов, отвечающих за мобилизацию организма на борьбу с опасностью. Это очень энергозатратное состояние, которое быстро истощает все резервы.

Вы должны тщательно следить за своей психической гигиеной и стремиться избегать сильных стрессов, если хотите поддерживать высокий уровень познавательной активности. В этом вам помогут регулярные медитации, занятия йогой, аутогенные упражнения, позитивное мышление.

О том, как эффективно справляться со стрессом, читайте в блоге iklife.ru.

Информационный детокс

Когнитивные способности нашего мозга ограничены. Если загрузить их ненужной информацией, ресурсов на нужную информацию может просто не хватить. Это настоящая проблема в эпоху интернета.

Со смартфонов, планшетов, компьютеров на человека льется непрерывный поток информации, качество которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нам рассказывают, что ел на обед наш сосед, в какой больнице лечит зубы брат подруги нашей сестры, с кем в очередной раз поссорилась Ольга Бузова и т д. Но ведь и мозг тратит энергию на овладение всеми этими «знаниями!

Если вы хотите поддерживать качество своих когнитивных способностей на высоком уровне, вам необходимо перестать потреблять некачественную информацию. Используйте Интернет только для бизнеса, сведите к минимуму использование социальных сетей, перестаньте смотреть телевизор. Это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете сделать своему мозгу.

Качественные и разнообразные стимулы

Когда вы очищаете эфир от своего мозга от шлака, его нужно наполнить полезной качественной информацией. Пожалуйста, каждый из ваших чувственных анализаторов. Для зрительных стимулов отправляйтесь в художественную галерею, для слуховых стимулов отправляйтесь на концерт классической музыки, для кинестетических стимулов отправляйтесь на природу, для вкусовых и обонятельных стимулов отправляйтесь на дегустацию экспериментальной пищи.

Читайте качественную литературу, присоединяйтесь к театру, кино, интересуйтесь наукой, общайтесь с умными и интересными людьми. Тогда ваши познавательные способности всегда будут иметь качественную пищу для роста.Лечите свой мозг качественными стимулами

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше появляется связей между нейронами, которые в свою очередь развиваются. Это создает когнитивный резерв.

Если одна часть мозга перестанет функционировать должным образом из-за повреждения или старения, другая часть возьмет на себя (что это?) выполнение важных функций.

В Гарварде был проведен эксперимент, в котором на протяжении многих лет наблюдались 824 человека. У них был разный уровень образования, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, активно развивавшие свои когнитивные способности, в пожилом возрасте были способны логически мыслить, запоминать мельчайшие детали и вести себя адекватно.

Когнитивные нарушения возможны по следующей причине:

  1. повреждать;
  2. инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
  3. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  4. онкологические образования;
  5. диабет;
  6. ударить кулаком;
  7. психические заболевания (шизофрения);
  8. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и нарушения когнитивных способностей. Рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая возникает после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом является развитие забывчивости. В дальнейшем ухудшение памяти прогрессирует до того, что человек может не помнить своего имени и места проживания. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому такие больные нуждаются в постоянном наблюдении.

Речь прерывается. Человеку трудно произносить слова, повторять их. Затем возникают проблемы с логическим мышлением, которые ощущаются и при разговоре с больным. Злятся на все вокруг, очень чувствительны и плаксивы.

Сосудистая деменция развивается вследствие недостаточности кровообращения в головном мозге, ишемии, инсульте. Нарушения памяти не появляются, как при болезни Альцгеймера. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. У больных затруднено различение сходства и различия между предметами, замедленное мышление, затруднено произношение слов.

Лечение назначается только после тщательной диагностики причины. Если это следствие таких заболеваний, как инфекционные, онкологические, сахарный диабет, терапия направлена ​​на избавление или коррекцию основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы а2-адренорецепторов.

Для улучшения состояния интеллекта при заболеваниях часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Эксперименты также доказали положительный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшает когнитивные способности у здоровых людей.

Когнитивные искажения, диссонанс

В дополнение к патологическим расстройствам ситуативные искажения, связанные с образцом мышления и ошибками в восприятии или анализе, также могут привести к снижению когнитивных функций.

Часто несоответствие между поступающей информацией и излучаемой реакцией вызывается намеренно, чтобы остаться в зоне психологического комфорта. Это приводит к диссонансу, неприятному состоянию психического напряжения, возникающему, когда реальность не соответствует ожиданиям.

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В Интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте посмотрим на некоторые из самых популярных сегодня.

Викиум

Викиум — крупнейшая платформа для тренировки мозга, которую любят более 60 миллионов пользователей. На нем вы найдете большое количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тестов для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу именно для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 рублей, год — 1790 рублей. Безлимитный доступ можно приобрести за 3 990 рублей.

Когнитивные навыки: как проявляются?

Когнитивные навыки развиваются при наличии определенных способностей:

  1. Обратите внимание на следующее.
  2. Способность концентрироваться и сосредотачиваться.
  3. Объем памяти.
  4. Восприятие.
  5. Воображение.
  6. Действие.
  7. Логическое и творческое мышление.
  8. Способность принимать решения.
  9. Речь.
  10. Интеллект.
  11. Гнозис.
  12. Праксис.

Вы можете себе представить человека, у которого есть перечисленные способности (врожденные и приобретенные)? Какие навыки будут развиты у такого представителя общества?

Такой человек был бы невероятно умен и талантлив, мог запоминать разнообразную информацию, концентрироваться на действии и моменте, воспринимать образы и использовать знания на практике. У него не было бы проблем со вниманием, принятием решений, его слова не расходились бы с делами. Его мысли будут логически правильными и творческими. Вся его жизнь будет творческой, насыщенной и полезной обществу.

Могли бы вы представить себе такого идеального человека? Возможно, такие люди и есть, но вряд ли их много в обществе. Поэтому большинство являются носителями когнитивных способностей нескольких типов. Но так или иначе развивать познавательные способности может каждый человек, и для этого разработаны специальные упражнения и практические советы.

Доказано, что развитие хотя бы одного навыка из области когнитивных способностей может повысить эффективность других.

Например, работая над улучшением памяти, человек одновременно способствует развитию мышления и ассоциативного восприятия, формирует культуру речи и развивает воображение.

Развитие навыков позволяет человеку войти в так называемое «состояние потока», когда человек пребывает в позитивном положительном настроении, видит возможности для развития везде и во всем, оставаясь при этом в повседневной реальности.

Мысли и чувства человека в потоке находятся на пике, его мозг работает на опережение и способен четко предвидеть некоторые результаты. Человек подсознательно понимает, что нужно сделать, какие шаги предпринять для достижения цели, поэтому решается на действие.

Когнитивные навыки

Определяем, откуда к нам поступаем информация

Очень важно понимать, сколько у нас точек сбора сырой информации, поступающей извне. Сейчас я объясню, что я имею в виду. В течение дня к нам приходит идея, мы записываем ее в заметки, затем формируем список покупок в сохраненных сообщениях Telegram, получаем на почту важные e-mail списки, у нас есть учебные/рабочие чаты, где задания, тг каналы, новости фиды поступают из социальных сетей и медиа-ресурсов и так далее. Это сырая информация, потому что мы еще не решили, что с ней делать, когда и где.

Если какой-либо из трех столбцов «что, когда и где» отсутствует, то эта информация отправляется в пункт сбора. Ниже вы найдете список, который поможет вам узнать, сколько у вас очков сбора. Отметьте номер рядом с каждым пунктом. Число – это количество таких точек сбора. Например, если вы используете 3 мессенджера (WhatsApp, Viber, Telegram), то напротив пункта «Мессенджеры» необходимо ввести цифру «3″.

Список возможных точек сбора:

❑ Бумажные списки задач, списки дел и т д;
❑ Бумажные тетради (рабочие, личные и т.д.);
❑ Поверхности в автомобиле;
❑ Мессенджер;
❑ Приложения для задач (Todoist, Asana и т д);
❑ Поверхность стола;
❑ Электронная почта;
❑ Самоклеящиеся наклейки на некоторые поверхности (считайте «1» за одну поверхность, если их больше, добавьте нужное количество);
❑ Обрывки бумаги (салфетки, квитанции и т.п);
❑ Обычная почта (если абонентский ящик или адрес только один, введите «1», если больше, введите нужную сумму);
❑ Лента новостей (социальные сети, СМИ и т д);
❑ голосовая почта;
❑ программа CRM (SalesForce, 1С и т.д.);
❑ Физические ящики дома/на работе/учебе;
❑ Список задач на компьютере (Outlook, Google Tasks и т.д.);
❑ Приложения для управления проектами (Trello, Basecamp и т д)
❑ Карманы для одежды;
❑ Домашние зоны (кухонный стол, холодильник, ящики и т.д.);
❑ Шкаф для хранения документов (если используется для исходной информации);
❑ Заставка рабочего стола для компьютера или телефона;
❑ Ассистенты (помощник, секретарь, члены команды);
❑ Диктофон (если используется для задач, идей и т.п);
❑ Мозг (если вы используете его для запоминания вещей);
❑ Доска.

Я что-то пропустил? Добавьте свой вариант. Чем больше у вас таких точек сбора, тем больше вероятность хаоса в вашем информационном потоке. Сколько ты получил? Необходимо стремиться уменьшить это число, то есть оптимизировать поток информации.

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector