Что показывает «Вордстат»: основная и дополнительные функции
Основная функция Вордстата — прогноз так называемой частоты, или просмотров по запросам. При указании ключевого слова сервис обращается к статистике поисковых запросов Яндекса за последние месяцы и прогнозирует, сколько показов в поиске вы получите по этому слову.
Рассмотрим возможности Wordstat на примере запросов для онлайн-школы программирования. Один из возможных — «как научиться программировать». Запускаем его в поле поиска, нажимаем «Подобрать» и видим две колонки.
Возле каждого запроса указано предполагаемое количество показов
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
В левой колонке все запросы, содержащие указанную нами фразу. Их словоформа может измениться. В правой колонке — запросы, аналогичные введенному. Их обычно ищут вместе с теми, которые показаны в левой колонке. Они помогают подобрать дополнительные запросы на продвижение или идеи для контента — о подборе мы говорим в этом разделе.
Дополнительными возможностями Wordstat являются статистика по регионам, статистика по типу устройства и история запросов.
Региональная статистика. Необходимо прогнозировать спрос в разных городах. Выберите нужную область под полем поиска и посмотрите, сколько раз люди в вашем городе ищут информацию по этому запросу. Это полезно для регионального бизнеса, такого как кофейня, чтобы найти самые выгодные запросы для продвижения.
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Если вам нужно решить, в каком регионе выгоднее открыть филиал или запустить рекламу, вы можете посмотреть данные по всем регионам. Нажмите «По регионам»: откроется статистика по указанному поисковому запросу. Ориентируйтесь на цифры в колонке «Региональная популярность»:
- если он равен 100%, то интерес к этой теме средний;
- более 100% — тема интереснее, чем в других регионах;
- менее 100% — интерес к теме меньше, чем в других регионах.
Чем выше региональная популярность, тем больший интерес к теме проявляют жители региона.
Из статистики видно, что больше всего интересуются изучением программирования в Санкт-Петербурге и Москве
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Статистика типа устройства. Он показывает, с каких устройств запросы поступают чаще всего. Так вы сможете понять, на какую версию сайта стоит обратить больше внимания и на какую аудиторию таргетировать рекламу. Переключайтесь между разными вкладками и сравнивайте частоты, чтобы понять, какие устройства использует ваша целевая аудитория.
Можно сравнить частоту на стационарных компьютерах и мобильных: если последних больше, обратите особое внимание на мобильную версию сайта
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Спросите историю. Он показывает, как интерес пользователей к поиску меняется от месяца к месяцу. Это полезно для сезонного бизнеса и даже если бюджет на рекламу ограничен. На основе статистики можно придумать маркетинговые мероприятия. Например, на графике ниже видно, что спрос на шубы стабильно и медленно растет с июля по октябрь, а в декабре наблюдается пик интереса. Потом интерес угасает, и с апреля по июль шубы мало кого интересуют.
Историю можно дополнительно сгруппировать по типу устройства, чтобы понять, в какие месяцы условные мобильные пользователи чаще всего пользуются поиском
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Читайте также: Курсы рерайтинга и копирайтинга – лучший выбор для начинающих
Зачем нужны операторы в «Вордстате» и как правильно их использовать
Операторы — это символы, используемые для уточнения запросов и статистики по ним. В Wordstat можно использовать шесть операторов: » «, +, !, , — и () |.
Кавычки («») определяют количество слов в запросе и используемые в нем слова. То есть, если вы напишете «обучение программированию», сервис покажет только частоту этой фразы, не включая в результат частоту запросов типа «изучайте программирование на курсах».
Частота предложения указана в заголовке левой колонки. Внутри столбца уже отображается общая частота запросов с разными словоформами и порядком слов
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Плюс (+) включает точные формы предлогов и стоп-слов в запросе. Стоп-слова – это слова, не имеющие дополнительного значения: местоимения, частицы, междометия.
Без оператора сервис не будет учитывать предлоги и стоп-слова и будет отображать все запросы, содержащие слова «работа» и «дом», для поиска «работа из дома». В статистику войдет частотность словосочетаний «работа по дому», «работа на дому» и других. Запрос с оператором «работа + дом» покажет частотность только этой фразы.
Так выглядит работа оператора — в левой колонке будут все запросы, содержащие точную словоформу основного слова
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Минус (-) позволяет исключить из статистики запросы со словами, не имеющими отношения к бизнесу. Например, многие люди ищут бесплатное образование и не готовы тратить деньги на курсы. Чтобы не учитывать интерес к теме со стороны этих пользователей, пригодится оператор.
По стандартному запросу «обучение программированию» сервис прогнозирует 38 339 показов в месяц. А если убрать запросы от пользователей, желающих учиться бесплатно, частота будет меньше.
Оператор показывает, сколько раз запрос был введен без префикса «бесплатно»
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Восклицательный знак (!) фиксирует форму слова — число, падеж и время. Порядок слов может быть любым.
Оператор позволяет получить статистику только по нужному запросу: без учета похожих на него, но неподходящих. Например, с его помощью можно узнать точную частотность фразы «купить вазу»: в нее не войдет частота поиска «купить вазу».
Восклицательный знак можно использовать для захвата любого количества слов в запросе
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Квадратные скобки () фиксируют порядок слов в запросе с учетом словоформ и стоп-слов. Если вы хотите узнать, сколько показов получит фраза, заключите ее целиком в квадратные скобки.
Без оператора Вордстат показывает частоту более 60 000, с оператором — всего 13 700
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
оператор «или» (() |) выводит статистику сразу по нескольким фразам. Он используется для просмотра общей частоты похожих поисков. Синонимы заключаются в круглые скобки и разделяются символом | — затем «Вордстат» суммирует данные о просмотрах поисковых запросов, содержащих разные синонимы.
Пример использования запроса с оператором «или
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Можно использовать несколько операторов одновременно, чтобы получить точную статистику для узкого запроса.
Вот как выглядит использование нескольких операторов
Скриншот: «Яндекс.Вордстат»
Как подбирать ключевые слова в Яндекс?
Конечно, по сравнению с сервисом от Google сервис от Яндекса прост как грабли. Но именно эта простота делает его еще более практичным инструментом для SEO-оптимизатора, чем «навороченный» Google. По крайней мере, когда я начинал свою работу оптимизатором, мне было проще и привычнее им пользоваться. Поэтому опишу подробно.
Для получения статистики по ключевым словам необходим активный аккаунт на Яндексе. Под ним нужно перейти на страницу выдачи статистики http://wordstat.yandex.ru/, выбрать регион и ввести интересующий поиск в соответствующее поле. При этом важно использовать некоторое форматирование ключевого запроса, чтобы понять, сколько было поисков по данной конкретной фразе. Для этого запрос заключается в кавычки, а перед каждым словом ставится восклицательный знак. Вот так: «!окна!пвх».
Если ввести поиск без кавычек, будет найдено широкое соответствие. То есть в число запросов войдут «окна пвх» и «окна пвх в Москве» и «купить окна пвх» — то есть те запросы, по которым продвижение может не планироваться!
Рассмотрим подробнее типы соответствия ключевых слов в Яндексе:
Формат запроса | Описание | Какие запросы будут включены в статистику | Количество в месяц |
окна ПВХ | Общее количество поисков этой фразы будет включать все поиски с этими словами в любой их словоформе, в любом порядке и со всеми другими словами в поисковой фразе. | окна ПВХ
окна ПВХ в Москве установка окон ПВХ |
136 000 |
!окна ПВХ | Восклицательный знак перед словом означает, что данное слово должно быть только в указанной словоформе и в том же порядке по отношению друг к другу. В этом случае в запросах могут присутствовать другие слова. | окна ПВХ в Москве
монтажник окон пвх видео окна пвх |
73000 |
«Окна ПВХ» | Будут включены только те запросы, которые состоят только из слов в кавычках, в том же порядке, но в любой словоформе. | окна ПВХ
окна ПВХ |
10 000 |
«!Окна ПВХ» | Сопоставьте поиск как можно точнее: слова в другой словоформе, последовательности, а также никакие другие слова в поиске не включены. | окна ПВХ | 9699 |
Читайте также: Как установить счетчик Яндекс Метрики на сайт
Понятно, что для SEO-потребностей подходит только последний вариант: «!windows!pvc», ведь продвижение — это не контекстная реклама, где словоформа ключа не особо важна. В обычном поиске по запросам, отличающимся более чем на одну букву, могут появляться разные ТОП-сайты. Поэтому все усилия оптимизатора должны быть сосредоточены на наиболее конкретных поисковых ключах с точным соответствием каждой буквы наиболее частым поискам.
Пример.
Человек написал, что хочет продвинуть страницу по запросу «промо игра». Судя по всему, он видел, что такой запрос встречается примерно 2600 раз в месяц. Но он не был убежден, что такая форма речи была для него наиболее подходящей. А если увидишь, то:
промо игра — 2600 запросов в месяц.
«!Promo !game» — всего 6 (!) прямых запросов в месяц.
Таким образом, клиент хотел вложиться в раскрутку on-demand сайта, который может принести такое малое количество посетителей, что вряд ли будет для него эффективен.
Возможно, он думал, что если он ранжируется по запросу «промо-игра», он автоматически ранжируется по всем запросам с этими словами. Но SEO — это не реклама, это работа по оптимизации сайта под конкретные слова, где важен даже конец. Таким образом, еще раз повторюсь, что подбор ключевых вопросов для сайта – это важнейший этап, влияющий на эффективность всей кампании. И делать это нужно правильно, иначе это может быть вообще не результат SEO.
Расширяйте семантическое ядро.
Согласитесь, что искать такой товар, как окна ПВХ, разные люди могут по-разному. Кто-то введет в поиск «окна пвх», кто-то «окна пвх», кто-то еще «пластиковые окна» и так далее. Задача оптимизатора — придумать как можно больше различных вариантов таких запросов и проанализировать каждый из них. Часто бывает так, что больше всего выигрывает тот вариант, который сразу не появился, и конкуренция за него минимальна!
Но что делать, если вашей фантазии уже не хватает на то, чтобы придумывать новые варианты поиска? Тогда обратите внимание на правое окно статистики Яндекса. Он показывает список поисковых запросов, которые люди из целевой группы клиента также задавали в поиске. Полезной информации может быть много в виде разных видов похожих поисков.
Красной рамкой я выделил запросы, которые, на мой взгляд, подходят заказчику. Разумеется, составленное семантическое ядро все равно будет редактироваться непосредственно клиентом — ведь только он знает свое дело и что именно он продает, так что можно смело добавлять и «окна rehau», и «окна саламандра» и прочие запросы.
Можно попробовать поискать синонимы ключевых слов с помощью бесплатного сервиса от text.ru http://text.ru/pages/synonym/
После этого нужно снова ввести каждый из этих запросов в статистику Яндекса и посмотреть, сколько раз его искали в одной и той же словоформе, то есть, например, «!пластиковые! окна».
Кстати, таким образом вы определите только высоко- и среднечастотные запросы. А если стоит задача продвигаться по дешевым низкочастотным поискам (подробнее о том, почему вообще выгодно переходить на низкочастотные поиски), то нужно разделить каждый выбранный ключ на подразделы, которые можно просто нажать на подходящие ключевые слова и различные варианты для этого поиска отображаются.
Если высокочастотных запросов обычно несколько, среднечастотных – десятки, то низкочастотных – сотни и тысячи. Далее цикл повторяется: нужно будет ввести каждый низкочастотный запрос в одну и ту же словоформу (вдруг его почти никто не ищет!) и определить самые популярные из них.
Уже представляете объем работы, правда? Поэтому настоятельно не рекомендую делать это вручную, а лучше максимально автоматизировать рутинные операции.
Кстати, если вы вдруг решите сэкономить время, не анализировать тысячи низкоконкурентных запросов и продвигать свой сайт только по жирным высокочастотным, то это крайне неудачное решение (интересно узнать почему — читайте больше здесь).
4. Соберите все возможные вариации названий тем статей/товаров/услуг
Вы или художник будете использовать эти имена для сбора ключевых слов и фраз для страниц, указанных в скомпилированной структуре.
Вы можете собирать различные виды ключей, следуя этому алгоритму:
- Анализируйте наличие синонимов по основному ключевому слову через сервис синонимов. Например, сервис синонимов text.ru.
- Заходим в сервис Яндекс.Вордстат, указываем основной ключ, выбираем регион кампании и смотрим, есть ли похожие запросы в правой колонке.
- Перейдите в инструмент предварительного просмотра анонимных объявлений из Google Ads, укажите основное ключевое слово и регион кампании, если вы отдаете предпочтение Google во время кампании. Ищите синонимы в названии страниц сайта, описании под ним и блоке внизу страницы результатов поиска с надписью «Их часто ищут вместе с этим поиском». То же самое можно сделать и в поисковой системе Яндекс, если она у вас стоит в приоритете продвижения сайта. Синонимы будут выделены в результатах поиска жирным шрифтом, но не всегда.
- Зайдите в этот сервис поиска повторных чар (синонимов). Данные сервиса за 2010 год. Конечно, с тех пор синонимы изменились, веса слов были скорректированы, но этот инструмент можно использовать и для поиска базовых запросов, по которым будут собираться окончательные ключи для страниц сайта.