Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ею заниматься

Саморазвитие
Содержание
  1. Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
  2. Как устроена артикуляция
  3. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
  4. Как проводить артикуляционную гимнастику
  5. Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
  6. Дыхательная гимнастика в логопедии
  7. В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика
  8. Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков
  9. Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)
  10. Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)
  11. Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)
  12. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
  13. Советы родителям
  14. Примеры упражнений
  15. Для губ
  16. Для губ и щек
  17. Для языка (статические)
  18. Для языка (динамические)
  19. Для мышц глотки и мягкого неба
  20. Логопедические упражнения на различение звуков на слух
  21. Список литературы
  22. Медицинские технологии в логопедии
  23. Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет
  24. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
  25. Комплекс для развития мышц губ
  26. Комплекс для развития мышц языка
  27. Комплекс для развития мышц щек
  28. Подготовка к упражнениям
  29. Правила проведения артикуляционной гимнастики
  30. Артикуляционная гимнастика по возрастам
  31. Артикуляционная гимнастика в 2 года
  32. Артикуляционная гимнастика в 3-4 года
  33. Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
  34. Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

  • Занятия должны носить систематический характер, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Поэтому гимнастикой лучше заниматься ежедневно. Постарайтесь подождать не менее 1 часа после еды.
  • Продолжительность занятия не должна превышать 10 минут, и во время него не следует пытаться делать как можно больше упражнений, достаточно 2-5 за раз.
  • Каждое упражнение следует повторять 5-7 раз. Обратите внимание на качество выполнения — если оно начинает снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
  • Удержание артикуляционной позиции (статические упражнения) следует выполнять в течение 7-10 секунд.
  • При выборе комплекса упражнений начинайте с самых простых, а затем переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего делать их в сидячем положении и следить за тем, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслабленным.
  • потренируйтесь перед большим зеркалом. В нем ребенок должен четко видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
  • Сначала взрослый показывает, как выполнять упражнение, а затем проверяет, насколько хорошо его выполняет ребенок. Следите за тем, чтобы движения были точными, плавными, в правильном темпе.
  • Если у ребенка что-то не получается, его движения можно подкорректировать ручкой, чайной ложкой, медицинской лопаточкой или просто чистым пальчиком.
  • Будьте готовы, что не все получится у ребенка с первого раза. Постарайтесь сделать уроки артикуляционной гимнастики увлекательными. В противном случае необходимость выполнять его ежедневно приведет к потере интереса и снижению работоспособности.

Делайте с ребенком артикуляционные упражнения перед большим зеркалом, где он может видеть и вас, и себя

Делайте с ребенком артикуляционные упражнения перед большим зеркалом, где он может видеть и вас, и себя

Как устроена артикуляция

Артикуляция – это работа органов речи по произнесению того или иного звука. Органы, участвующие в речи, делятся на активные и пассивные. Активны связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя часть глотки и нижняя челюсть. Пассивные – зубы, альвеолярные отростки и твердое небо.

Артикуляция звука состоит из трех этапов:

  • экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;
  • экстракт — собственно произношение звука при сохранении необходимого для произношения положения органов речи;
  • рекурсия — окончание артикуляции, окончание звука, при котором органы речи меняют положение: готовятся произнести следующий звук или входят в состояние покоя.

В обычном разговоре каждая фаза не произносится отдельно, а звучит речевая цепочка — экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на отрывок предыдущего. При этом членораздельное произношение звуков зависит от подвижности речевого аппарата, степени его развития.

Совокупность артикуляций, необходимая для свободного образования звуков любого языка, называется артикуляционной базой. Артикуляционные основы языка отличаются друг от друга нормами артикуляции звуков. Из-за этих различий, например, возникает акцент, когда человек, говорящий на иностранном языке, использует артикуляционную базу родного языка.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития речевой артикуляции применяют упражнения, способствующие развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «трусливый цыпленок»:

  • широко открывать и закрывать рот так, чтобы уголки губ растягивались;
  • опустите челюсть шириной примерно на два пальца;
  • язык — «курица» сидит в гнезде и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем выполняется имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

Для выполнения упражнения «злой лев» нужно опустить челюсть, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «е» на твердую атаку. Сложнее выполнять упражнение с шепотным произношением этих звуков.

Ребенку предлагают произнести пословицы, пословицы, скороговорки, насыщенные гласными звуками, требующие широкого открывания рта:

  • маленький, но смелый;
  • нашел на камне косу;
  • каков рыбак, такова и рыба;
  • змея скупа, у ежа есть ежа;
  • на катящемся камне мох не растет.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть свободно опускалась, гласные звуки вначале произносились слегка ударными.

Как проводить артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика – это специальное упражнение, направленное на развитие мышц речевого аппарата. Укрепляет речевые мышцы и подготавливает основу для чистого звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и правильных положений органов речевого аппарата, необходимых для произношения звуков.

Артикуляционные упражнения это:

  • тихий;
  • с участием голоса;
  • статические, направленные на выработку правильной голосовой позиции;
  • динамичные, направленные на правильное выполнение движений.

Чтобы артикуляционные упражнения приносили пользу, должны выполняться следующие условия:

  1. Регулярность.

Артикуляционная гимнастика – это системный процесс. Навык закрепится только при условии ежедневного повторения упражнения. На один день будет достаточно двух сеансов по три-пять минут.

Для одного забега достаточно двух-трех упражнений, каждое из которых необходимо повторить пять-шесть раз.

  1. Правильная техника.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы увидеть, что делает язык, как правильно складывать губы. Необходимо контролировать качество выполнения упражнений. Это тот случай, когда количество не равно качеству. Лучше делать меньше повторений, но с правильной техникой. Некоторые упражнения не будут работать сразу — это нормально. Если вы проявите терпение и спокойствие, скоро все наладится.

  1. Правильное положение тела.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ручки и ножки находятся в спокойном положении. Задействованы только те мышцы, которые необходимы для работы. Шейно-плечевая область остается свободной и расслабленной.

  1. Постепенность.

Нагрузка на артикулятор постоянно увеличивается. В начале занятий упражнения всегда выполняются медленно.

  1. Поймите теорию.

Ребенок не будет правильно выполнять упражнение, если не понимает физиологии процесса. Поэтому перед практикой нужно поговорить о теории: как называются органы артикуляции и какую функцию выполняет каждый из них.

  1. Форма игры.

Если заниматься гимнастикой в ​​игровой форме, у ребенка процесс будет ассоциироваться с положительными эмоциями, и упражнения он будет выполнять естественно и непринужденно.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнениями, укрепляющими мышцы мягкого неба и глотки:

  • зевота с открытым и закрытым ртом;
  • зевота с широким раскрытием рта, шумный вдох воздуха;
  • случайный кашель;
  • имитация бульканья с запрокинутой головой.

Ребенку можно предложить полоскать горло обильной жидкостью (кефиром, киселем, соком с мякотью), глотать воду небольшими порциями (20-30 глотков), высморкаться при зажатом носе. Можно имитировать свист, стоны, урчание.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка органов артикуляции и развитие речевого дыхания является одним из основных пунктов в структуре занятий по коррекции речи с детьми, имеющими ошибки в звукопроизношении. Особо важную роль в коррекции дизартрии играют артикуляционные и дыхательные упражнения. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала выполняется общедвигательная гимнастика, затем дыхательная, затем вокальная и только в конце артикуляционная.

Дыхательные упражнения начинаются с общих дыхательных упражнений. Их цель – увеличить объем дыхания и нормализовать ритм. Больного учат дышать закрытым ртом. Они практикуют носовое дыхание, говоря малышу: «Вдохни глубоко и долго выдохни через нос». Затем они практикуют оральный выдох, закрывая ноздри. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладет руки на грудь, как бы для предотвращения вдоха на 1-2 секунды. Они учатся задерживать дыхание, добиваясь глубокого, быстрого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.

Выполнять дыхательную гимнастику с использованием игровых приемов. «Пузыри» — используется соломинка и стакан с водой. Логопед замечает, что выдох длинный, то есть пузырьки должны долго «выходить наружу.

Модно использовать всевозможные флейты, колпачки от ручек для детских музыкальных инструментов.

«Фокус» — упражнение с кусочком ваты, готовящимся к произнесению звука р. Логопед прикладывает вату к кончику носа. Больного просят высунуть язык, загнуть кончик вверх и подуть на вату, чтобы сдуть ее с носа.

Можно предложить подуть на пламя горящей свечи, чтобы не задуть его, а просто немного отвести пламя. Удар должен быть осторожным, медленным, продолжительным. Это же упражнение используется при постановке свистящих и шипящих звуков.

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно.

При этом важно соблюдать требования к проведению упражнений, чтобы не повредить речь ребенка. И, конечно же, подбирать артикуляционный комплекс нужно в соответствии с возрастом и способностями малыша.

Обычно детям в возрасте 1,5 – 2 лет рекомендуется посещение логопеда. Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша, есть ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия с ребенком.

В детском саду также работают логопеды. На занятиях исправляют нарушенное произношение ребенка и улучшают артикуляцию. Родителям следует тренироваться с ребенком дома, закреплять эффект от занятий у специалиста.

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Изгородь». Улыбнитесь так, чтобы было видно, как верхние зубы находятся на нижних, как будто это забор. Произнесите про себя звук «Я».
  2. «Бублик». Улыбнитесь, как в упражнении «Забор». Затем округлите губы и вытяните их вперед, как будто произносите звук «О».
  3. «Непослушный язык». Немного приоткройте рот, поместите расслабленный язык на нижнюю губу. Ударьте губами по языку, скажите: «Пя-пя-пя». Прикусите зубы, скажите: «Тя-та-та».
  4. «Блин». Улыбнитесь и держите широкий язык неподвижно, чтобы он касался уголков рта и были видны верхние зубы.
  5. «Охладить блин». Исходное положение – как в упражнении «Блин». Вы должны подуть на «блин», и произнести звук «Ф». Не надувать щеки.
  6. «Чистка нижних зубов». Улыбнись, открой рот. Кончик языка двигается влево и вправо, «очищая» нижние зубы изнутри и снаружи. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята слайдом, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Задержитесь на 10 счетов, затем прикусите заднюю часть языка и прокатите зубы по языку.
  8. «Волшебная палочка». Улыбаясь, открытый рот. Напряженный язык упирается кончиком в нижние зубы. Вдоль, посередине языка, кладут спичку или счетную палочку. Сомкните зубы и с силой выдохните, произнося протяжный звук «С».
  9. «Футбольный». Нужно заранее подготовить кусок ваты и 2 кубика. Пусть ребенок вытянет губы трубочкой и начнет дуть на вату сильной струей, чтобы ватку прогонять между кубиками. Струя воздуха должна быть сильной, а не прерывистой. Не нужно надувать щеки.
  10. «Кто поведет мяч вперед?» Нужно улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и сдуть ватку на противоположный конец стола. В этом случае можно произносить звук «Ф». Важно, чтобы ребенок во время выполнения задания не надувал щеки и не произносил звук «Х» вместо звука «Ф».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  • «Варенье». Рот слегка приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизывать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  • «Фокус». Подготовьте кусок ваты. Улыбнитесь, откройте рот, поместите широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине языка образуется бороздка. Необходимо сдуть ватку, наложенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не застревала и не выступала за зубы, а нижняя челюсть была неподвижна.
  • «Возьми конфету». Широкий язык упирается в нижнюю губу. На кончик языка кладут тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к небу за верхними передними зубами.
  • «Чашка».
  • «Плыть». Сделайте «чашку», поставьте ее за верхними зубами и подуйте в нее, на верхние зубы, как будто вы охлаждаете чай или надуваете парус корабля.
  • «Гриб». Вы должны улыбаться, открывать рот и показывать зубы. Затем прижмите широкий язык до упора к поверхности неба и широко откройте рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а бока языка не опускались. Растянутая подъязычная связка будет напоминать ножку гриба.
  • «Художник». Открой рот и покажи зубы. Кончиком языка проведите туда-сюда по нёбу от бугорков возле верхних зубов — как маляр, рисующий кистью.

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

  • «Непослушный язык».
  • «Пароход». Нужно немного приоткрыть рот и произнести звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен и лежать в глубине рта, при этом спинка языка должна подниматься к небу.
  • «Турция». Рот открыт, язык лежит на нижней губе и движется широким передним краем по верхней губе, как бы поглаживая. Сначала делайте это медленно, затем увеличьте темп, добавляя голос (у вас должен получиться звук «бл-бл», как говорит индейка). Необходимо следить за тем, чтобы язык был широким, а его движения были четкими вперед-назад
  •  «Лошадь».
  • «Качать». Вы должны улыбнуться, открыть рот и поместить широкий язык внутрь за нижние зубы. Задержитесь на 5-10 секунд. Затем поднять широкий язык на верхние зубы и так же задержать. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  • «Чистим зубы».
  • «Художник».
  • «Барабан». Улыбнитесь, откройте рот и коснитесь кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «Ддд». Сначала говорите медленно, постепенно увеличивая темп. В этом упражнении подвижным должен быть только язык. Это не должно быть скрыто. Звук «Д» чистый и сильный, при его произнесении нужно чувствовать поток воздуха.
  • «Машина». Открой рот, улыбнись. Напряженным языком постучать по бугоркам за верхними зубами, произнося при этом звук «Ттт» — сначала медленно, затем быстрее. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Кончик языка не высовывается, а при произнесении чувствуется выдыхаемая струя воздуха.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, артикуляционная гимнастика очень интересна и малышу становится понятен смысл движений. В этом возрасте гимнастические упражнения лучше читать в стихах.

Поезд бегемота

Щенок

Обучить слоненка

Артикуляционная гимнастика в картинках

Детям 3-4 лет хорошо помогает приключение с языком, которое является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл рассказов о смешном язычке, который попадает в разные приключения.

Стихи о языке

Все упражнения разделены на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить их удерживать положение, как на картинке. А вторая группа необходима для освоения переходов от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот список различных упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен положить язык на нижнюю губу, сохраняя ее расслабленной и широкой. Упражнение считается освоенным, когда время удержания в этом положении достигает 7-10 секунд.
  • «Гриб» — упражнение, при котором кончик языка должен быстро коснуться нёба, держа рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: сложите верхнюю и нижнюю губы в трубочку и вытяните их вверх, как у слона.

Тренировочный блин

Упражнения на тюбингах

Поезд грибы

упражнения для освоения различных динамических движений:

  • «Взгляни»: рот широко открыт, а язык занят той же работой, что и маятник часов, — передвигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти такое же, как и в «колокольчике», только теперь язык качается как на качелях — вверх-вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать урок веселым и легким. В Интернете есть много четверостиший, которые могут сопровождать обучение.

Тренировочные часы

Практикуйте свинг

Читайте также: Стилист-имиджмейкер

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия с логопедом дополнить упражнениями в домашних условиях, результат ускоряется.
  • Когда малыш в самом начале коррекционной работы сопротивляется гимнастике, начните делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Выглядит достаточно весело — настолько, что ребенок даже присоединится к вам.
  • Помните, что дети чувствительны к похвале. После уроков пусть ребенок покажет то, что он начал показывать другим членам семьи, а они должны активно демонстрировать свою радость и восторг от его успехов.

Занятие с логопедом

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбка» (губы стянуты в улыбке, зубы не видны):

Мои губы гибкие

Они могут стать улыбкой.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Давайте сложим наши губы в трубочку

изготовление флейты.

«Забор» (улыбается, обнажая сомкнутые зубы):

Зубы так же, как мы закрываем

И получаем забор.

«Бублик» (обвести губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должны быть видны сомкнутые зубы):

Мы изобразили бублик –

Губы мягко округлены.

«Пятачок» (вытянуть губы трубочкой, двигать влево-вправо, затем сделать круговое вращение):

Дети угощают свинку, ее нос выбирает:

Справа рыжий Антошка предлагает ей картошку,

Слева — с яблоками «Злата.

Свинье необходимо выбирать: «Выбирать? Возьми это?».

Для губ и щек

«Щёчки замёрзли» (откусить изнутри, погладить снаружи, потереть щёки):

Мы хотим согреть щечки:

Давайте погладим его, погладим, притопчем зубами.

«Толстяк» (надуть сначала обе щеки, потом по одной):

Вот толстяк — щеки опухли

И, вероятно, руки на бедрах.

«Худая» (втянуть щеки):

Вот худой — щёки упали,

По-видимому, ей не разрешали есть.

«Мячик» (надуть щеки, затем слегка ударить по ним кулаками):

Сначала надуйте воздушный шар

Затем выпустите воздух.

«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щеку):

Белка щелкает орехи

Серьезно, не торопитесь.

Мы отдыхаем языками

Влево, вправо, вбок.

Для языка (статические)

«Цыпленок» (рот открыт, язык расслаблен):

Дети хотят есть

Ждут маму, но не шумят.

Мать несет зерно

открой рот!

Бегемот (открыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу):

Гиппо открыл рот

Держи и закрывай.

«Чашка» (рот открыть широко, передний и боковой края приподнять, но не касаться зубов):

Мы любим пить крепкий чай,

Давай, дай мне чашку!

«Игла» (сильно вытянуть вперед свернутый в натянутую трубочку язык):

Мой язык как игла

Уходи, коли резко!

«Гриб» (открыть рот, приклеить язык к верхнему небу):

Гриб вырос на тонкой ножке,

Он не маленький и не большой.

Язык засосало

Несколько секунд — тишина!

Для языка (динамические)

«Смотри» (открыть рот, растянуть губы в улыбке. Тянуть языком поочередно к правому и левому уголкам губ):

Тик-так, так-так

Часы идут так.

«Качели» (напряженный язык тянется попеременно к носу и подбородку):

Над дубом, над елью

Мы катались на качелях.

«Спираль» (открыть рот, упереть кончик языка в нижние резцы, надавить на боковые края верхних коренных зубов. Выдвинуть широкий язык вперед, затем убрать его вглубь рта):

Спиральный язык

И кататься, как кошачья игрушка.

«Конь» (втянуть язык к небу, медленно и сильно щёлкнуть языком):

Я забавная лошадь

Темный, как шоколад.

Громко щелкни языком

Вы услышите звук клевера.

«Варенье» (облизать по кругу сначала верхнюю, потом нижнюю губу):

Мы ели сегодня

Вкусный джем,

А теперь по кругу

Мы облизываем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевок» (имитировать зевоту с закрытым и открытым ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):

Зеваю — налево, сонная головка.

Положу под спину мягкую перину,

Я положил подушку под ухо

Я закутываюсь в одеяло, я засыпаю с тобой.

«Имитация» (имитация стонов, урчания, свиста):

Почему ты плачешь, корова?

Может просто нездоровится?

Похоже, опухли бока!

И путь не из легких!

«Бурчание» (запрокидывает голову, имитирует бульканье):

Петю позвали в комнату,

Положил на кровать

Получил полоскание

полоскать.

Дал порошок от кашля

И после проверки роста и веса,

Завязывается на шее

Теплый компресс.

«Толстый хомяк» (выдох щеками с зажатым носом):

Рыжий хомяк хома настоящий толстяк,

Он держит кукурузу за щекой, жует ее и снова засыпает.

«Согласные» (медленно произносить звуки «к», «г», «т», «д»).

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком в домашних условиях

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком в домашних условиях

выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как они помогают сделать речь четкой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушением звукопроизношения такая гимнастика необходима. Индивидуальный комплекс упражнений лучше подобрать с логопедом. Это можно сделать на занятиях по развитию слуха и речи, а затем выполнить «домашнее задание», исходя из рекомендаций специалиста.

Скажи или держи при себе:

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Цель представленных ниже игр и упражнений – развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают научить детей слышать звуки в словах, различать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-с, с-ц, ц-ч, ш-ж, ч-у, с-ю, с-ф, l — r), выделите правильное слово в словосочетаниях.

Игры для детей от двух до четырех лет основаны на звукоподражаниях:

  • как плачет ребенок — ААА
  • как течет вода? — ССС»;
  • как воет волк? — УУУУ.

Еще одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает короткие обозначения гласных звуков — А, У, О, И в разном порядке, и дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится как минутка физической подготовки. Дети должны вскакивать и хлопать в ладоши, если в названном слове слышен данный звук (например, к).

Цель игры «Охотники» — развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться улавливать звуки. Он просит детей притвориться спящими (чтобы не «пугать звуком»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в череде других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии используется упражнение «Окно». Ребенка учат держать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребенок учится опускать корень языка и приближать язык к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и приблизить расслабленный язык к зубам. Удерживайте позицию, считая до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит за тем, чтобы губы малыша были растянуты, были видны зубы, опущен корень языка, симметрично расположен язык в полости рта.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л.О. Невропатология. — М.: Опплиснингстиден, 1982. — С.307-308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (учебное пособие, в 3-х томах). // Москва — Пермь. — 1998 год.
  • Попов С.Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Медицинские технологии в логопедии

Биологическая обратная связь – это уникальная медицинская технология 21 века. Он основан на использовании современного электронного оборудования. Методика дает возможность любому человеку научиться владеть своим телом и позволяет лечить следующие нарушения речи:

  • заикание;
  • речевое беспокойство;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • расстройства чтения.

В практике лечения речевых нарушений логопеды используют следующие виды арт-терапии:

  • музыкальная терапия;
  • физиотерапия;
  • приключенческая терапия;
  • мнемотехника;
  • творческая игровая терапия (песочная терапия).

Медицинские технологии, ориентированные на тело, используемые в логопедии, включают растяжку, упражнения на релаксацию и дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы проводят массаж мышц периферического речевого аппарата при нарушениях речи. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых для артикуляции звуков.

Пальчиковый массаж ладоней разноцветными шариками из камня, металла или стекла, массаж прищепками и другие входят в программу реабилитации больных с нарушениями речи. Если у вас дефект речи, звоните в Юсуповскую больницу.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям этого возраста понравятся занятия с разнообразными продуктами и предметами:

  • втянуть ртом спагетти или варенье в виде трубочки, губы сложить в трубочку;
  • приложите съедобную соломинку к верхней губе и вообразите усатого человека, подносящего ее к носу;
  • язык вытаскивают и кладут туда съедобную соломинку, причем ребенок должен держать ее как можно дольше, не отрывая от языка – как бы балансируя;
  • язык выгибают в чашечку и туда кладут леденец;
  • облизать леденец с разных сторон.

Языковая гимнастика с соломинкой

Картинки также используются для артикуляционной гимнастики в этом возрасте. Хотя это уже мальчики, которые могут выполнять упражнения осознанно, элементы игры выступают дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении язык и губы играют огромную роль. Способность удерживать органы речевого аппарата в правильном положении, а значит, и правильно произносить звуки, зависит от их подвижности, тренированности и гибкости.

Комплекс для развития мышц губ

  • «Улыбка». Необходимо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
  • «Улыбка зайчика» Ребенок может представить, что это кролик, грызущий передними зубами морковку. Затем пусть «кролик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее.
  • «Трубка». Губы вытянуты вперед дудочкой, как будто это хобот слона или дудка.
  • «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и выдвинуты вперед. Важно, чтобы были видны и верхние, и нижние резцы.
  • «Буря». Необходимо вдувать сильную струю выдыхаемого воздуха через трубку в стакан с водой. Устроить бурю».
  • «Художник». Держа губами карандаш, нужно «нарисовать» в воздухе круг или квадрат.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашка». Нужно широко открыть рот, максимально высунуть язык и наклонить его к себе так, чтобы он не касался зубов.
  • «Разочарование». Высуньте полностью расслабленный язык изо рта и задержите его на нижней губе.
  • «Стинг». Напряженный язык резко высовывается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбольный». С закрытым ртом упираться языком попеременно в правую и левую щеку, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высуньте язык и водите напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом необходимо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадь». Изобразите языком, как лошадь хлопает копытами.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Мясной хомячок». Втягивается полный рот воздуха, щеки надуваются и удерживаются в таком положении. Можно поочередно надувать правую и левую щеку.
  • «Голодный хомяк» Надо втянуть щеки. Сначала можно помочь ребенку руками.
  • «Разбитый мяч». Губы плотно сомкнуты, зубы открыты. Выдохнуть щеками. Затем вы поглаживаете их ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Подготовка к упражнениям

У человека в артикуляции участвуют три основных органа: язык, губы и нижняя челюсть. Мы систематически будем заниматься каждым из них. Также при произнесении некоторых звуков могут задействоваться мышцы щек, неба и шеи.

Прежде чем приступить к тренировкам, необходимо усвоить некоторые правила:

  1. Вы должны выполнять упражнения ежедневно. Или хотя бы делать это через день.
  2. Артикуляционную разминку для речевого аппарата лучше проводить перед зеркалом.
  3. Каждое упражнение следует повторять 5-7 раз.
  4. Не трогайте все сразу. На начальном этапе, когда вы научитесь правильно выполнять гимнастику, сделайте комплекс из 4-5 упражнений на каждый орган артикуляции. Затем постепенно добавляйте новые.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Чтобы тёрн принёс результат, важно соблюдать ряд правил.

  • Нельзя заставлять ребенка это делать. Он должен быть заинтересован. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, пригласив любимую игрушку на занятие и выполняя упражнения в игровой форме.
  • Обязательно хвалите ребенка за успехи.
  • Гимнастику не следует делать чаще 2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В уроке может быть 3-4 уже подготовленных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не нужно делать более 2-3 упражнений.
  • Необязательно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
  • упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть себя и движения губ и языка.
  • Взрослый должен стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или лицом к ребенку (если зеркало очень маленькое).
  • Сначала упражнение выполняет взрослый, а ребенок повторяет за ним. Затем ребенок делает это самостоятельно.
  • упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
  • Родитель проверяет правильность движений. При необходимости можно помочь малышу — например, отодвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • Артикуляционный комплекс должен содержать как динамические, так и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений нужно удерживать губы, язык или щеки в определенном положении на 5-10 счетов.

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать простейшие артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Детям будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язык или покажет подходящую картинку, при этом усердно выполняя упражнение.

Вы можете попробовать выполнить эти задания.

  • «Прятки». Язык надо показать (высохнуть как можно дальше), а потом спрятать. Повторите несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Буря».
  • «Варенье».
  • «Изгородь».
  • «Лошадь».
  • «Воздушный шар».
  • «Мясной хомячок».
  • «Дом». Рот ребенка «дом». Взрослый стучит ребенку по щеке («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «пока-пока» и рот закрывается.
  • «Воображаемый». Взрослый и младенец перед зеркалом начинают гримасничать – широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, высовывать язык и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но оно должно оставаться коротким по времени, и оно должно чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Шланг». Максимально вытяните напряженный и узкий язык, как будто из норки выползает змея.
  • «Блин».
  • «Маятник».
  • «Чистим зубы».
  • «Качать».
  • «Мясной хомячок».
  • «Голодный хомяк».
  • «Бегемот». Необходимо широко открыть рот и удержать в таком положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Тубули»

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

С нижней челюстью нужно работать очень осторожно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!

Медленно и размеренно выполняйте следующие упражнения:

  1. Кривляк. Опустить нижнюю челюсть к груди, высунуть язык к подбородку.
  2. Позволять. Надавите кулаком на челюсть снизу, стараясь при этом открыть ее и преодолеть сопротивление.
  3. Сильный мужчина. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к нему привязан груз и вам нужно его поднять. Напрягите мышцы и медленно закройте рот.
  4. Ужин. Имитация жевательных движений с открытым и закрытым ртом.
  5. Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
  6. Песня. Произносите гласные «а», «о», «у», «э», «ы», концентрируясь при этом на движениях челюсти.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста существует множество эффективных упражнений, которые подходят при нарушениях различного генеза. Так артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при использовании дополнительных средств. Например, упражнение «Вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или медом, чтобы ребенок пытался их слизать.

  • «Совок»: широко открыть рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язык и слегка приподнять кончик вверх. Упражнение направлено на произнесение шипящих звуков.
  • «Игла»: рот также широко открывается, а язык узкой полоской вытягивается изо рта.
  • «Чистка зубов»: снова очень открытый рот, только теперь язык движется по зубам, как будто это зубная щетка.

Время обучения — до 10 секунд.

Ведро практика

Тренировочная игла

Упражнение чистить зубы

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector