- Что такое психологический тренинг?
- Отличие тренинга от семинара
- Для чего нужны тренинги?
- Зачем он нужен
- Схожие формы обучения
- Каким должен быть хороший тренер
- Как проходит тренинг?
- Отличие от лекций и семинаров
- Как проходят тренинги
- Отличия тренингов от других форм обучения
- Особенности социально-психологических и тренингов личностного роста
- История появления термина
- Методы
- Ещё один вид психологического тренинга – это тренинг личностного роста
Что такое психологический тренинг?
Давайте зайдем в словарь и посмотрим определение самого понятия.
ТРЕНИРОВКА, -а, муж. (спец.). Система, план тренировок.
(Толковый словарь Ожегова. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. 1949-1992 гг.)
Обучение представляет собой интенсивный курс, сочетающий в себе короткие теоретические семинары и отработку практических навыков в сжатые сроки.
(психологический словарь)
Ключевые слова в этих определениях — «система» и «практическая разработка». Только в результате систематической практической отработки достигается ожидаемый результат.
Вы решаете, тренироваться или нет? Эффективность тренинга очевидна! Из того, что вам рассказали на лекции, вы усвоите только 10% информации. Из того, что вы тренировали на тренировках — 90%.
В психологическом тренинге результатом является формирование желаемого типа поведения (формируется способность действовать иначе, а не так, как вы привыкли), а также развитие личностных качеств. В этом принципиальное отличие от других форм обучения.
На лекции вы получаете знания, но сначала на тренинге у вас есть возможность «попробовать» новую форму поведения, отработать неиспользованные ранее реакции. Вы решаете, тренироваться или нет? Эффективность тренинга очевидна! Из того, что вам рассказали на лекции, вы усвоите только 10% информации. Из того, что вы тренировали на тренировках — 90%.
Отличие тренинга от семинара
Еще одной популярной формой обучения является семинар. Как и тренинг, он проводится профессионалом отрасли в течение нескольких дней и характеризуется активным взаимодействием с общественностью. Именно поэтому эти события часто отождествляются. Но как только вы почувствуете, что такое упражнение, путаницы больше никогда не будет. В чем разница:
- Взаимодействие с аудиторией во время семинара происходит в основном в форме оживленной дискуссии: ведущий инициирует дискуссию, либо участники заранее готовят доклады и отвечают на вопросы по ним. Обучение же предполагает прикладную деятельность аудитории: конкретный навык отрабатывается под чутким руководством тренера.
- Цель семинара – дать новые структурированные теоретические знания по конкретной теме. Обучение, с другой стороны, представляет собой интенсивное обучение актуальному навыку, который сразу же закрепляется на практике.
- Количество участников семинара не ограничено: все зависит от вместимости аудитории. Участие в тренинге возможно только с небольшой группой, потому что тренер должен учитывать каждого, чтобы тренинг был эффективным.
Для чего нужны тренинги?
Обучение, проводимое профессионалами, используется крупными компаниями для повышения квалификации своих сотрудников. Инвестиции в обучение сотрудников всегда окупаются повышенной эффективностью, а метод интенсивного группового обучения также играет роль сплочения коллектива. Это не значит, что стоит посещать тренировки только в составе рабочего коллектива — интересующий вас навык можно прокачать на общедоступных мероприятиях.
Каких результатов можно ожидать от визита? Вот основные цели тренинга:
- Получите или улучшите навыки. Каждый тренинг проводится для развития определенного навыка: это может быть обучение управлению коллективом, ораторскому мастерству или, например, работе с бухгалтерской программой.
- Сеть. С людьми, которые в свободное время предпочли тренировку мозга безделью, определенно есть о чем поговорить. Поэтому такие мероприятия — отличный шанс завести полезные знакомства среди единомышленников.
- Обратная связь. Взгляд на себя со стороны определяет адекватное самоощущение и видение своего дальнейшего развития, поэтому объективная обратная связь об успехах со стороны тренера и других учеников является очень важной и полезной частью обучения.
Зачем он нужен
Вы можете найти много дистанционного обучения в Интернете сегодня. То есть они не требуют личного присутствия пользователя, соответственно их эффективность сводится на нет. Если говорить о важности тренировок, то стоит анализировать только реальные групповые встречи, где важную роль играет личность тренера.
Рассмотрим основные преимущества данного формата обучения:
- каждый участник учебного процесса получает ценные навыки и информацию, а также практический опыт, который студенты получают от опытных тренеров;
- благодаря моделированию ситуаций студенты приобретают ценные навыки, которые впоследствии могут пригодиться в реальной жизни;
- значительно расширяется кругозор, появляются новые интересы;
- появляются новые ориентиры на жизнь, цели, которых вполне реально достичь;
- в рамках тренинга вы сможете завести ценные знакомства, поделиться опытом с другими и почерпнуть новые идеи, вдохновиться общением с единомышленниками;
- общение в рамках обучения позволяет обрести совершенно новую среду, избавиться от людей, негативно влияющих на развитие личности, «тянуть вниз»;
- грамотный тренер поможет разобраться во всех внутренних проблемах и решить их основательно;
- упражнения помогают отвлечься от серых будней и рабочей рутины;
- внешний вид поможет эффективно решить все накопившиеся проблемы;
- после прохождения большинства тренингов участники образовательного процесса получают сертификат, подтверждающий получение дополнительных навыков и информации, которые могут помочь в трудоустройстве и самореализации.
Самым большим преимуществом обучения является возможность моделировать разные ситуации, и учиться не на своих, а на чужих ошибках. Специальный комплекс упражнений в сочетании с ценной информацией и грамотной постановкой целей и задач помогает человеку избавиться от многих проблем и легко преодолеть все жизненные трудности.
Кроме того, данная форма обучения имеет существенное отличие от стандартных лекций. Разница заключается в обратной связи. Общение в группе позволяет измениться коллективно, и получить реакцию на изменения в глазах однокурсников. Участники тренировочного процесса также учатся выражать все эмоции, которые человек испытывает здесь и сейчас.
На эффективность обучения влияет личность тренера. Он является не только центральным персонажем, но и становится тем самым «рычагом», который мотивирует учеников и помогает собрать их энергию и направить в нужное русло. Компетентный тренер способен распознать, когда идет коллективная энергия, и предложить упражнения для повышения «морального духа».
Прежде чем записываться на тренинг, вы должны понимать, что группа – это единый живой организм, где каждый элемент влияет на работу других элементов. Несмотря на коллективные цели и задачи, в итоге каждый студент получает свой результат. Не стоит думать, что в обучении нуждаются только те, кто страдает от большого количества нерешенных проблем. Все без исключения нуждаются в дальнейшем развитии, так как оно способствует карьерному росту и дарит массу положительных впечатлений.
Схожие формы обучения
Не только обучение направлено на приобретение практических навыков. Вот некоторые из наиболее похожих типов упражнений:
- Курс. Вы посещали уроки английского в подростковом возрасте? Так что это тот же тренинг, только дольше по времени. Объем пройденного материала в обоих случаях будет одинаковым, но в курсах информация дается порционно, а в тренингах — сразу.Например, разговорные курсы могут длиться 15 занятий по 1 часу каждое, а соответствующее обучение будет проходить в течение 2 дней по 7,5 часов.
- Коучинг. Слово происходит от английского «coaching», что переводится как «обучение». Коучинг предназначен для персональных тренировок под руководством тренера (коуча), является наиболее эффективным способом приобретения знаний и навыков.Простыми словами, это тренировка для одного или двух человек. Если учеников больше, коучинг становится обучением.
Курсы чаще всего выбирают студенты, бизнесмены и предприниматели предпочитают обучение, а бизнес-менеджеры предпочитают коучинг.
Каким должен быть хороший тренер
Тренер — это мозговой центр мероприятия, перед которым стоит множество задач. От него зависит, насколько хорошо студент усвоит материал.
Среди основных задач тренера – умение:
- «Притормаживать» пассивных участников, тактично подтягивать активных;
- способствовать поднятию духа учащихся;
- уделять достаточное внимание всем участникам тренинга;
- объяснять материал доступным и простым языком, при необходимости помогать учащимся.
Как проходит тренинг?
Большинство таких мероприятий проходят в аудиториях с личным присутствием тренера и участников, но возможен и онлайн-формат обучения. Правила проведения занятий устанавливаются организаторами и зависят от предмета, задач и особенностей изучения и освоения предмета. Количество человек в группе не должно превышать 15 человек; для большего круга слушателей тренеру понадобится помощник. Часто участники получают раздаточные материалы или исследования на компьютерах организаторов.
Тренеры на таких мероприятиях в совершенстве владеют ораторским искусством, психологией, умеют заинтересовать и свободно владеют предметом. Тренировка ума слушателей, как и тела, хороша, когда прилагаются определенные усилия, поэтому участники вовлекаются в различные виды деятельности:
- делать упражнения;
- участвует в тематических играх;
- участвовать в живых дискуссиях;
- получить домашнее задание;
- смотреть и анализировать видео и презентации.
Отличие от лекций и семинаров
Часто под видом обучения людей заманивают на лекции и семинары (что это такое?), но все эти виды обучения имеют принципиальные отличия.
Лекции состоят исключительно из теоретического материала, тогда как семинары строятся на дискуссиях и обмене опытом между участниками.
Обучение направлено на достижение практических навыков, объем теоретического материала при этом не должен превышать 10-20%.
Как проходят тренинги
По форме осуществления классического обучения это групповые занятия в классе с количеством участников до 10-15 человек. Продолжительность обычно от 3 до 5 дней по 6-8 часов с перерывами.
Если говорить о структуре урока, то она выглядит примерно так:
- Мини-лекция, на которой участников знакомят с новой информацией.
- Наглядная демонстрация того, что было выражено в теоретической части.
- Практика, где участники делятся на группы и выполняют задания тренера и упражнения. Иногда мини-группы соревнуются друг с другом. Тогда происходит еще большее вовлечение участников в процесс.
- Обратная связь. Здесь участники делятся впечатлениями и рассказывают, что было легко, а что сложно. Действия каждого участника оцениваются тренером и самой командой. Задаются дополнительные вопросы.
В Интернете доступно множество онлайн-уроков. Их принцип примерно такой же, как и для обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести:
- экономия средств как для тренера, так и для участников;
- расширение потенциальной аудитории;
- комфортные условия.
Благодаря современным интернет-платформам онлайн-обучение также позволяет получить практические навыки, общаясь со всеми участниками. При этом основным преимуществом обучения как формы обучения является непосредственное физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя достичь дистанционным обучением.
Читайте также: Нуклеарная семья — что это такое
Отличия тренингов от других форм обучения
В чем еще отличие психологического тренинга и тренинга вообще от других форм тренинга?
Во-первых, используются различные виды деятельности, такие как дискуссия, групповое обсуждение, моделирование ситуации (ролевая игра), упражнения (психогимнастика), наблюдения и др. эти виды деятельности направлены на отработку новых форм поведения и получение обратной связи от групп-участников, как эта форма поведения воспринимается блуждать.
Разнообразный и веселый
Во-вторых, необходимо ввести правила работы в учебной группе.
Вот некоторые из них!
- Правило активности. Каждый стажер обязательно участвует во всех заданиях, он активно включается в процесс. Именно благодаря активному участию достигается осознание, закрепление нового поведения и вообще результат обучения. Поэтому группы на психологическом тренинге небольшие (5-12 человек).
- Правило творчества. Тренинг создает среду для генерации идей. Это правило направлено на разрушение стереотипов, сформировавшихся в нас в результате воспитания, обучения и жизненного опыта. Правило дает возможность экспериментировать и творчески подходить к решению жизненных ситуаций.
- Правило «грамотной» критики. Они не критикуют человека, а выражают свое отношение к действиям, которые совершает человек. Так что на тренинге участники учатся давать обратную связь, говорить о своих чувствах и лучше понимать других.
- правило «здесь и сейчас». Все, что происходит на тренировке, происходит в этом месте и в это время. Выражения типа «я склонен делать что-то по-другому» исключаются».
Это всего лишь пример правил, которые применяются в тренировочной группе. Их выбор во многом определяется целью психологического тренинга, самой группой и тренером.
Особенности социально-психологических и тренингов личностного роста
Среди психологических тренингов мы выделяем социально-психологические тренинги и тренинги личностного роста и оцениваем их более подробно.
Основное отличие от социально-психологического тренинга в том, что упор делается на развитие навыков межличностного общения, общения с людьми.
Корпоративное обучение помогает в карьере
Ниже приведены примеры задач, на решение которых направлен социально-психологический тренинг:
- Формирование умения договариваться или разрешать конфликтные ситуации.
- практикуйте эффективные техники общения.
- Приобретение умения взаимодействовать с партнером, работать в группе.
- Разработка стратегии личного общения. Например, для достижения определенной цели член группы должен сформировать умение «быть настойчивым», при этом наиболее привычной для него стратегией является стратегия «со всем соглашаться».
История появления термина
Одним из первых, кто использовал понятие «обучение», был Дейл Карнеги, американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал Dale Carnegie Training, который и по сей день предлагает занятия для развития навыков публичных выступлений и уверенности в себе.
Значительный вклад в образовательную форму обучения внес Курт Левин, немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году вместе с коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников и понял, что анализ собственного опыта в коллективе имеет наибольшую ценность.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Успешные результаты обучения в группах Левина легли в основу создания в США Национальной учебной лаборатории, где стали проводить обучение менеджеров, лидеров и даже политических лидеров.
В 1970-х годах в университетах Лейпцига и Йены под руководством Манфреда Форверга, философа и специалиста по психологии развития, был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть заключалась в использовании ролевых игр для развития коммуникативных навыков.
Методы
Приемы, приемы и приемы, наиболее часто используемые в тренировках:
- Групповая дискуссия. Это коллективное обсуждение любого вопроса, ситуации или задачи.
- Игра. Это может быть ролевая, дидактическая, творческая, деловая, имитационная, организационная и так далее
- Мозговой штурм. Сначала участникам предлагается высказать все имеющиеся идеи, в том числе самые удивительные, после чего отбираются самые удачные для воплощения в жизнь.
- Проективное рисование. Во время него участники могут выразить свои переживания на бумаге или выполнить конкретные задания, нарисовать отдельные картинки или поработать на общем листе.
- Практика медитации. Как правило, приемы визуализации используются для замены внутренних негативных установок на позитивные.
Ещё один вид психологического тренинга – это тренинг личностного роста
Личностный рост
Основная задача данного вида тренинга – дать возможность каждому участнику осознать свои негативные установки, внутренние убеждения, которые мешают его развитию, достижению жизненных целей и создают трудности в общении с окружающими. Тренинги личностного роста позволяют взглянуть на свою проблему с другой стороны. Основные задачи:
- Осознание и изменение негативных установок.
- Управляйте собственными страхами и тревогами.
- Определение собственного пути движения к гармонизации жизни.
- Коррекция жизненных целей и ценностей.
Центральным правилом тренинга личностного роста является правило «конфиденциальности». Все, что происходит в группе, должно оставаться в группе. Введение такого правила позволяет участникам доверять друг другу, если честно. Это очень важно для более глубокого понимания глубинных причин их жизненных проблем и изменившихся установок.