Тесты на эмоциональный интеллект: 10+ самых точных методик

Саморазвитие
Содержание
  1. Тест на эмоциональный интеллект Николаса Холла
  2. Проблема измерения
  3. Тест EQ на платформе Викиум
  4. Тест эмоционального интеллекта ЭмИн Д. В. Люсина
  5. Детальный тест на EQ
  6. Способы развития эмоционального интеллекта
  7. 1. Самосознание
  8. 2. Думайте о других
  9. 3. Найдите методы саморегуляции
  10. 4. Научитесь использовать «Я-послания»
  11. Тест Пола Экмана на определение эмоций по микровыражениям
  12. Тест на определение EQ Дэниела Гоулмана
  13. Тест на эмоциональный интеллект Дж. Саловея и Д. Карузо
  14. Тест на определение эмоций по видео
  15. Методика Дэвида Райбака на определение уровня эмоционального интеллекта для руководителей
  16. Анализ EQ подростка
  17. 14. Опросник ЭИ Шабанова и Алешиной
  18. Эмоциональный интеллект: советы из книги Дэниела Гоулмана
  19. Внутренний диалог
  20. Эмпатия
  21. Позитивное мышление
  22. Курс
  23. EQ vs IQ: что важнее
  24. Общее понимание эмоционального интеллекта
  25. Тест “Как хорошо вы определяете чувства ребенка”
  26. Наиболее известные в России методики для измерения эмоционального интеллекта
  27. Тест Холла
  28. Тест самоотчёта
  29. Эмоциональный IQ
  30. Тест Люсина
  31. Тест Мейера-Сэловея-Карузо
  32. 8. Опросник для диагностики эмоционального интеллекта

Тест на эмоциональный интеллект Николаса Холла

Методика помогает определить степень владения своими эмоциями и умение использовать их в повседневной жизни. Испытуемому предлагается 30 утверждений, им предстоит попробовать свои силы и оценить, насколько они соответствуют действительности. На выбор предлагается 6 вариантов ответа: от «полностью согласен» до «полностью не согласен”.

Тест оценивает EQ по 5 шкалам:

  1. Эмоциональное осознание — это способность правильно распознавать и классифицировать свои чувства.
  2. Самомотивация – это способность влиять на свое поведение.
  3. Управление собственными эмоциями – самообладание, психологическая гибкость.
  4. Эмпатия – это способность считывать чужие чувства по внешним проявлениям, сопереживать другим людям, а также предсказывать их реакции.
  5. Управление эмоциями других — способность влиять на эмоциональное состояние окружающих.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Достоверность результатов во многом зависит от степени искренности к испытуемому и адекватности самовосприятия. Поэтому я не рекомендую полагаться исключительно на эту методику.

Проблема измерения

Таким образом, можно выделить два основных подхода к измерению ЭИ. Вокруг них в современной литературе идут ожесточенные дискуссии. Критики использования «объективных» тестов, состоящих из заданий с одним правильным ответом, аналогичных традиционным тестам интеллекта, указывают, что основная трудность при таком подходе заключается в отсутствии убедительной основы для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно сказать, какие эмоции испытывает персонаж рассказа или человек, изображенный на фотографии?

Для ответа на вопросы такого типа предлагается использовать следующие подходы: — оценки экспертов (но многие авторы считают, что нет убедительного критерия выбора экспертов в этой области), — оценки большинства субъектов (но это противоречит самой представление о тестах интеллекта и способностей, особенно если речь идет о сложных задачах, с которыми справится меньшая часть выборки) — восприятие разработчиков тестовых заданий, например, актеров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художники, создающие картины с определенными эмоциями (но сомнительно, что актеры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, велика вероятность их преувеличения и стереотипизации, что снижает экологическую валидность тестового материала).

Проблема выбора правильного ответа остается нерешенной, а разные способы ее решения на материале в одном и том же тесте часто дают плохо согласующиеся друг с другом результаты.

Еще одним методологическим подходом к измерению ЭИ является использование анкет. Его основным недостатком является зависимость от самоотчетов, что противоречит попытке измерить ЭИ как один из типов интеллектуальных способностей. Одна из проблем с использованием опросников EI заключается в том, что они, как правило, слабо коррелируют с тестами интеллекта и гораздо более тесно связаны с личностными опросниками.

В связи с этим критики предположили, что опросники EI измеряют не более чем комбинацию личностных черт. Более подробный анализ психометрических свойств методов, представляющих эти два подхода к измерению ЭИ, показывает, что они слабо коррелируют друг с другом, а характеры их корреляции с методами измерения других конструктов недостаточно совпадают. Следовательно, можно предположить, что эти два типа методов измеряют либо вообще совершенно разные конструкты, либо, в лучшем случае, разные аспекты ЭИ. Представляется, что в сложившейся ситуации оптимально использовать одновременно разные методические подходы в практической и исследовательской работе по оценке ЭИ.

Тест EQ на платформе Викиум

Этот тест, в отличие от предыдущей методики, не заставит вас копаться в себе. Все, что вам нужно сделать, это посмотреть на фотографии людей и выбрать из списка эмоции, которые им соответствуют. Всего их 7: удивление, гнев, радость, отвращение, страх, презрение, печаль.

Метод оценивает способность читать эмоции других людей. Люди, у которых она хорошо развита, способны деликатно и гибко общаться, в отличие от бесчувственных людей. Электронный тест покажет, насколько правильно вы определили эмоции, выделив самые проблемные из них.

Тест эмоционального интеллекта ЭмИн Д. В. Люсина

Методика разработана нашим домашним психологом на основе собственных исследований. Предназначен для детей от 13 лет и старше. Он позволяет оценить 2 показателя: межличностный и внутриличностный интеллект. Первая отвечает за умение ориентироваться в эмоциях других: предвосхищать их, направлять в нужное русло, сопереживать и даже манипулировать ими в своих целях.

Второй показатель отражает способность человека контролировать собственные эмоции, то есть ограничивать проявление нежелательного и вызывать желаемое. Эти два типа интеллекта тесно связаны, поэтому высокие баллы по одной шкале часто сопровождаются высокими баллами по другой.

Всего в тесте 46 утверждений, с которыми вы должны согласиться или не согласиться, и опять же, вам предстоит оценить собственные способности, что накладывает отпечаток на результаты. Например, даже мне, дипломированному психологу, было сложно оценить утверждение «Я легко понимаю мимику и движения других людей”.

Детальный тест на EQ

Техника была разработана лабораторией исследования индивидуальных различий. Он основан на исследовании профессора Университетского колледжа Лондона К. Петридиса. Он помогает оценить 15 компонентов эмоционального интеллекта, включая адаптивность, социальную ответственность, саморегуляцию, эмпатию, стрессоустойчивость, самомотивацию и другие.

Испытуемому предлагается 60 утверждений, с которыми необходимо согласиться или опровергнуть. Ответив на все задания, вы получите результат. К сожалению, не так подробно, как хотелось бы. Вы увидите, как вы разработали каждый компонент в процентах. И чем ближе показатель к сотне, тем лучше. А также вы получите оценку состояния эмоциональной сферы в целом.

Читайте также: Кто такой нутрициолог простыми словами, чем занимается и как им стать

Способы развития эмоционального интеллекта

диагностика эмоционального интеллекта

1. Самосознание

Время от времени задавайте себе вопрос: что происходит сейчас? Где я, что я делаю, что я чувствую физически и эмоционально, о чем я думаю?

Да, это может звучать глупо, но так же, как невозможно развить мышцы, не используя их, невозможно развить эмоциональный интеллект, не используя их. И идентификация собственных чувств является одной из основных функций эмоционального интеллекта. Кстати, эта практика вообще очень полезна: она помогает в борьбе с тревогой, помогает заземлиться, понять, что вы «здесь и сейчас», а не в тревожных мыслях о будущем или болезненных воспоминаниях о прошлом.

Если будут проблемы с выбором слов — не переживайте. Попробуйте оценить свое физическое и эмоциональное состояние по шкале от 1 до 10 (каждое состояние — это отдельная шкала, например, эмоциональное состояние — 3/10, физическое состояние — 8/10) и действуйте по ней.

  • Если эмоциональное состояние ниже среднего (0-5 баллов), а также физическое состояние, вы подавлены, устали, вам нужен отдых. Попробуйте организовать его сами, или займитесь несложной работой.
  • Эмоционально выше среднего, но физически ниже среднего – займитесь чем-то, что не потребует больших усилий, но будет полезным или приятным, например, прочитать информацию о работе.
  • Эмоционально ниже среднего, физически выше среднего. Попробуйте перенаправить негативные эмоции на работу.
  • Эмоциональное и физическое состояние выше среднего — отлично, вы в хорошей форме, можете заниматься чем угодно и быть продуктивным и мотивированным.

Книга Mindfulness может помочь с этой проблемой. Как обрести гармонию в нашем безумном мире» Марка Уильямса и Дэнни Пенмана (Марк Уильямс и Дэнни Пенман, «Осознанность: Практическое руководство по обретению мира в безумном мире”)

2. Думайте о других

Нет, я не имею в виду благотворительность. Попробуйте распознать чувства других людей по их мимике, жестам, спросите себя: интересно, что он чувствует? Что вызвало его чувства? Что заставило его сказать это? Он искренен, когда говорит это? Что он думает?

В этом может помочь профилирование. Это сама по себе ненаучная дисциплина, но профилирующие материалы могут показать вам, что — какие жесты, движения лица, позы — нужно знать и как их идентифицировать.

просмотр фильмов и анализ пьес также могут помочь.

Книга о профайлинге: «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь.» Пол Экман, «Раскрытие эмоций. Распознавайте лица и эмоции, чтобы улучшить общение и эмоциональную жизнь”).

3. Найдите методы саморегуляции

Это можно сделать в виде упражнения. Вот что вам нужно сделать:

  • Проанализируйте свое поведение, чтобы понять, какие негативные эмоции наиболее характерны для вас и отравляют вам жизнь (например, вы вспыльчивы, или склонны расстраиваться по пустякам, или излишне тревожны);
  • Проанализируйте, как вы обычно выражаете эти чувства (кричите на близких, замыкаетесь в себе и не позволяете себе помочь, нервничаете и курите подряд);
  • И напишите здоровые способы выразить эти чувства. Например: если я вспыхиваю, я бью подушку. Если я расстроюсь, я позвоню подруге и скажу ей, что меня расстроило. Если я чувствую тревогу, я раскрашиваю картинки, чтобы успокоиться или помедитировать.

Эмоции можно и нужно выражать. Но делать это нужно здоровым, экологически чистым способом, не нанося вреда ни себе, ни другим.

Обратите внимание, что эти статьи могут быть вам интересны:

  • Что такое психологический возраст и как он определяется + тесты
  • Как реагировать на критику — 14 способов (примеры), советы психологов
  • Что значит быть добрым — 18 способов быть добрее (и примеры)
  • Все, что вы думаете и чувствуете, принадлежит вам?
  • Как стать сильным и уверенным в себе человеком — Полный план и советы психолога

4. Научитесь использовать «Я-послания»

Возможно, вы уже слышали об этом. Суть «я-сообщений» в том, что вы говорите о своих чувствах, а не обвиняете в них собеседника. Говори за себя, но не за него.

Не «Ты всегда опаздываешь, насколько это возможно!», а «Я очень расстроен, что ты опоздал, потому что кажется, что встреча со мной для тебя не важна, а я ждал тебя полчаса в холодно. Я бы хотел, чтобы ты больше не опаздывал. Что мы можем с этим поделать?» Преимущества «я сообщений»:

  • Вы не оскорбляете собеседника, а выносите вопрос на обсуждение и проявляете готовность к общению, а значит, высоки шансы на конструктивное решение конфликта;
  • «Я-сообщения» заставляют вас остановиться, сделать паузу и подумать о том, что вы чувствуете, и правильно сформулировать это. Что, в свою очередь, развивает осознанность и способность отражать свои чувства.

Структура «Я-сообщений»:

  • Я чувствую… (такой-то)
  • Потому что… (это случилось)
  • Я хотел бы… (как вы хотели бы, чтобы это было идеально)
  • Что мы/я можем с этим сделать?

Кстати, эту формулу можно использовать и в первом упражнении.

Тест Пола Экмана на определение эмоций по микровыражениям

Еще одна бесплатная методика, где диагностика проводится по фотографиям. Его разработал американский исследователь Пол Экман, специалист в области эмоций, специалист по детекции лжи. Кстати, модель — дочь Павла. Вы увидите ее в серии из 39 фотографий. Эмоциям присвоено 7: гнев, презрение, печаль, отвращение, радость, страх, удивление. Для каждой картинки нужно выбрать правильную.

После ввода ответов вы узнаете, какие эмоции вы хорошо распознаете, а какие нет.

Тест на определение EQ Дэниела Гоулмана

У американского психолога Дэниела Гоулмана есть свой, отличный от других, взгляд на измерение EQ. В своей методике он не использует прямые вопросы в лоб, а предлагает испытуемому попробовать одну из 10 ситуаций и попытаться предсказать свои действия.

Ситуации самые разные: плохая оценка в школе, неожиданная тряска в самолете, ссора с любимым человеком… В каждой из них есть 4 варианта поведения на выбор. Однако для меня остается загадкой, как автор интерпретирует выбор сюжета.

Тест на эмоциональный интеллект Дж. Саловея и Д. Карузо

Это, пожалуй, самый надежный метод на сегодняшний день. Он позволяет оценить 4 компонента эмоционального интеллекта:

  • способность воспринимать и выражать эмоции;
  • способность использовать эмоции для повышения производительности;
  • способность понимать и анализировать эмоции;
  • умение управлять своими эмоциями.

По каждому компоненту рассчитываются 2 части заданий. Среди них, например, определение эмоций по картинке, оценка эмоциональной окраски описываемой ситуации, прогнозирование эмоций. Есть и очень необычные и интересные задания, например описать цвет и вкус определенного чувства.

Переход займет не менее часа. Но вы получите подробное и правдивое описание. Эта техника мне понравилась больше всех остальных. Проходить его интересно, нет слишком простых вопросов, разнообразие заданий и точные результаты.

Тест на определение эмоций по видео

Мы уже проверили вашу способность распознавать эмоции на картинке. Теперь давайте посмотрим, как вы можете идентифицировать те же эмоции в видео. Сначала нужно посмотреть нейтральное видео, а затем 7 коротких роликов, в каждом из которых актер изображает определенную эмоцию. После просмотра заполняйте ответы и моментально получайте результат.

Методика Дэвида Райбака на определение уровня эмоционального интеллекта для руководителей

Человек, занимающий руководящую должность, как никто другой, должен уметь находить общий язык с людьми. А при низком уровне эквалайзера это практически невозможно.

Автор книги «Как использовать эмоциональный интеллект на работе» разработал собственную методику специально для менеджеров. Если вы относитесь к этой категории, обязательно используйте ее. Вас ждут 60 вопросов с ответами типа «всегда», «обычно», «иногда», «редко», «никогда». Ответив на все вопросы, вы получите подробную оценку своей эмоциональной сферы и рекомендации по стилю руководства.

Анализ EQ подростка

Тест создан для самой эмоционально неустойчивой социальной группы. В подростковом возрасте все события переживаются наиболее остро. Если в это время не заложен фундамент для формирования здоровой эмоциональной сферы, человек может столкнуться с серьезными психологическими проблемами в будущем.

Методика состоит из 20 вопросов, разделенных на 3 темы: реакции, ответственность, ситуации. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа. За каждый ответ дается определенное количество баллов. В конце вы должны сложить все баллы и посмотреть, в какой диапазон попало число.

14. Опросник ЭИ Шабанова и Алешиной

Этот тест подходит для детей, воспитателей дошкольных учреждений и школ. Здесь 32 вопроса, они позволяют узнать, какие навыки ЭИ у вас «на высоте», а над какими еще нужно поработать. Каждое утверждение оценивается по шкале от 1 до 10. Если вы выбираете число до 5, вы согласны с первым утверждением. Но если вам от 6 до 10, вам нравится второе утверждение.

Тест когнитивных способностей Wikium — диагностическая программа для оценки функционирования когнитивных функций (внимания, памяти, мышления) и составления психологического профиля человека.

Что вы получите от теста:

  1. Карточка личного профиля с показателями когнитивных способностей и личностными чертами.
  2. Узнайте свои сильные и слабые стороны в различных когнитивных областях, а также черты характера.
  3. Поймите, с чем связана ваша продуктивность в определенных видах деятельности и что нужно сделать для ее повышения.

Тестирование включает в себя комплексную диагностику (когнитивный профиль):

  • концентрация и изменение внимания;
  • вербальная и невербальная логика;
  • наглядно-образное мышление;
  • словесно-логическая память;
  • кратковременная и долговременная память.

Вы определяете (профиль личности):

  • тип мышления и уровень креативности;
  • ведущий стиль деятельности;
  • способность к саморегуляции;
  • тип личности со всеми его особенностями.

Подходит для широкого круга пользователей: подростков старше 14 лет, взрослых и пожилых людей.

Для прохождения не нужны специальные знания, испытание проходит в игровой и тестовой форме.

Продолжительность: 30–40 мин.

Цена: 990 руб.

Кто такие Викиумы и чем они хороши, вы можете прочитать в нашем специальном обзоре.

Эмоциональный интеллект: советы из книги Дэниела Гоулмана

Термин «эмоциональный интеллект» стал широко известен после публикации книги американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может иметь большее значение, чем IQ.» В нем Гоулман описывает несколько способов развития EQ.

Внутренний диалог

Представьте, что ваш близкий друг рассказывает о своих семейных проблемах всем, кроме вас. Если эта мысль беспокоит вас, поговорите с собой. Задайте вопрос: «Почему меня это беспокоит?» — и ответь на него.

Как только вы определили причину своих эмоций, вам нужно облегчить их. Скажите себе: «Я могу чувствовать себя отвергнутым, но, может быть, мой друг просто не хотел отвлекать меня от моей работы и моих проблем». Так вы научитесь анализировать свои чувства и научитесь лучше понимать себя: что вас огорчает, что радует, что обижает и так далее. Следующий шаг – научиться говорить о своих чувствах, не обижая собеседника.

Эмпатия

Чтобы лучше понимать эмоции других людей, научитесь анализировать язык тела другого человека. Язык тела выражает эмоции и вызывает их. Например, если вы заметили, что другой человек принял напряженную позу и сжался, подумайте об обстоятельствах, при которых вы сами приняли такую ​​позу. Это поможет вам понять, что чувствует другой человек.

«Взаимопонимание, это основа заботы, возникает в результате эмоционального выравнивания, благодаря умению сопереживать», — говорит Дэниел Гоулман.

Позитивное мышление

Чтобы повысить самомотивацию и добиться успеха, начните мыслить позитивно. Скажите себе: «Люди, которые верят, что могут изменить причины своих неудач, не сдаются легко. Они не перестают действовать, потому что уверены, что от этого напрямую зависит их успех. Поэтому, если вы хотите достичь цели, то отгоните от себя плохие мысли.

Курс

Вы научитесь управлять командами, распознавать эмоции коллег и выступать на публике. Вы узнаете, как не терять продуктивность в стрессовых ситуациях, лучше справляться с работой и чувствовать себя увереннее.

EQ vs IQ: что важнее

Американский психолог и соавтор одного из терминов эмоционального интеллекта Дэвид Карузо считает, что эмоциональный интеллект не является противоположностью умственного интеллекта:

«Это не торжество сердца над головой — это единственный способ скрестить и то, и другое».

Нельзя сравнивать EQ и IQ по отдельности — каждый очень важен. Развивая равные умственные и социальные навыки, человек реализует свой потенциал. Это значит, что он учится влиять на свою жизнь, других людей и мир в целом.

Общее понимание эмоционального интеллекта

Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Эта концепция приобрела заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками более целостно оценить адаптационные возможности человека через его способность к эмоциональному взаимодействию с окружающими, так и со способностью прогнозировать успешность поведения в различных видах социальной деятельности.

Первоначально термин «эмоциональный интеллект» ассоциировался с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблем социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Но на современном этапе изучение эмоционального интеллекта является вполне самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д. В. Ушакова о том, что эмоциональный интеллект, хотя и тесно связан с социальным интеллектом, имеет свои особенности. Следовательно, эти две конструкции можно представить как перекрывающиеся области.

Выход в свет в 1995 г книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» принес популярность взгляду на эмоции как на область интеллекта. Впервые термин «эмоциональный интеллект» был введен в психологию Д. Мейером и П. Саловеем. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, усваивать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои и чужие эмоции.

В 1990 году они разработали одну из первых и самых известных моделей этой конструкции. В то же время они начали разрабатывать методику изучения эмоционального интеллекта. Со временем на основе полученных данных они доработали и усовершенствовали теоретическую модель. Методология также менялась, пока в 2002 году не был создан MSCEIT V2.0 (тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо), стандартизированный тест для измерения эмоционального интеллекта. Работа по изучению эмоционального интеллекта в рамках теории Мейера, Саловея и Карузо активно продолжается и сейчас в Йельском университете под руководством Питера Саловея.

Ричард Робертс, Джеральд Мэтьюз, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основные модели этого конструкта, на основе которых предлагаются методы исследования. Смешанные модели эмоционального интеллекта трактуют его как сложное психическое образование, имеющее как когнитивную, так и личностную природу. Когнитивные, личностные и мотивационные черты включены в эти модели, что делает их тесно связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в этом подходе отличаются только набором включенных личностных черт.

Прямое измерение эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчетах, как и в обычных личностных опросниках. Например, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i (Bar-On Emotional Quotient Inventory) он также включает шкалы адаптации, управления стрессом и общего настроения.

Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэтьюз, М. Зайднер и Д. Лусин, каждый из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта имеет свои сильные и слабые стороны, которые наиболее ярко проявляются в предлагаемых методах исследования. Так, например, при оценке методов, основанных на смешанных моделях, возникает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие корреляции между шкалами методик эмоционального интеллекта и шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что эти методики измеряют разные аспекты эмоционального интеллекта.

Еще более вероятно, что эти меры измеряют только индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Связан ли эмоциональный интеллект с интеллектом как общей когнитивной способностью? Этот вопрос обсуждался в работах Мейера и Саловея, в работах Г. Гарднера и, применительно к социальному интеллекту, в работе Д. Ушакова. Мейер и Саловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Аналогичное решение предлагает и Ушаков, считая, что «социальный интеллект выравнивается с другими видами интеллекта, формируя вместе с ними способности к высшему типу познавательной деятельности — обобщенному и опосредованному».

Гарднер предлагает ряд интеллектов. Но здесь уместно вспомнить о существующих представлениях о связи творчества и интеллекта, точнее психометрического интеллекта, который лишь измеряет когнитивные способности, заложенные в тестовую модель. Как известно, связь между интеллектом и креативностью носит пороговый характер. До определенного значения (средние значения) креативность тесно связана с IQ, далее она не зависит от роста интеллектуальных способностей (при очень высоких IQ креативность может оставаться на очень средних значениях). Такое же отношение мы наблюдаем при изучении модели ментального – способности понимать ментальные состояния свои и чужие. Средний уровень интеллекта необходим, но недостаточен для развития этой способности, что особенно ярко проявляется при изучении аутистов со средним и выше среднего интеллектом.

Методы, основанные на моделях способностей, имеют хорошую критериальную достоверность и измеряют некоторые конструкции, которые отличаются от всех способностей и личностных факторов, уже идентифицированных в психологии. Однако остается неясным, как эмоциональный интеллект коррелирует с этими уже идентифицированными конструктами. Большой вопрос вызывает и скоринг, так как в подавляющем большинстве методов он основан на консенсусе и экспертных суждениях, что не исключает соблюдения социальных норм. Однако такое совпадение характерно и для разработки других тестов, в том числе тестов интеллектуальных способностей.

Не менее интересна идентификация конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единым методом. Р. Робертс, Дж. Мэтьюз, М. Зайднер и Д. Лусин предлагают набор таких конструктов в отношении роли эмоционального интеллекта в приспособлении и приводят перечень методов и индивидуальных шкал для их измерения. К ним относятся такие конструкты, как темперамент, обработка информации, уверенность в своей эмоциональной компетентности, а также эмоциональные знания и навыки.

Тест “Как хорошо вы определяете чувства ребенка”

Дети и взрослые словно существуют в двух разных мирах, между которыми пропасть. Иногда им бывает очень трудно прийти к пониманию. Ответственность за это, естественно, лежит на тех, кто старше, мудрее и опытнее.

Методика помогает определить, насколько хорошо вы распознаете, интерпретируете и оцениваете чувства ребенка, насколько хорошо вы на них реагируете. Вас спросят о 5 ситуациях, из которых нужно найти правильный выход. В конце каждая ситуация оценивается подробно и даются правильные ответы. Так что тест выполняет не только диагностическую функцию, но и функцию обучения.

Наиболее известные в России методики для измерения эмоционального интеллекта

В настоящее время известны следующие методы измерения эмоционального интеллекта:

Тест Холла

Наибольшее распространение получил метод М. Холла, который был введен Е. П. Ильиным. Он почти идентичен методологии EQ. Методика состоит из 30 утверждений, разделенных на 5 шкал:

  1. эмоциональное осознание,
  2. справиться со своими эмоциями
  3. самомотивация,
  4. сочувствие,
  5. узнавать чувства других людей.

Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от -3 — «полностью не согласен» до +3 — «полностью согласен». Однако И.Н. Андреева, описывая этот опросник, отмечает некоторое несоответствие между смысловой нагрузкой и названием шкал. Управление своими эмоциями она рассматривает как эмоциональную гибкость, самомотивацию — как произвольное управление своими эмоциями, распознавание чужих эмоций — как способность влиять на эмоциональное состояние других людей. Также стоит отметить отсутствие информации о психометрии данного теста, как при его создании, так и при переводе. Это лишает нас права считать данную методику адекватным и достоверным средством измерения эмоционального интеллекта. С этой точки зрения удивительно широкое распространение.

Тест самоотчёта

Методология Самоотчетного теста эмоционального интеллекта (SREIT), разработанного на основе ранней модели Дж. Мейера и П. Саловея. Шутте и его коллеги (Schutte et al., 1998). Он состоит из 33 утверждений, разделенных на 3 шкалы:

  1. оценка и выражение чувств;
  2. регулирование эмоций;
  3. использовать эмоции в решении проблем.

Ответы даны по 5-бальной шкале: от 1 — «это совсем не обо мне» до 5 — «это точно обо мне». Баллы по шкалам получаются путем суммирования баллов, полученных с помощью ключей. Этот опросник показал при разработке достаточно хорошие психометрические параметры: внутреннюю надежность (α Кронбаха = 0,90), ретестовую надежность на уровне 0,78 и очевидную дискриминантную валидность. Единственным недостатком этой методики является ее неопределенность относительно социально желательных ответов испытуемых. Нигде нет данных о результативности психометрии после перевода методики на русский язык и адаптации к русскоязычной выборке. Однако несомненным преимуществом этой методики является простота использования и обработки.

Эмоциональный IQ

EmIQ-2 – техника российского производства. Работа над тестом началась в 2004 году. Первоначальный вариант теста («Эмоциональный интеллект-1») создан Е. А. Орел на основе западных исследований по этой теме. Дальнейшая разработка теста «Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась Одинцовой В.В под научным руководством Шмелева А.Г. Практическая версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы по шести шкалам:

  1. суммарный балл (общий балл по всем шкалам);
  2. самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои чувства, способность выстраивать определенную «психологическую защиту» от проблем);
  3. самоконтроль (шкала отражает внутреннюю мотивацию респондента, самодисциплину, настойчивость в достижении цели);
  4. выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и реагировать на проявления эмоций других людей);
  5. социальная чувствительность (шкала отражает способность респондента правильно понимать и оценивать мотивы поведения окружающих его людей и адекватно реагировать на них на основе этого понимания);
  6. самооценка чувствительности (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чувствительности, проницательности, понимания мотивов поведения других людей).

Стандартизация существующей версии методики проводилась на широкой выборке добровольцев, которые выполняли интернет-версию методики в ее исследовательской версии на сайте HR-лаборатории «Гуманитарные технологии» (более 600 протоколов).

Стоит отметить большую практическую направленность этой методики. В качестве сферы применения рассматриваются психодиагностические исследования личности взрослых для выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного диагностического инструмента при отборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общение (менеджеры, менеджеры по продажам, бизнесмены, тренеры и т.д.).

Тест Люсина

Тест EmIn Д. Лусина основан на собственной авторской модели эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект определяется как способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. И способность понимать, и способность справляться с эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных познавательных процессов и умений, но должны быть связаны друг с другом. Правда, определение, предложенное Д. Люсиным, отражает модель Г. Гарднера, считавшего эмоциональный интеллект частью социального интеллекта. Личностный интеллект подразделяется на межличностный и внутриличностный, который предполагает знания о себе и других.

На основе этой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые сгруппированы по 6 факторам:

  1. Межличностный эмоциональный интеллект:
    1. Масштаб М1. Интуитивное понимание чувств других людей,
    2. Масштаб М2. Понимать чувства других людей через выражение,
    3. Шкала МЗ. Общая способность понимать чувства других людей.
  2. Внутриличностный эмоциональный интеллект:
    1. Масштаб В1. Осознание своих эмоций
    2. Шкала В2. Управляйте своими эмоциями
    3. Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.

Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, по мнению автора, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкцию не включаются личностные характеристики, являющиеся коррелятами способности понимать эмоции и управлять ими. Допускается вводить только такие личностные характеристики, которые более или менее непосредственно влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Однако данную методику нельзя отнести к моделям способностей в силу того, что она представляет собой анкету, основанную на самоотчете.

Работа по стандартизации и изучению психометрических показателей этого теста продолжается, поэтому оценить надежность и валидность данной методики сложно. Параллельно Д. Люсин работает над созданием новой версии теста, в который будет входить шкала, измеряющая способность справляться с чужими эмоциями, содержание шкал будет уточняться для повышения достоверности, а данные будут собираться для проверить достоверность анкеты.

Тест Мейера-Сэловея-Карузо

В 1990 г. П. Саловей и Дж. Мейер предложили собственную модель эмоционального интеллекта, опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как совокупности навыков, связанных с точной оценкой собственных и чужих эмоций, а также выражением своих эмоций, использованием эмоций и эффективной регуляцией своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей:

  1. Оценка и выражение чувств:
    1. Оцените и выразите свои чувства:
      1. Вербальный
      2. Не вербальный
    2. Оценка чувств других:
      1. Невербальное восприятие
      2. Сочувствие
  2. Эмоциональная регуляция:
    1. Их
    2. Инопланетяне
  3. Использование эмоций в мышлении и деятельности:
    1. Глобальное планирование
    2. Креативное мышление
    3. Перенаправление внимания
    4. Мотивация

К 1997 году Джон Мейер и Питер Саловей улучшили и расширили свою модель эмоционального интеллекта. В пересмотренной модели новый акцент был сделан на когнитивном компоненте эмоционального интеллекта, связанном с обработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом. В свете этих изменений новое определение получило и понятие эмоционального интеллекта — как способность обрабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию как основу для думать и принимать решения:

Эмоциональный Интеллект Структура.png

8. Опросник для диагностики эмоционального интеллекта

Он содержит 42 вопроса об эмоциональном интеллекте, не относится к психодиагностическим методам, но дает исчерпывающую информацию о вашем уровне ЭИ. На каждое утверждение есть 4 ответа, вы выбираете тот, который подходит вам больше всего.

Вопросы разного характера в основном связаны не с жизненными ситуациями, а с вашими ощущениями. Вы получаете результаты, когда нажимаете на кнопку в конце вопросов.

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector