- Что такое способности?
- Какие виды способностей бывают?
- Также, способности человека бывают таких видов:
- Примеры разных способностей
- Формирование способностей
- Деятельность, направленная на развитие способностей
- Почему нужно развивать способности, а не навыки
- Творческие способности личности
- Коммуникативные способности личности
- Происхождение способностей
- Уровни
- Классификация способностей человека: виды и типы
- Другие виды способностей
- Социальные способности личности
- Особенности специфических способностей человека
- Как развить потенциальные задатки
- Профессиональные способности личности
Что такое способности?
Способности — это черты личности, которые позволяют заниматься определенным видом деятельности. Они развиваются из задатков в процессе обучения и практики. Способности и склонности неодинаковы. Способности являются результатом развития задатков, обусловленных наследственностью. Это врожденные особенности анатомии или физиологии, которые способствуют лучшим результатам, чем у обычных людей. Склонности обусловлены генами, которые передаются из поколения в поколение.
В семье спортсменов легко может родиться ребенок, который также посвятит себя спорту. Сын известного шеф-повара, скорее всего, пойдет по стопам отца. Да и сама дочь актрисы со временем попробует свои силы на большой сцене. И, скорее всего, она тоже сможет пробиться в эту профессию. Хотя генотип ребенка формируется под влиянием генов обоих родителей. Даже у истинного гения может не быть наиболее развитого наследника, если он получит от своей матери менее «гениальные» гены.
Способности и склонности связаны, но имеют разную природу. Мы получаем вещи еще до рождения, и навыки необходимо развивать. Например, у некоторых есть способности лазать. Они не превратятся в способности, если этот человек всю жизнь проживет в степи или пустыне. Задача взрослых – как можно раньше выявить склонности своего ребенка, чтобы помочь ему реализовать их.
На основе способностей вырабатываются склонности — предпочтения к определенным видам деятельности. То есть чем интереснее заняться. Склонности являются важным мотивационным фактором личностного развития.
Следующим важным понятием является одаренность, которая зависит от сочетания разных способностей, позволяющих достичь вершины в той или иной профессии. Одаренность не гарантирует успеха, но дает возможности для его достижения.
Способности в психологии занимают базовый уровень, из которого могут развиваться таланты, а в некоторых случаях даже гениальность. Способности человека являются основой его самореализации.
Какие виды способностей бывают?
для ответа на вопрос, что такое способности, психология как наука выделяет несколько классификаций. Согласно одной из них, способности бывают общие и специальные. В первом случае речь идет о чертах личности, которые позволяют ей добиваться успеха во многих видах деятельности. Например, развитый интеллект, креативность и любознательность одинаково пригодятся как в науке, так и в журналистике, политике и других профессиях. Во втором случае подразумевается предрасположенность к той или иной профессии. Это может быть умение четко различать звуки или клавиши, что помогает в музыке, или способность человека визуализировать свои мысли на холсте.
Чаще всего общие и специальные навыки связаны между собой. Например, у кого-то есть талант художника, но в этом ему помогает развитое пространственное и образное мышление, которые являются более широкими понятиями.
Также, способности человека бывают таких видов:
- Разумный;
- Конструктивно-технические;
- Логико-математический;
- Творческий;
- Литературный;
- Музыкальный;
- Физический;
- Межличностно-коммуникативная.
Интеллектуально определяют способность усваивать новую информацию, воспроизводить ее в конкретной ситуации. Они играют особенно важную роль для школьников, студентов и исследователей.
Конструктивно-технический позволяет создавать новые механизмы или улучшать существующие. Присуще людям, у которых руки не только «золотые», но и растут откуда надо.
Логика и математика актуальны не только для математиков, но и для экономистов, бухгалтеров, программистов, а также людей, увлекающихся азартными играми.
Творческий зависит от уровня развития воображения, способности визуализировать свои мысли или чувства. Они пригодятся даже на бытовом уровне, когда нужно оригинально выйти из различных нестандартных ситуаций.
Следующие – литературные, которые хоть и тоже творческие, но охватывают чисто литературный приход, от оригинальных смс-сообщений до прозы или стихов.
Музыкальные такие же древние, как и само человечество. Не менее высоко ценилось умение чувствовать ритм, самому воспроизводить мелодии.
Физические упражнения позволяют максимально эффективно использовать возможности вашего тела. Они применимы во многих сферах, от танцев до спорта или военной подготовки.
Межличностно-коммуникативная характеризует уровень развития эмпатии, способность устанавливать отношения. Они особенно эффективны для бизнесменов, политиков, общественных деятелей, журналистов, психологов.
Примеры разных способностей
Вот несколько примеров различных способностей человека в разных сферах деятельности:
- певцы и музыканты должны иметь музыкальный слух
- выносливость, умение считать, анализировать — математики и ученые
- гибкость, скорость, выносливость — спортсмены
- творчеством, чувством стиля и вкуса должны обладать люди творческих профессий, например, дизайнеры
- хорошая память, наблюдательность, высокий интеллект важны для юристов, сыщиков, сотрудников полиции
Список длинный — вы сами можете сказать, какие личные качества и индивидуальные особенности должны преобладать в качестве ваших навыков и способностей, чтобы вы были успешными и преуспевающими в своей профессии.
Формирование способностей
- В какой-то степени способности зависят от задатков — природных качеств человека, позволяющих ему добиваться значительных результатов в деятельности (музыкальные, поэтические и другие задатки)
- Большинство способностей развиваются на протяжении всей жизни. Их уровень зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определенного уровня способностей при большом желании, усердии, стремлении к достижению цели.
- Наличие задатков, то есть желаний, побуждений к той или иной деятельности, также влияет на формирование способностей.
Деятельность, направленная на развитие способностей
Разнообразие и разнообразие видов деятельности, к которым человек приступает одновременно, являются важнейшими условиями комплексного и многогранного развития его способностей. В связи с этим многие исследователи предлагают отдельно оценивать основные требования к деятельности, направленной на развитие способностей, и к лицу, ее осуществляющему. Кратко эти требования можно сформулировать следующим образом:
- творческий характер деятельности;
- оптимальный уровень сложности предмета;
- мотивация личности;
- положительный эмоциональный настрой в процессе и в конце.
Таким образом, если деятельность ребенка носит творческий характер, она будет побуждать его к сложным мыслительным операциям, в связи с чем сама по себе уже может рассматриваться как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда должна быть связана с созданием чего-то ранее неизвестного, открытием новых знаний, открытием новых возможностей в себе. В дальнейшем это может стать сильным и действенным стимулом заниматься ею, прилагать необходимые усилия для преодоления возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень честолюбия, формирует уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутыми успехами.
Если выполнение деятельности находится в зоне оптимальной сложности, т е граничит с пределом возможностей ребенка, то оно обязательно предполагает развитие соответствующих способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не входящая в эту зону, мало влияет на развитие способностей. Если деятельность предполагает выполнение достаточно простых операций, она способствует реализации и поддержанию имеющихся возможностей на том же уровне. Если деятельность затруднена, она становится практически невозможной, что также не может привести к формированию новых навыков или умений.
Стимулирование интереса к исполнительской деятельности через мотивирующие факторы связано с превращением цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В рамках теории социального научения особо подчеркивалось, что приобретение и закрепление у человека принципиально новых форм поведения возможно только посредством обучения, которое не может быть организовано без соответствующего подкрепления мотивации. Формирование и развитие способностей также являются результатами обучения, и чем сильнее мотивы побуждения, тем быстрее будет идти развитие.
При описании эмоционального настроя можно сказать, что на его наличие влияет чередование успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека. При этом настроение будет положительным только в том случае, если за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно будут следовать эмоционально подкрепленные успехи. Особенно важно, чтобы успехов было больше, чем неудач.
Важным моментом в развитии способностей человека является их способность к компенсации, причем это относится и к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно достичь и у тех людей, у которых слух от рождения не очень хорошо приспособлен для обеспечения слухового слуха (такой слух традиционно рассматривается как залог развития музыкальных способностей).
Если с помощью специальных упражнений человека научить тонировать звуки, т е воспроизводить частоту посредством сознательно управляемой работы голосовыми связками, то звуковысотная чувствительность значительно повышается, и человек способен различать звуки разных передает намного лучше, чем раньше. Правда, такое разграничение производится не по тональной, а по тембровой основе, но результат оказывается одним и тем же: тренированный таким образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, что свойственно людям, имеющим орган слуха, чувствительный от рождения до высоты тона.
Определение
Таким образом, способности – это индивидуально-психологические характеристики, являющиеся условием успешного выполнения определенной деятельности. Именно деятельность является первой проверкой способностей и условием их развития. Способности обнаруживаются в скорости, глубине, силе освоения способов деятельности и их реализации.
Читайте также: Нумерология для начинающих: с чего начать, значение чисел
Почему нужно развивать способности, а не навыки
Советский профессор и психолог Артур Петровский сравнивал способности с зерном: «Зерно, брошенное в землю, — это только возможность для того, чтобы из него вырос колос. Ведь колос может вырасти, если только структура, влажность почвы и погода будут благоприятными. Точно так же способности — это только возможность приобретать знания и развивать навыки”.
Знания приобретаются через способность воспринимать, запоминать новую информацию и связывать ее с имеющейся базой знаний.
Навыки возникают благодаря способности адаптировать полученные знания к реальной деятельности на практике.
И, наконец, навыки вырабатываются за счет умения реализовывать знания и воспроизводить навыки в разных ситуациях.
Если у человека есть правильные способности, которые также подкреплены желанием и интересом, он освоит все навыки. Поэтому необходимо развивать способности, то есть основу. А остальное – дело практики, усердия и терпения.
Например, если человек умеет рисовать, он может освоить множество навыков: рисование на холсте, 3D-моделирование, архитектуру, ремесло ресторатора, искусство макияжа, каллиграфию и т д.
Еще один весомый аргумент в пользу этого утверждения. Технологический мир вокруг нас меняется очень быстро. Еще вчера не хватало только навыков, а сегодня они уже устарели. Чтобы идти в ногу со временем, нужно уметь быстро переориентироваться и осваивать новые навыки, которые завтра, скорее всего, уже не пригодятся… И снова нужно адаптироваться.
Таким образом, ценными становятся не навыки сами по себе, а устойчивые способности человека, которые позволяют ему адаптироваться к быстро меняющейся реальности.
Думаю, вам будет интересна тема привычек. В нашем блоге есть две интересные статьи: вредные человеческие привычки и полезные привычки.
Творческие способности личности
Многие ошибочно полагают, что творческими способностями считаются только рисование, письмо и музыка. Однако это совершенно неправильно. Так как развитие творческих способностей личности тесно связано с восприятием личностью мира в целом и ощущением нахождения в нем.
Высшей функцией психики, отражающей действительность, является творчество. С помощью таких способностей вырабатывается образ предмета, которого в данный момент не существует или вообще никогда не существовало. В раннем возрасте у ребенка закладываются основы творчества, что может проявляться в формировании способностей к замыслу и его реализации, в умении сочетать свои идеи и знания, в искренности передачи чувств. Развитие творческих способностей детей происходит в процессе различных видов деятельности, таких как игры, рисование, лепка и так далее
Индивидуальные особенности субъекта, определяющие успешность личности в любой творческой деятельности, называются творческими способностями. Они представляют собой сочетание многих качеств.
Многие известные исследователи психологии сочетают способность к творчеству с особенностями мышления. Гилфорд (американский психолог) считает, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление.
Люди с дивергентным мышлением при поиске решения проблемы не направляют все свои усилия на установление единственного правильного ответа, а ищут разные решения в соответствии со всеми возможными направлениями и рассматривают множество альтернатив. Креативное мышление основано на дивергентном мышлении. Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью и полнотой.
А. Лук выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где ее не замечают другие; свертывание мыслительной деятельности, при этом несколько понятий превращаются в одно; использование приобретенных навыков для поиска решения одной проблемы другой; восприятие действительности в целом, а не разбивая ее на части; легкость поиска ассоциаций с далекими понятиями, а также возможность выдачи необходимой информации в определенное время; выбрать один из альтернативных вариантов решения проблемы перед его проверкой; проявлять гибкость мышления; введение новой информации в существующую систему знаний; видеть вещи, объекты такими, какие они есть на самом деле; выделение замеченного из того, что предлагает толкование; творческое воображение; легко генерировать идеи; доработка конкретных деталей для оптимизации и улучшения исходной идеи.
Синельников и Кудрявцев выделяли две универсальные творческие способности, развившиеся в процессе исторического развития общества: реализм воображения и способность видеть целостность образа перед его составными частями. Образное, объективное схватывание значимой, общей закономерности или тенденции образования целостного объекта, прежде чем индивид имеет о нем ясное представление и может ввести его в систему ясных категорий логики, называется реализмом воображения.
Творческие способности человека — это совокупность характеристик и черт характера, характеризующих уровень их соответствия определенным требованиям для любого вида учебно-творческой деятельности, что определяет степень эффективности такой деятельности.
Способности обязательно должны находить опору в природных характеристиках (умениях) личности. Они присутствуют в процессе постоянного совершенствования личности. Само по себе творчество не может гарантировать творческих достижений. Для этого нужен своего рода «двигатель», способный привести в действие психические механизмы. Творческий успех требует воли, желания и мотивации. Поэтому выделяют восемь компонентов творческих способностей испытуемых: личностная направленность и творческая мотивационная активность; интеллектуальные и логические способности; интуитивные способности; идейные качества психики, нравственные качества, способствующие успешной творческой и учебной деятельности; эстетические качества; навыки коммуникации; способность личности управлять собственной учебной и творческой деятельностью.
Коммуникативные способности личности
Для успеха личности решающим фактором являются отношения и взаимодействие с окружающими субъектами. А именно коммуникативные навыки. От степени их развития зависит успешность субъекта в профессиональной деятельности и в других сферах жизни. Развитие таких способностей у индивидуума начинается практически с рождения. Чем раньше малыш научится говорить, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими. Коммуникативные способности испытуемых формируются индивидуально у каждого. Решающим фактором в раннем развитии этих способностей являются родители и отношения с ними, позже влияющим фактором становятся сверстники, а еще позже — коллеги и собственная роль в обществе.
Если в раннем детстве индивидуум не получит необходимой поддержки со стороны родителей и других родственников, он не сможет в дальнейшем приобрести необходимые коммуникативные навыки. Такой ребенок может вырасти неуверенным в себе и замкнутым. Следовательно, его коммуникативные навыки будут находиться на низком уровне развития. Выходом из этой ситуации может стать развитие навыков общения в обществе.
Коммуникативные навыки имеют определенную структуру. К ним относятся следующие способности: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регулятивно-коммуникативная.
Умение начать и поддержать разговор, грамотно его завершить, привлечь интерес собеседника, использовать невербальные и вербальные средства общения называют информационно-коммуникативными умениями.
Способность уловить эмоциональное состояние партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику является аффективно-коммуникативной способностью.
Умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, умение разрешать конфликты адекватными методами называют регулятивно-коммуникативными способностями.
Происхождение способностей
Большинство специалистов в области психологии сходятся во мнении, что способности формируются у человека на протяжении всей жизни. Но для их развития должны быть предпосылки, а именно наличие так называемых задатков.
Предрасположенности – это физиологические свойства нервной системы, служащие основой для формирования определенных способностей.
Например, у художников есть врожденные задатки в виде особого свойства зрительного анализатора, позволяющего более точно определять цвета, пропорции и т д. Очень тонкой чувствительностью обонятельного анализатора обладают парфюмеры. А у музыкантов от рождения более высокая чувствительность слуховых рецепторов.
Есть и другие теории происхождения:
- Генетически. Среди аргументов, доказывающих справедливость этого предположения, исследователи приводят примеры биографий выдающихся музыкантов, в семье которых были десятки одаренных в этой области людей.
- Социальное. Некоторые исследователи утверждают, что на успешность человека в основном влияет воспитание и образование. Английский мыслитель XVII века Джон Локк сказал, что человеческий разум — это чистый лист бумаги, на котором можно написать что угодно.
- Фактор личных добровольных усилий. История знает немало примеров того, как люди, не имеющие специальных приспособлений для определенного вида деятельности, добивались в ней больших высот. Так болезненный и косноязычный Демосфен благодаря решительным усилиям и самоорганизации мог стать блестящим оратором.
Уровни
Помимо типов, есть еще уровни способностей, которые часто путают со стадиями:
- Создание.
- Способности.
- Талант.
- Гений.
Мы уже рассмотрели первые два уровня. Позвольте мне поближе взглянуть на остальные.
Что такое талант? Это выдающиеся способности, выработанные долгим и кропотливым трудом. Оказывается, чтобы быть талантливым, нужны не только врожденные задатки, но и сила воли, терпение, решительность и другие положительные качества. Кроме того, если талант не развивать, его можно потерять. Если помните, есть притча о зарытом в землю таланте.
Гений – это высший уровень развития способностей и таланта, благодаря которому совершаются открытия, создаются философские концепции, технические изобретения и т.д.
Узнайте, какие отрицательные качества есть у человека.
Классификация способностей человека: виды и типы
В различных научных работах по психологии и социологии выделяют несколько различных классификаций способностей человека. Рассмотрим ниже самые популярные из них.
Итак, способности человека по источнику происхождения делятся на:
Источник происхождения | Характеристика | Группа и подвид | Тип способности |
Естественный | Развиваются из определенных биологически детерминированных характеристик | Врожденный | Воображение, память и тд |
Наследственный | Эмпатия, мышление и так далее | ||
Специфический | Формируется в результате социального взаимодействия | Общие способности | Развитая речь, общение, координация движений и др. |
Специальные возможности | Сюда входят навыки и умения, которые необходимы в определенных сферах – спортивной, научной, творческой и т.д. |
Также можно разделить психологические способности личности по времени проявления, то есть когда они используются:
- потенциальные — те, которые ожидают своего развития и проявления при определенных обстоятельствах в будущем
- релевантные — те, которые человек использует сегодня
Индивидуальные способности также делятся на отдельные предметные области:
- музыкальный
- математически
- художественно
- литературный
- творческий
- физические и др.
В некоторых классификациях специалисты выделяют нечто вроде «уровней способностей», представляющих собой этапы развития:
- Создание. Как мы говорили в начале статьи, это психофизиологические особенности, без которых не будет дальнейшего развития способностей.
- Способности – это определенные черты личности, которые предрасполагают человека к той или иной профессии.
- Талант – это уникальные навыки и способности, которые человек сумел развить благодаря упорному труду и терпению.
- Гениальность – это высшая степень развития умения совершать научные открытия, изобретения, технические новшества.
Другие виды способностей
Можно выделить и другие типы способностей человека.
Общие способности относятся к способности распознавать закономерности, включая общий уровень интеллекта.
К модально-общим способностям относятся вербальный интеллект, пространственный интеллект, технико-практический интеллект, числовой интеллект, он позволяет производить расчеты.
Специальные возможности. С их помощью легче и успешнее овладение некоторыми специальными видами деятельности: художественной, технической, музыкальной, учебной.
Частные способности отвечают за уровень развития психических познавательных функций. К психическим когнитивным функциям относятся память, внимание, восприятие, мышление, воображение.
Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.
В основе склонности к конкретным практическим действиям лежат практические способности.
Одаренные и разносторонние люди обладают сочетанием теоретических и практических способностей.
Способности к обучению оказывают влияние на успешность осуществления воспитательного воздействия, уровень усвоения знаний, навыков и умений человека. Способности к обучению также способствуют формированию личностных качеств.
Творчество связано с успехом создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Проявление творческих способностей в высшей степени называется гениальностью. Проявление творческих способностей в той или иной деятельности называется талантом.
Коммуникативные навыки и навыки профессиональной деятельности связаны с взаимодействием человека и природы, техники, знаковой информации, художественных образов.
Социальные способности личности
Социальные способности личности — это те характеристики личности, которые приобретаются в процессе развития и отвечают требованиям к значимой социальной деятельности. Они меняются в образовательном процессе и в соответствии с существующими социальными нормами.
В процессе социального общения социальные характеристики более выражены в связи с культурной средой. Одно нельзя исключать из другого. Так как именно социокультурные качества играют главную роль в формировании субъекта как личности.
В процессах межличностного взаимодействия утрачивается социокультурная ценность, а социальные способности не могут проявиться в полной мере. Использование социальных способностей личности позволяет обогатить свое социокультурное развитие, повысить культуру общения. Их использование также существенно влияет на социализацию субъекта.
Итак, социальные способности личности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые могут позволить ей жить в обществе, среди людей и являются субъективными обстоятельствами успешного коммуникативного взаимодействия и отношений с ними в любых формах деятельности. Они имеют сложную структуру. Основой такой структуры являются: коммуникативные, социально-нравственные, социально-перцептивные характеристики и способы их проявления в обществе.
Социально-перцептивные способности — это индивидуально-психологические особенности личности, возникающие в процессе ее взаимодействия и отношений с другими личностями, и обеспечивающие адекватное отражение их особенностей, поведения, состояний и отношений. К этому типу способностей относятся также эмоционально-перцептивные способности.
Социально-перцептивные способности составляют сложный комплекс коммуникативных способностей личности. Ведь именно коммуникативные навыки позволяют субъектам понимать и чувствовать другого, устанавливать отношения и контакты, без которых невозможно эффективное и полноценное взаимодействие, общение и совместная работа.
Особенности специфических способностей человека
В свою очередь, специфические способности человека делятся на общие и специальные.
Общие специфические способности можно определить по успешности человека в разнообразной деятельности и общении (уровень интеллекта, уровень развития памяти и речи, умственные способности).
Особые специфические способности характеризуют успешность в конкретной деятельности и общении. В такой деятельности требуется особый тип задатков и их развитие (литературно-языковые, математические, художественно-творческие, технические, спортивные способности).
Как развить потенциальные задатки
Чтобы развить умение что-то делать и превратить его в настоящее мастерство, нужны определенные задатки, обстоятельства, желание, трудолюбие, настойчивость, хорошие учителя, время и другие факторы.
Сами способности являются лишь частью длительного процесса человеческого обучения и развития. Конечно, начинать развивать их нужно еще в детстве – именно в этот период психика более гибкая, а восприятие живое и подвижное.
По среднестатистическим данным, в возрасте 6-7 лет у ребенка начинают формироваться определенные задатки, которые родители должны видеть и помогать ребенку их развивать.
Процесс развития компетентности можно условно разделить на следующие этапы:
- Игровая форма для обучения. Начинать развитие способностей необходимо с игры. Пробуя разные роли, придумывая и следуя правилам, проявляя разные умения, ребенок познает окружающий мир и выбирает то, что ему больше нравится.
- Обучение навыкам. Различные кружки, секции, дополнительные занятия и непосредственное обучение в школе развивают в ребенке определенные способности.
- Развивайте навыки и приобретайте мастерство. На этом этапе у ребенка формируется нужный уровень навыков – он может побеждать в соревнованиях, участвовать в соревнованиях, он продолжает развивать свои навыки снова и снова. Приобретается самодисциплина, появляется мотивация, ребенок хочет идти дальше, чтобы добиться успеха.
- Сочетание увлечения и профессиональной деятельности. Если продолжить эту тему, приобретенные навыки во взрослом возрасте должны стать ключевыми в выбранной профессии. Многие люди с развитыми способностями к чему-либо забывают о своих навыках и отводят им второстепенную роль в жизни.
Монахова Альбина Петровнаклинический психолог
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить у ребенка определенные навыки, но не знаете, как это сделать, или не видите склонностей и побуждений вашего ребенка к какой-либо деятельности. Наши психологи проведут онлайн-консультацию, где помогут вашему ребенку выявить те или иные склонности и подскажут, как их можно развить.
Профессиональные способности личности
Важнейшим психологическим ресурсом, который вкладывает человек в процессе труда и деятельности, являются профессиональные способности.
Итак, профессиональные способности человека — это индивидуально-психологические характеристики человека, отличающие его от других и отвечающие требованиям трудовой и профессиональной деятельности, а также являющиеся основным условием осуществления такой деятельности. Такие способности не ограничиваются конкретными навыками, знаниями, приемами и навыками. Они формируются у субъекта на основе его анатомо-физиологических особенностей и склонностей, но в большинстве специальностей строго ими не определяются. Более успешное выполнение определенного вида деятельности часто связано не с конкретными способностями, а с определенным их сочетанием. Именно поэтому профессиональные умения обусловлены успешной специализированной деятельностью и формируются в ней, но зависят и от зрелости личности, системы ее взаимоотношений.
Деятельность, способности личности на протяжении всей жизни личности регулярно меняются местами, будь то следствие или причина. В процессе выполнения любого вида деятельности в личности и способностях формируются психические новообразования, стимулирующие дальнейшее развитие способностей. При ужесточении обстоятельств деятельности или при изменении условий задач, самих задач может происходить включение в такую деятельность разных систем способностей. Вероятные (потенциальные) способности лежат в основе новейших видов деятельности. Так как деятельность всегда дотягивается до уровня способностей. Таким образом, профессиональные способности являются одновременно и результатом, и условием успешной трудовой деятельности.
Общечеловеческие способности – это такие психологические качества, которые необходимы для вовлечения личности в любую профессиональную и трудовую деятельность: жизнелюбие; Возможность работать; способность к саморегуляции и деятельности, включающей прогнозирование, предвосхищение результата, целеполагание; способность к эмпатии, духовному обогащению, сотрудничеству и общению; способность нести ответственность за социальный результат труда и за профессиональную этику; способность преодолевать препятствия, помехозащищенность, устойчивость к неприятным обстоятельствам и условиям.
На основе вышеперечисленных способностей формируются и специальные: гуманитарные, технические, музыкальные, художественные и др. это индивидуально-психологические качества, обеспечивающие успешность человека, выполняющего определенные виды деятельности.
Профессиональные способности личности формируются на основе общечеловеческих способностей, но позже их. Также они опираются на особые способности, если они возникли одновременно с профессионалами или раньше.
Профессиональные навыки, в свою очередь, делятся на общие, которые определяются предметом деятельности в профессии (техника, люди, природа) и специальные, которые определяются конкретными условиями труда (дефицит времени, перегруженность).
Также способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциал — появляется, когда перед личностью возникают новые задачи, требующие новых подходов к решению, а также при условии поддержки со стороны личности извне, что создает стимул к актуализации потенциала. На самом деле — уже сегодня осуществляется ряд мероприятий.