Скорочтение для детей: упражнения и теория быстрочтения

Саморазвитие
Содержание
  1. В каком возрасте начинать
  2. По методике Зайцева, Домана, Монтессори
  3. По Вальдорфской школе
  4. Не совершайте эти ошибки
  5. Называют малышу букву, а не звук
  6. Складывают слоги из отдельных букв
  7. Долго читают тексты
  8. Эффективные техники скорочтения
  9. «Линейное чтение»
  10. «Метод беглого скольжения»
  11. «Сканирование»
  12. «Быстрая визуальная последовательность»
  13. «Расширение восприятия»
  14. «Деление на абзацы»
  15. «Чтение с помощью пальца»
  16. «Техника фоточтения»
  17. «Техника диагонального чтения»
  18. Методы скорочтения
  19. Разминка «2–3–5»
  20. «Клиновидные таблицы»
  21. Техника скорочтения «Сбор урожая»
  22. «Проверяйте эффективность»
  23. «Засекайте время»
  24. Упражнения для быстрого чтения
  25. «Зеленая точка»
  26. «Тарабарское чтение»
  27. «Читаем вверх ногами»
  28. «Тик-так»
  29. «Назови цвет»
  30. «Заметки на полях»
  31. Упражнения на внимание
  32. Упражнения для детей
  33. От простого к сложному
  34.  7. Закрытие покажет
  35. Смотрю в книгу, вижу до фига!
  36. Упражнения для первоклашек
  37. Автоматизированное чтение слогов
  38. Хоровое чтение
  39. Комплекс заданий
  40. Задание «Буксир»
  41. Прыжок-остановка
  42. Половинка
  43. Как научить скорочтению ребенка
  44. Проблемы, которые возникают у детей при чтении. Скорочтение: упражнения
  45. Для детей старше 8 лет
  46. Ищем слово, строчку
  47. Вставляем буквы
  48. Исправляем ошибку
  49. Читаем на скорость
  50. Играем в «Спрятанные слова»
  51. Читаем и считаем
  52. Особенные упражнения
  53. Расширение поля зрения
  54. Подавление регрессии
  55. Подавление артикуляции
  56. Упражнения на корректировку внимания и концентрации
  57. Развитие анципации
  58. Тренировка памяти
  59. Чтение в паре со взрослым

В каком возрасте начинать

Существует несколько мнений о том, с какого возраста следует начинать учить ребенка беглому и осмысленному чтению. Одни педагоги считают, что начинать обучение малыша необходимо еще до школы, другие – при поступлении ребенка в 1 класс, а некоторые – даже в более старшем возрасте.

В начале специалисты рекомендуют учить ребенка читать по слогам.

По методике Зайцева, Домана, Монтессори

Оптимальный период от 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, решительно.

По Вальдорфской школе

Для прочного усвоения навыка дети должны подрасти до 10-12 лет. Это связано с тем, что учащиеся начальных классов хорошо понимают информацию, произносимую в обычном темпе речи. В среднем звене улучшится способность понимать быстрые потоки фонем. Повышаются навыки чтения.

Объединив и проанализировав оба мнения, можно с уверенностью сказать, что не стоит заниматься скорочтением с первоклассниками и дошкольниками упорно, по принуждению. Лучше отложить это до более позднего периода, когда ребенок повзрослеет. В начальной школе использовать подготовительные упражнения для развития памяти, внимания и артикуляции.

Эти занятия полезны для повышения скорости усвоения текста в будущем.

Важно! Для раннего изучения алфавита и слогов используйте кубики Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста, чтобы знакомить с буквами в игровой форме.

Не совершайте эти ошибки

Нередко даже одаренные дети проявляют плохую готовность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе заучивания слогов. Самостоятельное изучение дома. Родители совершают следующие типичные нарушения:

Называют малышу букву, а не звук

Например «Пе», «Не» и так далее. Это неправда. Названия букв алфавита нужно произносить без дополнительных обертонов: «К», «М»…

изучение букв с обертонами приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает такие слоги: «го-го-го» вместо «па-па». Краткое и четкое произношение – главное правило и условие быстрого темпа чтения.

Складывают слоги из отдельных букв

Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методическая ошибка. Научите детей протягивать гласную сразу, без паузы между звуками: «бо-у-у». Избегайте написания слов. Детям легче, но требуется время для разбора слов на составные части, теряется смысл предложений.

Долго читают тексты

Проводите занятия часто, тратьте на одно 5-7 минут. Лучше прочитать небольшой абзац из текста, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать студента за столом полчаса и заставлять его заниматься. Короткие уроки более эффективны. Не забывайте делать перерывы между упражнениями, примерно 2-3 часа.

Важно! Учитывать психические особенности ребенка: объем памяти, период максимальной концентрации внимания.

Если подросток может сосредоточиться и заниматься по 15-20 минут, это не утомительно, увеличьте продолжительность урока, но сократите количество занятий в день до одного-двух.

Эффективные техники скорочтения

техники скорочтения и запоминания

Давайте рассмотрим основные приемы и приемы, которые помогут вам понять, как научиться быстро читать и понимать прочитанное. Со всем этим вы можете познакомиться в эффективном курсе скорочтения.

«Линейное чтение»

В этой технике вы должны читать слово за словом и строчку за строчкой, как нас учили в школе.

Это очень эффективный способ чтения сложного материала. Вы можете ускорить эту технику с помощью жестов рук и расширить свое поле зрения.

«Метод беглого скольжения»

Этот прием является как бы продолжением предыдущего, вы читаете по тому же принципу, но не закрепляете каждое слово, а пролистываете текст и выделяете важные части.

Этот метод предполагает чтение первой строки каждого абзаца. Он не подходит для изучения академических и учебных текстов.

Раймонд Луллия изобрел первые техники скорочтения, которые впоследствии усовершенствовали А. С. Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Ф. Кеннеди и другие.

«Сканирование»

Эту технику часто путают со скольжением, но это не совсем так. Это совершенно другая техника чтения. При сканировании ищите какую-либо информацию в тексте, например, свою фамилию в списке.

Этот способ чтения отлично подходит для поиска ответа на вопрос. Вы просто читаете вопрос, запоминаете, что вам нужно найти, и ищете ответ в тексте.

«Быстрая визуальная последовательность»

При этом текст разбивается на отдельные слова, которые выводятся одно за другим с большой скоростью на экран устройства (компьютера, телефона или планшета).

Это программа, которую вы устанавливаете на часто используемое устройство, и в которую потом будете скачивать книги.Такой прием позволяет читать в несколько раз быстрее, но сложнее запоминать и понимать прочитанное.

Минимальное время обучения любой технике – 20 минут в день, оптимальное – 30 минут. Если хотите добиться результатов быстрее, увеличьте сеансы до часа, делая перерывы каждые 10 минут.

Еще один важный момент! Чтобы освоить любую технику скорочтения, нужно избавиться от артикуляции и регрессий.

Для справки! Артикуляция – это произношение звуков, что значительно сокращает процесс чтения и запоминания.

Предлагаю несколько способов подавления артикуляции:

  1. Читая, считайте от одного до бесконечности. Поясню, когда вы читаете, вы произносите не слова, а числа. Этот способ самый простой и эффективный.
  2. С помощью этого метода вы должны произносить одно слово, читая следующее. Это намного сложнее первого способа, и без подготовки выполнить проблематично.
  3. Суть этого метода заключается в произнесении во время чтения стихов или куплетов из песни. Таким образом, человек программирует свою дикцию на произношение знакомого, но абстрактного материала, что сделать гораздо проще, чем произнести только что прочитанный (незнакомый) текст.
  4. Этот метод называется «методом речевой интерференции». Дело в том, что в процессе чтения нужно выжимать рукой особый ритм:
  • Удар ладонью — пауза 0,2 секунды
  • Удар ладонью — пауза 0,2 секунды
  • Удар ладонью — пауза 0,4 секунды
  • Удар ладонью — пауза 0,4 секунды
  • Удар ладонью — пауза 0,8 секунды
  • Удар ладонью — пауза 0,8 секунды
  • Удар ладонью — пауза 0,8 секунды
  • Удар ладонью — пауза 0,8 секунды

Ритм должен быть напечатан как можно четче, ведь внимание сосредоточено не на произносимом тексте, а на движении и самом ритме, именно это позволяет читать быстрее, не используя артикуляцию.

  • При чтении увеличивайте или уменьшайте скорость чтения, это позволит избавиться от привычки проговаривать текст.
  • Выбирайте такой темп чтения, при котором слова будут восприниматься, но вы не сможете их произнести. На мой взгляд, это лучший способ избавиться от артикуляции!
  • Этот способ можно назвать самым комфортным — во время чтения включить фоновую музыку. Это должна быть легкая музыка, не мешающая концентрации внимания. Когда вы читаете, просто следите за мелодией.

Основная задача избавиться от артикуляций – поставить себя в максимально неудобное положение. Чтобы найти свой путь, пробуйте разные. Через некоторое время вы обязательно добьетесь того, что вам не нужна артикуляция при чтении.

Для справки! Регрессии — это рекурсивные движения глаз с целью перечитать уже прочитанное. Этот недостаток встречается чаще всего.

Основная причина регрессии — ваша привычка. Многие люди дважды перечитывают текст, чтобы убедиться, «а вдруг они что-то важное пропустили», избавиться от этой привычки можно следующими способами:

  1. Потратьте две минуты и начните читать. Переместите ручку под строку, которую вы читаете, постарайтесь сосредоточиться на ручке. Перемещайте перо от строки к строке, устанавливайте темп и придерживайтесь его.
  2. Читая «пером», нельзя останавливаться и возвращаться к уже прочитанному. Так как основная задача на первое время — увеличить скорость и избавиться от регрессии.
  3. Обязательно не останавливайтесь на одной строке более чем на секунду, даже если вы потеряли суть написанного и перестали воспринимать текст.
  4. Техника трех минут. Время три минуты и возьмите ручку. Теперь потратьте 0,5 секунды на чтение одной строки. Скорость чтения не должна меняться в течение всех трех минут. Вы, вероятно, ничего не поймете из прочитанного, но это не имеет значения. Теперь у вас другая задача — скорость и избавление от регрессии.

удержать темп — самая сложная задача, особенно когда есть сильное желание вернуться и прочитать текст еще раз.

Этот метод является самым эффективным тренажером скорочтения, после практики вы будете легко читать около 600 слов в минуту.

Вернемся к техникам.

«Расширение восприятия»

Для увеличения скорости чтения необходимо развивать периферийное зрение. Наш глаз хоть и смотрит в центр, но видит углы. Медленные читатели читают текст от начала строки до конца, но если вы потренируетесь и начнете с середины, на чтение уйдет гораздо меньше времени.

Например, такое предложение: «Они любили ходить в кино парой или предпочитали вообще не ходить в кино». Если вы начнете чтение со слова «идти» и закончите словом «не посещайте», то вы прочтете только 5 слов из 11. Таким образом вы уловите суть и увеличите скорость чтения.

«Деление на абзацы»

Эта методика выполняет одновременно две задачи: увеличивает скорость и не снижает степень восприятия информации. Вы делите текст на абзацы, а группы предложений объединяете в единый смысловой блок.

То есть все фразы в одном абзаце должны относиться к одной и той же теме. Чаще всего тема абзаца понятна с первого предложения. Прочитав его, вы уже понимаете смысл, а остальную часть абзаца можно прочитать с помощью «сканирования». Это сокращает время чтения в 3-4 раза.

«Чтение с помощью пальца»

Этот прием дублирует суть способа избавления от регрессии с помощью ручки. Принцип тот же, но вместо ручки вы используете палец. Если вы читаете на электронном устройстве, вы можете использовать бумажную трубку вместо пальца.

«Техника фоточтения»

Это очень интересная методика для обучения технике скорочтения. Такое название она получила потому, что читатель как бы «фотографирует» взглядом всю страницу, пытаясь понять суть написанного. Этот прием подходит для просмотра больших объемов текста на знакомые темы.

«Техника диагонального чтения»

Этот прием в основном используют те, кто самостоятельно научился быстро читать. Диагональное чтение похоже на фоточтение, но использует периферийное зрение. Как читать по диагонали:

  • провести мысленную линию из левого верхнего угла страницы в правый нижний;
  • двигайте глазами по этой диагонали, старайтесь охватить сразу как можно больше слов;
  • не вчитываться в отдельные слова, создавать общую картину материала;
  • выделять ключевые фразы и пропускать повороты без смысловой нагрузки;
  • не возвращайтесь к отдельным текстам, пока не прочтете материал целиком.

Этот прием подходит и для текстов на знакомую тему. Он плохо применим к детям, потому что ребенок вряд ли сможет понять суть материала в отдельных фразах.

Некоторые известные люди владели техникой диагонального чтения. Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Иосиф Сталин владел беспрецедентной библиотекой и каждый день прочитывал не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши, чтобы выделить ключевые слова и идеи в тексте. Несколько за один сеанс чтения.

Методы скорочтения

обучение скорочтению

В продолжение вопроса о том, как освоить технику скорочтения, предлагаю несколько интересных и эффективных методик.

Разминка «2–3–5»

Когда мы берем книгу, мы сразу же начинаем читать. Но эксперты говорят, что это неправильный подход. Во-первых, вам нужно немного растянуть глаза. Представьте, что фокус вашего взгляда подобен лучу прожектора, и вы можете его либо расширить, либо сузить. Возьмите секундомер, книгу формата А5, расслабьтесь и начните проводить «луч» по нескольким линиям сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту гоняйте по двум линиям, следующую — по трем, третью минуту — по пяти линиям. Постарайтесь четко видеть все слова друг над другом, но пока не пытайтесь читать и понимать их значение. На последнем этапе этого упражнения следует не «двигать прожектором» по строкам, а уже читать максимально быстро и с пониманием сути.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на картинках. Чтобы видеть и воспринимать несколько слов одновременно, необходимо расширить поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы быстрого чтения, которые помогут развить такие навыки. Такую таблицу нетрудно найти и распечатать в Интернете.

Сначала сконцентрируйтесь на центральной колонке. Затем медленно опуститесь вниз, опустив глаза, вслух проговаривая номера страниц. Цель этой таблицы чисел для скорочтения — дойти до конца и одновременно увидеть числа справа и слева от центрального столбца.

В Книге рекордов Гиннеса Говард Берг был признан самым быстрым читателем в мире в 1990 году, заявив о результате 25 000 слов в минуту.

Со стороны такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но сомнения в достоверности этого рекорда возникли еще в 1990-е годы, и в результате Ховарду запретили рекламировать свои курсы скорочтения.

Более реалистичные данные были получены от Рональда Карвера, профессора Университета Миссури в Канзас-Сити, исследовавшего скорочтение в 1980-х годах. Для тестирования он пригласил победителей специализированных конкурсов, редакторов журналов и газет — людей, умеющих быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста не ниже 75% никому из участников не удалось преодолеть барьер в 600 слов в минуту.

Техника скорочтения «Сбор урожая»

Когда вы читаете информацию в книге, нет гарантии, что вы сразу все запомните. Чтобы информация действительно запомнилась и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, изложить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

«Проверяйте эффективность»

После прочтения задайте себе вопросы по содержанию текста, попробуйте его пересказать и/или сделать по памяти. Чем больше подробностей и подробностей было прорисовано, тем выше эффективность чтения.

«Засекайте время»

Сколько времени вы тратите на чтение половины страницы? Пара минут? Один? Начните с двух минут, затем постепенно сокращайте время, стараясь прочитать тот же объем текста за меньшее время. Чем больше практики, тем быстрее вы будете читать.

Упражнения для быстрого чтения

Для того, чтобы увеличить скорость чтения быстрее, необходимо дополнительно выполнять определенные упражнения.

«Зеленая точка»

Это упражнение помогает научиться воспринимать информацию с помощью периферийного зрения. Все очень просто: посередине страницы с любым текстом нарисуйте зеленую точку и сосредоточьтесь на ней 10 минут. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся и закрываем глаза. Упражнение должно быть выполнено в течение двух недель. С его помощью вы научитесь просматривать текст, расположенный по горизонтали и по вертикали от зеленой точки.

«Тарабарское чтение»

Это читается справа налево. Упражнение развивает мышление и внимание, а также развивает способность концентрироваться. Для начала вы можете потренироваться в использовании палиндромов — слов или фраз, которые читаются одинаково, слева направо или наоборот. Примеры: «Азору на лапу упала роза», «Коту скоро будет сорок дней» и т д. А потом можно начинать тренироваться на обычном тексте.

«Читаем вверх ногами»

Такие упражнения позволяют быстро увеличить скорость чтения. Сначала прочитайте раздел книги вверх ногами, верните его в нормальное положение и прочитайте еще раз. Вы сразу почувствуете, как легко и быстро вы можете это сделать!

«Тик-так»

Во время чтения мы смотрим только на начало и конец строки, а не на каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно, чтобы понять смысл прочитанного, при этом скорость чтения возрастет в разы.

«Назови цвет»

В этом упражнении важно запомнить цвет, которым написано слово, а не само слово. То есть вы не читаете, а просто выучите наизусть.

«Заметки на полях»

Суть этого упражнения заключается в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы карандашом, подчеркивая основную мысль каждого текста и оставляя пометки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике является одним из самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл в несколько строк.

Упражнения на внимание

  1. Смотрите на секундную стрелку в течение трех минут, не отвлекаясь. Обычно это не срабатывает с первого раза, но потом обязательно сработает.
  2. Запомните комбинацию из двух игральных карт или домино, посмотрев на них в течение 10 секунд. Постепенно увеличивайте количество карт или фишек, которые вы можете вспомнить за 10 секунд.
  3. Читайте неинтересные книги, не обязательно быстро. Просто читайте, старайтесь удерживать внимание и запоминать описанную информацию.

Упражнения для детей

Детские упражнения на развитие скорости чтения отличаются от взрослых, поэтому я выделил их в отдельную группу. Основная цель этих упражнений не столько в увеличении скорости, сколько в повышении продуктивности и способности концентрироваться на информации.

«Следи за линией». Обучение аналогично взрослому с ручкой. При чтении ребенок должен вести пальчик или карандаш по каждой строчке и следить за своим взглядом. Это помогает исключить повторяющиеся движения глаз, не перескакивая со строки на строку и не возвращаясь назад.

«Пройди лабиринт». Поощряйте ребенка читать только глазами, чтобы проследить путь, без помощи рук. Это упражнение тренирует умение не отвлекаться от задачи и долго на ней концентрироваться.

«Урожай». Суть упражнения заключается в следующем: прочитав каждый абзац, ребенок должен сделать паузу, отвернуться от текста и представить его в виде картинки или схемы. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 2-х предложениях и продолжает читать.

«Плохая книга». В этом упражнении вам предстоит читать тексты, находящиеся на разных страницах читалки. Можно объяснить ребенку, что книги тоже иногда проказничают и не будут лежать на месте.

«Найди слово». Это одно из самых простых упражнений на внимание и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку необходимо предложить игру: найди на странице книги определенное слово и посчитай, сколько раз оно упоминается.

От простого к сложному

Обучение скорочтению основано на умении воспринимать слова целиком, без деления их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например «дом», «кошка». В дальнейшем малыш их не прочитает, узнает по буквам. Он увидит это слово в тексте и тут же произнесет его. В этом суть техники скорочтения.

Подготовка к уроку: напишите самые простые слова на листе бумаги по одному. Покажите их один за другим. В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп смены слов. Заменять трехбуквенные лексемы четырех-пяти-семибуквенными словами после прочного усвоения пройденного материала.

Слова («дом», «лес») заменяются сложными словами («дерево», «машина»), затем словосочетаниями и предложениями. Составьте предложения, используя лексику, знакомую учащимся. Он может, например, читать отдельно «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», а потом добавьте к этому «жизнь». Получить предложение.

К чтению коротких текстов можно приступать, когда ученик научился быстро читать словосочетания и предложения. Темп обучения у каждого ребенка разный. Не торопитесь, если ученик замешкался. Иногда приходится возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение и настроит на успех.

И только в этом случае методика скорочтения даст результат.

Важно! Как и первые книги, используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.

 7. Закрытие покажет

«Мастера скорочтения никогда не пытаются прочитать все слова от первой до последней буквы, а часто и вовсе их пропускают», — поясняет Юлия. Это не мешает восприятию текста. Дело в том, что любой текст избыточен.

Во-первых, в любом тексте постоянно, с определенной периодичностью, повторяются слова и их синонимы, относящиеся к основной теме. Во-вторых, логическое построение текста подразумевает, что встретив, например, слово «во-первых», вы неизбежно встретите слово «во-вторых». Зачастую, чтобы понять идею речи, нужно не только видеть слово целиком, но даже не нужно видеть глянец в нм.

Это упражнение разовьет вашу способность предсказывать и угадывать слова. Если вы много читаете и обладаете обширным словарным запасом, выполнить его не составит труда. Если ваш словарный запас (кстати, вы знаете это слово?) невелик, вы пополните его, часто выполняя упражнение.

Возьмите не особо сложный для понимания текст и заклейте его в разных местах непрозрачным скотчем (рис. 3). Для первых занятий полосы скотча не должны быть слишком широкими — достаточно, чтобы они не закрывали более трех букв. Постепенно увеличивайте ширину ленты и процент скрытого текста.

10 простых упражнений для развития навыков скорочтения

Смотрю в книгу, вижу до фига!

1925 Опубликован первый в мире курс скорочтения, подготовленный Сиракузским университетом в Нью-Йорке. Создатели произведения видели ключ к овладению скорочтением только в подаче текста (шрифт должен быть крупным) и гигиене чтения. Предлагалось читать при хорошем освещении, в правильной позе, с обязательными перерывами для отдыха глаз.

1940 г. В 1920 г был изобретен тахистоскоп, и сначала этот прибор использовался для определения скорости, с которой летчик мог обнаружить вражескую машину: изображения самолетов проецировались на экран с ускоряющейся скоростью. Только спустя 20 лет вместо самолетов попытались вывести слова на тахистоскоп. После уроков скорость чтения подопытных удвоилась, что послужило толчком к возникновению «тахистоскопических» школ скорочтения. Однако вскоре выяснилось, что после отлучения человека от устройства в большинстве случаев скорость чтения возвращалась к исходным темпам.

1958 Эвелин Вуд, посвятившая 15 лет изучению скорочтения и выведению секретов мастерства у феноменальных чтецов, представила в Университете штата Юта доклад, положения которого легли в основу ее учебника «Динамическое чтение». С тех пор ничего нового не придумали. Методы Эвелин Вуд до сих пор лежат в основе каждого рекламного курса скорочтения, который вы видите в рекламе, и каждой книги по овладению техникой, которую вы даже не удосужились прочитать.

Упражнения для первоклашек

Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период в жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, приучается к дисциплине и узнает много нового. Не рекомендуется начинать уроки беглого чтения в первой половине года. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций на дополнительную нагрузку дома.

Если вы чувствуете, что ребенок может и будет первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в игровой форме, не заставляя себя долго сидеть с книгой.

По мнению профессора И. Т. Федоренко — автора собственной методики обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества времени, затраченного на урок, а от его качества. Организуйте четкий график: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если ученик не в настроении, устал, отложите урок на пару часов, дайте ему отдохнуть и заняться делом.

Важно! Отдых подразумевает прогулку, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть возле телевизора, компьютера. Просмотр мультфильмов или онлайн-игр онлайн не разгружает школьника психологически.

Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:

Автоматизированное чтение слогов

Скачайте онлайн бесплатно или создайте свою собственную таблицу слогов.

Например этот:

Первоклассник может познакомиться с ней в процессе изучения алфавита.

Учебная таблица используется на каждом уроке. Первоклассник за одно занятие читает от одной до трех строк, постепенно увеличивая темп. Если обучение проходит в команде, сначала строки из таблицы слогов произносятся хором, затем индивидуально.

Благодаря таблице слогов учащийся легко усваивает структуру слов, быстрее учится читать слова – автоматически. Буквенные сочетания произносятся вертикально и горизонтально. На начальном занятии лучше тщательно подготовить одну строчку с одной и той же гласной: ГА, ЖА и т д. Читать слоги непрерывно, не разделяя на звуки.

Неоценимо использование силлабусной таблицы на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, выстраиваются проблемные звуки. Благодаря использованию слоговой таблицы для тренировки навыков чтения, при совершенствовании речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дисфорографии.

Хоровое чтение

Используется в качестве разминки в начале занятия. Дети получают листы с текстом, желательно стихотворным, или изречениями. Материал читается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик произносит выбранную скороговорку шепотом или вслух. Это тренирует артикуляцию.

Комплекс заданий

Включает в себя следующие упражнения:

  1. множественные показания скорости и времени;

Дети получают текст. Читают сами, молча. Учитель отмечает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, где они остановились.

Отдых 3-5 минут. В этот момент можно говорить тяжелые твистеры. Делайте артикуляционные упражнения.

  1. чтение в хорошем темпе;

Берем в руки знакомый текст, снова минутку читаем. Сравните первый и второй результаты. Чаще дети быстрее читают знакомый отрывок и делают меньше ошибок. Успех создает позитивный настрой. Переходим к новому материалу.

  1. знакомство с новым текстом и чтение его с выражением;

Для занятий, где отрабатывается техника чтения, лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за одну минуту. У детей должен быть кусок нового материала для практики скорочтения. Прочитайте неизвестную часть текста хором, быстро, но с выражением.

Используйте комплекс упражнений на каждом занятии в течение 1-2 недель.

Задание «Буксир»

Это задание заключается в следующем: лексический материал читается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку было не сложно и не слишком легко. Два-три предложения читаются хором, родитель замолкает и продолжает молча читать.

Малыш тоже не останавливается, читает про себя и старается держать заданную скорость. После одного-двух предложений взрослый начинает произносить текст вслух. Если ученик не сбавляет обороты, он будет читать то же самое вместе с родителем.

Это упражнение можно выполнять в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых уроков по этой схеме воспользуйтесь подсказкой: проведите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать читать вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.

Прыжок-остановка

упражнение похоже на игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентировку в тексте.

Задача выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого чтение начинается в скоростном ритме. Когда звучит команда «стоп», ребенок закрывает глаза и отдыхает 10-15 секунд. Затем учитель дает команду прочитать.

Первоклассник должен быстро найти остановку в тексте и продолжить чтение. Это простой способ улучшить внимание и зрительную память.

Важно! Вам не нужна помощь в поиске остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.

Половинка

Подготовить дидактический материал. Слова из двух-трех слогов напишите на листе формата А4, крупном. Например «кошка», «ложка», «девочка». Затем разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карты.

Предложите в игровой форме найти и соединить части слов на скорость. Но скорость здесь не самое главное.

Правильно проведенное занятие развивает воображение, память.

Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана-Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. От четырех до десяти в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, написанные на карточке. Метод основан на фотопамяти.

А вот еще один интересный способ, который очень прост и в то же время эффективен, так как помогает быстро научиться читать.

Читайте также: Как стать общительным и интересным человеком: учимся быть коммуникабельным

Как научить скорочтению ребенка

Начинать обучать ребенка скорочтению имеет смысл в 9-10 лет. До этого возраста ребенок не готов к упражнениям по скорочтению.

Чем старше становятся дети, тем больше им нужно читать. Количество литературы, которую необходимо прочитать, удваивается в течение 5-го класса. В 8 классе — трижды. Ребенок должен не только научиться быстро читать, но и понимать прочитанное. Навык скорочтения пригодится ему на всю жизнь. Сейчас существует множество курсов скорочтения, но если родители могут проводить с ребенком 20 минут в день, то этому можно достаточно быстро научиться дома.

Проблемы, которые возникают у детей при чтении. Скорочтение: упражнения

  1. При чтении «про себя» дети артикулируют, шевелят губами. При этом глаза долго висят на одном месте;
  2. Многие люди читают вслух, хотя их зрение воспринимает информацию в 10 раз быстрее;
  3. У большинства детей поле зрения маленькое, поэтому необходимы упражнения для его расширения;
  4. Ученики начальных классов часто спотыкаются, непроизвольно меняют положение букв, не читают до конца. Это в разы замедляет скорость чтения.

Скорочтение помогает устранить эти ошибки, увеличить скорость чтения. Также важно, чтобы ребенок понимал и мог пересказать прочитанное. Для решения проблемы качественного понимания приемы скорочтения помогают ребенку увидеть главное в тексте, развить внимание, воображение, память и мышление.

Многие дети при чтении отвлекаются, их мысли блуждают, они не помнят, где остановились. Так основные приемы скорочтения научат ребенка вниманию, концентрации, спокойствию.

Для детей старше 8 лет

Продолжайте улучшать темп чтения во втором классе. Дети в возрасте восьми лет самостоятельны и быстры. Они переросли первоклассные задания, поэтому предложите им другие интересные занятия и игры:

Ищем слово, строчку

Смысл игры: ученик (шаг 2) находит в тексте все слова, начинающиеся на одну букву. Поиск полного предложения — усложненный вариант задачи.

Упражнение учит вниманию, развивает левое полушарие – речь.

Вставляем буквы

Второклассникам предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы его прочитать и понять, нужно подумать об окончаниях, приставках. Это увеличивает скорость восприятия текста в дальнейшем, помогает соединять буквы в целые слова.

Исправляем ошибку

Учитель читает текст, дети повторяют. Учитель умышленно делает ошибки в конце слова, корне и т д. Задача учащегося 2 класса — исправить неточность.

Читаем на скорость

Второклассник самостоятельно измеряет технику чтения, отмечает минуты, ведет дневник успехов. В норме во втором классе дети читают не менее 70 слов, в третьем — 100 слов, в четвертом — 120.

Играем в «Спрятанные слова»

Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова (прописные и строчные) в клеточке с буквами. Это выглядит так:

Слова можно выбирать по одной теме или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставить список слов, которые нужно найти, а задачу их выделения оставить на поле.

И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать вместе с ребенком.

Читаем и считаем

Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении найдите количество звуков «о».

Мяч скачет по корту

Мы не можем поймать быстрый мяч.

Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.

Особенные упражнения

Расширение поля зрения

  1. Шульге таблица.

Необходимо увеличить угол обзора. Для второклассников используйте этот вариант таблицы:

Ребенок ищет глазами цифры по порядку: от 1 до 25, например, только черные или только красные. Не торопитесь, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице повысит скорость речи, так как учащийся будет видеть больше слов боковым зрением, то есть неосознанно читать их заранее.

  1. Клин стол.

Ученик должен сосредоточить свой взгляд на верхних цифрах, и постепенно опускаться вниз. Цифры произносятся вслух. После нескольких упражнений с использованием клиновидной таблицы ученик увидит все знаки слева и справа одновременно. Скачать методический материал из букв и цифр онлайн.

Подавление регрессии

оглядываясь назад на уже прочитанную строку — регрессия — вы значительно замедляете скорость чтения. Чтобы избавиться от нежелательного эффекта, используйте следующие тренировочные упражнения:

  1. Укажите направление чтения.

Возьмите указку или карандаш, водите им по линиям только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не оглядываясь.

  1. Закройте прочитанный текст.

Подготовьте специальную закладку для ученика.

Пусть второклассники поместят его поверх текста, постепенно опускаясь по мере чтения. Таким образом, прочитанный абзац будет скрыт. Вернуться к нему невозможно.

  1. Постоянно проверяйте скорость.

Измеряйте свою технику чтения каждый день. Чтобы улучшить результат, нужно всегда двигаться вперед, не оглядываясь назад.

Подавление артикуляции

Младшие школьники часто не могут читать про себя, не произнося слова, даже молча. Это неприемлемо для скорочтения. Артикуляция должна быть подавлена. Техника движения глаз по тексту тренируется следующим образом:

  1. музыкальное сопровождение;

Читаем под музыку без слов, потом под аккомпанемент песни. Обратите внимание, чтобы понять смысл текста.

  1. «Шмель»;

Попросите учащихся напевать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.

  1. ритм;

Читайте и барабаните пальцами и карандашом по столу. Постепенно увеличивайте темп.

  1. замок;

Плотно сжимаем губы, прикрываем рот ладонями. Прочтите сами, как только сможете.

Важно! После прочтения учащийся задает вопросы по тексту, чтобы проверить понимание прочитанного.

Упражнения на корректировку внимания и концентрации

Без высокого уровня внимания невозможно быстро прочитать и в то же время понять, о чем текст, выделить самое важное. Для коррекции внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:

  1. Составляем слова.

Возьми длинное слово. Например, «представительство». От него образуются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «порча» и другие.

  1. Находим отличия.

В парах: «лошадь — лень», «сон — тонус», «кошечка — лиса» ищутся различия. Необходимо подробно объяснить, чем они похожи и чем отличаются.

  1. Меняем шрифты.

Вводите тексты на ПК разными шрифтами. Вы можете распечатать их, если хотите. Пусть ваш ребенок читает. Необходимо постепенно увеличивать скорость чтения таких текстов, чтобы внимание не акцентировалось на размере и типе шрифта.

  1. Мы путаем слова.

Напишите на листе предложения со словами, переставленными в неправильном порядке: «вол на ходу сахар качается». Задача состоит в том, чтобы найти место для каждого слова.

  1. Мы обращаем внимание на самое важное.

После прочтения текста нужно подчеркнуть карандашом спорные моменты, выделить основные мысли.

  1. Включаем в работу оба полушария.

Читаем левым и правым глазом попеременно. Используйте эту технику в качестве домашнего задания и в качестве разминки в классе.

  1. Делаем ребусы.

Вопросы с подвохом, сложные ребусы хорошо развивают внимание.

  1. Мы называем цвета.

Используйте это поле:

Задание: не читая слов, назови цвет, которым окрашены буквы.

Развитие анципации

Этот навык хорошо развит у взрослых. Угадывание слова по смыслу текста, не видя конца предложения, развивается при выполнении следующих заданий:

  1. текст вверх ногами;

Сначала текст читается в обычном виде, затем он поворачивается на 90° или вверх ногами. Готовый.

  1. линейка;

Поместите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения не будут видны. Ребенок должен угадать, какие слова там написаны по смыслу.

  1. половинки;

Теперь линейкой смыкаем верхние половинки букв на строчку. Ребенок читает.

Тренировка памяти

  1. визуальный диктант;

Ребенок получает текст для чтения. Затем закрываются от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводится 7-8 секунд, ребенок пишет по памяти. Таким образом, текст постепенно обрабатывается полностью.

  1. цепь;

Читаем слова на одну и ту же тему. Например, лес — дерево — шишка — медведь и т д. Учащийся слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех-пяти слов, постепенно увеличивать до десяти-двенадцати.

  1. ремонт слов;

Ребенок получает текст с пропущенными буквами. Их нужно угадывать по мере чтения. Преимущество методики: учащийся удерживает в голове смысл текста, расширяет словарный запас.

Чтение в паре со взрослым

Впечатляющая скорость чтения – эффективный метод обучения. Используйте следующие системы для совместных миссий:

  1. чтение одновременно с родителем;

Взрослый читает вслух, ребенок читает про себя. Скорость постоянно меняется. Задача ученика: не заблудиться.

  1. дубинка;

Взрослые и дети постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следует, потом наоборот.

  1. хвост;

Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, на три-четыре слова позади. У параллельного громкого воспроизведения есть и обратная сторона: голоса мешают друг другу. Читать надо шепотом или вполголоса.

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector