- Что такое мышление
- Образное мышление и его развитие
- Что развивать
- Упражнение «Воссоздание образов»
- Развитие критического мышления
- Развитое и неразвитое мышление — как работает наше сознание
- Эффективные способы, позволяющие развить мышление у взрослого человека
- Словесно-логическое
- Критическое
- Творческое и продуктивное
- Аналитическое
- Интуитивное
- Развитие мышления согласно теории Ж. Пиаже
- Особенности развития мышления в онтогенезе
- Развитие абстрактно-логического мышления
- Что развивать
- Как развивать
- Упражнения по развитию логического мышления
- Упражнение «Логические цепочки»
- Вариант 1
- Вариант 2
- Упражнение «Составление предложений»
- Упражнение «Я скажу по-другому»
- Что помогает развить мышление: способы и упражнения, проверенные временем
- 1. Чтение книг
- 2. Новые маршруты
- 3. Развитие памяти
- 4. Ежедневное обучение
- 5. Приемы, примеры, средства и методики развития мышления: отказываемся от телевизора
- 6. Рисование
- 7. Расширение круга общения
- 8. Игра в шахматы
- 9. Игра на музыкальных инструментах
- 10. Выход из зоны комфорта
Что такое мышление
Постоянный анализ, всестороннее размышление и умение создавать логические цепочки — вот что принципиально отличает человека от животных. Маленькие братья живут в основном инстинктами, а мы обрабатываем поступающую информацию, делаем оценки и делаем выводы.
Взрослый человек, уже сумевший окончательно сформировать личность, похож на ограненный алмаз. Легко оперирует фактами, выносит суждения разного порядка — от дедуктивных и индуктивных до системных и творческих. Это правда, что ни один по-настоящему умный человек не остановит процесс постоянного самосовершенствования. Он будет искать ответы на любые вопросы.
Образное мышление и его развитие
Образное мышление контролируется правым полушарием головного мозга, там же находится центр творческих способностей человека. Этим в общем-то все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает левое в развитии, а в возрасте 3-5 лет доминирует в мыслительной деятельности. Но зато активное развитие функции характера (речь, письмо, счет) стимулирует развитие левого полушария головного мозга, отвечающего за абстрактно-логическое мышление. Снижается активность правого полушария головного мозга, а образное мышление отходит на второй план.
— А как же творчество? — ты спрашиваешь. Вот и все. Творчество, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. И помимо творчества это мышление необходимо. С ним связана способность воспроизводить образы, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать и включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что всякий психический акт начинается с рождения образов и продолжается в тесной связи с ними.
Что развивать
Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определимся, в каком направлении двигаться, какие особенности и качества нашей психики надо развивать:
- образная память;
- операции с изображениями, их анализ, сравнение, сочетание;
- воображение, как способность создавать новые образы;
- комбинаторная деятельность — способность сознательно и целенаправленно строить образы из элементов того, что хранится в памяти;
- видеть качества и характеристики вещей, скрытые от логического мышления;
- способность фантазировать.
Одним из самых эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Он помогает постоянно держать в тонусе правое полушарие, поэтому многие упражнения содержат элемент творчества.
Упражнение «Воссоздание образов»
Большинство из нас озабочено накоплением знаний. Мы стремимся запомнить необходимую информацию, имена, даты, числа, правила. А как часто мы пытаемся запоминать и сознательно удерживать образы в памяти? Они менее важны? Например, изображение осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или шум прибоя. Ведь чаще всего то, что мы помним, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся в рендеринге изображений.
Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воссоздать его в деталях, запомните каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.
Теперь перейдем к более сложным задачам.
Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например клубника, воздушный шар и т д. Потом пять апельсинов и так далее по всему спектру. Чтобы избежать путаницы, перечислите эти семь групп элементов по порядку.
Представьте картинку знакомого вам дерева (береза под окном, клен по дороге на работу). Постарайтесь запомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится картина в другое время — осень, зима, весна, лето. Изображение дерева можно заменить изображением дома или улицы, реки или сада.
Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шелест осенних листьев и так далее), 5 звуков города, 5 звуков животных, 5 звуков механизмов.
Вспомните и вообразите в деталях событие (праздник, семейный ужин, встречу с начальством и так далее). Постарайтесь запомнить изображения людей, мебели, посуды, попытайтесь представить цвета, звуки, вкусы и запахи.
Развитие критического мышления
Сознательное и продуктивное развитие невозможно без наличия одного существенного элемента — критического мышления. Без его присутствия невозможно всестороннее развитие личности.
Критическая мыслительная деятельность представляет собой сложную систему ориентировки, позволяющую субъекту находить так называемые «дыры» в собственном развитии и вести его в нужном направлении. Способность к анализу и способность к выбору считаются неотъемлемой частью всесторонне развитой личности. Без них человек будет вынужден постоянно полагаться на мнение экспертов или других авторитетов. Здесь возникает первое условие всесторонне развитой личности — наличие критического мышления. Соответственно, критическая способность ума — это способность индивидов объективно оценивать свои собственные мысли и мысли других, тщательно и исчерпывающе проверяя все сделанные предположения и выводы.
Критическое мышление:
— помогает субъектам расставить приоритеты в личной жизни и профессиональном самоопределении;
— предполагает принятие на себя личной ответственности за совершенный выбор;
— повышает уровень субъективной культуры работы с различной информацией;
— формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
— предсказывать последствия собственных решений;
— дает возможность развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Критическое мышление человека – это открытие здравого смысла. Иными словами, как логично делать выводы и действовать, учитывая собственную позицию и мнение других субъектов. Поэтому критическим мышлением еще называют способность оставить позади свои предрассудки. Поэтому критическое мышление имеет важное значение при решении проблем, которое способно выдвигать свежие идеи и видеть новые возможности.
Технология развития критического мышления.
В ходе саморазвития приобретение критического мышления является мощной движущей силой, способствующей приближению к достижению цели и переходу на качественно новую ступень сознания. Однако развить критическое мышление непросто. Так что для этого нужно переосмыслить свой распорядок дня. Большинство людей тратят какое-то время на дневной свет, при этом не используя его ни для отдыха, ни для продуктивной деятельности. Технология развития критического мышления заключается в том, чтобы использовать это время для самоанализа. Для этого необходимо вечером, вместо бездумного переключения телеканала, оценить прошедший день, положительные стороны и отрицательные качества, проявленные личностью в течение дня.
Для этого рекомендуется задавать себе вопросы следующего характера: «когда я максимально продуктивно использовал собственное мышление», «какая ситуация, случившаяся сегодня, может быть примером наихудшего проявления мышления», «что бы я измени меня сегодня, если бы у меня была возможность пережить этот день» и так далее. Важно дать себе время подумать над ответом. Так развивается аналитический ум, из которого вырастает критическое мышление помочь вам обнаружить шаблоны мышления, выделяя повторяющиеся ответы в течение определенного периода времени.
Следующий шаг – решение проблемы. В день необходимо прорабатывать по одному проблемному вопросу. Каждое утро по пути в учебное заведение или на работу следует отрабатывать выбранное на сегодня задание. Необходимо выявить логику проблемного вопроса и его структурные элементы. Иными словами, следует четко определить проблему, выявить ее отношение к ценностям личности, ее целям и потребностям. Работать над проблемным вопросом необходимо по определенному плану. Вопрос должен быть сформулирован максимально четко и ясно. Затем его необходимо изучить, чтобы понять, представляет ли он собой зону контроля для человека. Определить диапазон возможных действий, с которыми индивидуум столкнется в процессе принятия решения.
Проблемные проблемы, которые можно решить уже сегодня, должны быть приоритетными, а проблемы, для решения которых необходим дополнительный арсенал средств, лучше отложить. Необходимо выделить время для активного поиска информации, необходимой для решения проблемы, ее анализа, интерпретации и получения обоснованных выводов. Кроме того, рекомендуется ли выявить собственные способности, позволяющие предпринимать определенные действия для решения проблемной задачи в краткосрочной и долгосрочной перспективе? На основании выявленных преимуществ и недостатков необходимо оценить варианты действий.
После этого нужно определиться с общей стратегией и наметить пути решения проблемы. Следует придерживаться продуманной стратегии до конца работы. После начала работы следует следить за ситуацией. Наблюдайте, какие последствия действий человека проявятся и как. Вы должны быть готовы вовремя изменить свою стратегию в соответствии с новой информацией.
Кроме того, следует уделять время развитию интеллекта. Следует регулярно работать над развитием одной из сторон интеллекта, например ясности мысли или концентрации.
Критический интеллект характеризуется избеганием поверхностных обобщений и легкомысленных выводов, стремлением смотреть глубже, избеганием категоричных подходов. Научиться мыслить критически означает следовать правилам логики, быть любознательным, иметь собственное мнение и уметь использовать исследовательские и творческие средства для защиты своей позиции.
В связи с быстро развивающимся обществом в области получения и анализа информации были разработаны экологические требования, методы развития критического мышления, представляющего собой простую систему, направленную на развитие умения работать с информацией при письме и чтении.
критическое мышление означает естественное взаимодействие с идеями и данными. В конце концов, людям нужны навыки не только для освоения данных, но и способность критически оценивать, понимать и применять их.
Критическая мыслительная деятельность — одна из форм интеллектуальных функций субъектов, для которых характерны значительный уровень восприятия, осознания, объективность подходов к окружающему его информационному полю. Критическое мышление объединяет совокупность умений и навыков, которые развиваются поэтапно в результате развития и в процессе учебной деятельности. Таким образом, методы развития критического мышления развивают самостоятельную мыслительную деятельность, вооружают методами и средствами самостоятельной работы. Критический ум имеет свои особенности.
Критическое мышление, во-первых, является самостоятельной операцией, а информация является отправной точкой, а уж никак не конечной целью критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не способен мыслить критически.
Критическое мышление проистекает из постановки ряда вопросов и выявления проблем, которые необходимо решить. Критическое мышление направлено на убедительную аргументацию. Критическая мыслительная деятельность человека — это социальное мышление.
Читайте также: Лучшие книги для развития мозга, мышления, интеллекта, внимания, словарного запаса
Развитое и неразвитое мышление — как работает наше сознание
То, как те или иные идеи появляются внутри мозга, вызывает наибольший интерес у ученых. Например, изучением соответствующих процессов занимаются логика, эвристика, когнитивная наука и эпистемология. Специалистам из смежных областей удалось установить, что любая идея формируется по этапам довольно строгого регламента:
- Анализ – это разбиение вещи, события или ситуации на тривиальные образы.
- Синтез – это соединение компонентов в нужном порядке.
- Сравнение — это сравнение устройств для поиска общих черт.
- Классификация – это разделение объектов на категории.
- Абстракция – подчеркните важное и отодвиньте от второстепенного.
- Обобщение — это группировка различных по их кумулятивным свойствам.
- Конкретизация – уточнение отличительных характеристик явления.
Все процедуры выполняются автоматически — мы не можем повлиять на их ход. Однако люди могут организовать все операции так, чтобы они работали действительно правильно. Тогда вся поступающая информация будет ускоренно обрабатываться, а выводы и решения начнут вырисовываться сами собой. Чтобы узнать о своих сильных сторонах и о том, как правильно использовать слабые, рассказывают о курсе в школе ненумерологии.
Эффективные способы, позволяющие развить мышление у взрослого человека
Мозг никогда не отдыхает – это орган, потребляющий около 20% всей энергии, вырабатываемой и потребляемой организмом. Внутри нее находится 86 миллиардов нейронов — электрически возбудимых клеток, отвечающих за получение, обработку, передачу, отправку и транспортировку разнообразной информации. Для того, чтобы это устройство, еще не изученное исследователями даже на 15-20%, еще лучше справлялось с повседневными задачами, его необходимо регулярно заряжать. Вы можете делать это в любом формате, используя заранее проверенные упражнения.
Словесно-логическое
Приемы, приемы и методы процесса развития мышления в психологии известны очень давно. Например, для модернизации внутреннего понятийного аппарата человек должен:
- Научитесь формулировать собственные мысли и объяснять различные явления.
- Проводить базовые анализы и тематические анализы, делать прогнозы событий.
- Работайте с текстом, понимайте значение слов, словосочетаний и предложений.
- Представлять материал, пересказывать параграфы и абзацы изучаемых статей.
Все техники самообучения выглядят очень просто. Более того, чтобы использовать их, вам не нужно беспокоиться о покупке или поиске уникальных инструментов. Достаточно пары печатных работ и смартфона с подключенным интернет-тарифом.
Критическое
Здесь дела обстоят чуть сложнее — надо постараться воспитать в себе здоровый скептицизм. Во-первых, можно взять, к примеру, популярное, но в то же время в корне неверное утверждение. Например, Земля плоская. Задача состоит в том, чтобы доказать обратное. В рамках обучения вы должны найти десяток теорий и достоверных фактов, подтверждающих, что наша планета все же обладает свойствами, присущими мячу.
Творческое и продуктивное
Креативность – это то, без чего, наверное, не обходится ни один более-менее успешный человек. Прокачать нужные когнитивные навыки достаточно просто:
- Ищем нестандартные способы использования привычных вещей.
- Мы стараемся подмечать общие черты в принципиально разных объектах.
- Мы придумываем новый язык, со всеми правилами и исключениями.
- Мы анализируем любые жизненные проблемы посредством интенсивного мозгового штурма.
Академический рисунок, сочинение стихов, сочинение музыкальных композиций — подойдет буквально все.
Аналитическое
Люди, страдающие недостатком логических способностей, чаще всего задумываются о том, как им развить свои мыслительные способности во взрослом возрасте. Они плохо воспринимают информацию, не могут делать разумные и логичные выводы в рамках различных бытовых ситуаций. Ситуация исправляется довольно легко:
- Мы играем в стратегические игры, в том числе компьютерные.
- Решаем головоломки и профильные эвристические задачи.
- Работа с арифметическими и алгебраическими примерами.
- Мы читаем техническую литературу и стараемся следить за ходом мыслей автора.
- Мы создаем свои уникальные истории.
Математика особенно полезна. Например, можно взять учебник Демидовича и попробовать освежить в памяти (или взять с нуля) полный курс функционального анализа.
Интуитивное
Психология – это наука, в которой нет места экстраординарным способностям и предрассудкам о шестом чувстве. Однако врачи, участвовавшие в исследовании, на сто процентов уверены в существовании у человека некой интуиции. Они воспринимают это как умение видеть мельчайшие детали и запоминать закономерности различных событий и ситуаций. Чтобы развивать в себе умение, называемое проницательностью, вы должны научиться задавать правильные вопросы. Даже в большинстве вещей можно будет найти скрытый смысл — то, что не заметит никто, кроме настоящих профессионалов.
Развитие мышления согласно теории Ж. Пиаже
Основные механизмы психической деятельности:
- ассимиляция (включение новой проблемной ситуации в те, с которыми имел дело ребенок; включение происходит без изменения сложившихся установок);
- аккомодация (изменение моделей поведения и адаптация к внешнему миру).
Попробуйте бесплатный инструмент подготовки работы по ГОСТ «ДокСтандарт» Загрузить курсовую работу и получить отформатированную версию всего за 30 секунд ПопробоватьВывод
Таким образом, по Ж. Пиаже, психическое развитие есть единица ассимиляции и аккомодации.
Периодизация интеллектуального развития:
- сенсомоторный интеллект (0-2 года):
- тренировка рефлексов (0-1 мес.);
- первичные циркулярные реакции (1-4 месяца) — действие ради самого процесса;
- вторичные циркулярные реакции (4-8 мес) — действие на пролонгацию впечатления;
- начало практического интеллекта (8-12 мес.);
- третичные циркулярные реакции (12-18 мес) — сознательное изменение ситуации;
- интернализация планов действий (18-24 мес.);
этап репрезентативного интеллекта (2-7 лет) — мышление с помощью представлений (дооперациональный этап); стадия специфических операций (7-11 лет); стадия формальных операций (11-15 лет) — формальная логика — высшая ступень развития интеллекта.
Особенности развития мышления в онтогенезе
Рассмотрим весь путь развития мышления у ребенка: от наглядно-действенного к абстрактному (словесно-логическому). Общая схема этого процесса представлена на рис. 2.
- Ранний возраст (1-3 года). Для этого возраста характерно наглядно-действенное мышление. Этот тип мышления определяет активность ребенка. Как известно, в этом возрасте ведущей деятельностью является манипулирование предметами.
Это мышление почти связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования данной ситуации. Это можно наблюдать, например, в игре детей 1—3 лет, когда они еще не могут представить себе действия с предметом, поэтому им необходимо тактильно его ощутить и реально оперировать им.
Дошкольный (3-7 лет) — средний школьный возраст (7-10 (11) лет). Детям этого возраста присуще наглядно-образное мышление. Этот тип мышления возникает в дошкольном возрасте (3-7 лет) и переходит на следующий этап только в подростковом возрасте. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что человек может мыслить только конкретными образами. Вот почему так важен принцип наглядности в обучении детей.
Для развития мышления в этом возрасте полезно использовать модель П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования психических актов). Схема показана на рисунке 1.
Согласно этой концепции выделяют 6 стадий формирования мыслительных действий:
- первичное знакомство ребенка с материалом, формирование педагогической мотивации;
- составить схему руководящей основы для действий;
- выполнять действия с реальными предметами;
- формирование действия как внешней речи;
- формирование определенного действия, которое сопровождается внутренним произношением;
- полное выполнение действия на внутреннем ментальном плане.
Рисунок 1. «Поэтапное формирование мыслительных действий по П. Я. Гальперину»
Подростковый возраст. На этом этапе наглядно-образное мышление трансформируется в словесно-логическое (абстрактное) мышление. Суть абстрактного мышления (словесно-логического) состоит в том, что оно происходит на основе понятия без использования конкретного опыта.
Различают три основные формы абстрактного мышления:
- понятие (предмет или группа предметов отражается в виде одного или нескольких признаков);
- суждение;
- заключение.
Рисунок 2. «Функции развития мышления в онтогенезе»
Развитие абстрактно-логического мышления
Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но так или иначе логика необходима взрослому человеку для решения самых разных задач: от бытовых, обыденных до профессиональных и научных.
Что развивать
Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:
- Анализ – это разделение единого целого на отдельные важные элементы, понимание строения вещей и явлений, их системной организации.
- Сравнение – это сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений для определения их сходства и различия.
- Синтез — это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их соединением в новую комбинацию.
- Абстракция – это отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (чисел, формул), замена конкретных образов абстрактными понятиями.
Первые три основные операции можно проиллюстрировать обычной детской игрой с цветными пирамидками. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает кольца – это анализ. Потом в процессе сборки сравнивает кольца по размеру, иногда по цвету и форме — это сравнение. Затем он собирает пирамиду из отдельных элементов — синтез. Таким образом, мыслительный процесс продолжается на доступном малышу уровне наглядно-действенного мышления. А мы хотим разработать логическую, поэтому будем производить операции не с кольцами и кубами, а с понятиями.
Для логического мышления необходима и развитая речь, так как это мышление продолжается в понятийной форме. Причем это относится не только к устной, но и к письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.
Как развивать
Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны древними философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Хотя теоретические знания полезны, их недостаточно для развития. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Важнее практиковаться, осваивать навыки. А навыки мышления, как и все остальные навыки, формируются в процессе обучения. А для тех, кто хочет развить логические способности, мы можем предложить больше упражнений.
Упражнения по развитию логического мышления
Существует множество способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи рекомендуют больше читать. И неважно, художественная это литература или научная, самое главное понимать прочитанное, записывать свои мысли, свои выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики настольные и компьютерные игры на ее основе, например, шахматы, шашки, морские сражения и другие.
Для этого можно использовать специально разработанные упражнения.
Упражнение «Логические цепочки»
Это одно из самых распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.
Вариант 1
Пример: даны два предмета — рыба и бутылка. Найдите то, что их связывает. Возможные ответы включают в себя:
- оба объекта имеют похожую обтекаемую форму;
- и рыба, и бутылка ассоциируются с водой;
- если бутылка пластиковая, она, как рыбка, умеет плавать;
- рыба и бутылка могут быть одного цвета;
- оба предмета содержат полезные для человека вещества и т д
Можно продолжить список дальше или выбрать новые предметы, убедившись, что на первый взгляд они совершенно разные и не имеют ничего общего (кот и стул, мороженое и машина и так далее).
Вариант 2
Происходят два события, разделенные относительно коротким периодом времени:
- Карандаш падает на пол с заведующего конторкой фирмы.
- В помещении одного из курортов на юге горит огонь.
Установите логическую связь между первым и вторым событиями. Посмотрите, сколько промежуточных событий будет в вашей логической цепочке. Попробуйте построить еще один, где больше или меньше событий.
Если упражнение выполняется в группе, будет интересно сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, чтобы выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между огнем и ним.
Упражнение «Составление предложений»
Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью; вообще оно имеет место главным образом в понятийно-знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, сочинения, заметки и вести дневник.
А для тех, кто не так хорош в этом или жалеет время, можно начать со своих предложений. Но не простой, а объединяет не связанные между собой понятия и предметы. Ваша задача не просто написать предложение, а так, чтобы оно выглядело вполне логично.
Мы выбираем три объекта, которые максимально не связаны друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка капучино». Теперь создайте предложение, которое логически объединит эти объекты. Вот, например, можно составить такое предложение: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и попала прямо в мою чашку с капучино».
Попробуйте придумать свое предложение или выберите остальные три объекта. Например: ножницы, акула, гриль; книга, лимон, цирк и так далее
Упражнение «Я скажу по-другому»
Это упражнение также предназначено для развития словесного мышления, которое является основой логического мышления. Придумайте простое, даже банальное предложение, связанное с обычным событием. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».
Теперь выразите ту же мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с тем же значением вы можете составить?
Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в одной сфере жизни. Но образное мышление не менее важно.
Что помогает развить мышление: способы и упражнения, проверенные временем
В обществе бытует мнение, что взрослые – это уже «законченные» личности, которые не могут изменить некоторые качественные характеристики собственного сознания. На практике все обстоит совсем иначе. Мозгу нужны постоянные тренировки. Если позаботиться о его грамотной нагрузке, то сформируется результат, заметный даже не на профессионально-карьерном уровне, а на бытовом.
1. Чтение книг
Первый, самый банальный, но не менее эффективный метод прокачки когнитивных способностей. Когда человек держит в руках ту или иную работу, он концентрирует все доступное внимание на потоке поступающей информации. Причем особую пользу приносит как техническая (узкоспециальная), так и художественная (романтическая или прозаическая) литература. В первом случае мы получаем ценный опыт, а во втором расширяем свой текущий кругозор. Параллельно модернизируются внутренние блоки, отвечающие за память и интеллект.
2. Новые маршруты
Процесс развития форм мышления и способов психической деятельности в психологии может носить самый разнообразный характер. Для одних упражнений нужно подготовить инструмент (его роль, например, выполняет та же книга), а для других нужно работать самостоятельно, заставляя ЦНС работать без векторов и вспомогательных элементов.
Так что, когда вы идете в кино, вы должны найти принципиально свежий маршрут — дорогу, которой никогда раньше не пользовались. Вы должны сделать то же самое со всеми другими мини-путешествиями. Удивительно, но центральная нервная система начинает воспринимать такую работу как довольно сложную задачу. Нервная система начнет визуализировать улицы, пешеходные переходы и дорожки, тем самым тренируя механику пространственного воображения и ориентирования.
3. Развитие памяти
Американские исследователи попытались сравнить мозг с жестким диском обычного компьютера. Они обнаружили, что примерно 1 миллион гигабайт данных может легко поместиться в эту структуру. Насильно расширить такой и без того значительный объем невозможно. Однако можно улучшить работу каналов передачи — нейронных сетей, транспортирующих клетки с информацией внутрь сознания. Наиболее эффективным методом соответствующей личностной модернизации является заучивание стихов с последующим пересказом наизусть. Достаточно пару раз в неделю уделять этому занятию 30-40 минут, и результат не заставит себя долго ждать.
4. Ежедневное обучение
Саморазвитие — лучший способ провести свободное время. Многие думают, что образовательный процесс заканчивается на пороге школы, колледжа, университета или учебного центра. На практике все обстоит совсем иначе. В условиях постоянно меняющегося современного мира наибольшую профессиональную ценность имеют люди, открытые новым знаниям. Они постоянно читают специализированную литературу, смотрят специализированные видео и спорят с коллегами, стимулируя этапы формирования нейронных связей.
5. Приемы, примеры, средства и методики развития мышления: отказываемся от телевизора
Крупные студии сосредоточены на производстве контента исключительно для развлечения. Человек приходит домой с тяжелой работы и включает любимую программу. Его разум загружен бессмысленной информацией. Конечно, иногда так можно расслабиться. Но все нужно делать в меру. Это относится и к ребенку. Превращение такой модели поведения в своеобразную привычку будет печальным итогом для человека любого возраста.
6. Рисование
Мозг тренируется в процессе решения практически всех новых и сложных задач. Поэтому людям, незнакомым с аспектами традиционного академического рисунка, следует приобретать специализированные учебники, кисти, краски, мелки и карандаши. Создавая пейзажи и портреты, человек учится проявлять собственные творческие способности. Кроме того, на определенном этапе искусство станет настоящим помощником в плане тайм-менеджмента. Он станет основой для интеллектуальной деятельности, связанной с оформлением наглядных заметок, блок-схем, диаграмм и других полезных графических инструментов.
7. Расширение круга общения
Совет, который вряд ли понравится интровертам. Однако ярко выраженная замкнутость — качество, не способствующее действиям по достижению значительных личных успехов. В моменты общения (поддержания социальных связей) центральная нервная система находится в состоянии повышенной настороженности. Это работает на сто процентов, и заставляет поддерживать диалог, находить аргументы и знакомиться с новыми людьми. Польза от постоянного общения огромна.
8. Игра в шахматы
Их создатели не думали о том, как взрослые могут развивать свое мышление. Они стремились найти возможность для полезного времяпрепровождения, и в результате разработали развлечение на века. Человек, привыкший участвовать в длинных шахматных партиях, привык продумывать все шаги наперед. Он тренирует концентрацию, память и логику, а также учится работать с собственным эмоциональным состоянием. Удивительно, но вечеринки проходят очень жарко, и побеждает в них тот, кто сумел сдержать свой агрессивный настрой и предпочел хладнокровие.
9. Игра на музыкальных инструментах
Говорят, что человек, овладевший искусством создания музыки, сможет преуспеть в любой желаемой отрасли. Конечно, это утверждение далеко не на сто процентов верно, но частица правды в нем есть. Взаимодействие с разными композициями — чрезвычайно сложный процесс, требующий от мастера большой самоотдачи. Человек должен следить за ритмом, проверять точность мелодии, выбирать тональности и координировать движения рук. Все эти операции нагружают мозг и служат качественной тренировкой когнитивных способностей.
10. Выход из зоны комфорта
Крайне избитое выражение, которое, впрочем, не перестает быть менее информативным. Жизнь в комфортной, полностью удовлетворяющей и практичной среде — это состояние жизни, которое никоим образом не пересекается с процессом стабильного саморазвития. Конечно, не следует подвергать организм большим нагрузкам, выходящим за пределы нормы. Отдых имеет сакральное значение — он помогает организму адаптироваться к новому ритму и накапливать различные ресурсы. Но чем чаще человек сталкивается с трудными ситуациями и обстоятельствами, тем легче ему идет процесс постоянного внутреннего роста.