Развитие мышления: что это, как развить свои способности, способы и методы в психологии, примеры развитой мыслительной деятельности у взрослых, средства и методики – nenumerolog

Саморазвитие
Содержание
  1. Что такое мышление
  2. Образное мышление и его развитие
  3. Что развивать
  4. Упражнение «Воссоздание образов»
  5. Развитие критического мышления
  6. Развитое и неразвитое мышление — как работает наше сознание
  7. Эффективные способы, позволяющие развить мышление у взрослого человека
  8. Словесно-логическое
  9. Критическое
  10. Творческое и продуктивное
  11. Аналитическое
  12. Интуитивное
  13. Развитие мышления согласно теории Ж. Пиаже
  14. Особенности развития мышления в онтогенезе
  15. Развитие абстрактно-логического мышления
  16. Что развивать
  17. Как развивать
  18. Упражнения по развитию логического мышления
  19. Упражнение «Логические цепочки»
  20. Вариант 1
  21. Вариант 2
  22. Упражнение «Составление предложений»
  23. Упражнение «Я скажу по-другому»
  24. Что помогает развить мышление: способы и упражнения, проверенные временем
  25. 1. Чтение книг
  26. 2. Новые маршруты
  27. 3. Развитие памяти
  28. 4. Ежедневное обучение
  29. 5. Приемы, примеры, средства и методики развития мышления: отказываемся от телевизора
  30. 6. Рисование
  31. 7. Расширение круга общения
  32. 8. Игра в шахматы
  33. 9. Игра на музыкальных инструментах
  34. 10. Выход из зоны комфорта

Что такое мышление

Постоянный анализ, всестороннее размышление и умение создавать логические цепочки — вот что принципиально отличает человека от животных. Маленькие братья живут в основном инстинктами, а мы обрабатываем поступающую информацию, делаем оценки и делаем выводы.

Взрослый человек, уже сумевший окончательно сформировать личность, похож на ограненный алмаз. Легко оперирует фактами, выносит суждения разного порядка — от дедуктивных и индуктивных до системных и творческих. Это правда, что ни один по-настоящему умный человек не остановит процесс постоянного самосовершенствования. Он будет искать ответы на любые вопросы.

Образное мышление и его развитие

Образное мышление контролируется правым полушарием головного мозга, там же находится центр творческих способностей человека. Этим в общем-то все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает левое в развитии, а в возрасте 3-5 лет доминирует в мыслительной деятельности. Но зато активное развитие функции характера (речь, письмо, счет) стимулирует развитие левого полушария головного мозга, отвечающего за абстрактно-логическое мышление. Снижается активность правого полушария головного мозга, а образное мышление отходит на второй план.

— А как же творчество? — ты спрашиваешь. Вот и все. Творчество, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. И помимо творчества это мышление необходимо. С ним связана способность воспроизводить образы, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать и включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что всякий психический акт начинается с рождения образов и продолжается в тесной связи с ними.

Что развивать

Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определимся, в каком направлении двигаться, какие особенности и качества нашей психики надо развивать:

  • образная память;
  • операции с изображениями, их анализ, сравнение, сочетание;
  • воображение, как способность создавать новые образы;
  • комбинаторная деятельность — способность сознательно и целенаправленно строить образы из элементов того, что хранится в памяти;
  • видеть качества и характеристики вещей, скрытые от логического мышления;
  • способность фантазировать.

Одним из самых эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Он помогает постоянно держать в тонусе правое полушарие, поэтому многие упражнения содержат элемент творчества.

Упражнение «Воссоздание образов»

креативное мышление

Большинство из нас озабочено накоплением знаний. Мы стремимся запомнить необходимую информацию, имена, даты, числа, правила. А как часто мы пытаемся запоминать и сознательно удерживать образы в памяти? Они менее важны? Например, изображение осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или шум прибоя. Ведь чаще всего то, что мы помним, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся в рендеринге изображений.

Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воссоздать его в деталях, запомните каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

Теперь перейдем к более сложным задачам.

Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например клубника, воздушный шар и т д. Потом пять апельсинов и так далее по всему спектру. Чтобы избежать путаницы, перечислите эти семь групп элементов по порядку.

Представьте картинку знакомого вам дерева (береза ​​под окном, клен по дороге на работу). Постарайтесь запомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится картина в другое время — осень, зима, весна, лето. Изображение дерева можно заменить изображением дома или улицы, реки или сада.

Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шелест осенних листьев и так далее), 5 звуков города, 5 звуков животных, 5 звуков механизмов.

Вспомните и вообразите в деталях событие (праздник, семейный ужин, встречу с начальством и так далее). Постарайтесь запомнить изображения людей, мебели, посуды, попытайтесь представить цвета, звуки, вкусы и запахи.

Развитие критического мышления

Сознательное и продуктивное развитие невозможно без наличия одного существенного элемента — критического мышления. Без его присутствия невозможно всестороннее развитие личности.

Критическая мыслительная деятельность представляет собой сложную систему ориентировки, позволяющую субъекту находить так называемые «дыры» в собственном развитии и вести его в нужном направлении. Способность к анализу и способность к выбору считаются неотъемлемой частью всесторонне развитой личности. Без них человек будет вынужден постоянно полагаться на мнение экспертов или других авторитетов. Здесь возникает первое условие всесторонне развитой личности — наличие критического мышления. Соответственно, критическая способность ума — это способность индивидов объективно оценивать свои собственные мысли и мысли других, тщательно и исчерпывающе проверяя все сделанные предположения и выводы.

Критическое мышление:

— помогает субъектам расставить приоритеты в личной жизни и профессиональном самоопределении;

— предполагает принятие на себя личной ответственности за совершенный выбор;

— повышает уровень субъективной культуры работы с различной информацией;

— формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

— предсказывать последствия собственных решений;

— дает возможность развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Критическое мышление человека – это открытие здравого смысла. Иными словами, как логично делать выводы и действовать, учитывая собственную позицию и мнение других субъектов. Поэтому критическим мышлением еще называют способность оставить позади свои предрассудки. Поэтому критическое мышление имеет важное значение при решении проблем, которое способно выдвигать свежие идеи и видеть новые возможности.

Технология развития критического мышления.

В ходе саморазвития приобретение критического мышления является мощной движущей силой, способствующей приближению к достижению цели и переходу на качественно новую ступень сознания. Однако развить критическое мышление непросто. Так что для этого нужно переосмыслить свой распорядок дня. Большинство людей тратят какое-то время на дневной свет, при этом не используя его ни для отдыха, ни для продуктивной деятельности. Технология развития критического мышления заключается в том, чтобы использовать это время для самоанализа. Для этого необходимо вечером, вместо бездумного переключения телеканала, оценить прошедший день, положительные стороны и отрицательные качества, проявленные личностью в течение дня.

Для этого рекомендуется задавать себе вопросы следующего характера: «когда я максимально продуктивно использовал собственное мышление», «какая ситуация, случившаяся сегодня, может быть примером наихудшего проявления мышления», «что бы я измени меня сегодня, если бы у меня была возможность пережить этот день» и так далее. Важно дать себе время подумать над ответом. Так развивается аналитический ум, из которого вырастает критическое мышление помочь вам обнаружить шаблоны мышления, выделяя повторяющиеся ответы в течение определенного периода времени.

Следующий шаг – решение проблемы. В день необходимо прорабатывать по одному проблемному вопросу. Каждое утро по пути в учебное заведение или на работу следует отрабатывать выбранное на сегодня задание. Необходимо выявить логику проблемного вопроса и его структурные элементы. Иными словами, следует четко определить проблему, выявить ее отношение к ценностям личности, ее целям и потребностям. Работать над проблемным вопросом необходимо по определенному плану. Вопрос должен быть сформулирован максимально четко и ясно. Затем его необходимо изучить, чтобы понять, представляет ли он собой зону контроля для человека. Определить диапазон возможных действий, с которыми индивидуум столкнется в процессе принятия решения.

Проблемные проблемы, которые можно решить уже сегодня, должны быть приоритетными, а проблемы, для решения которых необходим дополнительный арсенал средств, лучше отложить. Необходимо выделить время для активного поиска информации, необходимой для решения проблемы, ее анализа, интерпретации и получения обоснованных выводов. Кроме того, рекомендуется ли выявить собственные способности, позволяющие предпринимать определенные действия для решения проблемной задачи в краткосрочной и долгосрочной перспективе? На основании выявленных преимуществ и недостатков необходимо оценить варианты действий.

После этого нужно определиться с общей стратегией и наметить пути решения проблемы. Следует придерживаться продуманной стратегии до конца работы. После начала работы следует следить за ситуацией. Наблюдайте, какие последствия действий человека проявятся и как. Вы должны быть готовы вовремя изменить свою стратегию в соответствии с новой информацией.

Кроме того, следует уделять время развитию интеллекта. Следует регулярно работать над развитием одной из сторон интеллекта, например ясности мысли или концентрации.

Критический интеллект характеризуется избеганием поверхностных обобщений и легкомысленных выводов, стремлением смотреть глубже, избеганием категоричных подходов. Научиться мыслить критически означает следовать правилам логики, быть любознательным, иметь собственное мнение и уметь использовать исследовательские и творческие средства для защиты своей позиции.

В связи с быстро развивающимся обществом в области получения и анализа информации были разработаны экологические требования, методы развития критического мышления, представляющего собой простую систему, направленную на развитие умения работать с информацией при письме и чтении.

критическое мышление означает естественное взаимодействие с идеями и данными. В конце концов, людям нужны навыки не только для освоения данных, но и способность критически оценивать, понимать и применять их.

Критическая мыслительная деятельность — одна из форм интеллектуальных функций субъектов, для которых характерны значительный уровень восприятия, осознания, объективность подходов к окружающему его информационному полю. Критическое мышление объединяет совокупность умений и навыков, которые развиваются поэтапно в результате развития и в процессе учебной деятельности. Таким образом, методы развития критического мышления развивают самостоятельную мыслительную деятельность, вооружают методами и средствами самостоятельной работы. Критический ум имеет свои особенности.

Критическое мышление, во-первых, является самостоятельной операцией, а информация является отправной точкой, а уж никак не конечной целью критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не способен мыслить критически.

Критическое мышление проистекает из постановки ряда вопросов и выявления проблем, которые необходимо решить. Критическое мышление направлено на убедительную аргументацию. Критическая мыслительная деятельность человека — это социальное мышление.

Читайте также: Лучшие книги для развития мозга, мышления, интеллекта, внимания, словарного запаса

Развитое и неразвитое мышление — как работает наше сознание

зона комфорта

То, как те или иные идеи появляются внутри мозга, вызывает наибольший интерес у ученых. Например, изучением соответствующих процессов занимаются логика, эвристика, когнитивная наука и эпистемология. Специалистам из смежных областей удалось установить, что любая идея формируется по этапам довольно строгого регламента:

  1. Анализ – это разбиение вещи, события или ситуации на тривиальные образы.
  2. Синтез – это соединение компонентов в нужном порядке.
  3. Сравнение — это сравнение устройств для поиска общих черт.
  4. Классификация – это разделение объектов на категории.
  5. Абстракция – подчеркните важное и отодвиньте от второстепенного.
  6. Обобщение — это группировка различных по их кумулятивным свойствам.
  7. Конкретизация – уточнение отличительных характеристик явления.

Все процедуры выполняются автоматически — мы не можем повлиять на их ход. Однако люди могут организовать все операции так, чтобы они работали действительно правильно. Тогда вся поступающая информация будет ускоренно обрабатываться, а выводы и решения начнут вырисовываться сами собой. Чтобы узнать о своих сильных сторонах и о том, как правильно использовать слабые, рассказывают о курсе в школе ненумерологии.

Эффективные способы, позволяющие развить мышление у взрослого человека

Мозг никогда не отдыхает – это орган, потребляющий около 20% всей энергии, вырабатываемой и потребляемой организмом. Внутри нее находится 86 миллиардов нейронов — электрически возбудимых клеток, отвечающих за получение, обработку, передачу, отправку и транспортировку разнообразной информации. Для того, чтобы это устройство, еще не изученное исследователями даже на 15-20%, еще лучше справлялось с повседневными задачами, его необходимо регулярно заряжать. Вы можете делать это в любом формате, используя заранее проверенные упражнения.

Словесно-логическое

расширить круг общения

Приемы, приемы и методы процесса развития мышления в психологии известны очень давно. Например, для модернизации внутреннего понятийного аппарата человек должен:

  • Научитесь формулировать собственные мысли и объяснять различные явления.
  • Проводить базовые анализы и тематические анализы, делать прогнозы событий.
  • Работайте с текстом, понимайте значение слов, словосочетаний и предложений.
  • Представлять материал, пересказывать параграфы и абзацы изучаемых статей.

Все техники самообучения выглядят очень просто. Более того, чтобы использовать их, вам не нужно беспокоиться о покупке или поиске уникальных инструментов. Достаточно пары печатных работ и смартфона с подключенным интернет-тарифом.

Критическое

Здесь дела обстоят чуть сложнее — надо постараться воспитать в себе здоровый скептицизм. Во-первых, можно взять, к примеру, популярное, но в то же время в корне неверное утверждение. Например, Земля плоская. Задача состоит в том, чтобы доказать обратное. В рамках обучения вы должны найти десяток теорий и достоверных фактов, подтверждающих, что наша планета все же обладает свойствами, присущими мячу.

Творческое и продуктивное

память

Креативность – это то, без чего, наверное, не обходится ни один более-менее успешный человек. Прокачать нужные когнитивные навыки достаточно просто:

  • Ищем нестандартные способы использования привычных вещей.
  • Мы стараемся подмечать общие черты в принципиально разных объектах.
  • Мы придумываем новый язык, со всеми правилами и исключениями.
  • Мы анализируем любые жизненные проблемы посредством интенсивного мозгового штурма.

Академический рисунок, сочинение стихов, сочинение музыкальных композиций — подойдет буквально все.

Аналитическое

Люди, страдающие недостатком логических способностей, чаще всего задумываются о том, как им развить свои мыслительные способности во взрослом возрасте. Они плохо воспринимают информацию, не могут делать разумные и логичные выводы в рамках различных бытовых ситуаций. Ситуация исправляется довольно легко:

  • Мы играем в стратегические игры, в том числе компьютерные.
  • Решаем головоломки и профильные эвристические задачи.
  • Работа с арифметическими и алгебраическими примерами.
  • Мы читаем техническую литературу и стараемся следить за ходом мыслей автора.
  • Мы создаем свои уникальные истории.

Математика особенно полезна. Например, можно взять учебник Демидовича и попробовать освежить в памяти (или взять с нуля) полный курс функционального анализа.

Интуитивное

Психология – это наука, в которой нет места экстраординарным способностям и предрассудкам о шестом чувстве. Однако врачи, участвовавшие в исследовании, на сто процентов уверены в существовании у человека некой интуиции. Они воспринимают это как умение видеть мельчайшие детали и запоминать закономерности различных событий и ситуаций. Чтобы развивать в себе умение, называемое проницательностью, вы должны научиться задавать правильные вопросы. Даже в большинстве вещей можно будет найти скрытый смысл — то, что не заметит никто, кроме настоящих профессионалов.

Развитие мышления согласно теории Ж. Пиаже

Основные механизмы психической деятельности:

  1. ассимиляция (включение новой проблемной ситуации в те, с которыми имел дело ребенок; включение происходит без изменения сложившихся установок);
  2. аккомодация (изменение моделей поведения и адаптация к внешнему миру).

Попробуйте бесплатный инструмент подготовки работы по ГОСТ «ДокСтандарт» Загрузить курсовую работу и получить отформатированную версию всего за 30 секунд ПопробоватьВывод

Таким образом, по Ж. Пиаже, психическое развитие есть единица ассимиляции и аккомодации.

Периодизация интеллектуального развития:

  1. сенсомоторный интеллект (0-2 года):
  • тренировка рефлексов (0-1 мес.);
  • первичные циркулярные реакции (1-4 месяца) — действие ради самого процесса;
  • вторичные циркулярные реакции (4-8 мес) — действие на пролонгацию впечатления;
  • начало практического интеллекта (8-12 мес.);
  • третичные циркулярные реакции (12-18 мес) — сознательное изменение ситуации;
  • интернализация планов действий (18-24 мес.);

этап репрезентативного интеллекта (2-7 лет) — мышление с помощью представлений (дооперациональный этап); стадия специфических операций (7-11 лет); стадия формальных операций (11-15 лет) — формальная логика — высшая ступень развития интеллекта.

Особенности развития мышления в онтогенезе

Рассмотрим весь путь развития мышления у ребенка: от наглядно-действенного к абстрактному (словесно-логическому). Общая схема этого процесса представлена ​​на рис. 2.

  1. Ранний возраст (1-3 года). Для этого возраста характерно наглядно-действенное мышление. Этот тип мышления определяет активность ребенка. Как известно, в этом возрасте ведущей деятельностью является манипулирование предметами.

Это мышление почти связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования данной ситуации. Это можно наблюдать, например, в игре детей 1—3 лет, когда они еще не могут представить себе действия с предметом, поэтому им необходимо тактильно его ощутить и реально оперировать им.

Дошкольный (3-7 лет) — средний школьный возраст (7-10 (11) лет). Детям этого возраста присуще наглядно-образное мышление. Этот тип мышления возникает в дошкольном возрасте (3-7 лет) и переходит на следующий этап только в подростковом возрасте. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что человек может мыслить только конкретными образами. Вот почему так важен принцип наглядности в обучении детей.

Для развития мышления в этом возрасте полезно использовать модель П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования психических актов). Схема показана на рисунке 1.

Согласно этой концепции выделяют 6 стадий формирования мыслительных действий:

  • первичное знакомство ребенка с материалом, формирование педагогической мотивации;
  • составить схему руководящей основы для действий;
  • выполнять действия с реальными предметами;
  • формирование действия как внешней речи;
  • формирование определенного действия, которое сопровождается внутренним произношением;
  • полное выполнение действия на внутреннем ментальном плане.

Пошаговое формирование мыслительных действий по П.Я. Гальперин

Рисунок 1. «Поэтапное формирование мыслительных действий по П. Я. Гальперину»

Подростковый возраст. На этом этапе наглядно-образное мышление трансформируется в словесно-логическое (абстрактное) мышление. Суть абстрактного мышления (словесно-логического) состоит в том, что оно происходит на основе понятия без использования конкретного опыта.

Различают три основные формы абстрактного мышления:

  • понятие (предмет или группа предметов отражается в виде одного или нескольких признаков);
  • суждение;
  • заключение.

Особенности развития мышления в онтогенезе

Рисунок 2. «Функции развития мышления в онтогенезе»

Развитие абстрактно-логического мышления

Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но так или иначе логика необходима взрослому человеку для решения самых разных задач: от бытовых, обыденных до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные важные элементы, понимание строения вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – это сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений для определения их сходства и различия.
  • Синтез — это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их соединением в новую комбинацию.
  • Абстракция – это отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (чисел, формул), замена конкретных образов абстрактными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать обычной детской игрой с цветными пирамидками. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает кольца – это анализ. Потом в процессе сборки сравнивает кольца по размеру, иногда по цвету и форме — это сравнение. Затем он собирает пирамиду из отдельных элементов — синтез. Таким образом, мыслительный процесс продолжается на доступном малышу уровне наглядно-действенного мышления. А мы хотим разработать логическую, поэтому будем производить операции не с кольцами и кубами, а с понятиями.

Для логического мышления необходима и развитая речь, так как это мышление продолжается в понятийной форме. Причем это относится не только к устной, но и к письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны древними философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Хотя теоретические знания полезны, их недостаточно для развития. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Важнее практиковаться, осваивать навыки. А навыки мышления, как и все остальные навыки, формируются в процессе обучения. А для тех, кто хочет развить логические способности, мы можем предложить больше упражнений.

Упражнения по развитию логического мышления

активность

Существует множество способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи рекомендуют больше читать. И неважно, художественная это литература или научная, самое главное понимать прочитанное, записывать свои мысли, свои выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики настольные и компьютерные игры на ее основе, например, шахматы, шашки, морские сражения и другие.

Для этого можно использовать специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из самых распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два предмета — рыба и бутылка. Найдите то, что их связывает. Возможные ответы включают в себя:

  • оба объекта имеют похожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка ассоциируются с водой;
  • если бутылка пластиковая, она, как рыбка, умеет плавать;
  • рыба и бутылка могут быть одного цвета;
  • оба предмета содержат полезные для человека вещества и т д

Можно продолжить список дальше или выбрать новые предметы, убедившись, что на первый взгляд они совершенно разные и не имеют ничего общего (кот и стул, мороженое и машина и так далее).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные относительно коротким периодом времени:

  1. Карандаш падает на пол с заведующего конторкой фирмы.
  2. В помещении одного из курортов на юге горит огонь.

Установите логическую связь между первым и вторым событиями. Посмотрите, сколько промежуточных событий будет в вашей логической цепочке. Попробуйте построить еще один, где больше или меньше событий.

Если упражнение выполняется в группе, будет интересно сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, чтобы выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между огнем и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью; вообще оно имеет место главным образом в понятийно-знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, сочинения, заметки и вести дневник.

А для тех, кто не так хорош в этом или жалеет время, можно начать со своих предложений. Но не простой, а объединяет не связанные между собой понятия и предметы. Ваша задача не просто написать предложение, а так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Мы выбираем три объекта, которые максимально не связаны друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка капучино». Теперь создайте предложение, которое логически объединит эти объекты. Вот, например, можно составить такое предложение: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и попала прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите остальные три объекта. Например: ножницы, акула, гриль; книга, лимон, цирк и так далее

Упражнение «Я скажу по-другому»

фантазировать

Это упражнение также предназначено для развития словесного мышления, которое является основой логического мышления. Придумайте простое, даже банальное предложение, связанное с обычным событием. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

Теперь выразите ту же мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с тем же значением вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в одной сфере жизни. Но образное мышление не менее важно.

Что помогает развить мышление: способы и упражнения, проверенные временем

В обществе бытует мнение, что взрослые – это уже «законченные» личности, которые не могут изменить некоторые качественные характеристики собственного сознания. На практике все обстоит совсем иначе. Мозгу нужны постоянные тренировки. Если позаботиться о его грамотной нагрузке, то сформируется результат, заметный даже не на профессионально-карьерном уровне, а на бытовом.

1. Чтение книг

интеллект

Первый, самый банальный, но не менее эффективный метод прокачки когнитивных способностей. Когда человек держит в руках ту или иную работу, он концентрирует все доступное внимание на потоке поступающей информации. Причем особую пользу приносит как техническая (узкоспециальная), так и художественная (романтическая или прозаическая) литература. В первом случае мы получаем ценный опыт, а во втором расширяем свой текущий кругозор. Параллельно модернизируются внутренние блоки, отвечающие за память и интеллект.

2. Новые маршруты

Процесс развития форм мышления и способов психической деятельности в психологии может носить самый разнообразный характер. Для одних упражнений нужно подготовить инструмент (его роль, например, выполняет та же книга), а для других нужно работать самостоятельно, заставляя ЦНС работать без векторов и вспомогательных элементов.

Так что, когда вы идете в кино, вы должны найти принципиально свежий маршрут — дорогу, которой никогда раньше не пользовались. Вы должны сделать то же самое со всеми другими мини-путешествиями. Удивительно, но центральная нервная система начинает воспринимать такую ​​работу как довольно сложную задачу. Нервная система начнет визуализировать улицы, пешеходные переходы и дорожки, тем самым тренируя механику пространственного воображения и ориентирования.

3. Развитие памяти

Американские исследователи попытались сравнить мозг с жестким диском обычного компьютера. Они обнаружили, что примерно 1 миллион гигабайт данных может легко поместиться в эту структуру. Насильно расширить такой и без того значительный объем невозможно. Однако можно улучшить работу каналов передачи — нейронных сетей, транспортирующих клетки с информацией внутрь сознания. Наиболее эффективным методом соответствующей личностной модернизации является заучивание стихов с последующим пересказом наизусть. Достаточно пару раз в неделю уделять этому занятию 30-40 минут, и результат не заставит себя долго ждать.

4. Ежедневное обучение

чтение

Саморазвитие — лучший способ провести свободное время. Многие думают, что образовательный процесс заканчивается на пороге школы, колледжа, университета или учебного центра. На практике все обстоит совсем иначе. В условиях постоянно меняющегося современного мира наибольшую профессиональную ценность имеют люди, открытые новым знаниям. Они постоянно читают специализированную литературу, смотрят специализированные видео и спорят с коллегами, стимулируя этапы формирования нейронных связей.

5. Приемы, примеры, средства и методики развития мышления: отказываемся от телевизора

Крупные студии сосредоточены на производстве контента исключительно для развлечения. Человек приходит домой с тяжелой работы и включает любимую программу. Его разум загружен бессмысленной информацией. Конечно, иногда так можно расслабиться. Но все нужно делать в меру. Это относится и к ребенку. Превращение такой модели поведения в своеобразную привычку будет печальным итогом для человека любого возраста.

6. Рисование

хобби

Мозг тренируется в процессе решения практически всех новых и сложных задач. Поэтому людям, незнакомым с аспектами традиционного академического рисунка, следует приобретать специализированные учебники, кисти, краски, мелки и карандаши. Создавая пейзажи и портреты, человек учится проявлять собственные творческие способности. Кроме того, на определенном этапе искусство станет настоящим помощником в плане тайм-менеджмента. Он станет основой для интеллектуальной деятельности, связанной с оформлением наглядных заметок, блок-схем, диаграмм и других полезных графических инструментов.

7. Расширение круга общения

Совет, который вряд ли понравится интровертам. Однако ярко выраженная замкнутость — качество, не способствующее действиям по достижению значительных личных успехов. В моменты общения (поддержания социальных связей) центральная нервная система находится в состоянии повышенной настороженности. Это работает на сто процентов, и заставляет поддерживать диалог, находить аргументы и знакомиться с новыми людьми. Польза от постоянного общения огромна.

8. Игра в шахматы

Их создатели не думали о том, как взрослые могут развивать свое мышление. Они стремились найти возможность для полезного времяпрепровождения, и в результате разработали развлечение на века. Человек, привыкший участвовать в длинных шахматных партиях, привык продумывать все шаги наперед. Он тренирует концентрацию, память и логику, а также учится работать с собственным эмоциональным состоянием. Удивительно, но вечеринки проходят очень жарко, и побеждает в них тот, кто сумел сдержать свой агрессивный настрой и предпочел хладнокровие.

9. Игра на музыкальных инструментах

творческая профессия

Говорят, что человек, овладевший искусством создания музыки, сможет преуспеть в любой желаемой отрасли. Конечно, это утверждение далеко не на сто процентов верно, но частица правды в нем есть. Взаимодействие с разными композициями — чрезвычайно сложный процесс, требующий от мастера большой самоотдачи. Человек должен следить за ритмом, проверять точность мелодии, выбирать тональности и координировать движения рук. Все эти операции нагружают мозг и служат качественной тренировкой когнитивных способностей.

10. Выход из зоны комфорта

Крайне избитое выражение, которое, впрочем, не перестает быть менее информативным. Жизнь в комфортной, полностью удовлетворяющей и практичной среде — это состояние жизни, которое никоим образом не пересекается с процессом стабильного саморазвития. Конечно, не следует подвергать организм большим нагрузкам, выходящим за пределы нормы. Отдых имеет сакральное значение — он помогает организму адаптироваться к новому ритму и накапливать различные ресурсы. Но чем чаще человек сталкивается с трудными ситуациями и обстоятельствами, тем легче ему идет процесс постоянного внутреннего роста.

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector