- Что такое «потребности»?
- Характеристики потребностей
- Как развиваются новые потребности?
- Врожденные потребности
- Ранее детство
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый период
- Развитие у взрослых
- Теории потребностей в психологии
- Теория Абрахама Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера
- Теория Дэвида Макклелланда
- Потребности людей
- Какие бывают потребности
- Биологические
- Социальные
- Экзистенциальные (духовные)
- Значение в жизни человека
- Психологическая структура потребности
- Почему важно разделять ваши потребности и хотелки
- Процессы возникновения и удовлетворения потребностей
- Виды потребностей
- 1. Потребность — источник активности личности
- 2 Виды потребностей
- Как понять, что вам нужно, а что вы просто хотите
- Взаимосвязь потребностей и мотивации
- Пирамида потребностей по Маслоу и примеры
- 5 ступеней по Маслоу
- Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
- Научные теории о потребностях человека
- Теория Абрахама Маслоу
- Теория ERG Альдерфера
- Теория Фромма
- Суть и сущность человеческих потребностей
Что такое «потребности»?
Что такое «потребности» и как они возникают? Потребность – это потребность в чем-то или в ком-то, желание иметь что-то или обладать чем-то. Потребность может быть материальной или духовной. У каждого человека есть в той или иной степени набор базовых потребностей. Разница заключается в их силе и количестве.
Удовлетворение потребности улучшает эмоциональное и физическое состояние человека, а невозможность удовлетворения ухудшает его. Психологи считают, что именно потребности стоят во главе проявляемой активности.
Круг потребностей определяется воспитанием, которое получает человек. Чем она разнообразнее, тем шире круг потребностей. Если образование минимальное или базовое, степень потребности одинакова.
Человек с примитивным воспитанием и образованием ограничен базовыми потребностями. Для него главное удовлетворение потребности в еде, питье, сексе и безопасности. Духовные, эстетические и социальные потребности отходят на второй план и последующий план, поскольку не прививаются.
Сказку на ночь ребенку не читали — взрослый читать не любит. На детские показы в кино и театр их не водили — не будет нужды посещать эти заведения во взрослом возрасте. Не посещали музей и не прививали любовь к прекрасному — вряд ли потребность в этом появится с возрастом.
Характеристики потребностей
К основным характеристикам потребностей человека относятся:
- сила;
- частота возникновения и способы удовлетворения потребностей;
- сумма предметов материальной и духовной культуры, удовлетворяющих потребность (потребностное содержание).
- Зигмунд Фрейд выделил два основных влечения:
- инстинкт жизни (Эрос);
- инстинкт смерти (Танатос).
Согласно Фрейду, остальные потребности являются производными от этих мотивов.
Макдугал выделяет 18 важных потребностей человека, а Г. Мюррей — 20.
Как развиваются новые потребности?
Потребности личности безграничны и проявляются на эмоциональном уровне (при усилении имеют отрицательную окраску, после удовлетворения — положительную). Они формируются на протяжении всего существования — после удовлетворения одного возникают новые. Своеобразная мотивация человека, побуждающая его к активности, неудовлетворенность жизненными потребностями — иногда становится причиной смерти.
Неудовлетворенные потребности характеризуются:
- напряжения;
- ощущение дискомфорта;
- противоречия между желаемым и реальным.
Врожденные потребности
Они носят психологический и физиологический характер. Они принципиальны, они есть абсолютно у всех людей, и в большинстве случаев совпадают у представителей разных культур.
Жизненными потребностями на этом этапе являются:
- коммуникация;
- мечтать;
- еда;
- свет;
- защита.
Потребность в любви и защите особенно остро ощущается у новорожденных. Для малыша присутствие мамы очень важно. А еще это повод как можно чаще проявлять заботу, выражать чувства через физический контакт, прикладывать ребенка к груди.
Ранее детство
В возрасте 1-3 лет можно выделить 3 типа:
- биологические – все виды потребностей, связанных с организмом человека;
- психологические – все, что связано с психоэмоциональным состоянием;
- социальные – восполнить потребность в общении.
Одним из важных моментов является проявление любознательности (низкая потребность). Интерес ко всему окружающему есть личное стремление ребенка познать мир, наполнить его смыслом. Абсолютно любое впечатление, полученное в этом возрасте, — это опыт, который оставляет след в процессе взросления и взросления.
До 3-летнего возраста также активно выходит стремление к реализации собственного «Я». Так формируется представление ребенка о себе как о личности и основывается на том, как относятся к нему самые близкие ему люди.
Дошкольный возраст
В дошкольном возрасте (4-6 лет), когда ребенок уже начал осознавать собственное «Я», появляются мотивы (в соревновании, успехе, соперничестве).
Назначьте самую главную (важную) потребность в этот период жизни – стремление получить как можно больше впечатлений, признания, поддержки.
Младший школьный возраст
Младшие классы – время развития и формирования абстрактного мышления, умения логически рассуждать, анализировать, наблюдать, делать выводы.
Это также своего рода переломный момент, когда ребенок полностью меняет среду и вид деятельности. Учебный процесс, общение со сверстниками и стимулирование достижения новых высот взрослыми влияют на формирование неузнаваемости.
Ребенок учится немного самостоятельности. Появляется все больше моментов, когда ему самому приходится принимать решение о своем поведении и поступках в той или иной ситуации.
Подростковый период
Подростковый возраст ребенка легко описать тремя «НЕ»:
- не хотите делать домашнее задание;
- не хочет слушать советов;
- они не хотят напрягаться.
Это период, когда детское любопытство отходит на второй план.
Это формирование человека как личности, зависимого от среды ребенка, остро нуждающегося в:
- поддержка и внимание со стороны взрослых;
- признание;
- уважать;
- общение, признание сверстников;
- понимание и четкая постановка жизненных целей;
- счастье;
- впечатления, яркие чувства.
Учитывая физиологические изменения в организме в период полового созревания, для подростка крайне важно удовлетворение своих потребностей, так как излишняя впечатлительность, ранимость и эмоциональность могут стать причиной возникновения и формирования комплексов в дальнейшем.
Развитие у взрослых
Ко всем потребностям, сформированным в детстве, добавляются новые, приобретенные потребности.
Количество потребностей взрослого человека может ежедневно расти, спектр потребностей становится шире и для их удовлетворения требуется все больше энергии и ресурсов.
к основному, органическому добавляются финансовые и материальные — все, что обеспечивает выживание, безбедную жизнь.
Взрослым присуще проявление экзистенциальных потребностей, что означает стремление жить в соответствии с определенной системой ценностей, самоидентификацию, преодоление себя.
Теории потребностей в психологии
Давайте рассмотрим несколько теорий известных психологов, изучавших это явление.
Теория Абрахама Маслоу
Наиболее известная теория формирования и развития потребностей принадлежит американскому психологу, основоположнику гуманистической психологии А. Маслоу. По ее мнению, потребности человека образуют четкую иерархическую структуру, состоящую из 5 элементов. Сам автор изобразил это сооружение в виде пирамиды, разделенной на горизонтальные сектора.
Внизу пирамиды находятся потребности, удовлетворение которых необходимо человеку. Чем выше уровень, тем они менее значимы и критичны. Давайте подробнее рассмотрим структуру, начиная с нижнего уровня:
- Физиологические потребности. Сюда входят потребности в пище, воде, удовлетворение естественных потребностей, сон, удовлетворение сексуальных желаний. Они обеспечивают нормальное функционирование личности на биологическом уровне.
- Безопасность. Это потребность в стабильности, уверенности в завтрашнем дне, в сохранении здоровья и т.д.
- Социализация и любовь. Для человека важно чувствовать чувство принадлежности к обществу и формировать социальные связи. Сюда относится потребность во внимании, ласке, общении.
- Признание. Стремление добиться уважения в обществе и удовлетворить тщеславные амбиции.
- Самореализация. Желание реализовать потенциал, который заложен в человеке на 100 %.
На первых двух уровнях находятся низшие потребности. Они врожденные и должны быть удовлетворены в первую очередь. Три верхних уровня содержат так называемые высшие потребности, формирующиеся под влиянием социальной среды.
Недовольные низшие уровни блокируют появление высших. Человек должен двигаться снизу вверх по пирамиде и стремиться достичь высшей ступени.
Чаще всего критике подвергается именно иерархия в теории Маслоу. Есть много примеров, которые этому противоречат. Например, как объяснить подвиги воинов, сражавшихся во имя Родины, голодающих или лишенных элементарных удобств. Но тем не менее, на данный момент это самая совершенная и передовая теория.
Читайте также: Социальное неравенство и расслоение в России и мире, индекс Джини
Теория Клейтона Альдерфера
Американский психолог Клейтон Альдерфер несколько изменил теорию А. Маслоу, выделив 3 группы:
- Потребности жизни. Здесь объединены первые две ступени пирамиды Маслоу. Альдерфер считал их нуждающимися в таком же порядке.
- Потребности в общении. То, что в теории Маслоу называется потребностью в социализации и любви.
- Потребности роста. Учиться и стремиться к внутреннему прогрессу.
В отличие от Маслоу, Альдерфер не считал, что человек движется строго от низших потребностей к высшим. Динамика движения может быть разной в зависимости от обстоятельств.
Ознакомьтесь с нашей статьей о том, что такое самореализация.
Теория Дэвида Макклелланда
Американский психолог Дэвид Макклелланд сосредоточился на высших потребностях. Он изучал мотивы, заставляющие человека развиваться в различных видах деятельности и стремиться к господству над другими людьми.
Макклелланд выделил три основные потребности, которые формируются у человека на протяжении всей жизни:
- В достижениях или достижениях.
- Во взаимодействии.
- В силе.
Однако четкой иерархии между ними нет. У разных людей могут быть разные потребности. Это определяется индивидуальными особенностями и стилем воспитания в детском возрасте.
Потребности людей
Постоянны ли потребности человека? Некоторые потребности постоянны. Они связаны с физическим существованием и обеспечивают жизнедеятельность организма.
Человек не может жить без еды, воды, кислорода, сна. Чтобы жить спокойно, он должен чувствовать себя в безопасности, хотя бы иметь одежду и обувь.
Большинство других потребностей могут варьироваться в зависимости от состояния, настроения, рода деятельности, местонахождения человека. Согласитесь, если человек давно не спал, при первой возможности он ляжет отдохнуть, даже если придется пожертвовать походом в театр или ресторан.
То есть человек выбирает то, что для него важнее всего. Что-то, что поможет вам чувствовать себя лучше или подарит вам больше радости.
Какие бывают потребности
Существует несколько подходов к классификации. Почти все видные психологи, занимавшиеся изучением этой проблемы, делили их на высшие и низшие. Эту дифференциацию мы уже рассматривали чуть выше.
Более сложная классификация делит потребности на три типа:
- Биологический (телесный). Все потребности, связанные с физиологией.
- Социальное. Потребности, обусловленные социальной природой человека.
- Экзистенциальный. Они переносят человека в вечность. Творчество, самосовершенствование, познание.
Биологические
Биологические потребности буквально встроены в человека. Обойти их невозможно. К ним относятся:
- подходящая еда;
- комфортные параметры среды;
- питьевая вода;
- нормальная экология;
- безопасное жилье;
- утилизация отходов;
- сексуальное удовлетворение.
Этот основной список не сильно изменился с момента сотворения человека. А вот качество потребностей серьезно изменилось. Сегодня человек уже не может довольствоваться сырым мясом, одеждой из кожи и хижиной из веток. Уровень комфорта вырос за тысячелетия и будет продолжать расти.
Соотношение между основными потребностями меняется на протяжении всей жизни. Например, в первые годы жизни сон важнее, чем в зрелом возрасте. Секс, являющийся приоритетом в подростковом возрасте, после 40 лет отходит на второй план.
Социальные
Они отражают социальную природу человека. Сюда мы включаем:
- чувство принадлежности к сообществу;
- социальное взаимодействие;
- чувство привязанности;
- самоутверждение;
- заслуживают признания.
Без удовлетворения этих потребностей человек может жить, но его жизнь будет неполной.
Экзистенциальные (духовные)
Эта группа потребностей исходит из системы общечеловеческих духовных ценностей, из представлений о красоте, о добре и зле, о гармонии, об общении с вечным. Не у всех людей есть такие потребности, так как они находятся на самом верху иерархии.
К экзистенциальным потребностям относятся:
- жажда знаний;
- стремление к самосовершенствованию;
- тяга к творчеству;
- поиск смысла жизни;
- преданность красоте.
Человек в течение своей жизни должен стремиться достичь этого уровня и утвердиться на нем.
Значение в жизни человека
Итак, мы проанализировали, что такое человеческие потребности. Но каково их значение в нашей жизни? Давай выясним.
Во-первых, потребности представляют собой саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет говорить о разносторонности личности.
Во-вторых, потребности влияют на эффективность деятельности человека. В психологии отмечается, что они должны удовлетворяться в процессе деятельности человека. Поэтому при концентрации силы потребности в районе «золотой середины» (средней силы) деятельность человека наиболее эффективна. Когда она находится на слабом или сильном уровне так называемой силы, тогда работа становится неэффективной.
Пример. Если человеку необходимо реализовать себя как лидера, начальника или специалиста в определенной области. Но при этом он много лет проработал сотрудником более низкого уровня, это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворен своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен по отношению к другим и к себе. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В общем, такой человек перестает быть здоровым, так как не может реализоваться.
Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности
Психологическая структура потребности
Структура потребностей состоит из двух основных компонентов:
- Предметное содержание потребности – это совокупность объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых эта потребность может быть удовлетворена. Однако академическое содержание Need носит обобщенный характер.
- Напряжение, возникающее при наличии острой необходимости, выражается в ощущении психологического дискомфорта — напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности из-за отсутствия необходимого.
Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активного поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск необходимого.
Почему важно разделять ваши потребности и хотелки
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, чем потребности отличаются от желаний.
1. Потребности всегда конструктивны. Ваши потребности всегда говорят о важности, необходимости для нормального функционирования и жизни; 2. Потребности глубокие и базовые; 3. Также они позволяют обрести гармонию с собой. |
1. Они разрушительны. То есть желания могут нанести ущерб развитию личности и жизни, например наркомания – это «список желаний», а не потребность; 2. Желания могут быть навязаны другими людьми; 3. Желания тоже могут быть поверхностными. То есть они не будут соответствовать вашим истинным потребностям. |
Сравнение человеческих потребностей и желаний
Давайте рассмотрим конкретный пример. Итак, у вас есть квартира, в которой вы живете. В то же время вы хотите купить кабину. Но денег на это нет. Это заставляет вас злиться и злиться на себя. В этом случае покупка дачи – это желание. Наоборот, если вам негде жить, то покупка жилья – это необходимость.
Так почему же важно различать их? Во-первых, так вы сможете правильно распределить свою энергию и деятельность. Во-вторых, это поможет вам лучше узнать себя и других людей. В-третьих, это позволит вам правильно расставить приоритеты.
Процессы возникновения и удовлетворения потребностей
Возникновение и удовлетворение потребностей человека представляет собой процесс, состоящий из нескольких последовательных стадий:
- Возникновение потребности — у человека возникает ощущение, что ему чего-то не хватает в жизни, в результате чего он начинает определять причину дискомфорта, чего ему не хватает и что нужно сделать для его удовлетворения или устранения.
- Поиск способов удовлетворения (устранения) потребности — человек начинает реагировать на возникшую потребность, ищет пути ее удовлетворения или устранения. В результате он выбирает наиболее оптимальные пути и принимает решение.
- Осуществление действия — человек совершает действия, направленные на устранение или удовлетворение потребности. На этом этапе возможна корректировка целей, задач и способов действия, если человек не видит результата своих действий.
- чтобы получить награду. После совершения действия человек либо непосредственно получает то, что он хочет (осознает потребность), либо то, что он может обменять на необходимый предмет. На этом этапе становится ясно, в какой степени предпринятые действия дали желаемый результат. Это регуляция мотивации к действию.
- Устранить потребность. Все зависит от степени устранения потребности и снятия напряжения. Человек либо продолжает действия по реализации желания, либо реализует новую потребность.
Виды потребностей
Психологи выделяют разные виды потребностей:
- Биологический. Естественные потребности в еде, питье, дыхании, выделении, размножении, жизни в благоприятных климатических условиях, безопасности.
- Психологический. Стремление к покою, общению или уединению, к получению эстетического удовольствия от вида и звуков природы, окружающего мира.
- Этнический. Потребность в благоприятном существовании для того или иного этноса, продолжения рода и нации.
- Работа. Необходимость работать, заниматься творческой деятельностью для обеспечения материального благополучия и развития умственной деятельности.
- экономический. Потребность в материальном обеспечении во всех сферах жизни.
- Социальное. Потребность в общественной жизни, выполнении гражданского долга, общении с представителями общества. Сюда же можно отнести стремление к изучению культурных ценностей и использованию их – музеи, библиотеки, театры, посещение культурно-исторических мест и т д
удовлетворение потребностей разного уровня помогает человеку не только выжить, но и способствует совершенствованию навыков, знаний и умений во многих областях.
1. Потребность — источник активности личности
Деятельность как центральный компонент поведения человека не возникает стихийно сама по себе, а определяется определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности и выражает его зависимость от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Источником активности личности являются ее потребности.
Потребность — состояние личности, создаваемое испытываемой им потребностью в предметах, необходимых для его существования и развития, а также служащих источником его активности.
Потребность — осознание и переживание потребности человека в том, что необходимо для поддержания жизни тела и развития личности.
Наличие конкретной потребности создается дисбалансом между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью или обществом (социальные потребности).
А. М. Матюшкин выделил основные уровни процессов, порождающих потребности личности и служащих источником ее активности:
— нарушение внутренней среды организма, порождает потребность организма в чем-либо;
— нарушение, вызванное типом взаимодействия субъекта и объекта, которое выступает как изменение типа взаимодействия, как новизна ситуации, как «препятствие» на пути к удовлетворению потребности; расстройство, которое требует новых видов деятельности;
— нарушение вида деятельности, что приводит к невозможности ее осуществления установленными способами и вызывает необходимость поиска новых способов выполнения деятельности.
Следующим моментом деятельности личности, когда возникают потребности, являются ценности. Человек направлен на что-то,
это имеет для него определенное значение. Ценности всегда объективны — другой человек, то или иное дело, которому посвящена вся жизнь, сама личность. Именно на эти ценности направлена деятельность личности.
Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей, и для достижения цели человек тем самым создает новые условия внешней среды, которые, в свою очередь, порождают новые потребности.
Потребности формируются и развиваются в результате воздействия со стороны социальной стороны жизни.
Потребности становятся основными причинами, определяющими психическое состояние человека, его переживания, чувства. В зависимости от того, удовлетворены потребности или нет, человек испытывает состояние напряжения или покоя.
По мере развития человека (физиологического и психического) происходит формирование его личности, развиваются и изменяются его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием с окружающей средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что в свою очередь приводит к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности.
Отсюда следует, что удовлетворение потребностей человека является одним из важнейших условий его общего развития, становления и становления. Отсутствие этой потребности у человека (труд — источник материальных и духовных благ, культуры в целом) неизбежно ведет к снижению материального и духовного потенциала общества, а потребительское отношение личности к обществу ведет к деградации.
2 Виды потребностей
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Тем не менее как в отечественной, так и в западной психологии сложились определенные традиции классификации потребностей.
Одним из первых, кто занялся изучением этой проблемы и выявил роль потребностей человека, был американский психолог А. Маслоу. Он назвал свое учение «иерархической теорией потребностей» и изобразил его в виде пирамиды.
Психолог дал определение понятия, структурировал виды потребностей, разложил их в порядке возрастания от биологических (первичные врожденные потребности, направленные на удовлетворение физиологических потребностей) и до духовных (вторичные, приобретенные, социальные). И предложил следующую классификацию потребностей:
1. Физиологические (органические) потребности – голод, жажда, половое влечение и др.
2. Потребность в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, агрессивности.
3. Потребность в принадлежности и любви – принадлежать к сообществу, быть рядом с людьми, быть принятым ими.
4. Уважать потребности (почитание) — компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успеха.
5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности — гармония, симметрия, порядок, красота.
7. Потребность в самореализации — реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Динамика этой классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение человека только в той мере, в какой удовлетворяются его низшие потребности. Без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня — самореализации.
Эти виды потребностей по А. Маслоу связаны. Вторичные потребности могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. То есть человек не может духовно развиваться, если не развиты его физиологические потребности.
Более поздние классификации были основаны на первой версии, но несколько улучшены.
По своему происхождению выделяют:
— естественные потребности, которые связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека и его вырождению;
— культурные потребности, которые определяются уровнем развития социализации, особенностями жизни и деятельности человека. Они выражают зависимость человеческой деятельности от продуктов человеческой культуры; их корни полностью лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворенность культурными потребностями не ведет к физической смерти человека, а вызывает деградацию.
По характеру предмета различают:
— материальные потребности, выявляющие зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта);
— духовные потребности, в которых проявляется зависимость человека от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть красоту и т д).
Как понять, что вам нужно, а что вы просто хотите
На самом деле, мы уже указали способы, которыми это можно различить. Но чтобы вам было легче, вы можете задать себе следующие вопросы:
- Могу ли я жить без него? Например, покупка дорогого платья не является необходимостью. Так что можно отказаться от этого желания и купить, когда материальных ресурсов будет больше;
- Что это даст мне? Такой вопрос помогает объяснить себе истинную природу вашего наваждения;
- Хочу ли я ограничиться этим приобретением? Здесь важно понимать, что ваши желания никоим образом не должны конкурировать с потребностями. Так что решайте, что для вас важнее.
Многие люди не осознают своих потребностей, поэтому часто чувствуют себя несчастными
Взаимосвязь потребностей и мотивации
Потребность и мотивация — понятия, тесно связанные между собой. Оно возникает при возникновении потребности и проявляется как начальный этап умственной и физической деятельности.
Определение 2
Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на ход деятельности и количество энергии, мобилизуемой для осуществления деятельности.
Современная психология дает по крайней мере двум психическим явлениям определение «мотивации»:
- Синтез мотивов, обуславливающих активность личности и определяющих ее. Другими словами, это система факторов, определяющих поведение;
- Процесс воспитания, создание мотивов, характеристик процесса, стимулирующих и поддерживающих поведенческую активность на необходимом уровне.
Примечание 1
Мотивация и потребность объясняют рабочие механизмы физиологических и духовных аспектов инстинктов человека.
Пирамида потребностей по Маслоу и примеры
Согласно учению Абрахама Маслоу, потребности человека следует разделить на уровни и расположить по ступеням от простого к сложному (от низшего к высшему). Возникновение более сложных потребностей возможно только после удовлетворения простых.
Например: желание поспать и утолить голод (простой) будет первым шагом. Более сложная потребность — в дружбе и общении — будет только после удовлетворения первой.
5 ступеней по Маслоу
Пирамида Маслоу с 5 ступенями:
- Физиологические: пища, вода, сон, воздух, размножение.
- Безопасность: здоровье, стабильность, личная безопасность, безопасность имущества, безопасность жизни.
- Социальные: дружба, сексуальные отношения, семья, общение.
- Признание: самооценка, уважение к другим, самоуважение.
- Самореализация (потребность в творчестве — стремление к выявлению и развитию личных способностей): творчество, саморазвитие, самосовершенствование.
Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
Виды потребностей человека напрямую связаны с уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут удовлетворяться бессознательно.
Например, человек не верит, что нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Как и еда. Человек осознает, что голоден, но после утоления голода непроизвольно происходит работа по перевариванию пищи. Организм работает самостоятельно и не посылает сигналы в головной мозг до тех пор, пока не наступит период, когда наступит потребность в функционировании выделительной системы.
Когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относится как к осознанным, так и к неосознанным потребностям.
Наиболее популярной классификацией по сей день является классификация потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине 20 века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, она до сих пор считается одной из самых значимых и популярных.
Суть теории в том, что потребности упорядочены от наиболее важных к наименее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, чьи базовые потребности не удовлетворены, не может испытывать потребность в желаниях более высокого уровня.
Исследователь назвал физиологическими основные потребности: голод, жажду, сексуальное удовлетворение, сон. Следующим уровнем исследователь считал потребность в безопасности. Кроме того, он находил потребность в любви и привязанности к другому человеку и причислял себя к определенной группе общества.
Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей общества – следующий шаг. Выше в иерархии определяются познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.
Эстетические потребности следуют за познавательными. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию возникает у людей, по мнению психолога Маслоу, тогда, когда все остальные потребности удовлетворены.
Высшей потребностью исследователь назвал потребность в самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится усилить собственную значимость и получать от этого удовольствие.
Маслоу говорил, что при удовлетворении одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить их, чтобы продолжать развиваться и совершенствоваться.
У голодного человека не может быть потребности в самореализации. Его главная потребность, пока он остается голодным, состоит в том, чтобы утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что ему дано дополнительное питание, он начинает испытывать другие желания и потребности.
Потребность в удовлетворении базовых потребностей в принципе одинакова для большинства людей. Дополнительные потребности уже удовлетворяются и проявляются у всех по-разному.
Например, человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому все равно, и он выполняет какую-то работу с целью реализовать себя, а не добиться признания.
Кому-то очень важно общение с людьми, а отсутствие любви подрывает здоровье такого человека. А некоторых, наоборот, тошнит от внимания, и любовь как таковая их не интересует.
Индивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу неоднократно подвергалась критике. Ученые различают потребности других людей по-разному, существует множество теорий на эту тему.
Научные теории о потребностях человека
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хоть раз интересовался саморазвитием. Эта концепция была предложена и развита американским психологом Абрахамом Маслоу в ряде его работ по мотивации. Все потребности человека он расставил в возвышенном порядке: от низших (биологических) до высших (духовных). Из-за характерной формы схематического изображения эта классификация получила название «пирамида Маслоу».
Сам автор в своей классификации выделил 5 уровней:
1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение — все основные потребности нашего организма.
2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится защитить себя и свою семью. В эту группу входит не только хорошая защита от хищников и других опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идет о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к определенной социальной группе.
4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него возникает устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь идет не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самореализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и другие способы работы с собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 слоев пирамиды Маслоу, то можно увидеть, что первые два — биологические, третий и четвертый — социальные и отчасти духовные, а пятый — чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу состоит в том, что каждый из уровней становится важным только в том случае, если все потребности более низких уровней полностью удовлетворены. Например, голод или нереализованный половой инстинкт (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнить низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
- высшие потребности появляются значительно позже (впервые появляются в подростковом возрасте, после чего развиваются на протяжении всей жизни);
- высшие потребности воспринимаются большинством как менее важные, «необязательные»;
- чем выше потребность в иерархии, тем проще перенести реализацию на будущее для решения более насущных задач;
- люди, живущие на более высоких уровнях пирамиды Маслоу, обычно имеют хорошее здоровье (особенно потому, что следят за ним), меньше испытывают стресс и лучше спят;
- гораздо больше радости и удовольствия человек получает от удовлетворения высших потребностей.
Первоначальная концепция, предложенная Абрахамом Маслоу, имела 5 уровней, о которых мы говорили выше. Позже многие авторы позволили себе вольность в их интерпретации и внесли дополнения, увеличившие количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 слоями. В любом случае основная концепция теории Маслоу сохраняется.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но использует собственную классификацию потребностей, включающую 3 группы (от их названий образована аббревиатура ЭРГ):
- Существование (существование, жизнь).
- Отношения (отношения, общение).
- Рост (личностный рост, развитие).
Как нетрудно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными и третья – духовными. В то же время Клейтон Альдерфер показал, что отношения между этими группами несколько сложнее, чем то, что описал Маслоу (на приоритеты влияет не только удовлетворенность, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворение высших потребностей усиливает стремление к удовлетворению низших. Например, известно, что во время любого кризиса доходы кондитерских резко возрастают. Это объясняется тем, что люди, теряя чувство стабильности, начинают больше покупать сладостей (даже тех, кто их совсем не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил пятиступенчатую иерархическую схему:
- Межличностные отношения (любовь, дружба).
- Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
- Ощущение сильных и глубоких корней (устойчивость).
- Искать идеал и нравиться (самосовершенствование).
- Осознание мира (духовное совершенствование).
Как один из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими базовыми потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими барьерами, как табу, стереотипы, логика, рациональность и т д., потребности остаются неудовлетворенными.
Суть и сущность человеческих потребностей
Ученые в разное время находили разные объяснения друг другу:
- Рубинштейн. Он указывал на нахождение в положении личности, когда возникает потребность в определенных жизненных условиях, предметах, предметах, без которых невозможно развитие и существование.
- Леонтьев. Определяется как система отношений и взаимодействий между субъектом и окружающей его средой.
- Макклелланд. Он утверждал, что это отклонение от нормы, диссонанс между ожидаемым субъектом и действительностью.
- Левин. Состояние максимального напряжения, побуждающее человека к действию. Выпадает при выполнении определенных действий.
- Додонов. Потребность он отождествлял с программой поведения, в которой реализуются все функции жизнедеятельности организма, полученные в результате эволюции.
- Монастырский. Он определял ее как душевное состояние, причину появления нервозности.