Пирамида спича: как получить доверие аудитории через логические уровни Роберта Дилтса

Саморазвитие
Содержание
  1. Уровни Пирамиды Дилтса
  2. Уровень №1 Окружение
  3. Уровень №2 Поведение
  4. Уровень №3 Способности
  5. Уровень №4 Ценности
  6. Уровень №5 Идентичность
  7. Уровень №6 Миссия
  8. В качестве заключения
  9. Пирамида Дилтса: как пользоваться?
  10. Краткая история логических уровней Дилтса
  11. Кто я такой?
  12. Важность физического фиксирования задач
  13. Почему задачи нужно записывать
  14. Как работать с пирамидой Дилтса?
  15. Принцип работы пирамиды Дилтса
  16. Дополнительные вопросы
  17. Нейрологические уровни пирамиды Дилтса с расшифровкой
  18. Уровень первый – окружение: “Что я имею?”
  19. Уровень второй – поведение: “Что я делаю?”
  20. Уровень третий – способности: “Как я выбираю?”
  21. Уровень четвертый – ценности: “Во что я верю?”
  22. Уровень пятый – идентичность: “Кто я такой?”
  23. Уровень шестой – миссия: “Зачем я живу?”
  24. Уровни египетского аналога
  25. Уровень первый – окружение (реакция)
  26. Уровень второй – поведение (действия)
  27. Уровень третий – способности (направление)
  28. Уровень четвертый – ценности (мотивации)
  29. Уровень пятый – идентификация (жизненная роль)
  30. Уровень шестой – миссия (духовное постижение)
  31. Примеры проблем на уровнях пирамиды
  32. Уровень №4 – «Во что я верю?»
  33. Как работает пирамида Дилтса: несколько наглядных примеров из повседневной жизни
  34. ⚑ Пример №1. Руководство не обращает внимания на мои заслуги и не предлагает мне повышение, о котором я давно мечтаю
  35. Теория возникновения и краткое описание пирамиды
  36. Как применить пирамиду на себе?

Уровни Пирамиды Дилтса

Не знаете с чего начать саморазвитие?

Получите бесплатную книгу: «Самотренинг для достижения жизненных целей» подробнее

Если вас что-то не устраивает в жизни или в текущей ситуации. Тогда эта модель поможет вам в следующем.

Это позволит вам понять, почему ситуация в вашей жизни сложилась так, как сложилась. Проведя экспресс-анализ своей жизни, вы обнаружите так называемые узкие места, которые необходимо исправить.

Дает четкое понимание, какие проблемы нужно решить на более низком уровне, чтобы подняться на более высокий и вывести свою жизнь на принципиально новый уровень.

Модель неврологических уровней Роберта Дилтса позволяет изучить конкретную задачу. Через постепенный переход с уровня обыденной жизни на уровень осознания своего предназначения и предназначения.

А затем, двигаясь в обратном направлении сверху вниз, вы привносите в нижележащие слои пирамиды новые смысловые ориентиры и ценности. Это позволяет обогатить арсенал действий, увидеть новые способы реагирования сквозь призму своих способностей и возможностей.

Пирамида Роберта Дилтса

Пирамида Роберта Дилтса

Уровень №1 Окружение

Самый низкий первый уровень основан на реальной среде каждого человека. Сюда входят все компоненты внутренней и внешней среды. В основном это сам человек, его черты, внешний вид (в том числе одежда) и другие индивидуальные характеристики.

Также стоит включить всех других людей, с которыми вы имеете дело, материальный достаток, возможности, семью и прочее. То есть главный вопрос на этом уровне — «что у меня есть на данный момент?». Но одного понимания всей сути этого вопроса недостаточно. Есть ряд других вопросов, которые нужно задать, начиная с:

  • Что?
  • Где?
  • Когда?
  • ВОЗ?

Одним словом, он охватывает все стороны жизни и быта, включая материальное благополучие и межличностные отношения (в том числе семейные, партнерские и другие).

Уровень №2 Поведение

Пирамида логических уровней также учитывает поведение личности. Это касается как действия или бездействия человека, так и результата. Ответьте сами на вопрос:

  • Что я должен делать?

Стоит задать себе вопрос о том, чем я делюсь и что получаю. Очевидный ответ дает понять, почему мы имеем то, что имеем. И здесь естественно задаться еще одним актуальным и интересным вопросом – так ли складывается жизнь или мы сами несем ответственность за все, что с нами происходит?

Уровень №3 Способности

Когда вы находитесь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность детально проанализировать собственные установки и осознать причины жизненных ошибок.

Пирамида Дилтса действительно может дать хороший выбор – главное понять, к чему стремится душа. Только так достигаются определенные успехи в анализе своей жизненной позиции. Ответ на этот вопрос также может помочь:

  • Как сделать?

Абсолютно каждый, прежде всего, должен определить свои возможности. Самое главное найти причину и стимул действовать!

Уровень №4 Ценности

На этом уровне оцениваются убеждения и ценности. И тут у каждого человека свои мнения и оценки на этот счет. Можно сказать, что это некая основа личности, отрицать которую человеку не так-то просто даже под сильным внешним воздействием.

А все потому, что вера – это в большинстве случаев бессознательное, управляющее поведением и определяющее жизненный путь. А причина в том, что вера должна быть приписана бессознательному восприятию человеческой сущности.

Вера и направляет поведение человека, определяет его жизненный путь. Этот уровень требует ответов на следующие вопросы:

  • Что для меня важно и почему?

Уровень №5 Идентичность

Важность этого уровня даже выше, чем предыдущего, так как он оказывает заметное влияние на этажи ниже. Некоторые уверены в его гениальности как художника или дизайнера. Поэтому он может успешно проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой будет считать себя неудачником или посредственностью.

Самое главное – реально оценивать себя – то есть не недооценивать и не переоценивать свою ценность. Вникнуть в суть или хотя бы частично иметь представление о том, о чем идет речь. Помогут ответы на следующие вопросы:

  • Кто я?

Уровень №6 Миссия

Пирамиду Дилтса венчает высший уровень, что предполагает осознание человеком своего предназначения. Понимание того, ради чего живет человек, является мощным стимулом к ​​преодолению препятствий и трудностей, возникающих в процессе жизни.

При этом задание должно быть выражено в простых и понятных пояснениях. Сложные грандиозные выражения здесь не работают, потому что они не имеют практического смысла.

Какова ваша миссия во всем этом? Сформулируйте его простыми словами, чтобы разобрался даже ребенок. Чтобы определить свою миссию, вы можете задать себе следующие типы вопросов:

  • За что?
  • В чем смысл?

В качестве заключения

В процессе использования творения Дилтса на практике иногда удивляешься, почему кому-то все дается легко и непринужденно, а другим приходится прикладывать немало усилий. Совершенно очевидно, что все дело не в количестве затраченного времени и размере заработной платы, если мы говорим о трудовых вопросах. Здесь загадка заключается в другом, что скрыто в глубине каждого из нас на уровне подсознания. А пирамида Дилтса — это шанс изменить направление течения своей жизни в нужное русло.

Если кого-то не устраивает материальное или финансовое обеспечение, натянуты отношения с родными и коллегами, поэтому необходимо пересмотреть личные действия. Но если все сделано правильно, а результат все равно не устраивает, стоит пересмотреть стратегию, убеждения и прочие моменты по уровням.

Пирамида Дилтса: как пользоваться?

Не знаете с чего начать саморазвитие?

книга достижения целей самообучения

Теперь обернитесь и оглянитесь назад и примите свою цель (проект) целиком, объединив всю энергию и информацию в единое целое. Взгляните на «Кто я?» 5 уровень — идентичность, ваша роль через призму вашей миссии, цели.

  • Что стало очевидным для вас с момента пика вашей миссии и видения на этом уровне?
  • Как вы можете обогатить свою роль?
  • Что еще вы можете добавить к своей роли?

Сделайте шаг назад и посмотрите на значения уровня 4. Теперь, когда вы ясно представляете свою миссию, у вас есть видение и четкое понимание себя, как воспринимаются ваши ценности? Что вы можете добавить?

Совместите свою миссию с видением и знанием «Кто я есть» и ценностями, спуститесь на следующий уровень № 3 и посмотрите на свои способности и навыки. Что ты заметил? Что вы можете добавить к ним?

Точно так же с вашей миссией, видением, пониманием того, кто вы есть, вместе со своими ценностями и способностями взгляните на свои действия. Перейдите на уровень № 2 — поведение. Что ты заметил? Что вы можете добавить?

Теперь посмотрите на уровень №1 — окружение. Что вы замечаете с точки зрения миссии, видения, идентичности, ценностей, способностей и действий? Как вы сейчас воспринимаете желаемый результат? Есть ли что-то еще, что нужно добавить к описанию результата?

Какие три самых простых шага вы можете предпринять в следующие 72 часа, чтобы начать двигаться к своей цели прямо сейчас?

Читайте также: ТОП 39: Лучшие мотивирующие фильмы (спорт, успех, жизнь, бизнес)

Краткая история логических уровней Дилтса

Логические уровни Дилта представляют собой универсальную схему. Их можно использовать для решения самых разных жизненных задач.

При создании этого психологического инструмента автор опирался на аналогию с египетскими пирамидами. Всем известно, что египетские пирамиды имели глубокий философский смысл. Каждый уровень пирамиды в Египте имел свое значение:

  1. Уровень социального окружения человека и его реакция на это окружение.
  2. Уровень конкретных действий и поведенческих реакций человека.
  3. Уровень, характеризующий собственно способности человека и возможности их развития.
  4. Уровень ценностных ориентаций личности, ее направленность и мотивация.
  5. Уровень личностной самоидентификации и совокупность социальных ролей.
  6. Уровень духовного предназначения человека и его земного предназначения.

Кто я такой?

кто я

Какой простой вопрос — и как сложно дать на него ясный и точный ответ. Здесь важно совершенно реально оценить себя, перечислить свои хорошие и плохие стороны, если брать только одного человека. Самосознание всегда многослойно и объемно — один и тот же человек чувствует себя изнутри по-разному, если брать разные ситуации вокруг него.

Например, женщина может быть хорошей матерью для своих детей, но плохой дочерью для своей матери. Но есть еще близкие друзья, знакомые, соседи, незнакомцы на улице, люди, которые живут в других странах. Как далеко вы можете закрутить эту нить и ответить на вопросы «я»: кто я? Бесконечный.

С каждым шагом «я» будет становиться все меньше и меньше по шкале увеличения круга контактов и ситуаций, но черты характера, личности, стержень никуда от этого не денутся — они все равно будут там, в человеке. Именно человек останется в центре всего этого сложного устройства, отвечая на вопрос «Кто я?”.

Важность физического фиксирования задач

На многих коучинговых сессиях пирамида Дилтса является наиболее важной, поскольку она используется все чаще и чаще. Что характерно, при этом должно быть соблюдено важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне естественное и логичное объяснение:

  • При написании текста многие важные моменты усваиваются легче. В результате легче найти решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому все учащиеся на занятиях пишут конспекты — для лучшей усвояемости поступающей информации.
  • написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, поступающих в мозг. Это способствует более точной постановке задачи, что позволяет быстро найти правильное решение.
  • В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит непроизвольно. Если человек представляет себя вместо человека с уже решенной проблемой, он получает значительный стимул к действию.
  • В ходе фиксации задачи на бумаге взгляд на ситуацию иногда меняется. Но если перед глазами реальное описание проблемы, можно легко внести коррективы.

Чтобы разобраться во всех функциях, следует сразу перейти от теории к практике, то есть потратить время на ответы на вопросы, которые задают. Исходя из степени ответственности за такую ​​работу и честности перед собой, все начнет проясняться само собой. Для этого держите рядом лист бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.

Почему задачи нужно записывать

Почему задачи нужно записывать

При решении задач с помощью пирамиды Дилтса необходимо соблюдать одно условие: фиксировать цели, рассуждения и результаты на бумаге. За что? Есть 4 причины:

  1. Мозг лучше воспринимает информацию. Вспомните, как вы писали конспекты в школе.
  2. Когда вы пишете, ваш мозг начинает работать активнее. Благодаря этому можно более точно выявить проблему и быстрее найти способ ее решения.
  3. Проблема из ментальной становится осязаемой, физической. При этом человек может даже представить, что уже решил ее. Это будет мотивировать вас к действию.
  4. Записывая свои размышления, вы видите ситуацию со стороны. Это позволяет быстро проанализировать и решить ее.

Сделав заметки, ответьте на вопросы для каждого уровня. Также запишите ответы. Вы увидите, что проблема устранится как бы сама собой.

Как работать с пирамидой Дилтса?

Все методы коучинга основаны на глубоком самоанализе. Решение проблем сложно найти на поверхности, а потому приходится «копаться» в себе. Как пользоваться пирамидой логических уровней? Алгоритм выглядит так:

Шаг 1. Сформулируйте проблему и запишите ее. Дело в том, что мысли обычно мимолетны и не всегда воспринимаются всерьез. Но написанное на бумаге приобретает цвет четкого плана и руководства к действию. Это даст вам стимул и заряд энергии.

Шаг 2. Определите уровень, на котором находится ваша проблема.

Шаг 3. Проанализируйте ситуацию последовательно с точки зрения каждого уровня. Достигнув вершины пирамиды, представьте, что цель достигнута, и постарайтесь погрузиться в это состояние на несколько минут. Затем проанализируйте свои чувства, чтобы увидеть, удовлетворены ли вы.

Шаг №4. Двигайтесь в обратном направлении, к основанию пирамиды. Это необходимо для дальнейшей настройки свойств каждого конкретного уровня. Это поможет вам уточнить план действий и определить некоторые новые ценности, которые важны для вас.

Принцип работы пирамиды Дилтса

использовать модель пирамиды Дилтса с логическими уровнями несложно. Процесс заливки выглядит так:

  1. Точно определите проблему. Но не мысленно, а на бумаге. Почему письменно? Часто мозг воспринимает мысли как нечто временное, несерьезное. Записанная от руки проблема станет осязаемой. Альтернативный вариант — записать на магнитофон.
  2. Найдите, на каком уровне пирамиды скрывается проблема.
  3. По очереди поднимайтесь по всем уровням, пытайтесь найти решение, отвечайте на вопросы. В самом верху представьте, что проблема решена. Хотя бы на пару минут ощутить вкус победы, удовлетворения.

Для наглядности рассмотрим распространенную ситуацию: женщина считает, что руководство компании ее не ценит, не уважает. Иногда ей хочется забыть мечты о карьерном росте и все бросить. Как здесь поможет пирамида Дилтса?

Давайте заполним уровни по порядку:

  1. Среда. Кто должен уважать и ценить женщину? руководители, коллеги. Не забывайте о самоуважении, достаточной уверенности в себе.
  2. Поведение. На этом уровне вы должны выяснить, как проявлять уважение к другим. Ожидаются похвалы, интересные и содержательные поручения от руководства. От коллег — это может быть внимание к предложениям.
  3. Способности. Здесь женщина должна составить список навыков и умений, которые покажут коллективу ее опыт и квалификацию.
  4. Ценности. На этом уровне вы должны понимать, почему необходимо уважение. Чаще всего это приводит к карьерному росту. Кроме того, человек чувствует себя ценным сотрудником, видит свою значимость.
  5. На пятом уровне женщина должна задуматься, какой она должна быть, чтобы ее уважали?
  6. Здесь стоит задать главный вопрос – зачем женщине уважение коллег и начальства? На этом примере доказать себе и своим близким, что вы этого достойны.

В данном примере проблема на уровне 4, а решение на последнем уровне 6. Получается, что начальство и коллеги тут ни при чем. Женщина пытается убедить семью и себя в том, что она квалифицированный специалист. При решении других задач решение также размещается на пару уровней выше.

Дополнительные вопросы

достижение цели влияет на мой внутренний мир

Вопросы, задаваемые на каждом уровне пирамиды Дилтса, помогают увидеть общую картину происходящего. Чтобы докопаться до сути, увидеть все нюансы и мелкие детали, задайте себе еще один вопрос:

  1. Какова будет реакция окружающих на то, что я добился того, чего хотел? Будут ли они счастливы за меня?
  2. Как достижение цели повлияет на мой внутренний мир?
  3. Принесет ли мой результат пользу моей семье и друзьям?
  4. Изменится ли смысл моей жизни, цель существования после достижения цели?
  5. Могу ли я что-то сделать с целью в ближайшие 2 дня?
  6. Смогут ли другие помочь мне с выбором направления, возможно, исправят мои ошибки?

Нейрологические уровни пирамиды Дилтса с расшифровкой

Я думаю, из описания выше вы мало что поняли, поэтому здесь мы рассмотрим все уровни более подробно и попытаемся понять, что же хотел нам показать Дилтс — обычных людей со своей пирамидой вопросов. Нужно сразу помнить, что все уровни взаимосвязаны. Это означает, что изменения на определенном этапе обязательно приведут к изменениям на соседних этапах. Начнем.

Пирамида Роберта Дилтса — как использовать модель логического уровня: приложения и примеры
Расшифровка пирамиды Дилтса (фрагмент видео с YouTube-канала INSTARDING)

Уровень первый – окружение: “Что я имею?”

В него входят все стороны жизни человека: зарплата, имущество, родственники, возможности, семейное положение, образование и так далее. Он объединяет ваши отношения, материальные блага и вашу повседневную жизнь.

Уровень второй – поведение: “Что я делаю?”

Здесь важны все ваши действия. Наши действия влияют на то, что мы имеем. И да, еще одна фишка этой пирамиды в том, что ответы на вопросы, задаваемые на каждом шаге, следуют из шага выше. Из «Что я делаю?» вы получаете «Что у меня есть?». Полезные советы по мотивации к успеху читайте здесь.

Пример: вы 40 лет являетесь успешным бизнесменом, но у вас нет семьи, детей и близких друзей. Задайте себе вопрос в лоб: «Что я делаю, чтобы это иметь?» Но ничего… Вы проводите по 20 часов в день за компьютером, перешагивая «через голову», подставляя коллег по бизнесу, пренебрегая чужими чувствами и ценностями. На выходе: семьи нет, детей, друзей — что на нижнем уровне «Что у меня есть?”

Или другой пример: ты очень любишь читать — так любишь, что целый день лежишь на диване, читаешь, смотришь телевизор, читаешь, смотришь телевизор… Потом начинаешь жаловаться, что денег не хватает на самые элементарные вещи. Дилтспирамида показывает, что вы ничего не делаете для увеличения дохода, так зачем жаловаться?! Эти 4 совета помогут вам изменить свою жизнь к лучшему.

Уровень третий – способности: “Как я выбираю?”

Мы каждый день сталкиваемся с выбором: готовить или ходить в спортзал, идти работать в офис или заниматься фрилансом, уделять время детям или читать новости в смартфоне, пройти курсы повышения квалификации или стать полезным на низкооплачиваемой работе. Как правило, мы выбираем в зависимости от ценностей, возможностей, здоровья, необходимости.

Задайте себе вопрос: «Почему ты выбираешь то, что выбираешь?» Ищите подсказку на следующем шаге. Если вы уже хотите начать новую жизнь, вам в этом поможет мотивационная статья «Как начать новую жизнь: 10 эффективных советов психолога”.

Третий уровень помогает определить вашу стратегию, он затрагивает отношение человека и причины успеха или неудачи.

Уровень четвертый – ценности: “Во что я верю?”

Здесь нить ведет в детство человека: какая у него вера. Если среднестатистическая «она» считает, что от ее улыбки все должны упасть к ее ногам, то она вложится в эту «улыбку». Тогда она найдет поклонников, но сможет ли реализовать себя как жена и мать? Если «он» считает, что все достигается без усилий (его много баловали в детстве), он не будет сильно стараться. Добьется ли он чего-нибудь?

Эта пирамида ценностей показывает, какие шаблоны «сидят» в голове человека, не дают ему развиваться. Столкнулся с такой ситуацией: подруга хотела поступить в медицинский, но ей все говорили, что просто со знаниями туда не попадешь. Как вы думаете, она даже пыталась это сделать? Нет! Она даже не поехала в город, где находился университет. Почему? Потому что она думала, что не сможет сделать это без денег.

Уровень пятый – идентичность: “Кто я такой?”

Здесь человек должен ответить на вопрос о самопонимании и самосознании. Старайтесь оценивать себя адекватно и реально. Не нужно лишней скромности, но и «звездить» тоже не стоит — говорите плюсы и минусы, ведь работая с ними, вы становитесь лучше.

Есть замечательная фраза: «Ты то, во что ты веришь». Одни считают себя неудачниками и мало чего добиваются в жизни, другие — гениальными людьми, согласитесь, и они уже достигли кайфа.

Уровень шестой – миссия: “Зачем я живу?”

Определите, какая жизненная миссия соответствует вашим стремлениям, убеждениям и действиям. Вы не тратите свое время зря. Каждый человек важен и нужен по-своему. Этот уровень считается духовным. Это то, как человек чувствует себя в мире, стратегический уровень.

Именно с помощью познания своего предназначения в мире человек может ответить на вопросы: «Зачем?», «В чем смысл того, что я делаю?», «Для чего?”

Уровни египетского аналога

Пирамида Дилтса

Поиск ответов на важные вопросы подобен блужданию по лабиринту с его бесконечными запутанными коридорами и тупиками. Без какой-либо карты или подсказки очень трудно, если вообще возможно, найти выход. Но стоит только подняться на более высокий уровень, над лабиринтом — как будут видны все пути — входы, выходы.

Наша жизнь подобна прохождению такого лабиринта — ни одна проблема не может быть решена качественно на уровне ее создания. Иными словами, для решения поставленной задачи нужно подняться на этаж-два выше. Только так можно определить наилучший сценарий дальнейшего развития событий.

Для этого необходимо задавать правильные вопросы, которые будут подталкивать к поиску правильных ответов. Многие из нас просто не в состоянии задавать себе вопросы и получать ответы. Для этой цели лучше всего использовать творение Роберта Дилтса.

Все уровни пирамиды Дилтса включают в себя большие и малые вопросы, которые помогут вам понять свои собственные жизненные ситуации.

Уровень первый – окружение (реакция)

Самый низкий первый уровень основан на реальной среде каждого человека. Сюда входят все компоненты внутренней и внешней среды. В основном это сам человек, его черты, внешний вид (в том числе одежда) и другие индивидуальные характеристики.

Это также должно включать всех других людей, с которыми вы имеете дело, материальное благополучие, возможности, семью и другие вещи. То есть главный вопрос на этом уровне — «что у меня есть на данный момент?». Но чтобы понять всю суть одного этого вопроса, следует задать ряд других:

  • Мне удобно?
  • Что происходит в окружающей среде?
  • Где я или хочу быть?
  • Какое место я занимаю в своем окружении, комфортно ли оно мне и соответствует ли тому, чего я хочу?
  • Кто рядом со мной, кого бы я хотел видеть, а кого лучше отсеять из своего окружения?
  • Есть ли рядом со мной кто-то, кто помогает мне достичь определенной цели?

Одним словом, он охватывает все стороны жизни и быта, включая материальное благополучие и межличностные отношения (в том числе семейные, партнерские и другие).

Уровень второй – поведение (действия)

На этом уровне фундаментальный вопрос: что мне делать? То есть позволяет оценить поведение каждого индивидуума. И это касается не только действия или бездействия, но и достижения результата.

Вот наглядный пример того, как можно оценить пирамиду неврологических уровней в случае, когда человек начинает жаловаться на нехватку финансов. Здесь его главная проблема кроется внутри него самого, и у него просто нет ни желания, ни сил признать, что он мало времени уделяет работе.

Кроме того, на вопрос, что он делает весь день, выясняется, что у него сокращенный рабочий день. Вместо положенных 8 часов, как это бывает у многих других успешных людей, человек тратит не более 4. Это свидетельствует о недостаточной активности с его стороны, которая была бы направлена ​​на развитие профессиональных качеств.

Можно сделать определенный вывод — зачастую проблема связана с элементарной ленью. Этот дефицит затрагивает многих людей во всем мире! Что на самом деле помогает ментальной пирамиде — доход не может увеличиваться из-за лени!

Стоит задать себе вопрос о том, чем я делюсь и что получаю. Очевидный ответ дает понять, почему мы имеем то, что имеем. И здесь естественно задаться еще одним актуальным и интересным вопросом – так ли складывается жизнь или мы сами несем ответственность за все, что с нами происходит?

Уровень третий – способности (направление)

Уже здесь в основе стратегии лежит пирамида логических уровней Роберта Дилтса и его главный вопрос – каков мой выбор? В жизни каждого отдельного человека сделанный выбор далеко не последний. И на это влияют разные факторы:

  • здоровье;
  • цель;
  • степень увлеченности человека чем-либо и так далее.

Когда вы находитесь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность детально проанализировать собственные установки и осознать причины жизненных ошибок. Некоторые предпочитают изнурительную работу, чтобы накопить денег на покупку дома или на учебу в другой стране. Многие девушки мечтают об удачном замужестве.

Третьи, как правило, зависят от поиска хорошей работы или открытия собственного дела. Также разрешается выбрать занятие спортом или изучение иностранного языка после тяжелого дня. А еще проще просто пить пиво, лежа на диване и смотря телевизор. По крайней мере, так делает большинство людей.

Пирамида Дилтса действительно может дать хороший выбор – главное понять, к чему стремится душа. Только так достигаются определенные успехи в анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ряд дополнительных вопросов:

  • каковы мои сильные стороны и можно ли добиться желаемого результата опираясь на них?
  • Какие навыки и способности я могу приобрести, чтобы достичь того, чего я хочу?
  • Могу ли я воспользоваться способностями и возможностями других людей?

Каждый человек должен определяться прежде всего своими способностями. Это под силу каждому человеку на земле, и резко их расширяет, и серьезно ограничивает в пределах разумного. Самое главное найти причину и стимул действовать!

Уровень четвертый – ценности (мотивации)

На этом уровне оцениваются убеждения и ценности. И тут у каждого человека свои мнения и оценки на этот счет. Только вот ряд жизненных позиций или даже убеждений работают только во вред. Например, как может человек стать предпринимателем, если он считает себя честным, но уверен, что все остальные бизнесмены воруют деньги в корыстных целях?!

Другой пример — абитуриент считает, что место в престижном вузе можно получить только богохульством. Поэтому нет смысла пытаться сдать вступительные экзамены.

Иными словами, пирамида Дилтса на этом уровне способствует раскрытию закономерностей и стереотипов восприятия различных жизненных обстоятельств, служащих препятствием на пути к достижению цели.

Возможно, это более важный уровень, который позволяет вам определять собственное восприятие. Из приведенных примеров легко сделать вывод, что каждый человек определяет свои ценности, и они не могут фактически совпадать с восприятием других индивидов, что в целом естественно. То есть одним вещам придается большее значение, другим меньшее или они полностью игнорируются.

Это относится к так называемой основе личности, и человеку не так просто отрицать это даже под сильным внешним воздействием. А причина в том, что вера должна быть приписана бессознательному восприятию человеческой сущности. Оно управляет поведением личности, определяет его жизненный путь.

На этом уровне легко получить ответы на такие вопросы, как:

  • Насколько важна для меня эта цель?
  • Насколько ценным будет результат?
  • Укрепит ли достижение цели мою веру в жизнь?

В связи с этим возникает один вопрос, который следует отнести к разряду риторических утверждений: почему мы действительно верим во все, чего придерживается наша вера?

Уровень пятый – идентификация (жизненная роль)

Важность этого уровня даже выше, чем предыдущего, так как он оказывает заметное влияние на этажи ниже. Это про самопознание и самопонимание. Благодаря этим определениям пирамида Дилтса способствует определению веры.

Некоторые уверены в его гениальности как художника или дизайнера. Поэтому он может успешно проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой будет считать себя неудачником или посредственностью.

Другими словами, пятый уровень позволяет человеку осознать свое место, и какую роль он в этом играет. Самое главное — реально оценивать себя — то есть не недооценивать своих достоинств и в то же время учитывать свои недостатки, требующие дальнейшего изучения.

Что характерно, ответы здесь не лежат на поверхности. Роль и положение каждого человека в жизни не зависит от пола, семейного положения, социального статуса, шествия. Эта категория гораздо шире!

Следующие вопросы помогут вам понять суть или хотя бы частично иметь представление о том, о чем идет речь:

  • Как я отношусь к тем личностям, чьи цели и убеждения совпадают с моими?
  • Какова ценность моих целей по отношению к людям из моего ближайшего окружения?

Самоидентификация – ценное качество для каждого из нас! Во многом именно этот фактор является причиной многих наших успехов.

Уровень шестой – миссия (духовное постижение)

Здесь логическая пирамида Дилтса увенчана уровнем, способствующим осознанию человеком своего предназначения. Четкое понимание того, ради чего он на самом деле живет, есть не что иное, как мощный инструмент, позволяющий преодолевать различные препятствия и трудности, возникающие на жизненном пути.

При этом задание должно быть выражено в простых и понятных пояснениях. Сложные грандиозные выражения здесь не работают, потому что они не имеют практического смысла.

Здесь уместно привести важный пример. Главный принцип успешной работы большинства компаний, расположенных в Стране восходящего солнца, — четкое понимание ценностей и миссии с учетом актуальности на 100-200 лет вперед. Неужели жизнь каждого человека на земле создана для того, чтобы ее растрачивать?!

Итак, если подойти к анализу своей жизненной позиции в этом мире правильно, не прячась от себя, отвечая на все вопросы, которые задают, можно выявить определенные пробелы.

Самосовершенствование — это путь к достижению цели, а значит и к успеху. Ведь каждый из нас в душе к этому стремится. В то же время четкое осознание своих слабостей значительно облегчает этот процесс.

Примеры проблем на уровнях пирамиды

Понять принцип работы с пирамидой можно на следующих примерах:

  1. Молодой сотрудник компании мечтает о повышении. Поэтому он пытается выслужиться перед начальством. Однако на высокопоставленную должность берут не ее, а нового сотрудника. В кабинете психолога ее рассказ начинается со слов: «Моих стараний никто не замечает!» В данной ситуации проблема находится на уровне социальной среды. Чтобы понять, как достичь желаемой цели, стоит отказаться от обобщений и ответить на вопрос: «Кто не замечает усилий и почему?»
  2. Молодой человек очень любит свою партнершу, но считает, что они скоро разведутся, так как она его не уважает. В данном случае проблема кроется на уровне поведения и конкретных действий девушки, по которым мужчина делает вывод о том, что ему не хватает уважения.
  3. Абитуриент переживает, что не поступит на юридический факультет. Он хорошо решает экзамены по истории и обществознанию, но это не придает ему уверенности в себе, он переживает, что не сможет учиться. Проблема в данном случае связана с уровнем способностей. Молодой человек должен составить список качеств, которыми должен обладать юрист, и проверить, есть ли у него эти способности и навыки.
  4. Клиент приходит к психологу со следующей просьбой: «Я целеустремленный человек. Но я не удовлетворен, когда достигаю цели. Я чувствую себя подавленным и усталым, даже не горжусь». В данном случае проблема лежит на уровне убеждений и ценностей. Цели, которых достигает человек, важны для кого-то, но не для него самого. Настоящие положительные эмоции можно испытать только при достижении цели, представляющей ценность для самого человека.
  5. Девушка жалуется, что ей не везет в любви. На нее обращают внимание только бабники. Чтобы изменить ситуацию, нужно узнать уровень идентичности пирамиды, ответить на вопросы: «Кто я в отношениях?», «Какой я в отношениях?»
  6. Уровень миссии включает в себя экзистенциальные проблемы людей, связанные с поиском смысла жизни и своего предназначения.

Уровень №4 – «Во что я верю?»

Ответ на этот вопрос позволит понять, почему в нашей жизни формируются те или иные стратегии, почему мы склонны принимать одни решения, а не другие, и чем мы руководствуемся, когда что-то выбираем.

Этот уровень посвящен нашим убеждениям, жизненным принципам.

Например, вы можете быть твердо убеждены в том, что успеха и финансового благополучия можно добиться, только если упорно трудиться. Следовательно, ваши решения будут направлены на поиск возможностей проявить себя, приложить усилия для достижения поставленных целей. Если же вы склонны считать, что успех в жизни зависит от простого отношения к ней, от желания большого и получения желаемого, то стратегия, скорее всего, будет основываться на поиске возможностей, которые будут этому способствовать!

Как работает пирамида Дилтса: несколько наглядных примеров из повседневной жизни

⚑ Пример №1. Руководство не обращает внимания на мои заслуги и не предлагает мне повышение, о котором я давно мечтаю

Начнем разбор проблемы с самого основания пирамиды Дилтса. На уровне «Среда» задайте себе следующий вопрос: «Кто должен учитывать мои преимущества?» Упомяните ваших руководителей и коллег, чье мнение важно для вас. Не забудьте также указать свое имя!

Переходим к анализу проблемы на уровне «Поведение». Ответьте на следующий вопрос: «Какие действия должно предпринять руководство, чтобы я понял (понял), что оно принимает во внимание меня и мою выгоду?». Подумайте, какой смысл вы видите во фразе «обратите внимание». Отождествляете ли вы это предложение со словом «уважение»? Хотите, чтобы начальство постоянно хвалило вас за хорошо выполненную работу и давало более сложные и высокооплачиваемые задания?

На уровне способностей и возможностей составьте список своих новых компетенций, которые будут интересны вашему руководству. Подумайте, какие ваши знания и какой ваш опыт будут интересны вашим коллегам.

На уровне убеждений и ценностей задайте себе следующие вопросы: Почему для меня важно, чтобы руководство принимало во внимание мои заслуги? Вы хотите только повышения по службе или тоже мечтаете, чтобы к вам относились с уважением? Хотите доказать начальству и коллегам, что вы ценный сотрудник?

На уровне «Идентичность» задайте себе следующий вопрос: «Каким человеком я должен (должен) быть, чтобы начальство учитывало мои достоинства, а коллеги уважали меня?». Ответьте себе честно на этот вопрос, составьте для себя список требований, а затем проследите, какое слово вы использовали чаще всего.

На уровне «Миссия» задайте себе вопрос: «Зачем мне все это?». Найти ответ на этот вопрос достаточно сложно, но необходимо! Если вы, отвечая на этот вопрос, понимаете, что хотите таким образом доказать себе, родителям, друзьям или совершенно незнакомым людям, что вы нужны этому миру и заслуживаете уважения, то ваша проблема заключается в том, что вы хотите стать уважаемым человеком. Ваша проблема на уровне веры и ценностей. Вы можете найти решение этой проблемы на уровне миссии».

Теория возникновения и краткое описание пирамиды

Роберт Дилтс — один из психологов, активно разрабатывавших нейролингвистическое программирование (НЛП). Он создал идею логических уровней, вдохновившись работами Грегори Бейтсона. Проанализировав их, он решил, что люди воспринимают информацию и анализируют ее по-разному. Это то, что заставляет их терпеть неудачи или добиваться успеха.

Определив это, Дилтс выделил несколько логических уровней, поняв которые человек может изменить свою жизнь к лучшему.

понимание неврологических уровней Дилта — мощный инструмент самокоучинга. Она дает человеку уникальную возможность самостоятельно выявить свои ошибки и встать на путь саморазвития:

  • вы сможете задавать себе конкретные вопросы, определяя ситуации, влияющие на вашу жизнь;
  • как только вы позаботитесь о своих проблемах, вы увидите, куда идти дальше, чтобы быть довольным своей жизнью.

Так что же это за пирамида? Кратко опишем эту модель простыми словами — от самой низкой до самой высокой.

  1. Среда – это уровень реакции.
  2. Поведение – это уровень действия.
  3. Способности являются источниками и направлением человека.
  4. Ценности, убеждения — то, что человек себе позволяет, мотивация.
  5. Идентичность — кто я в этом мире, какую роль играю в обществе.
  6. Миссия — духовный уровень человека, смысл жизни, видение.

На каждом уровне человек хранит свою информацию, собственный опыт и знания.

Как применить пирамиду на себе?

Как таковой инструкции по использованию пирамиды нет. Но я приведу пример заполнения, который поможет вам понять, как жить дальше.

использовать коучинговые вопросы по пирамиде Дилтса несложно. Вооружитесь листом бумаги и ручкой, чтобы не забыть, как вы отвечали на вопросы.

Возьмем банальную ситуацию: не могу встать по первому будильнику.

На первом уровне мы задаем вопрос: «Как это влияет на меня?» Я просыпаюсь, и день начинается в плохом настроении.

Второй уровень состоит из вопросов: «Что делать?», «Какие действия?» Как я должен вести себя наиболее подходящим образом? Немедленно вставайте по будильнику.

Третий уровень содержит вопросы: «Как?», «Благодаря чему?» Благодаря тому, что я должен вставать сразу по будильнику, какие привычки мне следует выработать? Не выключайте будильник, а постарайтесь немедленно встать и умыться.

Четвертый уровень ждет вас с вопросом «Почему это важно?» Почему для меня так важно вставать после первого будильника? Вы должны начать свой день вовремя, чтобы все успеть. Я не успеваю выполнять все свои обязанности по дому, на работе, с детьми.

Пятый уровень содержит коучинговые вопросы: «Кто я?», «Какую роль я играю?» С кем я связываюсь уже как с человеком, который встает по будильнику? С успешной женщиной, у которой все под контролем и в порядке.

Шестой уровень состоит из: «Зачем?», «Какой смысл?», «Для чего?» Какой смысл мне вставать по будильнику в первый раз? Быть успешным человеком.

Когда вы справитесь с проблемой, не считайте себя супергероем, который внезапно изменил свои убеждения или миссию. Имейте в виду, что это крайне сложно сделать на верхних уровнях.

Подумайте об альтернативе успеху. Например, делайте то, что вам нравится и у вас хорошо получается. Тогда ценности, действия и среда изменятся. Вы встаете сразу по будильнику! Или поставьте перед собой цель добиться успеха во всем, что вы делаете. Тогда вы заметите, что начинаете новый день с первых ласточек!

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector