- Что такое нестандартное мышление
- Фото Dazzle Jam: Pexels
- 3. Занимайтесь зарядкой для ума (нейробикой)
- Что делать
- 10 упражнений для развития нестандартного мышления
- «Жизнь наизнанку»
- Сила слова
- «Линии вероятности»
- Начни с конца
- Отгадывай загадки
- Придумывай загадки
- Игра в ассоциации
- Мозговой штурм
- Движение – жизнь
- «Что у него в голове»
- Критерии креативности по Торренсу
- Почему мыслить креативно — полезно
- Зачем нужно думать нестандартно?
- История изучения и концепция
- Занятие пятое. Переворот
- Занятие второе. Выбор точки входа
- 4. Не игнорируйте абсурдные вещи
- 1-е упражнение: «Что это было?»
- 4. Эффект Медичи
- Что делать
- Избавляемся от шаблонов
- Делаем необычные вещи
- Меняем стандартную последовательность действий
- Заставляем работать правое полушарие
- 9. Создайте подходящие условия
- Шесть креативных подходов
- 3. Примерь на себя роль другого человека
- 6. Меняйте контекст
- Методики развития творческого мышления
- Методика 1. Синектический штурм
- Методика 2. Шесть шляп
- Методика 3. Выход за рамки
- Методика 4. Случайное слово
- 1. Представь, что ограничений нет
- 2. Создай неестественные ассоциации
- Занятие третье. Вызов основам
- Мышление и головной мозг
- 4. Обратись к творчеству
- 2. Создайте банк идей
- Что делать
- Способы
- #1 Освободится от всего
- #2 Возбуждать мозг
- #3 Найти источник идей
- #4 Найти окружение
Что такое нестандартное мышление
Фото Dazzle Jam: Pexels
Нестандартное мышление — это способность человека находить неожиданное решение, выходящее за рамки обыденного и полностью меняющее восприятие происходящего. Мозг ленив. Он не хочет тратить энергию. Поэтому, когда в детстве пытаешься что-то сделать и получается, он записывает это действие в копилку под названием «работает, можешь повторить».
Так человек неосознанно запоминает эффективные действия и неэффективные. Это относится и к образу мышления. Стереотипы, стереотипы, обычный образ жизни – все это показано для того, чтобы не тратить лишнюю энергию.
Зачем думать о проблеме, если мозг может дать готовый ответ? Ведь и так понятно, что Пушкин — русский поэт, зачем «напрягаться» и думать о других?
Но проблема в том, что каждая ситуация представляет собой уникальный набор условий, которые необходимо проанализировать, чтобы выбрать наиболее эффективное решение. Невозможно сделать что-то уникальное, думая в терминах готовых и стандартных ответов.
3. Занимайтесь зарядкой для ума (нейробикой)
Нейробика — отличный инструмент для обучения извлечению нового опыта из знакомых вещей. Главная задача здесь — сделать обычные, повседневные вещи нестандартным способом. Это ломает стандартный образ мышления и помогает развивать творческие способности.
Что делать
Вы можете использовать различные методы, нацеленные на такой переключатель:
- Изменение природы. Например, если вы не можете собраться с мыслями и найти правильное решение, вы можете выйти из офиса на улицу. При изменении внешних условий легче перестроиться на другой тип мышления.
- Концентрация на эмоциях. Переключите свое внимание на определенный запах, звук или прикосновение. Проанализируйте свои чувства, постарайтесь их описать. Это позволит переключиться с обычных мыслей на физические ощущения и начать заново, дав мозгу отдохнуть от стандартной работы.
- Смена «рабочей» руки. Иногда пытаешься что-то сделать не правой или левой рукой (как привыкли), а другой. Благодаря этому упражнению вы также сможете изменить свой образ мышления и посмотреть на вещи под новым углом.
10 упражнений для развития нестандартного мышления
Чтобы выйти из рамок и шаблонов, и перестать думать привычным образом, получая при этом стандартные и очевидные ответы, существует множество различных упражнений.
«Жизнь наизнанку»
Образ мышления определяет поведение человека. Но есть и обратная связь: то, как вы действуете, влияет на ваше мышление. У большинства людей обычные дни проходят по стандартному сценарию, их повседневные привычки распланированы.
Начните отказываться от моделей поведения. Меняйте маршруты своих движений, начинайте утро не с кофе, а с музыки, возьмите в другую руку зубную щетку. Если начинать генеральную уборку с кухни, то теперь начинайте с коридора.
Проанализируйте свою жизнь. Подумайте, сколько существует стереотипных действий. Отдавайте их день за днем.
Сила слова
Наш мозг «думает» словами. Ни одна мысль не возникает без слов в вашей голове. И у каждого свой стандартный набор, так называемый активный словарь. Хорошая практика — начинать день с изучения хотя бы одного нового слова. И сразу внедрять в свою речь и мысли.
Также полезно расширять свой кругозор, читать произведения авторов и жанров, которые раньше игнорировались, видеть и слушать спикеров, чье мнение отличается от вашего. Постарайтесь понять это и принять это самостоятельно на один день.
Полезно почитать мастеров «нестандартных» метафор и оборотов: Мариенгофа, Ильфа и Петрова, Довлатова и так далее
«Линии вероятности»
Это полезный метод, развивающий творческое мышление. Вспомните ситуацию, которая произошла с вами в прошлом. Подумайте, как вы в ней действовали и к чему это привело. А теперь представьте, что бы вы сделали по-другому.
Попробуйте проанализировать, как это повлияет на вашу жизнь. Чем больше вариантов вы придумаете, тем лучше.
Как развить нестандартное мышление?
Наблюдая за событием со стороны, подумайте, что могло к нему привести. Например, мужчина бежит за такси. Почему он бежит? Сколько альтернатив могло привести его к этому такси?
Начни с конца
Вспомните, как вы ходили по бумажному лабиринту в детстве. Вы можете начать с точки «А». А можно из центра, то есть с конца лабиринта.
Если вы не можете решить проблему, не знаете, что делать, перестаньте думать о первом шаге, который нужно сделать. Лучше представьте результат, которого вы хотите достичь. Визуализируйте это.
А теперь подумайте, какой последний шаг привел вас к цели? И последний? А до этого? В какой-то момент вы заметите, что на каждом шагу у вас может быть несколько разных шагов, они расходятся, как железнодорожные пути.
«Перематывайте» каждый из них, пока не дойдете до того момента, в котором находитесь сейчас.
Отгадывай загадки
Ничего лучше этого еще не придумали. Скачайте приложение или купите сборник головоломок. Решайте их, пока вы едете на работу, моете посуду или сидите в очереди в банке. Они заставляют смотреть нестандартно на обычные вещи.
Придумывай загадки
Пришло время перейти на следующий уровень. Придумать хорошую загадку — целое искусство, ведь ее приходится продумывать так, чтобы ответ был только один.
Возьмите обычный предмет, с которым вы сталкиваетесь каждый день. Представьте, какой могла бы быть загадка, если бы ответом был этот предмет. Расскажите о своих загадках своим близким.
Возможно, сначала они легко поймут ответ. Но чем больше вы практикуетесь, тем сложнее и интереснее они становятся.
Игра в ассоциации
Но его нужно немного изменить. Возьмите ряд объектов, которые находятся в вашем сознании прямо сейчас, но совершенно не связаны друг с другом. Например, солнце, скрепка, стул, мороженое. Подумайте о связи между ними.
Другой вариант. Назовите как можно больше предметов, соответствующих характеристикам: красный, холодный, мокрый. Придумывайте характеристики сами и ищите ответ.
Мозговой штурм
Это можно делать не только в профессиональной команде, но и в одиночестве. Записывайте все, что приходит вам в голову. Затем рассмотрите каждую мысль и подумайте, откуда она взялась и как ее можно использовать.
Движение – жизнь
Танцы, развитие ритма, физические упражнения, пантомима, все занятия, развивающие мелкую моторику, спорт – все это напрямую влияет на то, насколько быстро и нестандартно вы будете мыслить, развивать правое полушарие и творческие способности.
«Что у него в голове»
Метод, используемый психологами и детективами. Научитесь ставить себя на место другого человека. Постарайтесь понять, как он думает, как отреагирует на ту или иную ситуацию. Например, утром в офис пришел коллега. Угадай, что он будет делать.
Он в плохом настроении? Он в гневе бросил чей-то документ? Подумайте, почему он это делает. Документ ему не нравится? Или он думает о том, чтобы тусоваться с женой? И почему? Что не устраивает такого, как он, в собственной жене? А что ее в нем не устраивает?
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — это способность придумывать самые разные идеи на высокой скорости. При высоком уровне беглости человек способен придумать двадцать способов использования предмета, например обычного карандаша, за минуту.
Гибкость — это способность оценивать проблему со всех сторон и использовать разные стратегии для ее решения. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить точки соприкосновения в ряде вещей и событий.
Оригинальность – способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отклоняющиеся от общепринятой схемы. Оригинальность помогает выйти из экстремальных ситуаций.
Проработка – это способность не только генерировать идеи, но и дорабатывать и детализировать их. Высокий уровень детализации разделяет изобретателей и дизайнеров.
Сопротивление замыканию — это способность постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь одной ее стороной или аспектом, даже если она кажется наиболее подходящей. Устойчивость к КЗ способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для поиска оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет добиться высоких результатов в любой сфере деятельности. Креативное мышление занимает третье место в Топ-10 социальных навыков 2020 года, составленном на Экономическом форуме в Давосе.
Почему мыслить креативно — полезно
Креативное мышление учит ребенка одному из важнейших навыков успешного человека: замечать проблемы вокруг, превращать их в задачи и уметь их решать. Именно это и будет отличать высококвалифицированного специалиста от рядового работника. И не только в творческих профессиях. Даже пилоты авиакомпаний, которые всегда работают по инструкции, должны уметь действовать творчески в чрезвычайной ситуации. Или врач, пациент которого находится в критической ситуации: чтобы спасти чью-то жизнь, он должен немедленно принять правильное решение.
Ребенок с развитым творческим мышлением имеет больше возможностей, становится более уверенным в себе, открыт для вызовов, не боится высказывать свое мнение, уверена Наталья:
«Когда мы работаем с детьми, я сразу говорю, что можно говорить любую мысль, даже полную чушь. Нет такого понятия, как «правильно» и «неправильно». Очень важно давать детям свободу самовыражения, даже если поначалу это кажется полным бредом. Только тогда у них есть собственный голос и мужество».
Зачем нужно думать нестандартно?
В первую очередь, чтобы не застрять на определенном этапе развития. Человек со стандартным мышлением рано или поздно превращается в биомашину, которая все делает по заранее заложенной программе. Его мозг перестает полноценно работать. В результате личность деградирует. Человек с нестандартным мышлением действует более эффективно. Он не боится сложных задач. Скорее, они развлекают его.
Вы не встретите его в толпе слепо следующих за определенным лидером, он сам лидер и лидер. К сожалению, еще в детстве в нашей голове закладываются стереотипы, от которых трудно избавиться. Наиболее ярким примером того, как прививается стандартное мышление, является школьная программа. Правила, формулы, теоремы — мы пишем их и не подвергаем сомнению. Но что, если параллельные прямые пересекаются? Нам говорят не изобретать велосипед. Что, если вы создали что-то совершенно новое и стоит попробовать?
Известно, что людям с нестандартным типом мышления сложно получить среднее образование. Пожалуй, самый яркий и известный тому пример — Альберт Эйнштейн. В детстве у будущего нобелевского лауреата не было хороших знаний и отличных оценок в школе. Даже собственные родители не особо его ценили. Но те, кому посчастливилось общаться с ним во взрослом возрасте, уверяли, что побывали в другом измерении.
Иногда действительно кажется, что какие-то выдающиеся люди родом из космоса. Но они родились и выросли вместе с нами. Так почему же одни люди получают все, а другие ничего? Между прочим, среди этих «других» немало отличников. Но вместе с аттестатом и медалью они как бы получают проклятие, которое мешает им двигаться вперед по жизни. Они заперты в школьной программе. Вместе с учителями и учебниками они теряют проводников, указывающих им путь, и просто исчезают. Но мы можем все исправить. Самое главное начать действовать по привычке, изменить себя и выбрать новый вектор движения.
История изучения и концепция
Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес английский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году исследователь опубликовал большую статью о типах мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, у человека есть вертикальное и латеральное мышление.
Вертикальная форма мышления предполагает использование уже существующих представлений, то есть этот вид познавательной деятельности связан с использованием определенных закономерностей. Люди на протяжении всей жизни накапливают шаблоны и реализуют сложные формы вертикального мышления, но принцип остается неизменным.
Наоборот, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих ранее существовавшие шаблоны. Основная цель такого процесса – оценить проблему со всех возможных сторон.
Исследователь считал, что для повышения креативности необходимы два стимула — «бегство» и «провокация». Суть первого стимула заключается в сознательном игнорировании уже существующих моделей решения проблемы. Как правило, люди не склонны к такому подходу, а тем, кто до сих пор избегает стандартных решений, рекомендуется не изобретать велосипед. Однако экранирование шаблонов помогает найти несколько способов выполнения конкретной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в том, чтобы отсрочить суждение. При творческом подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность положительных эмоций в творчестве.
Читайте также: Топ-7 программ для чтения книг на Android, iOS и Windows
Занятие пятое. Переворот
Показательный пример: однажды нам нужно было придумать подпись к картинке слева. Когда мы увидели всадника, первое, что пришло на ум, — роман Майн Рид. Но писать что-то о всаднике без головы было бы слишком банально. А потом придумали: «Когда я увидел эту картину, Майн Рид написала «Майн кампф». То есть мы взяли очевидный вариант и немного сломали шаблон! То, что окончательная подпись была основана на созвучии, дело десятое. Важен принцип: иногда для получения новой идеи можно взять банальную и перевернуть ее (или один из ее компонентов) с ног на голову. Результат может противоречить здравому смыслу. Но он будет новым, и это единственное, что имеет значение.
Занятие второе. Выбор точки входа
Еще один тест де Боно выглядит так: учащимся предлагается нарисовать фигуру, которую можно разделить на четыре равные части одним сечением.
35% сразу сдаются;
50% предлагают вариант с очень узкой в центральной части крестовиной, но крестовина максимум разрезана пополам;
3% студентов предлагают варианты, которые порой удивляют самого де Боно;
12% в среднем всегда показывают отличные результаты, потому что подходят к решению задачи с конца. То есть из листа бумаги вырезают четыре одинаковых квадрата, а затем пытаются сложить их в единую фигуру.
В этом вся суть: стоит изменить «точку входа» (порядок решения), так как проблема решается в мгновение ока.
И это относится не только к умозрительным геометрическим задачам. Проблемы часто можно решить, если сразу представить результат или посмотреть на ситуацию глазами разных участников. Этим мы и будем заниматься около недели, выполняя следующие упражнения.
4. Не игнорируйте абсурдные вещи
Абсурд был важной частью человеческого творчества в 19 и 20 веках. Льюис Кэрролл и Эдвард Лир использовали его в литературе, Монти Пайтон ставил абсурдные комические номера, дадаисты и сюрреалисты использовали абсурд для создания своих произведений искусства.
упражнение: используйте визуальный язык, чтобы создать нечто абсурдное. Это должно оскорбить зрителей, спровоцировать их на что-то, а еще лучше рассмешить.
1-е упражнение: «Что это было?»
Возьмите за правило придумывать несколько описаний к любому изображению, которое вы видите. Вот, например, плакат с мокрой девушкой, протягивающей вам телефон. Избавьтесь от мысли, что это реклама. Представьте, что на вас и вашу девушку обрушилось цунами. Она нашла в развалинах отеля телефон и хочет позвонить спасателям, но боится, что они ее не поймут из-за плохого английского.
Ну да, глупо. Но это не важно. Ваша задача сейчас — отодвинуть свой мозг от ржавых рельсов ассоциаций первого порядка. Вы должны научиться разрабатывать альтернативы. Во-первых, не менее трех одновременно. Вы можете начать обучение здесь с этим изображением. Что происходит на нем?
4. Эффект Медичи
Эффект Медичи — это феномен творческого сочетания несочетаемого. Суть этого метода развития креативности заключается в том, чтобы брать разные идеи и на их пересечении искать что-то новое, ломающее существующие стереотипы. Его можно использовать как для обучения, так и для решения конкретных задач.
Что делать
Рассмотрите два элемента (инструмент, решение проблемы и так далее), попробуйте их совместить и найти в этом сочетании новые возможности. Для этого задайте несколько вопросов:
- Каковы различия между этими предметами?
- В чем их сходство?
- Какого эффекта можно добиться, комбинируя их?
Избавляемся от шаблонов
Люди никогда бы не полетели в космос, если бы среди них не было тех, кто пенится нестандартно. Именно они доказали, что земля круглая и не держится на трех слонах или китах. И делали это с угрозой для жизни, и многие с этим расставались. Инквизиция убила не одну светлую голову. Но Джордано Бруно, погибший от рук инквизиции, доказал в XVI веке свои выводы о бесконечности Вселенной и даже о наличии множества миров.
Рассмотрим более повседневный пример. Сколько способов приготовить картошку было у героини Надежды Румянцевой Тоси Кислициной из легендарного фильма «Девчата»? А ты? Человек живет в рамках, которые он сам для себя поставил. Избавьтесь от шаблонов, насколько это возможно. Конечно, для взрослых этот процесс будет сложнее, чем для ребенка. Мозг ребенка еще не «забит» стандартными мыслями. Дети больше склонны фантазировать, сочинять, экспериментировать. Так что позвольте себе хоть ненадолго впасть в детство.
Расширьте свои пределы. Жизнь обязательно заиграет новыми красками, а вы избавитесь от множества ненужных проблем и дел.
Делаем необычные вещи
Попробуйте найти необычное применение привычным вещам. Обычный карандаш при желании можно использовать и как указку, и как заколку, и как… Придумайте сами 5 разных способов. Выполнено карандашом. Возьмите следующий предмет.
Возьмите за правило решать хотя бы одну такую задачу в день. Перестаньте есть на завтрак только яичницу-болтунью. Придумайте 5 способов сварить яйца. А лучше 10. Уходите от стандартов во всем. Попробуйте изменить привычный маршрут от дома до работы и обратно. Измените свой распорядок дня. Пробуйте разные варианты в любое время и в любом месте.
Меняем стандартную последовательность действий
Каждое утро мы делаем одно и то же. И обычно в определенном порядке. Нарушить этот закон. Пусть каждый день начинается иначе, чем предыдущий. Разнообразьте его музыкой, выполняйте упражнения, меняйте комплекс упражнений снова и снова. Не бойтесь менять график работы. Не бойтесь кардинальных изменений. Попробуйте денек пожить «наоборот». Делайте все так, как вам хочется, а не так, как вы привыкли.
Заставляем работать правое полушарие
Известно, что он более развит у левшей. Считается, что среди них больше творческих людей, мыслящих нестандартно. Вы левша? Без проблем. Заставьте правое полушарие работать с помощью простых упражнений — хотя бы чистите зубы левой рукой.
Иногда делайте заметки левой рукой. Попробуйте нарисовать что-нибудь с его помощью.
9. Создайте подходящие условия
Чтобы придумывать идеи быстро и регулярно, нужно понимать, в каких условиях вам легче работать. Русский композитор Петр Ильич Чайковский размышлял: «Если мы будем ждать настроения, не пытаясь создать его сами, мы быстро станем ленивыми и вялыми».
упражнение: узнайте о творческом процессе известных людей. Например, немецкий поэт Фридрих Шиллер говорил, что ему легче работать, если он чувствует запах гниющих яблок.
Шесть креативных подходов
Часто для выполнения конкретной задачи используется метод мозгового штурма, когда группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. В то же время этот метод часто имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отклонения предложений. Участники мозгового штурма просто не успевают проанализировать ту или иную стратегию, так как их сознание оценивает значимость предлагаемого метода решения, выбирая знакомые стереотипы. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть стадий или принципов латерального интеллекта.
Шесть этапов:
- Сбор конкретной информации о существующей проблеме, включая заданные условия. Необходимо выяснить, какой информации не хватает, чтобы найти стратегию.
- Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и положиться на интуицию. Используются абстрактные образы и ассоциации.
- Творческий поиск является основным этапом, на котором необходимо предложить наименее шаблонные стратегии решения проблемы.
- Критика. Необходима конструктивная критика каждой предлагаемой стратегии. Важно использовать аргументы.
- Оптимистичный взгляд. Мы должны найти достоинства каждой предложенной стратегии.
- Организационный этап. Осуществляется тщательное сочетание предложенных методов для выполнения поставленной задачи.
Эти принципы можно использовать при самостоятельном и групповом поиске решений.
3. Примерь на себя роль другого человека
Иногда полезно изменить образ своего мышления и попытаться думать как кто-то другой. Довольно распространенный ход в детективных романах, когда следователь ставит себя на место преступника. Наша проблема в том, что мы пытаемся решить каждую ситуацию одинаково, глядя на нее только с известной нам точки зрения. Попытка посмотреть на ситуацию глазами другого человека может показаться глупой, но даже мужчина и женщина будут думать по-разному. Мы не говорим, что вам нужно думать как президент или Илон Маск, но вы можете попытаться привыкнуть к роли своего друга или матери. Если вы хорошо знаете их образ мыслей, вам не составит труда подойти к сложившейся ситуации по-новому.
7 необычных подходов, которые помогли Илону Маску добиться успеха
6. Меняйте контекст
Небольшое изменение в обычных вещах может привести к новой идее. Его можно найти, изменив точку зрения субъекта или изменив контекст, в котором он находится.
В 1917 году на выставке Общества независимых художников Марсель Дюшан представил свою выставку «Фонтан». Это был лежащий на полу писсуар: изменившийся контекст, таким образом, стал элементом произведения искусства.
упражнение: Выделите что-то незаметное. Например, зайдите в хозяйственный магазин и найдите недорогой товар. Подумайте, как это можно использовать необычным способом.
Методики развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или латерального (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько приемов, помогающих развивать творческие способности и находить оригинальные способы решения задач.
Методика 1. Синектический штурм
Синектика – это сочетание несовместимых элементов. Синектическая атака как способ решения задач была изобретена американским ученым Уильямом Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную технику синектической атаки. Он заключается в последовательном использовании прямых, личных, обобщающих и символических аналогий.
- Определите проблему.
- Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (ищите прямые аналогии).
- Подумайте, как бы вы сами решили эту задачу (используя личные аналогии).
- Перескажите проблему своими словами, назовите ее характерные признаки (используя общую аналогию).
- Представьте, как известные вам исторические или вымышленные персонажи могли бы решить эту проблему (используя символическую аналогию).
Методика 2. Шесть шляп
Он предназначен для групповой работы, но может использоваться и одним человеком. Для этого он должен последовательно примерять разные «шапочки». Методика позволяет взглянуть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определенный подход к решению проблемы.
Белая шляпа информативна. Когда вы надеваете белую шляпу, вам необходимо собрать и выразить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для ее решения.
Зеленая шляпа креативна. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных способов решения задачи.
Красная шляпа эмоциональна. Когда вы его носите, вы имеете полное право сосредоточиться на догадках, сомнениях, страхах и прочих эмоциях, возникающих при обдумывании разных способов решения проблемы.
Желтая шляпа оптимистична. Обладатель этой шляпы ориентируется исключительно на положительную оценку предлагаемых идей.
Черная шляпа имеет решающее значение. Следует учитывать все недостатки, трудности и негативные последствия различных вариантов решения проблемы.
Синяя шляпа организационная. Вы должны поставить его в последнюю очередь, чтобы подвести итоги обсуждения и сделать выводы.
Методика 3. Выход за рамки
Часто мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или своих представлений о действительности. Метод «выйти за пределы» предполагает отказ от этих ограничений.
- Определите проблему.
- Представьте, как вы можете решить ее с неисчерпаемыми ресурсами и возможностями.
- Рассмотрите каждую возникающую идею и подумайте, может ли она быть реализована полностью или частично в данных условиях.
Методика 4. Случайное слово
Можно использовать как в группах, так и индивидуально.
- Определите проблему.
- Говорите любое слово, которое приходит на ум первым.
- Попробуйте связать это с проблемой.
Чем больше слов вы сможете связать с заданием, тем выше будет уровень творчества. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
1. Представь, что ограничений нет
При решении любой проблемы возникают обстоятельства, которые могут так или иначе ограничить решение, будь то финансовые или физические возможности. В этом случае нужно просто пофантазировать, нарисовать в голове сюжет, где у вас есть неограниченный доступ ко всем возможным ресурсам. Когда вы думаете таким образом, вы можете вычленить из своего воображения некоторые способы решения проблемы, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Но если вы зацепитесь за один из них и подумаете, как приспособить его к ограничениям, которые вас подталкивают, у вас появится новый способ выйти из тупика.
Как начать нарушать правила и зачем это нужно
2. Создай неестественные ассоциации
Иногда мы можем столкнуться с проблемой, когда две, казалось бы, противоположные вещи находятся рядом друг с другом, сбивая нас с толку. В этом случае необходимо использовать нестандартный ассоциативный ряд, попытаться представить ситуации, когда два не связанных между собой предмета будут идти рука об руку. Этот тип тренировки мозга научит вас видеть альтернативные пути решения существующих проблем. Такие ассоциации могут привести к совершенно новаторскому продукту, который, возможно, произведет революцию в человеческом существовании, например, изобретение сначала телеграфа, а затем телефона и того, что из него выйдет.
Занятие третье. Вызов основам
понять, как работает третий аспект латерального мышления, проще всего в разговоре с ребенком:
Почему деревья качаются?
Потому что ветер.
Почему деревья качаются на ветру?
«Он толкает их, но не может оторвать от земли, поэтому они раскачиваются взад-вперед.
Почему он не может их вытащить?
Потому что у них есть корни.
Зачем им корни?
Этот диалог может длиться часами. Дети не принимают ответы «потому что надо» или «потому что это принято». «Принято кем?» они спрашивают. В этот момент дети подвергают сомнению закономерность, которую взрослые давно считают само собой разумеющейся. Это помогает детям развивать и выносить парадоксальные суждения.
Мышление и головной мозг
Типы когнитивных процессов неразрывно связаны с мозговой деятельностью. Органический субстрат сознания определяет пределы человеческого сознания. Сам мозг является основным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию тела и сознания. Последняя функция обусловлена работой небольшой области мозга, называемой корой головного мозга. Это плотное скопление клеток (нейронов), соединенных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, образующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов. Распределение импульсов по разным отделам мозга определяет основу мыслительного процесса.
Ученые уже знают, какие функции мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти соединения в дальнейшем используются в качестве шаблонов для решения определенных задач. В то же время мозг может создавать новые ассоциативные связи во время интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей напрямую связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, но по мере взросления эта способность обычно ухудшается. Нестандартное мышление можно развить в любом возрасте.
4. Обратись к творчеству
Вы можете попытаться решить проблему творчески, но вам не нужно менять ход мыслей или обращаться к бессознательному. Когда вы думаете о сложной ситуации, вы можете продолжать использовать свое логическое мышление, но в процессе мышления возьмите чистый лист бумаги и ручку и попробуйте что-то нарисовать или записать то, что у вас в голове. Не ограничивайтесь одним рисунком – делайте одновременно несколько набросков. Но самое главное, не пытайтесь их соединить. Оставьте это как отдельные мысли. Внимательно изучив их, вы можете наткнуться на деталь, которая поможет вам выйти из тупика.
2. Создайте банк идей
Каждый день мы многому учимся, но довольно быстро забываем. Но может пригодится в будущем.
RB.RU готовит крупное обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением о RB.RU, перейдите по ссылке и заполните небольшую анкету.
Например, вы читаете о новых инструментах или проблемах, которые могут быть полезны для вашей работы. Или, может быть, вам просто пришла в голову хорошая идея, но сейчас у вас недостаточно времени, чтобы ее обдумать. Для этого можно создать банк идей, в котором будет храниться вся потенциально интересная для работы информация.
Что делать
Заведите привычку записывать все интересное и важное в одно место – то, что может пригодиться в дальнейшей работе. Для удобной навигации по постам можно создать рубрику и записывать разные идеи в разные тематические списки. Если вам нужно быстро найти нестандартное решение, смотрите эти заметки. Они обязательно подкинут вам интересные идеи.
Способы
#1 Освободится от всего
Первое и самое важное, что нужно сделать, это полностью расслабиться. Необходимо провести общую чистку мыслей и хорошую работу с собой, когда дело доходит до общения и общения.
- Все шаблоны, привычки и стереотипы, которые сформировались за годы вашей жизни, необходимо подвергнуть сомнению.
- Застенчивость и зажатость нужно убрать из отношений с людьми
- Мнения других людей нужно научиться игнорировать
Все это было сделано для того, чтобы дать простор для нового мышления. Иначе ему будет некуда втиснуться: привычки, шаблоны, комплексы и мнения будут мешать вам стать новым человеком. Они будут постоянно возвращать вас к старому образу мышления, как к чему-то привычному и не требующему энергии.
Расположим по порядку.
1) Вопросы. Здесь все просто. В свободное время вы начинаете думать о самом главном в своей жизни и прислушиваться к своему внутреннему голосу.
- Действительно ли я хочу жить в этом городе?
- Действительно ли я хочу быть в этой профессии?
- Это то, как я вижу структуру семьи?
- Доволен ли я своим внутренним состоянием?
- Это то, как я хочу делать свою работу?
Может быть, все, что у вас есть сейчас, навязано родителями, друзьями и обществом? Возможно, ваше мышление просто заковано в стереотипы и не может вырваться из плена? Как бы грустно это ни звучало, в большинстве случаев так оно и есть.
Впрочем, это даже сыграет нам на руку. Осознав свой стереотип в большом и малом, шанс победить его многократно возрастет. Вы разозлитесь по-хорошему и, возможно, усилите давление своих действий на достижение желаемых результатов. А это уже совсем по-другому активирует мозг и подключает новые типы мышления.
2) Убрать застенчивость. Застенчивость и зажатость просто не позволят вам проявить новый и творческий образ мышления. Поэтому вы должны освободить себя из-под их оков и постараться всегда быть в центре внимания. Тогда вы сможете общаться с разными людьми и быть в курсе событий, а значит, будете постоянно в потоке информации. А где информация, там и пища для нестандартных мыслей и идей.
У меня есть отдельная статья о том, как освободиться, которую можно прочитать здесь. Но если выжать из него самое главное, то нужно
- Перестаньте бояться чужого мнения (мы рассмотрим ниже)
- повысьте свою уверенность
- Посмотрите на 100
- Избавьтесь от мышечных спазмов
- Окружите себя талантливыми людьми
3) Избавьтесь от боязни чужого мнения Если вы выделяетесь, вы ожидаете 100% критики от окружающих вас людей. Нестандартное мышление не является исключением, ведь оно всесторонне преображает человека. Меняется практически все, от уровня образования до общего стиля поведения.
Чтобы вас не втянули обратно в пул, научитесь фильтровать входящие советы. В противном случае вам подрежут крылья, и вы с радостью опуститесь на прежний уровень шаблонности и бездарности. Поступаем аналогично: на сайте есть статья, ниже хук.
Итак, чтобы перестать бояться чужого мнения, нужно:
- Перестаньте беспокоиться о своем имидже в обществе, ведь большинству людей все равно
- Поймите, что некоторые люди будут вдохновлены вашим независимым поведением
- Поймите, что людей волнуют только их проблемы
- Осознайте, что, слушая «экспертов» и авторитетов, вы унижаете себя
- Поймите, если вас критикуют, вы растете
- Поймите, что это восприятие ничего не изменит через год
Первый и самый сложный этап пройден. Если вы решите это сделать в жизни, вы добьетесь той цели, с которой полезли в интернет. Нестандартные мысли ворвутся в вашу жизнь сами собой, потому что вышеперечисленными преобразованиями вы откроете для них двери.
Давайте сделаем еще несколько шагов, чтобы двигать этот снежный ком быстрее.
#2 Возбуждать мозг
Шокируйте свой мозг нестандартными действиями. Так вы задействуете другие его отделы и постепенно тренируете застойные области. Через месяц вы почувствуете, что вышли на первый план и уже превосходите своих коллег/одноклассников в сообразительности и сообразительности.
Как тренироваться:
- Ешьте и чистите зубы другой рукой
- Наденьте одежду в другом порядке
- Смените гардероб, используйте яркие цвета
- Нарежьте продукты нестандартными кусочками
- Ходите в разные продуктовые магазины
- Займитесь чем-то нехарактерным для вас, например программированием
#3 Найти источник идей
Творчески мыслить становится намного проще, если использовать для этого новые образы и свежие знания. С их помощью вы сможете создавать уникальные информационные модули и разрабатывать оригинальные решения, что на самом деле является процессом нестандартного мышления.
По этой причине параллельно с предыдущими шагами стоит развивать в себе наблюдательность и любознательность.
У вас наверняка есть энциклопедия дома. Вы можете положить его рядом с кроватью и корректировать одну статью за ночь. Вы также можете наблюдать за природой и любоваться ее сложной структурой. А можно смотреть разные обучающие видео на ютубе и ежедневно качать мозг. Вариантов много, главное выбрать наиболее интересный и подходящий под ваши нужды.
#4 Найти окружение
Я не удивлю вас, если скажу, что окружение играет большую роль в развитии человека. Психологи вообще говорят, что вокруг нас 5 человек, поэтому к выбору союзников нужно подходить очень осознанно и внимательно.
В нашем случае все будет достаточно сложно. Найти нестандартного человека, желающего быть без «печенек», а уж тем более подружиться с ним, непросто. Поэтому мы будем вынуждены обратиться к Интернету и искать в нем товарищей.
Кем они могли быть? Совершенно отличные люди. Помните начало статьи? Я сказал, что у политиков, бизнесменов и ученых нестандартное мышление, поэтому они знали, как воздействовать на этот мир. Вот их биографии, которые вы можете почитать на досуге вместо заметок из энциклопедии. Стив Джобс, Альберт Эйнштейн, Дональд Трамп и так далее до бесконечности. В их жизни было много оригинальных решений, которые сделали их такими, какие они есть. Почему бы не учиться на собственном опыте и не применить что-то к себе?