Клиповое мышление: плюсы и минусы

Саморазвитие
Содержание
  1. Клиповое мышление: что это значит
  2. Признаки клипового мышления
  3. Клиповое мышление: плюсы и минусы
  4. Как избавиться от клипового мышления
  5. Как прийти к равновесному мышлению
  6. Дыхательная медитация
  7. День тишины и «мауна»
  8. Практики концентрации
  9. Предпосылки
  10. Советы по дизайну креативов
  11. Тест на фрагментарное мышление
  12. Клиповое мышление — термин последних десятилетий, описывающий способ восприятия информации, характерный для нового поколения. XXI век формирует необыкновенно быстрый темп жизни. Пытаясь угнаться за ним, человек перестает углубляться в информацию и считывает лишь поверхностные факты. Чем опасно клиповое мышление? Могут ли у него быть положительные стороны? Как можно развить собственное мышление и не стать заложником «клиповости»? Разбираемся в глобальном преобразовании человеческой природы.
  13. Плюсы и минусы

Клиповое мышление: что это значит

Педагоги, психологи, физиологи и социологи потеряли рассудок в понятиях клипового мышления. Потому что мыслительный процесс, если разложить его на составляющие, характеризуется такими психическими стадиями, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть копопность тейх мудучальных процессов, ляжаних в основе концезона.

Всех этих значений нет в слове клип: быстро меняющиеся и не связанные друг с другом фрагменты информации, впечатлений и образов, не требующие анализа и осмысления. Так что использование этих понятий кажется неуместным. Лучше сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодости, но не только.

Пожилые люди, которым сейчас около 40 лет, вышедшие из советской системы обучения в школе и вузе, также признаются, что научились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Текст объм в сто – триста страница — куда ни шло, но многостраничные онлайн — увы. Буквы не влезают в слова, быстро устаешь и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.

Такая потребность появляется при взаимодействии с комплексом внешних раздражителей. Если у индивида нет желания спрятаться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервная система и психика, а желание из массива выходит на первый план выбрать информацию, которая важна и начать действовать, то это признак эволюции…

Первичная реакция здорового организма на измененные условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузок. Защищаясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать краткосрочно, работая больше с кратковременной памятью, чем с долговременной памятью, свойственной психическому процессу.

Ускорение темпа жизни и увеличение потока информации порождает потребность в ее отборе. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требуют разработки образов, понятных всем языкам. Роликовая подача информации сегодня повсюду. Его признаки: яркая наглядность, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинки, постоянное обновление.

Признаки клипового мышления

Когда в 90-е годы по телевизору впервые появился клип — случайная смена картинок — многие не могли понять, что это такое. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал необходимое восприятие. Сейчас мы уже говорим о признаках и последствиях клипового мышления, среди которых отмечают:

  • неспособность работать с большими объемами данных;
  • быстрая утомляемость;
  • хаотичное рассеянное внимание;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • гонка за этот образ и сменой впечатлений;
  • постоянное перевозбуждение;
  • быстродействие или пешка;
  • многозадачность;
  • программность постороннему влиянию;
  • провеченная внушаемость;
  • обширная, но бессистемная информация по любым вопросам;
  • профессионастность знаний и суджений;
  • прокрастинация

Некоторые из этих последствий нельзя назвать нормальными, например, быстрая утомляемость. И всё же зызный клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий пришло «информационное ожирение». Споров нет, голодать плохо, как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и со сбором информации.

Раньше студенты сидели по 45 минут без работы. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребенка можно удерживать всего 15 минут… Учителям сложно удерживать внимание, да и ситуация с современным образованием сложная.

Клиповое мышление: плюсы и минусы

У этого феномена времени есть как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мишления школьников относятся рассеянность или расстройство внимания, отсутствие уравновешенности, гиперактивность, утрата мыслительных функций, стремления к познанию и способности к творчеству.

А также снижение чувствительности и понимания окружающих, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (взамен его читайте в Интернете), некритическое мышление, чрезмерное стремление к комфорту.

Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьешься, но исполнители из такой молодежи хорошие, легкоуправляемые… Распространено мнение, что людям с пониманием трудно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, что содержится на жизненном пути поприще?!

К немногочисленным преимуществам видеовосприятия подрастающего поколения специалисты относят быстроту реакции и принятия решений, умение приспосабливаться к условиям. Скудный словарный запас компенсируется способностью усваивать и обрабатывать большие объемы информации в динамической форме через символы, образы и схемы. Из-за этого у молодежи увеличилось количество внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но не перегружают память, стараясь вычленить главное. Ни к чему хранить в памяти ненужные данные, если под граму интернет. Исчезла проводность в анализе и логике. Хотя некоторые предметы в школе направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.

Читайте также: Распаковка личности в Инстаграм 2022 — что это такое и как сделать таблицу самому

Как избавиться от клипового мышления

Специалисты спорят, развитие или деградация влечет за собой клиповое мышление? В любом случае, перейти от концептуального восприятия действительности к клиповому и наоборот непросто. Мозг требует времени, усилий, работы над собой, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьба противоположных мнений и непонимание поколений.

По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов образования с помощью информатизации образования. Иногда им кажется, что всевозможные устройства и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют ее…

Современные исследования показывают, что обучение является расширением сети нашего понимания. Более эффективно, когда мозг берет часть новой информации и связывает ее с существующей. То есть, по сути, он не менялся, предпочитая постепенность, и не врал информацию.

Нейробиологи утверждают, что мозг по-прежнему обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машин, приписываемые людям…

На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в рейме диалога, конструктивные ситуации, интеркариваны, мобильность, частная смена работы и многозадачность. Отсечение как элемент дрессировки присутствует, но не распространено. Исключены монотонность и неправильное использование линейной подачи материала. Значительно разбивается на блоки, восстанавливается. Выученное многократно повторяется.

По словам преподавателей, сегодня возникла острая потребность в культивировании живого общения между учащимися, пока оно полностью не исчезло. Необходимо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в Интернете и огульному влиянию СМИ на молодые умы.

Как прийти к равновесному мышлению

Можно ли совместить оба вида конценций и сформировать сущность новыт выработанного мышления. Как было сказано выше, люди 30–40 лет обнаруживают в себе признаки клипового и еще не утратили свойств понятийного мышления. Совмещать малосовместимое очень восточные практически: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательная гимнастика, йога.

на Востоке издавна провозглашают главенство трансцендентного разума, обладающего неограниченными возможностями и переходами на более высокие уровни сознания, что предполагает сохранение основных человеческих ценностей, отношений и творческой активности.

Дыхательная медитация

Беспокойный ум человека — источник многих современных проблем. Если все вокруг вас направлено на то, чтобы спровоцировать его, вы должны осознанно перевести свои мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которой часто опасаются, связывая ее с какой-то тайной: сидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такой сложной концепции.

Между тем, 5–10 минут сидения утром и столько же вечером значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что есть какая-то неприкосновенная внутренняя опора, и день строится по-другому, более осознанно.

Повсеместно под медитативной релаксацией Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только расчет собственного дыхательного цикла: вдох-выдох с небольшой растяжкой последнего и осмысленная концентрация на этом процессе. Уже через минуту вы можете почувствовать облегчение.

Обычно возбужденному человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а меленнее, то эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы часть обратного эффекта.

Истинная медитация — это не только и не столько расслабление, сколько внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты площадь что что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго аппарата ловятся мощные электрические волны и аура света…

Если практикующий хочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Вы можете посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути к овладению качественной медитацией, которая поможет вам установить связь со своим «Я».

День тишины и «мауна»

В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничьте себя в использовании интернета и общении с окружающими если не на день, то хотя бы на несколько часов. Выполняйте простой физический труд: уборка по дому, облагораживание териории… Заняться хобби. Отойдите от повседневных зубов, высоких скоростей и автоматизации в эти часы. Позвольте себе делать все медленно дважды, чтобы привнести бдительность и осознанность в каждое действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет четче.

В йоге есть интересная практика, которая хорошо работает с болтливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме. Хотя на протяжении двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не заниматься созерцанием наплывающих мыслей, давать им оставаться и уходить. А также не смотрите телевизор, выключайте телефон, не читайте, не выполняйте части, требующие сильной концентрации. Лючеше отвести такую ​​практическую часть. Конечно, для этого нужен определенный опыт, который придет, когда практикуешь в тишине.

Выдающийся индийский политический деятель и мыслитель 20 века Махатма Ганди регулярно практиковал Мауну. За время молчания внутри себя он нашел ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично, с доброжелательной улыбкой выманил из своей страны колонистов всех мастей, заставив их признать суверенитет Индии.

Практики концентрации

Современные курсы медитации, помимо тренировки релаксации, также направлены на то, чтобы быстро на чем-то сосредоточиться. Когда вы хорошо концентрируетесь, даже сложная работа выполняется быстрее и лучше. Вы погружаетесь в нее так сильно, что ничего не замечаете. Большинство из нас работают, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, обращая внимание на слабые, расщепленные и растрачивающие ресурсы мозга.

У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.

Внимание можно натренировать, как мышь. Упражнений в концерна много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), письменное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В иоге есть интересная практика накаливания свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на верхних частых телах — дришти.

Как работает концентрация, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это способность собрать рассеянное внимание в свете мыслительной энергии и направить ее на завершение работы. Хорошая концентрация не может быть для гурой: 3–4 часа. Природа накладывает ограничения на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и добиваются многого.

Как поддерживать концентрацию? Находяс на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот проглуки по городу растрачивают. Вспомните, сколько рекламы и ярких вывесок борется за наше внимание. Эксперименты показали, что люди, которые выезжали на природу, выполняли свои повседневные задачи на 20% лучше, чем те, кто оставался в городе.

Сегодня в мегаполисах много людей с рассеянным, истощенным вниманием. В таком состоянии человека можно пузисить в чем угодно. Етим полужутся воротилы индустрии потребления, «впаривая» участвующие товары и услуги. На ум приходит заключительная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема ноль». Коэн, главный герой, — топ-менеджер крупной корпорации по доказательству математических формул и теорем.

Однажды ему поручают до концерна, на котором погибло много хороших специалистов. Достигнув полного выгорания, он понимает, что доказательств нет. Окончательно измученный и во всем разочаровавшийся, он в отчаянии бросается к начальнику с вопросом, почему он заставляет людей работать над невыполнимыми задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная необходимость работы, смысла, суеты… Чаос пронисти рошет!

Предпосылки

Русский журналист, известный в мире философ и культуролог К. Г. Фрумкин назвал предпосылки возникновения клипового мышления:

  • увеличение потока информации в связи с активным развитием технологического процесса;
  • потребность в новой актуальной информации и максимальная скорость ее получения;
  • разнообразие поступающей информации;
  • возможность заниматься несколькими делами одновременно;
  • демократичность, диалогичность, свобода слова и мнений, которые проявляются на разных уровнях социальной системы.

Большинство специалистов вслед за Фрумкиным считают, что это совершенно новая форма человеческого сознания, появление которой обусловлено высоким уровнем развития современной техники и науки. Однако есть и те, кто утверждает, что клиповое мышление — вовсе не глобальная инновация. Это восстановление естественных процессов в психике человека, которые также связаны с претекстовой эпохой. Тогда люди также воспринимали окружающий мир как фрагменты. Эту точку зрения, в частности, поддерживает российский педагог-психолог В. М. Букатов.

Советы по дизайну креативов

Люди с клиповым мышлением восприимчивы к манипуляциям и внушению через визуальные эффекты. Достичь этого эффекта помогает цвет. Чем больше ярких и контрастных цветов в дизайне, тем он заметнее. Самые популярные цвета в рекламе: красный, желтый, синий и зеленый.

  • Синий цвет помогает сконцентрироваться и успокаивает. Связан с сообществом, пользуется социальными сетями: ВКонтакте, Twitter, Facebook).
  • Красный цвет кажется ближе, чем есть на самом деле из-за самой длинной длины волны. Поэтому он всегда привлекает к себе внимание. Его выбрали много брендов: Coca-Cola, МТС, Lego, KFC.
  • Желтый считается самым сильным цветом с точки зрения психологии. Он вызывает эмоциональные реакции: дарит радость, уверенность в себе и оптимизм. Его используют компании, желающие создать оптимистичные ассоциации со своим брендом: Макдональдс, Билайн, Феррари.
  • Зеленый ассоциируется с самой жизнью, дарит гармонию и чувство защищенности. К нему прибегают бренды, ассоциирующиеся со здоровым образом жизни или желающие показать безвредность своей продукции: Lacoste, Сбербанк, Starbucks.

Появление клипового мышления стимулирует достижение простоты в творчестве, что касается даже текста. Человек должен легко понимать, что ему хотят сказать и что от него требуется. Теперь большой выбор шрифтов: от рукописных до старомодных. Лучше выбрать тот, который позволит быстро прочитать информацию. В другом случае пользователь может пролистать ваше предложение. Мой совет — повышайте читаемость текста в целом: подавайте информацию четко и просто.

Рекламные баннеры и изображения просматриваются пользователем по схеме Z. Начинается с левого верхнего угла, движется по диагонали вниз вправо и снова уводит взгляд вправо. Создавая креатив, при таком чтении доступны особо важные компоненты: кнопка действия, предложение, ссылка, заголовок, преимущества.

Это касается дизайна сайта. Сделайте для пользователя более удобную навигацию, чтобы он легко находил нужные ему страницы: отзывы, доставка, каталог и так далее. Сайт должен быть четким и понятным, чтобы пользователи знали, куда нажимать, чтобы получить желаемое.

Тест на фрагментарное мышление

Выберите наиболее подходящее вам описание и узнайте результат.

Описание Результат
1 Вы все схватываете на лету и быстро выстроите суть, не обелившись с принятым решиним. Не встречается в екрестных призраках, действие утуативно. У вас калейдоскопическое восприятие информации, вы воспринимаете ее в виде не связанных между собой фрагментов и с трудом можете сконцентрироваться на чем-то одном Явное клиповое мышление
2 Для вас характерен вдумчивый, системный подход и принятие взвешенных решений. Получая информацию, вы анализируете, обобщаете и структурируете ее. Вам совственно все раскладний «по полкам» Понятийное мышление
3 Вы моментально «фотографируете» ситуацию и видите всю картину в целом, успевая, однако, анализировать и устанавливать логические связи со знакомыми вам фактами. Вы быстро привыкаете к меняющимся обстоятельствам, четко воспринимаете окружающий мир как зрительно, так и эмоционально. Принятие решений руководства и логикой, спланны и править во всем рационное зерно Смешанный тип. Такие люди обычно тяготеют к гуманитарным наукам, но подходят к ним с точки зрения логики и систем. Они очень чувствительны к окружающим процессам, легко воспринимают лишь элементы клип-арта, не воспринимая в полной мере слайдовое мышление

Клиповое мышление — термин последних десятилетий, описывающий способ восприятия информации, характерный для нового поколения. XXI век формирует необыкновенно быстрый темп жизни. Пытаясь угнаться за ним, человек перестает углубляться в информацию и считывает лишь поверхностные факты. Чем опасно клиповое мышление? Могут ли у него быть положительные стороны? Как можно развить собственное мышление и не стать заложником «клиповости»? Разбираемся в глобальном преобразовании человеческой природы.

Первое, что приходит в голову большинству людей, когда они слышат слово «клип», — это быстро сменяющиеся видеоряды с МТВ или МУЗтв, чаще всего со слабо связанными образами. И в этой презентации мы далеко не ушли — «скрепка» происходит от английского «clip», что означает «делать вырезки из газет или фильмов». Вырезая основные моменты и складывая их в общий рассказ, редактор облегчает понимание зрителем и показывает общую картину, не вникая в предложенную им тему.

Клиповое мышление работает по тем же принципам, что и видеоклипы, то есть человек воспринимает окружающую его действительность как последовательность никак не связанных между собой явлений, а не как однородную структуру, предполагающую взаимосвязь всех частиц. Клиповым мышлением называют глобальную трансформацию человеческой натуры и огромную проблему современного поколения, но стоит ли гиперболизировать это почти «хипстерское» понятие?

В конце 90-х, когда «поколение Pepsi» уступило лавры поколению гаджетов, зав. Кафедра психологии образования и педагогики МГУ Андрей Подольский задал вопрос о влиянии СМИ, кино и Интернета, который только начинает набирать популярность среди современной молодежи. Он провел эксперимент с участием двух групп студентов. Одной группе предлагалось прочитать тексты, описывающие определенную проблему девушки, другой группе показывали видео аналогичного содержания. Выяснилось, что среди тех детей, которые смотрели видео, уровень понимания в шесть раз превышал показатели группы, опрошенной традиционным способом. Картинка не только смогла заменить текст, но и превзошла его. Андрей Подольский так прокомментировал результаты своего эксперимента:

«Фильмы и сериалы дают готовое решение, вернее, его иллюзию».

Людям в наше время все труднее рассуждать и мыслить логически, искать новые и неожиданные решения, ведь мы живем в огромном информационном поле, где нужную информацию можно получить одним кликом или обычной голосовой командой. Неумение анализировать информацию является следствием того, что ее образ долго не задерживается в моих мыслях и быстро сменяется другим, как при переключении каналов или просмотре новостей.

Производители потребительской информации научились подстраиваться под современных людей и вкладывать огромные средства в развитие киноиндустрии и книг, прибегая к более простым текстам, наполненным укороченными фразами со слабыми логическими связями.

Клиповое мышление не менее удобно для коммерции и рекламы. Реклама нацелена на эмоции, а не на понимание, поэтому гораздо проще апеллировать к «низшим» чувствам людей и быть уверенным, что именно это привлечет потенциального покупателя.

В 2010 году российский философ и кулутолог К. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:

  1. Развитие современных технологий, программ, программ и информационного рынка;
  2. Необходимость получения большого объема информации;
  3. Многозадачность;
  4. Ускорение ритма жизни и борьбы успеть за всеми, чтобы быть в курсе событий;
  5. Рост демократии и диалога на разных уровнях социальной системы.

В последнее время на страницах СМИ часто появляется информация о том, что «клипирование» пагубно влияет на современное общество и является одной из острых социальных проблем. Однако не все было однозначно. Клиповое мышление — очень сложное и неоднородное явление, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны.

Клиповое мышление – это приобретенное качество, которое формируется на основе меняющихся условий существования и ритма жизни. К особенностям «отсечения» относятся скорость обработки данных, преобладание зрительного восприятия, проблемы с восприятием длинных линейных последовательностей и однородной информации. Это прямо отправления понятийному мышлению, спачанному Л.С. Выготского, что позволяет человеку находить и выделять существенные признаки объектов, легко вникать в информацию и осуществлять ее аналитический обзор. Те, у кого концептуальный тип мышления, тщательно изучают и анализируют информацию, но из-за этого на ее обработку уходит больше времени. Психологи часто называют таких людей «народными книгами».

В условиях ускоренного ритма человеку необходимо быть многозадачным и способным выполнять несколько действий одновременно. Информация течет хаотичными потоками, и у человека не всегда есть время на глубокий и целенаправленный анализ.

Как отмечает психолог, автор книги «Мастер жизни». Психологическая защита в обществе» С. Ю. Кличникова, клиповое мышление в данном случае выступает «фильтром» перед информационной перегрузкой.

Да, человек с клиповым мышлением становится способен воспринимать только краткую информацию, но мы будем помнить слова великого классика Л.Н. Толстой:

«Короткие мысли настолько хороши, что заставляют задуматься серьезного читателя».

С одной стороны, применение клипового мышления помогает человеку быстрее запоминать информацию, что может помочь ему, например, в изучении иностранных языков или быстром запоминании небольших объемов данных. С другой стороны, кандидат психологических наук Татьяна Викторовна Семеновских в своих исследованиях подчеркивает, что это лишь помогает запомнить определенные «маркеры» — термины, слова, но не дает общего понимания.

Еще одним положительным качеством, которым обладают люди с клиповым мышлением, является многозадачность, как отмечает известный американский психолог Л. Розен в своей книге «Я, моя простанция и я: всопитание сетевого головного мозга». Он отмечает, что дети поколения Apple могут одновременно учить уроки, слушать музыку, изучать социальные сети и общаться по скайпу. Однако разумные последствия многозадачности включают рассеянное внимание и чрезмерную активность.

Валерий Опойцев, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, в своей мини-лекции говорит о том, что в клиповом мышлении нет ничего принципиально страшного. В современном мире люди с клиповым мышлением покидают те «глубины», которые их просто не интересуют, и довольствуются поверхностными фактами. Однако, по его мнению, даже наука и цивилизация поверхностны. Как отмечает профессор, об этом говорил еще в XX веке австрийский математик К. Гёделя в его теории о неполноте, смысл которой сводится к тому, что даже если мы опишем очевидные истины и попытаемся построить на них целую систему знаний, все равно будут утверждения, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Оказывается, даже наука не идет «достаточно глубоко», а только стремится к этому.

Так, говорит В. И. Опойцев, люди, владеющие только фактами, все же умеют анализировать информацию о игрушках, недвижимости, копаясь в темах, которые их интересуют. Кроме того, он отмечает, что новые условия жизни всегда требовали новых способов обработки информации, а клиповое мышление является естественной реакцией на возросший темп и проникновение разного рода информации во все сферы жизни.

Однако клиповое мышление далеко не безобидно — в этом явлении есть и очевидные отрицательные стороны.

Так, в «Словаре практиколога психолога» С.Ю. Головина встречается с информацией о том, что, в отличие от понятийного мышления, для клипа характерно отсутствие «контекста». Человек не опирается на собранную приходную информацию и не анализирует ее, опираясь на семантические свияции между вежанными котами в конксенте. Человек с клиповым мышлением с трудом понимает общую картину, в результате чего воспринимает только отрывочную информацию, которую не в состоянии сопоставить с другими. Возьмем самый простой пример — человек, интересующийся политикой, способен объединить просмотренные выпуски новостей в общую картину.

Человек, который не так сильно этим интересуется, не сможет понять причины и следствия явлений, потому что они предстанут перед ним как отдельные, и он не увидит связи между ними. Человек с клиповым складом ума не видит этих связей, потому что его привычный способ восприятия информации не позволяет ему формироваться спонтанно. Это отражается и на деятельности человека. Так, о связи личного опыта с поведением К. Роджерс в фенотипической теории. Он считал, что поведение человека определяет его опыт, а именно субъективную интерпретацию явлений. Также он поддерживал идею о том, что человек ведет себя как единый организм и его нельзя сводить к отдельным частям человека. А это значит, что последствия засилья клип-арта можно увидеть на всех уровнях существования индивида.

Чтобы не стать заложником клипового ума, разрабатывается огромное количество методик и тренингов, посвященных концентрации внимания. Исследователи предлагают ежедневный анализ даже очевидных, на первый взгляд, вещей. Чтение – самый доступный для нас метод. Он позволяет увидеть весь контекст и дает возможность самостоятельно проанализировать полученную информацию.

Существует даже один метод, разработанный кандидатом физико-математических наук Л.И. Ястребовой для развития провейно мышления. В его основе лежит алгоритм работы «Анализ-Структура-Систематизация-Синтез-Анализ», который предполагает:

  1. Анализировать, а именно исследовать проблему;
  2. Структурировать, находить размещение элементов видимого женего, процесса, ситуации;
  3. Систематизировано, распечатать вязанисвязи полученных элементов;
  4. Синтезировать, попытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;
  5. Проанализируйте, оцените полученный результат.

Этот механизм актуален для людей всех возрастов. Чтобы лучше это понять, давайте представим, что вы купили набор Лего. Первое, с чего вы начнете, — это чтение инструкции — это анализ. Далее вы раскладываете примбики к примкикам, окна — отдельно, двери к другим и так далее — это структурирование. Систематизация — осознание того, что стена не должна быть слишком маленькой, чтобы в нее могли заходить окна. После того, как вы собираете дом из всех элементов — это синтез. И последнее, что вы делаете: оцениваете получившуюся конструкцию, сравниваете ее с тем, что было на коробке.

Поэтому неудивительно, что в век Instagram* и Twitter людям проще воспринимать короткую информацию или даже просто набор картинок, чем читать длинные тексты, воспринимать контекст или синтезировать информацию из фрагментов. Некоторые СМИ приспособились к меняющемуся ритму жизни и научились подавать информацию в том виде, в котором читатель скорее всего ее заметит — меньше текста, больше забавных картинок в превью. Кто просит: «Ну, я читаю только заголовки новостей и люблю отдыхать вечером, просматривая посты ВКонтакте, не страшно ли это?». Нет, это не страшно, но внимание, как и эти мышцы, требует тренировки.

Как пишут Даниэль Саймонс и Кристофер Шабри в своей книге «Горилла-невидимка, или История того, как обманчива наша интуиция», если мы воспринимаем только поверхностные ярлыки, наше внимание будет рассеиваться, и нам будет все труднее усваивать новую информацию. Необходимо уметь адаптироваться к современному миру и принимать условия игры, не теряя интереса и желания учиться и анализировать. Замена Твиттера на ЖЖ уже колоссальный прогресс в борьбе с клиповостью. Современные технологии помогают нам облегчить жизнь, упрощают многие задачи, но нужно ли упрощать работу нашего мозга?

Плюсы и минусы

Несмотря на то, что в психологии клиповое мышление чаще оценивается как негативное явление, оно имеет и свои преимущества.

  • Человек с таким типом мышления может быстро и четко определить, так и звучит информация о недвижимости. Он не будет вдаваться в подробности и анализировать несколько сообщений. Это позволяет сократить время. Многочасовые занятия литературой в читальном зале библиотеки остались в прошлом.
  • Клиповомыслящий обладает хорошей скоростью реакции. Эму не спасибо за труд вести переписку сада с многочисленными адрестатами. Мгновенно переключается с одной темы на другую. Ему достаточно нескольких секунд, чтобы определить, что больше всего требует его внимания, а что не должно быть его вниманием в данный момент.
  • Умение мыслить «клипсами» дает преимущества при решении нескольких задач одновременно. Современный ребенок в процессе выполнения домашних заданий успевает даже переписываться с друзьями, выбирать подходящее ему музыкальное сопровождение, ему не нужно копаться в учебниках, чтобы запомнить то или иное правило. Он моментально найдет его в Интернете или попросит помощи у одноклассников в их группе ВКонтакте. Параллельно он закажет пиццу, товар с диской в ​​интернет-магазине. И, наконец, все это не помешает вам выпить чашечку кофе.
  • Голова, работающая за счет клипового мышления, не болит. Телевизор не просят выключить. Они не устают от информации, наоборот, ребенок может одновременно смотреть любимую передачу, просматривать ленту новостей и просматривать сообщения от друзей. Он берет из информационного потока только ту часть, которая ему нужна, и тогда его не перегружают.
  • Клиповое мышление позволяет усвоить больше информации за меньшее время. Именно клиповое мышление создало голосовых помощников, таких как Siri или Alice. Вместо того, чтобы искать нужный сайт, вы можете просто сделать короткий запрос и сразу получить желаемое. Вам не нужно читать длинный научный трактат — достаточно посмотреть пятиминутное видео. Рекламный ролик одного из магазинов бытовой техники с Михаилом Галустяном, где чере десяциает проблемы с программами систем систем при нагреве при нагревании, чем следует учебник. Чтобы дочь усвоила материал, он показывает ей, как лопается арбуз в работающей микроволновке. Это один из самых ярких примеров клип-арта.

Все вышеперечисленное может пригодиться при решении различных задач, поможет облегчить выполнение различных задач. Но есть и минусы, которые, пожалуй, слишком упрощают жизнь и приводят к неумению действовать логично.

  • Клиповое мышление – враг классического образования. Длинные тексты без иллюстраций наводят ужас на большинство современных школьников. Один вид «Войны и мира» вызывает у них панику. Они привыкли получать информацию быстро и в сжатой форме.
  • Возможности вытекает другая проблема – неспособность нализировать. Клиповое мышление отвечает только на вопросы, находящиеся в плоскости «здесь и сейчас». Ни предпосылки, ни надушие конкументации не интернет в области интересов такое поведение мышления.
  • Если еще 10–20 лет назад смены в школах были необходимы для физического расслабления школьника, то сейчас перемены необходимы для того, чтобы справиться с психологической усталостью. Современным детям сложно долго концентрироваться на одной теме. Им нужны постоянные «перезагрузки» и «архивация полученных данных».
  • Быстрое достижение цели программы соцсетей ведёт к тому, что у человека не выравнивается память. Закон Ома запоминать не нужно — он в любой момент «вытянет» информацию из интернета. Ему сложно общаться и четко выражать свои мысли в реальной жизни, потому что в виртуальной жизни у него все «ок.
  • Клиповое мышление отнимает у человека индивидуальность. Что такое «хорошо», а что такое «плохо» он узнает из постов звёзд на их страницах. Рекламные ролики для одной страницы действуют. Он постепенно становится таким. У него нет собственного мнения — его заменяют навязанные стереотипы из ярких клипов с элементами красивой жизни.
  • Жалость не свойственна человеку с клиповым умом. Равнодушие – вот его отличительная черта. Он просто не успевает реагировать на происходящее. Ему нужно знать слишком много, и у него просто нет времени беспокоиться по тому или иному поводу. В итоге, увидев лежащего на остановке человека, прошел мимо, решив для себя, что просто пьян. Что, возможно, ему стало плохо и надо вызывать скорую помощь, даже если ему это не приходит в голову. И это уже реально страшно.

Поэтому необходимо избавиться от силы клипового мышления в голове.


Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector