Как развить любознательность и интерес у ребенка и взрослого

Саморазвитие
Содержание
  1. Как рождается интерес
  2. Д-любопытство
  3. И-любопытство
  4. Система вознаграждения
  5. Любознательность и осознанность
  6. Недостатки
  7. Проблемы развития любознательности
  8. ❓Как любопытство может изменить вашу жизнь?
  9. Преимущества
  10. Животные тоже любопытны, но всех любопытней ворона
  11. Особенности любознательности детского возраста: советы родителям
  12. Несколько советов для развития любознательности
  13. Примеры любознательности
  14. Взаимосвязь любознательности с другими качествами
  15. Кто любопытней всех на свете? Младенцы!
  16. Сокровенный секрет творчества
  17. Как развивать любознательность у ребенка
  18. Советы родителям
  19. Игры и упражнения
  20. Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство
  21. По-научному это звучит следующим образом:
  22. Последствия
  23. Но только ли дело в мозговой деятельности, в желании?
  24. Вот что по этому поводу пишут исследователи на страницах livescience.com:

Как рождается интерес

В 2005 году психолог Джордан Литман сформулировал концепцию двух противоположных граней любопытства. Первую он назвал Д-любопытством (от английского слова deprivation — избыток), вторую — I-любопытством (от слова интерес — интерес).

Д-любопытство

D-любопытство, или чрезмерное любопытство, формируется, когда мы чувствуем пробел в информации, который заставляет нас нервничать. Например, если начальник неожиданно позовет нас на ковер, мы будем в тревоге, нам будет сложно сосредоточиться на работе, пока не прояснится тема разговора.

То же самое происходит, когда мы смотрим фильм и краем глаза замечаем, как на телефон приходит уведомление. Есть нестерпимое желание посмотреть, кто написал. Затем фильм отходит на второй план в наших головах.

Вы, наверное, замечали, что стоять у светофора, который считает секунды, гораздо удобнее, чем у устройства без обратного отсчета. Мы лучше постоим три минуты на первом светофоре, чем одну минуту на втором.

И-любопытство

Я-любопытство, или интересное любопытство, рождается, когда мы уже что-то знаем о предмете и хотим узнать о нем больше. Это положительный интерес, он не возникает из-за недостатка. Этой формой любопытства мы хотим не заполнить пустоту, а расширить границы познания.

Такое чувство очень приятно, оно вдохновляет, запускает в нас творческое мышление, раскрывает внутреннего исследователя и, как следствие, позволяет максимально продуктивно изучать то, что мы хотим.

Система вознаграждения

Первый и второй типы любопытства связаны с выработкой гормона удовольствия дофамина, но принципы у них разные. Чтобы удовлетворить «чрезмерное» любопытство, нужно избавиться от него через внешнее вознаграждение: посмотреть сообщение в телефоне, узнать тему разговора с начальником, посмотреть, сколько секунд осталось до зеленого сигнала светофора. Только тогда мы получаем дозу дофамина.

Положительный интерес удовлетворяет сам себя. Гормон радости в этом случае вырабатывается от внутреннего вознаграждения, то есть от самого процесса познания. Я-любопытство помогает нам не зависеть от внешних факторов и самостоятельно доставлять нам положительные эмоции.

Любознательность и осознанность

В своем выступлении на TED Talks психиатр Джадсон Брюэр объяснил, что с позитивным любопытством можно повысить осведомленность и избавиться от вредных привычек.

Вот как это работает: вы хотите съесть торт, съешьте его и почувствуйте себя сытым. Это простая цепочка «стимул-реакция-вознаграждение». Мозг запоминает эту последовательность. Если повторять это много раз, это войдет в привычку. А, как известно, избавиться от привычек бывает непросто.

Брюэр предложил заменить внешние награды внутренними, то есть не физическими пирожными, а процессом самопознания. Почему ты захотел съесть торт? Каковы ваши чувства прямо сейчас? Насколько тревожно или иначе вы себя чувствуете, когда отказываетесь от сладкого? И так далее.

Согласно исследованиям, эта практика осознанности дает в два раза больше положительных результатов при отказе от курения, чем традиционные методы. Так искренний интерес помогает улучшить жизнь, делает ее более осознанной и удовлетворительной.

Недостатки

Редко любопытство является отрицательным опытом. Если в результате познания обнаруживается, что что-то нельзя изменить, это состояние угнетает.
Иногда желание получить новую информацию или провести рискованный эксперимент приводит к большим проблемам. Достаточно примеров того, как любопытство, порожденное запретом, оборачивалось не только несчастными случаями, но и пожизненными комплексами в пользовании обычными вещами (фейерверками, водой, электричеством).
Интерес может сыграть на руку гламурным или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность – это интерес в ту или иную сторону, который можно приравнять к добродетелям, а любознательность просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.

Проблемы развития любознательности

В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:

  • необходимость развития этого качества в дошкольном возрасте и сложившаяся практика, не всегда способствующая развитию любознательности;
  • необходимость теоретического анализа проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточная ее изученность в психологических исследованиях;
  • возможность развития любознательности детей в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствие программных указаний образовательного процесса.

Детское любопытство
Эксперты указывают на список возможных препятствий, препятствующих проявлению любопытного поведения человека, в основе которого лежит поиск, усвоение и преобразование информации.
К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности анализировать и обобщать информацию, ограниченность суждений и когнитивных привычек.

Из эмоциональных трудностей примером является чрезмерная самокритичность, не обеспечивающая психологической устойчивости, основной основы для самовыражения.
Любознательность следует рассматривать как самостоятельную деятельность: поиск информации, полное самовыражение и взаимодействие с окружающей средой — вот те компоненты, на основе которых будут развиваться положительные стороны характера.

Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отслеживания которых возлагается на педагогов. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимный обмен имеют большое значение для развития личности и развития любознательности.

❓Как любопытство может изменить вашу жизнь?

Для удовлетворения своего любопытства, каким бы оно ни было, человеческий организм получает выброс дофамина (так называемый «гормон удовольствия»). Но это происходит по-разному.

⚡️ Нужно как можно скорее избавиться от Д-любопытства: узнать, зачем нам звонит начальник, кто звонит, какую оценку мы получили на экзамене.

производительность
Вот почему социальные сети, в том числе Instagram, так популярны. Мы постоянно получаем множество уведомлений, благодаря тому, что открываем приложения и проверяем наши профили. Все это Д-любопытство, которое заставляет нас заходить в соцсети, чтобы наконец-то узнать, кто прокомментировал нашу публикацию и что написали нам в Директ.

И-любопытство гораздо продуктивнее. Ведь он удовлетворяет сам себя, и мы получаем удовольствие от процесса, а не только от результата. Это означает, что любопытство помогает генерировать положительные эмоции. Это помогает нам изменить себя и изменить мир вокруг нас и нашу жизнь.

СВЯЗАННЫЙ: Как любопытство помогает построить успешный бизнес и изменить жизнь

Психиатр Джедсон Брюэр объяснил, что с помощью любопытства можно избавиться даже от вредных привычек. Как только мы начинаем интересоваться тем, что с нами происходит, как это влияет на наше тело в каждый момент времени, тогда мы готовы задуматься и понять, какие из наших желаний разрушительны. И когда мы это поймем, мы сможем посмотреть на свои желания и решить, действительно ли это необходимо.

⚡️Как это работает? Мы хотим съесть что-нибудь вкусное, но нездоровое, например, пончик. Мы едим и довольны. Мозг запоминает такой простой способ получения удовольствия и каждый раз выдает одну и ту же реакцию на вкусную еду.

Чем сложнее избавиться от привычки, тем чаще мы поддаемся своим желаниям.

⚡️Но от вредных привычек можно избавиться, если заменить удовольствие от чего-то постороннего (пончик, или например чебурек) на радость от познания чего-то нового.

Сознательное любопытство
⚡️Джадсон Брюэр предлагает каждый раз, когда вам хочется съесть что-то сладкое, жирное, острое, стараться сосредоточиться на своих внутренних ощущениях. Для этого вам нужно активировать Я-любопытство и попытаться исследовать то, что вы чувствуете, описываете и анализируете.

Осознанное любопытство поможет вам справиться с тревогой и стрессом, даст возможность жить насыщенной и интересной жизнью, а не бороться с вредными привычками и негативными эмоциями. Так вы сможете уловить негатив в зачаточном состоянии и абстрагироваться от него.

Преимущества

Любопытство вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от равнодушия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет смотреть на мир без стереотипов.
Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество дает непревзойденные результаты.
Любопытство «делает» лучших учеников.
Любознательному человеку свойственна полная проницательность и неподдельное внимание к собеседнику. Для него нет скучных предметов, в некоторых из них он найдет что-то увлекательное.

Животные тоже любопытны, но всех любопытней ворона

Среди животных вороны известны своей особенно выдающейся любознательностью. Они используют это наиболее перцептивное любопытство в качестве инструмента обучения, как и человеческие младенцы. Считается, что именно любознательность и любознательность в изучении окружающей среды помогает воронам находить способы добывания пищи крайне нестандартными способами, и вообще быть на голову выше многих жителей города, в том числе и таких хищников, как кошки.

Читайте также: Как стать женственной – что нужно для раскрытия женственности

Особенности любознательности детского возраста: советы родителям

1. Слушайте вопросы вашего ребенка, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не втягивайте ребенка аргументом усталости, его важности, ведь вопросы могут совсем исчезнуть из его жизни. Ваши ответы необходимы для его опыта и развития.
2. Позвольте вашему ребенку испытать. Исследовательскую деятельность малыша с вашим участием можно перевести в такое русло, где результат устроит и родителя, и ребенка: вместо испытания игрушек на прочность – лепите фигурки из глины, пластилина, теста; вместо рассыпания песка просейте его через сито; вместо покраски обоев — растворить пищевой краситель в воде и так далее.

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста
Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от умения самовыражаться, самостоятельности, уверенности в себе. Пусть ваш ребенок сажает цветы, рисует мелом, нажимает кнопку вызова, разговаривает по телефону, готовит тесто. Возможности для опыта есть везде.
Желательно, чтобы детская комната позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребенка. Необходимо объяснить ребенку, что в его экспериментах вас может не устраивать только результат, а не сам процесс.

3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, детская площадка, музей, зоопарк, магазин, улица — любое место может стать образовательным пространством. Хорошо участвовать в выставках и концертах, спектаклях, приглашать гостей. Задавайте ребенку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересные для него вещи.
4. Поощряйте воображение вашего ребенка. Помимо педагогов и реальности малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, свое воображение. Пусть ребенок импровизирует, «будет взрослым», играет роли сказочных персонажей, изображает животных, характеры людей. Пусть ребенок придумает свою историю. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: «а что было бы, если бы…», «как жили бы герои?»

Телевидение — враг активного познания мира, даже самая изощренная передача включает в себя пассивное ожидание. Ребенок понимает, что любые проблемы будут решаться без его участия. Исключением может быть совместный просмотр образовательных программ.
5. Включите обучение в свой распорядок дня. Познакомьте ребенка с числами, задавая простые вопросы: «одна конфета или две?», «красное или синее?», «на что похоже?», «на какую букву?» и так далее. Задача такого общения – вызвать интерес, что облегчит процесс обучения.

6. Поощряйте ребенка высказывать свое мнение. Меняйте обстановку, переставляйте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, участвуйте в едином процессе.
7. Представьте обучение как игру. Критика, насмешки, наказания за ошибки, принуждение против воли — все это заставит ребенка думать, что обучение — очень трудное дело, может вызвать замкнутость и страх по отношению к обучению.
Любопытство для дошкольников
8. Будьте примером для малыша. Дайте понять ребенку, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может длиться всю жизнь.
9. Эксперимент. Нестандартный ход событий активизирует любознательность дошкольников. Такой подход будет включать размышления, поощрять независимость и способствовать развитию изобретательности. Пусть ребенок видит решение проблемы несколькими способами в повседневной жизни. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Избавьтесь от привычки, радуйтесь инновациям, которые вы делаете сами. И быть другом ребенку.

Несколько советов для развития любознательности

1. Стоит отказаться от мнения, что все, что нужно человеку, уже известно, потому что в любом направлении остается неизвестное, и всегда есть чему поучиться.
2. Не стесняйтесь спрашивать. Каждый глупый вопрос устраняет невежество и приближает вас к просветлению.
3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно поддерживать уравновешенное состояние: дополнять интерес наслаждением новым опытом. Развитие должно приносить удовольствие, и тогда все произойдет само собой.

4. Вы должны работать регулярно, хотя и понемногу, чтобы выработать соответствующие привычки. Избегайте крайностей.
5. Не возвращайтесь назад: все терпят неудачу, даже великие.
6. Развивайте интуицию. В сочетании с базовой логикой интуиция дает удивительные результаты.

Примеры любознательности

Вечный вопрос типа «что внутри?» мы спрашиваем с детства. И если человек расщепил атом, изобрел электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!
Альберт Эйнштейн считал умение задавать вопросы одним из главных условий успеха. Любознательность, самокритичность, упрямая настойчивость, по его словам, привели его к поразительным идеям.

Примеры любопытства
История науки полна примеров любопытства, которое приводило к ошеломляющему успеху. Бывают и случаи, когда исследователю удалось вплотную подойти к открытию, но лавры первооткрывателя достались другим! Например, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.

Любопытство способствовало возникновению теории Чарльза Дарвина. Благодаря настойчивости ученого он смог состояться как революционер в науке.
Пётр I был очень одарён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Об этом свидетельствуют масштабные реформы и преобразования в государстве.
Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, которые способствовали развитию его гениальности и, как он считал, могут помочь любому стать гением. По словам Леонардо, он никогда не удовлетворялся одним лишь ответом «да».

Взаимосвязь любознательности с другими качествами

Чем больше знаний получает человек, тем сильнее становится его любопытство. Воспитатели, учителя также основывают воспитательный процесс на том, что развитие детской любознательности и обучения связаны между собой.

Развитие детской любознательности
Благодаря наблюдательности, способности подмечать детали, легко возникает интерес и активизируется рефлексия. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.
Любознательный человек хорошо информирован. Получая новости о людях, стране и мире, вырабатывается целостное восприятие.
Любопытство стимулируется профессиональным развитием, без него не бывает профессионального успеха.

Кто любопытней всех на свете? Младенцы!

С другой стороны, младенцы, которым нужно многому научиться за очень короткое время, независимо от их генетической предрасположенности, используют любопытство как «инструмент для достижения цели».

«Если ребенок не любопытен, развития не происходит», — говорит Кэтрин, преподаватель языкового и коммуникативного развития в Манчестерском университете (Великобритания).

Многие исследования любознательности у младенцев и детей старшего возраста дали интересные результаты. Например, исследование 1964 года показало, что в возрасте от 2 до 6 месяцев младенцы стали менее заинтересованы в изучении сложных визуальных образов (предметов, вещей).

Через 20 лет исследование 1983 года показало, что малышей в возрасте от 8 до 12 месяцев буквально тянет к новым, незнакомым вещам, но как только они к ним привыкают, объект становится для них менее привлекательным…

Интересно, что такая тенденция, называемая «перцептивным любопытством» (вследствие поиска информативной стимуляции), наблюдается не только у младенцев, но и у взрослых людей и животных. Этот механизм побуждает их исследовать новые вещи, пока они в конечном итоге не потеряют к ним интерес.

Как показывают эти исследования, дети делают это постоянно. Детский лепет — один из примеров обучения.

Младенцы начинают повторять гласные в течение нескольких месяцев после рождения, но это «бормотание» также демонстрирует проявление перцептивного любопытства. Сначала ребенок начинает издавать анатомически возможные случайные звуки, доходя до звука, близкого к звуку родителей.

Наконец, дети будут натыкаться на звуки, наиболее близкие к голосу и тембру их родителей, и будут думать: «Это похоже на то, что сделали бы мои мама или папа», а затем закреплять и развивать результат повторением и произнесением звуков, а затем слова снова и снова. А теперь человечек говорит «мама» и «папа» и быстро учит человеческую речь.

Одним из механизмов развития этого важнейшего коммуникативного навыка, на котором построена наша цивилизация, является именно любознательность.

Сокровенный секрет творчества

Что это значит для вашей творческой «мышцы»? Зачем тратить так много времени и усилий на изучение идей, столь далеких от творческих начинаний? Это все о влиянии на ваши результаты.

Мы живем в мире, который предлагает бесконечные возможности для размышлений, открытий и исследований идей. И каждый раз, когда вы пользуетесь одной из этих возможностей, вы развиваете любопытство. И, возможно, что еще более важно, вы создаете более глубокий источник опыта, на который можно опереться. Усваивая новую информацию, вы получаете более широкий набор идей, которые можно применить к текущим задачам и продолжить работу над ними. Это самый сокровенный секрет развития творчества и инноваций.

Как развивать любознательность у ребенка

Дети любопытны по своей природе. В возрасте от двух до пяти лет ребенка интересует абсолютно все. Именно поэтому родители малышей постоянно слышат вопросы типа почему, почему, как это работает. И если поначалу такой интерес удается проявить, то родители в школе начинают стараться развивать в ребенке это качество, чтобы повести его к учебе.

Как помочь ребенку не потерять любознательность и воспитать в себе это качество для творчества? Узнаем, что по этому поводу говорят психологи, а потом рассмотрим полезные упражнения.

Советы родителям

Одной из основных причин так называемой интеллектуальной пассивности психологи называют несформировавшийся в дошкольном возрасте познавательный интерес. Какие ошибки допускают родители на этом этапе:

  1. Они пренебрегают ответами на детские вопросы.Когда ребенок заваливается вопросами «почему», гораздо проще сослаться на занятость и отмахнуться от нее, чем начать думать, анализировать, если нужно, искать нужную информацию и пытаться донести ответ в язык, доступный ребенку. Если ребенок постоянно подтягивается, отвечает, мол, вы еще слишком малы или потому, что со временем он просто перестанет спрашивать. Конечно, нужно давать ответы относительно возраста, короткие и простые.
  2. Препятствование исследовательской деятельности. Например: «Не трогай лужу — испачкаешься», «Не бери муку — рассыплешь», «Не бросай машинку — сломаешь» и т д. Познание окружающего мира чрезвычайно важно для ребенка. А когда родители постоянно прекращают познавательную деятельность, малыш теряет интерес к продолжению или становится менее настойчивым в учебе. Когда вы ратуете за чистоту и порядок, вы можете мешать приобретению необходимого опыта. Если какие-то действия кажутся вам опасными или разрушительными, остановите малыша, но предупредите, что вам не нравится результат, а не сам процесс.
  3. Поощряйте просмотр телевизора и гаджетов. Самый простой способ отключить мозг — включить экран смартфона или телевизора. Даже самые полезные детские программы будут лишь пассивным обучением. Они не способны заменить практический опыт, который ребенок может получить только в процессе контактного взаимодействия с окружающим миром.

По большому счету, развитие любознательности у ребенка сводится к одному правилу – не навреди. Дети по умолчанию интересуются миром, нужно только поощрять и поддерживать этот интерес.

Запишите эти три правила для себя и используйте их в качестве напоминания.

И вот еще несколько рекомендаций:

  • Если у ребенка есть склонность к экспериментам, проделайте их вместе: разложите на полотенце разные крупы и дайте ребенку потрогать и посыпать их, развести в воде пищевые красители, порвать цветные салфетки, сломать домики из кубиков, сдуть ворсинки с одуванчиков. Пусть ребенок возится в луже! Носите одежду, которая вам не жалко. Зато сколько чувств!
  • Чаще ходите с детьми на экскурсии, в зоопарк, музей, на выставки или просто гуляйте в парках, смотрите на разные деревья, трогайте растения, собирайте необычные камешки, показывайте, какими разнообразными могут быть постройки.
  • Помимо практической деятельности, инициируйте работу с воображением и воображением. Ребенок учится не только в реальном мире, но и в вымышленном. Попросите его представить себя каким-нибудь сказочным героем или домашним животным, вместе придумайте сюжет сказки или рассказа. Читайте обучающие книги.
  • Если ребенок задает вопрос, ответ на который он не сможет понять в силу возраста, не отвечайте что-то вроде «не знаю» или «подрастешь, поймешь». Скажите примерно так: «Ты еще слишком молод, но очень скоро ты пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос». Отвечая на вопрос ребенка, полезно задать ему встречное: «Как ты думаешь?» Это будет стимулировать его умственную деятельность.
  • Вы также можете учиться во время всех домашних дел. Например, показать влияние дрожжей на тесто, как быстро растет рассада на подоконнике, как закипает вода в чайнике и так далее

И самое главное! Покажите на собственном примере, что познавать окружающий мир — это радость и удовольствие, а не тяжкое бремя или нечто, чего следует стыдиться. Если ребенка заставлять все время учиться, ругать и высмеивать за ошибки, ставить слишком сложные для его возраста и развития задачи, он будет бояться учиться. Любовь к знаниям надо прививать любовью.

Игры и упражнения

Такие игры и упражнения помогут повысить уровень любознательности у ребенка.

  • Найдите разницу

Эта игра отлично тренирует любознательность, внимание и выносливость. Изображения для сравнения можно приобрести в офисных отделах, в книжных магазинах или просто скачать из Интернета.

К тому же искать отличия можно абсолютно везде. Например, идя по улице, спросите ребенка, чем то дерево отличается от этого, чем похожи эти два здания, какие различия или сходства он замечает между двумя игровыми площадками и т д.

  • Я и зеркало

В эту игру можно играть с детьми младшего и среднего школьного возраста. Дайте ребенку лист бумаги и попросите нарисовать три больших зеркала, а внутри каждого изобразить себя. В первом зеркале пусть нарисует себя в прошлом, во втором — само настоящее, а в третьем — будущее. Пусть пофантазирует, каким он видит себя в будущем, каким хочет выглядеть, чем будет заниматься, где будет жить и так далее

  • Сюрприз

В магазинах можно найти наборы-сюрпризы типа Kinder, но без шоколада. Например, в одних нужно достать дракона из гипсового яйца, в других нужно достать машинку из пластикового контейнера и т.д. Каждый раз вам попадаются разные игрушки, внешний вид которых нельзя узнать заранее.

Можно увеличить бюджет и устроить домашнюю работу с поиском «сюрпризов». Например, нарисуйте карту, показывающую, где хранятся конфеты. «Сокровища» могут быть самыми разными: новая книжка-раскраска, красивый ластик, заколка и т д.

  • Старый — новый

Подарите ненужным вещам новую жизнь, вовлеките ребенка в интересный творческий процесс. Например, сделать из обувной коробки домик для игр, аптечку обклеить цветной бумагой, получится коробка. А пластиковую бутылку можно разрезать пополам, смазать клеем и в качестве украшения обвалять в крупе. Пусть маленький творец проявит фантазию и придумает новые идеи самостоятельно.

  • Зефирная паста Дуэль

Игра Marshmallow Challenge была создана дизайнерами Microsoft и позже использовалась для обучения творчеству и инновациям. Суть вот в чем: вы должны взять спагетти и зефир в качестве зефира, а затем использовать эти материалы, чтобы построить максимально высокую башню. Предложите ребенку посоревноваться: кто быстрее справится с заданием, тот и победил.

Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство

Но «сидит» ли в нас любопытство на генном и рефлекторном уровне? Можно ли развить это в себе? Да, можно и даже нужно!

С другой стороны, то, что уникально для людей и не встречается ни у одного другого вида существ на планете, — это так называемое «интеллектуальное (эпистемическое) любопытство».

По-научному это звучит следующим образом:

«Теория эпистемического любопытства (от греч theoria — исследование и eristemologia — теория познания) — это теория поведенческой мотивации. В соответствии с ней предполагается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере нарастания «понятийного конфликта», обусловленного к противоречиям между «символическими реакциями» (т новизна, сложность, неожиданность), внутренние биологические потребности, неопределенность. Наличие эпистемической любознательности повышает эффективность обучения», такое объяснение дал в 1954 г психолог Б. Берлейн.

Чтобы упростить вышеизложенное, мы можем различать следующее: эпистемическое любопытство — это стремление к знаниям. Его определяют, спрашивая, заинтересован ли человек в получении новых знаний и когнитивной обработке, связанной с новыми, сложными или неоднозначными стимулами. Ими можно управлять вполне сознательно.

Остин Фуэнтес, профессор антропологии Принстонского университета, говорит, что интеллектуальное любопытство — это то, что отличает людей от других животных, делает людей настоящими исследователями и продвигает технологии…

Но с этим подарком нужно обращаться очень бережно. Иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе. «Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства людей», — заключает Фуэнтес.

Общий:

Любопытство — двигатель прогресса цивилизации. Он присущ как человеку, так и животным от рождения. Без него мы не смогли бы научиться ходить или говорить и, следовательно, стали бы социальными животными. Но исследователи выделяют несколько видов любознательности и любознательности, последняя из которых, эпистемическая любознательность, предполагает возможность осмысленного изучения мира и его объектов.

Но люди должны знать меру в желании учиться, потому что..любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

Последствия

Каждому человеку важно понять, в каких случаях лучше воздержаться от любопытства, почему не всегда нужно следовать этому чувству и как противостоять настойчивому стремлению побороть это желание.

Есть мнение, что всякое любопытство спровоцировано потребностью человека развлечь себя. Это может быть вызвано скукой, какой-то недосказанной информацией или, например, гневом. Любопытство осуждается, если оно расстраивает или ранит другого человека.

Праздное любопытство не приносит человеку пользы, а лишь приводит к бесполезному времяпрепровождению, например, к просмотру новостей, телепередач, развлекательных видеороликов. Бесполезное любопытство становится «убийцей» времени, в силу того, что отвлекает от срочных и важных дел, не обогащает духовно и не помогает в жизни.

Люди, движимые любопытством, часто не понимают, почему они это делают. Человеческий мозг устроен таким образом, что он получает удовольствие от новой информации, которая ему интересна. Любознательность снижает неуверенность, помогает сделать правильный выбор в тот момент, как он предстает перед личностью.

Противостоять настойчивому побуждению к любопытству можно, переключив внимание на что-то важное, но не менее интересное для человека в это время (занятие любимым хобби, приготовление ужина, просмотр исторического фильма, чтение кулинарной книги, поход по магазинам).

Перед патологическим желанием удовлетворить свое любопытство всегда следует подумать, тактично ли оно и не навредит ли человеку.

Важно помнить о существовании социальных границ и не выходить за них. Вы должны уважать другого человека и его личную жизнь, ведь он имеет на нее право.

Но только ли дело в мозговой деятельности, в желании?

Удивительно, но ученые на самом деле считают, что у людей есть определенный ген, или, скорее, набор «генов любопытства». Инструменты их взаимодействия еще не изучены, но уже есть примерные рассуждения на этот счет, а также их модели.

Вот что по этому поводу пишут исследователи на страницах livescience.com:

«Любопытство включает в себя такой большой набор форм поведения, что, вероятно, нет и не может быть одного «гена любопытства», который заставляет людей думать о мире и исследовать окружающую среду. Однако любопытство имеет генетический компонент. Гены и окружающая среда взаимодействуют во многих сложных способы формировать и направлять поведение людей, включая их любопытство».

Согласно исследованию 2007 года, опубликованному в Proceedings of the Royal Society B, Biological Science, ученые фактически выявили изменения в определенном типе гена, которые чаще встречаются у определенных певчих птиц, которые особенно заинтересованы в изучении окружающей среды. У человека мутации в этом гене, известном как DRD4, связаны со склонностью человека искать что-то новое и не скучать в жизни.

Поэтому, формально говоря, можно сказать, что любознательность некоторых людей отчасти обусловлена ​​их генетическими особенностями и может (возможно) передаваться генетически, то есть быть врожденной или даже приобретенной при должной и усердной тренировке. Опять же, ученым пока известен лишь приблизительный механизм и все свойства любопытства, а также важность его использования людьми и другими животными.

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector