Философия нигилизма Ницше

Саморазвитие
Содержание
  1. Введение
  2. Пример из литературы
  3. Мораль и воля к власти
  4. Причины возникновения
  5. Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая
  6. Русские нигилисты
  7. Мораль и сверхчеловек
  8. Какой он – нигилист наших дней?
  9. Эпистемологический нигилизм: вы уверены в своем знании?
  10. Согласно этой позиции любые притязания на объективную истину ложны, а иллюзия знания создается, чтобы скрыть тот факт, что ничего не известно наверняка.
  11. Таким образом, нигилистом можно назвать не только того, кто отвергает возможность существования надежного знания, но и того, кто, зная о том, что всё знание ненадежно, предпочитает игнорировать этот факт.
  12. В конце концов, мы и в других случаях предпочитаем не задаваться вопросом, почему мы так уверены в своих знаниях. Таким образом, пассивный нигилизм — это вовсе не радикальная «постмодернистская» позиция, а часть повседневной жизни.
  13. Нигилизм
  14. Предложения этого философского направления
  15. История происхождения термина «нигилизм»
  16. Моральный нигилизм Ницше
  17. Моральный нигилизм: с чего вы взяли, что ваши ценности универсальны?
  18. Если знание и истина не имеют объективных оснований, то нет объективных оснований и для суждений о добре и зле. А значит, мораль основана лишь на нашем представлении о добре и зле, которое может быть разным для каждой исторической эпохи, каждой культуры и каждого отдельного человека.
  19. Кант верил, что логика (а не Бог или стремление к счастью) может подсказать нам, является ли тот или иной поступок правильным (универсализуемым) или неправильным (неуниверсализуемым).
  20. Нигилизм» и «имморализм» как основные принципы философии
  21. Виды нигилизма в современном обществе
  22. Соотношение понятий нигилизм и декаданс

Введение

Слово нигилизм позже вошло в оборот через Тургенева как обозначение точки зрения, согласно которой на самом деле есть только то, что доступно чувственному восприятию, т е собственный опыт, и ничего другого нет. Таким образом отвергается все, что основано на традиции, силе и любом другом авторитете. Но для этого мировоззрения в основном используется термин позитивизм. Слово «нигилизм» используется Жан-Полем в его «Подготовительной школе эстетики», 1 и 2, для обозначения романтической поэзии как поэтического нигилизма.

Но для Ницше значение слова нигилизм гораздо шире. Ницше говорит о европейском нигилизме. Под этим он подразумевает позитивизм, не распространившийся в середине XIX века, и его географическое распространение в Европе; Европейское здесь имеет историческое значение, соответствующее западному в смысле истории Запада. Нигилизм употребляется Ницше как название того исторического движения, которое он впервые распознал, проникло в прошлое столетие и определяет следующее столетие, истолкование самой сущности которого он сводит к краткому тезису: Бог умер. Это означает: христианский Бог утратил власть над существованием и судьбой человека.

Христианский Бог служит здесь одновременно и ведущим представителем сверхчувственного в целом и различных его интерпретаций, идеалов и норм, принципов и правил, целей и ценностей, которые ставятся над сущим, чтобы придать бытию в целом цель, приказ, и как его там называют, смысл в двух словах. Нигилизм есть исторический процесс, в котором сверхчувственное в своей господствующей высоте становится зыбким и ничтожным, так что само существование теряет свою ценность и смысл. Нигилизм — это история самого существования, когда медленно, но неотвратимо раскрывается смерть христианского Бога.

Не исключено, что они еще долго будут верить в этого бога и считать его мир реальным и решающим. Это похоже на явление, когда свет от погасшей тысячи лет назад звезды еще виден, но при всем его свечении оказывается чистой видимостью. Нигилизм, таким образом, для Ницше — это не вид взгляда таких-то представителей, это не один-единственный исторический факт среди многих других, пригодный для историографического описания. Наоборот, нигилизм есть непрерывное событие, из которого истина существования в целом существенно видоизменяется и приближается к вызванному им концу.

Пример из литературы

Значительное количество примеров нигилизма можно найти в литературных произведениях, ярчайшим из которых является Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот образ был создан автором после знакомства с врачом, придерживавшимся нигилистических взглядов, а потому полностью отражающим характеристики типичного нигилиста, например:

  • оппозиционность во взглядах, демонстративное неприятие позиции людей, не согласных с его взглядами;
  • полная независимость от мнения окружающих;
  • пренебрегает тактом, вежливостью и этикетом;
  • отказ от всех существующих социальных порядков.

Наука стала для Базарова единственным реальным авторитетом, он отрицает веру, любовь и человеческие чувства, а сам человек рассматривается им как исключительно биологическое существо.

Мораль и воля к власти

Поскольку все человеческое познание мира, все достижения науки, философии, оккультных знаний, религиозных откровений есть не что иное, как практические иллюзии, должно быть что-то, что приводит в движение весь мир, сообщает логику движения и действий. Ницше определяет волю к власти как такую ​​силу.

Воля к власти есть субстанция. Она действует не извне, как принуждающая сила, и не изнутри, как один из мотивов или желаний, воля к власти составляет сущность всякого действия, явления или предмета. Все действия и страсти человека сводятся к достижению власти, установлению контроля над другими, и создание системы морали в этом отношении ничем не отличается от других.

Ницше различает два народа:

  • люди лордов
  • люди рабов.

У каждого из них своя мораль. Критикуя Гегеля с идеей господ как застывших в развитии и рабов как двигателей человеческого прогресса, Ницше рисует альтернативную картину.

Народ Мастеров – это сообщество сильных людей. Они сильны тем, что осознали и приняли абсолютную свободу, а потому ничего не боятся, нет действия, которое было бы им запрещено, они готовы пожертвовать всем ради достижения своих целей, при этом каждый из них решает за сам, что для него важно, а что нет, они самодостаточны.

Народ рабов — это общество обывателей, мелких собственников. Они находятся в постоянной борьбе между собой за право удовлетворения своих основных потребностей и жажду обладания. Они постоянно боятся что-то потерять в этой битве, а потому больше всего боятся господ, которые выше их понимания.

По этой причине на протяжении всей истории люди рабов стремятся навязать своим господам свою мораль — мораль, в которой восхваляются качества, подавляющие волю к власти, стремление к обладанию, она поощряет слабость, смирение, снисходительность, участие, заботу о других , тогда как цензуре подлежат качества, освобождающие людей — гордость, сила, отвага. Воплощением рабской морали для Ницше является христианская мораль с ее идеалами, проповедующими покорность произволу со стороны властей и духовенства, качественно не отличающихся от тех, кому они эту мораль навязывают.

Примечание 1

Реализация воли к власти предполагает борьбу, столкновение интересов, преодоление препятствий, навязывание другим своих правил, а так как любая существующая мораль лишь создает вокруг этих процессов маскировочную сеть, то Ницше считает необходимым полностью отказаться от такой бесполезной морали.

Причины возникновенияродительская чрезмерная защита

Как мы уже отмечали, с точки зрения психологии нигилизм является защитным механизмом психики. И, как и многие проблемы, она уходит своими корнями в детство. Нигилизм связан с неприятием и непониманием человека самим собой, а также с недоверием к миру. Это опять-таки вызвано недоверием родителей. Вероятно, в детстве нигилист столкнулся с авторитарным стилем семейного воспитания или чрезмерной опекой. То есть человек привык к тому, что его не любили, угнетали, принуждали. Это породило в нем агрессию, злость, холодность. Но в то же время каждый человек должен влиться в общество. Это противоречие еще больше разжигает внутренний конфликт нигилиста.

Интересный! Проблема общественного и личного, сохранения индивидуальности и самореализации в обществе — одна из самых сложных проблем психологии. Не все люди могут быть свободными, сохранять и выражать свою уникальность внутри системы, сохранять свою идентичность с той или иной группой.

Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая

Бум нигилизма пришелся на вторую половину XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806-1856.)

Нигилист это..

  1. Штирнер возводит эгоизм (что это такое?) в безусловное благо, объявляет всякую мораль призраками и призывает человечество освободиться от них.Глядя

    Более того, он настолько радикален, что даже революция не является для него способом изменить принятый общественный строй, продолжает философ: «Речь идет не об очередной скорой революции, а о мощном, наглом, бесцеремонном, бессовестном и бессовестном преступлении».

    Штирнер, который все отрицал, дошел до того, что оправдал убийство, хотя и дрожал, добавляя замечание «убивать, но не мучить».

  2. Шопенгауэр оставляет только понятие воли, лежащее в основе всего. История существования мира — это история бессмысленного бросания воли. Человеческая жизнь — это череда страданий, за которыми следует скука. Единственно верное направление познания мира есть безразличное созерцание.
  3. Шпенглер считает, что нигилизм — это спекуляция уставших горожан, у которых ничего нет впереди.
  4. Фридрих Ницше построил всю концепцию. Он утверждает, что любая мораль создается для расширения границ своей власти.Концепция нигилизма

    Сверхчеловек Ницше выходит за пределы морали и нравственности, находится вне системы координат добра и зла. Формула нигилизма Ницше в его фразе «Бог умер». Нравственные ценности и идеи, воплощенные в Боге, умерли вместе с Богом.

Русские нигилисты

В России на вопрос «Что такое нигилизм?» реагировали как положительно, так и отрицательно. М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Д. И. Писарев — известные русские нигилисты 19 века.

На русской почве это мировоззрение приобрело свои особенности — для объяснения социальных и общественных процессов наши нигилисты пытались опираться на теорию Дарвина, поэтому развитие общества описывалось с точки зрения дарвинистов. Человек — животное, поэтому он живет по законам в борьбе за существование вида.

Мораль и сверхчеловек

В книгах «Так говорил Заратустра» Ницше излагает свои важнейшие, сложные и противоречивые концепции о сверхчеловеке и вечном возвращении, что также не может обойтись без учета этических вопросов.

Понятие сверхчеловека естественным образом вырастает из метафизического нигилизма и понятия воли к власти. Сверхчеловек достиг самой глубины нигилистического понимания действительности и мог сказать жизни «да». Он понял, что им движет воля к власти, и смог направить ее не на удовлетворение мелких желаний овладеть окружающими предметами, а на самого себя, достигнув аскетического идеала. Это человек, отказавшийся от страстей и удовольствий в пользу творчества, он сам создает рамки дисциплины и норм поведения, которым подчиняет собственное тело. Его деятельность есть вечное творчество, не знающее пределов и границ, он бесконечно свободен в своем преобразовании окружающего мира.

Заметка 2

Так как сверхчеловек подчинен своей высшей морали, то обычная мораль рабов, равно как и авторитет, и обычаи, и законы, не имеют для него значения. Он способен легко переступить через них, если того требуют его высшие идеалы — идеалы творческого творчества.

Поэтому вечное возвращение, т е бесконечное повторение каждого мгновения, станет триумфом и полным поражением сверхчеловека, кошмаром для маленького человека, для раба. Вечное возвращение является последним аргументом в пользу смерти Бога в философии Ницше, так как вечное возвращение отрицает само понятие загробной жизни, возмездия после смерти по грехам или заслугам, а также полную деградацию личности, человек заперт в клетке реальности, где он будет жить вечно.

Какой он – нигилист наших дней?

Многие философы склоняются к мысли, что современный человек уже сам по себе в какой-то мере нигилист, хотя современное течение нигилизма уже разветвилось на другие подвиды. Многие люди, даже не подозревающие о сути нигилизма, при жизни плывут на корабле, который называется нигилизмом. Современный нигилист — это человек, не признающий никаких ценностей, общепринятых норм и морали, не подчиняющийся никакой воле.

Эпистемологический нигилизм: вы уверены в своем знании?

Эпистемологический нигилизм отрицает возможность достижения знания и утверждает, что наши самые сокровенные убеждения необоснованны.

Согласно этой позиции любые притязания на объективную истину ложны, а иллюзия знания создается, чтобы скрыть тот факт, что ничего не известно наверняка.

Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» (1962) утверждал, что какими бы сложными и эффективными ни были созданные нами модели для описания реальности, мы не можем доказать, что они действительно отражают объективную реальность.

Когда мы утверждаем истинность чего-либо на основе прошлого опыта, возникает проблема индукции: если что-то уже случалось раньше, это не значит, что это должно произойти снова.

Когда мы утверждаем истинность чего-либо на основании научных данных, мы впадаем в заблуждение, которое в логике называется апелляцией к авторитету: утверждения других (даже экспертов) не могут служить основанием для истины, потому что даже эксперты могут быть предвзят и может ошибаться. Поэтому, когда ученые делают выводы из выводов, сделанных учеными прошлого, они совершают ту же логическую ошибку.

Это, в свою очередь, приводит к другой проблеме, проблеме бесконечной регрессии: любое утверждение на любом основании неизбежно приводит к вопросам об основании этого основания, затем — об основании этого основания — и так далее, и тому подобное.

Может показаться, что гносеологический нигилизм ничем не отличается от скептицизма, ибо скептик тоже сомневается в том, что любое знание может иметь надежное основание. Здесь уместно вернуться к различию между активным и пассивным нигилистом: активного нигилиста можно сравнить с радикальным скептиком; пассивный нигилист знает, что есть основания сомневаться, но продолжает верить. Следовательно, для пассивного нигилиста знание основано на вере.

Таким образом, нигилистом можно назвать не только того, кто отвергает возможность существования надежного знания, но и того, кто, зная о том, что всё знание ненадежно, предпочитает игнорировать этот факт.

Все научные теории основаны на других научных теориях, которые, в свою очередь, основаны на третьих теориях, каждая из которых может быть ложной. Но пока научные теории продолжают приносить плоды — прежде всего плоды в виде технологических достижений, — истинностью этих теорий можно пренебречь.

Но, пренебрегая истиной в последней инстанции, пассивный нигилист обесценивает поиск самого знания. Другими словами, для пассивного нигилиста знание не имеет значения.

Подумайте о том, как безответственно люди бросаются словами «знание» или «безопасность» в повседневной жизни. Если кто-то говорит, что скоро поезд, мы либо вообще не спрашиваем, откуда они это знают, либо сталкиваемся с абсолютным аргументом в современном мире: потому что так говорит их телефон. Если телефон окажется верным, его полномочия будут проверены. Если телефон окажется неисправен, мы, скорее всего, обвиним поезд, а не телефон. Поскольку телефон стал нашим главным гарантом знаний, то следует признать, что, возможно, было бы неправильно признать, что не только наши знания, основанные на информации из телефона, но и все наши знания вообще могут быть необоснованными.

Читайте также: Как ставить ЦЕЛИ и ДОСТИГАТЬ их за 5 шагов

В конце концов, мы и в других случаях предпочитаем не задаваться вопросом, почему мы так уверены в своих знаниях. Таким образом, пассивный нигилизм — это вовсе не радикальная «постмодернистская» позиция, а часть повседневной жизни.

Нигилизм

Нигилизм начинает господствовать над истиной, что все прежние цели существования поколеблены. Но с изменением прежнего отношения к ведущим ценностям и нигилизм достигает своей полноты, становится свободной и чистой задачей установления новых ценностей. Нигилизм, достигший своей полноты и задающий планку на будущее, можно назвать классическим нигилизмом. Этим именем Ницше характеризовал собственную метафизику, и понимал ее как отказ от всего, что существовало прежде. Слово нигилизм, таким образом, теряет свое чисто нигилистическое значение, поскольку этот термин нигилизм означал уничтожение и разрушение прошлых ценностей, сведение существования к голому небытию, безнадежность человеческой истории.

Таким образом, можно сказать о четырех важнейших положительных идеях Ницше: переоценке ценностей, воле к власти, теории сверхчеловеческого века и идее Eneige Wiederkunft.

Предложения этого философского направления

Как мы уже говорили, сторонники этого движения утверждают, что такие представления, как, например, «убийство аморально», не соответствуют действительности. Однако существуют различия в том, как следует интерпретировать эту идею. Не то же самое, что считать что-то ложным, чем считать это ложью. Может показаться, что это не так, что они по сути одинаковы и на самом деле он видит один из двух способов мышления в потоке. Оттенок совсем небольшой, но все же есть.

Одно из двух видений утверждает, что любое моральное утверждение, указывает ли оно на то, что правильно или неправильно, не является ни истинным, ни ложным. То есть, применительно к примеру с убийством, акт лишения жизни другого человека не был бы плохим, поскольку он согласуется с нравственными взглядами большинства людей, но и не был бы хорошим. Объективно это было бы просто лишением жизни другого человека.

С другой стороны, мы придерживаемся мнения, что любое утверждение, описывающее морально правильное или неправильное действие, обязательно ложно. Причина в том, что нет возможности морально оправдать абсолютно что угодно, поэтому утверждение о том, что хорошо, а что нет, предполагает ложь о том, что сказано неправда.

История происхождения термина «нигилизм»

Благодаря Тургеневу получил распространение термин нигилизм, но он не изобрел этот термин. Есть предположение, что Иван Сергеевич заимствовал его у Н. И. Надежина, который в своей публикации использовал его для отрицательной характеристики новых литературно-философских течений.

Тем не менее именно после распространения романа «Отцы и дети» термин приобрел общественно-политическую окраску и стал широко использоваться.

Нужно также сказать, что дословный перевод этого слова не передает содержания этого понятия. Представители течения отнюдь не были лишены идеалов. Есть предположение, что автор, создав образ Базарова, демонстрирует осуждение революционно-демократического движения. В то же время Тургенев говорит, что его роман направлен на аристократию.

Так что термин «нигилизм» изначально задумывался как синоним слова «революция». Однако слово приобрело такую ​​популярность, что семинаристка, предпочитавшая учиться в университете и оставившая духовную карьеру, или девушка, выбравшая себе мужа по поэме сердца, а не по указу родни, могла считать себя нигилист.

Моральный нигилизм Ницше

Если истинное, т е истинное и реальное, выводится и возвышается в самосущем мире, то это истинно сущее проявляется как нечто, чему должна подчиниться вся человеческая жизнь. Истина сама заслуживает и желает. Жизнь человеческая только для чего-то хороша, только тогда она определяется истинными добродетелями, когда последние только к этому стремятся и только содействуют этому, чтобы исполнить желаемое и обязательное, следовать им и таким образом подчинить себя идеалу.

Человек, отказывающийся от идеалов и усердно стремящийся к их осуществлению, является добродетельным, годным, то есть хорошим человеком. В ницшеанском смысле это означает: человек, желающий стать таким хорошим человеком, устанавливает над собой сверхчувственные идеалы, которые дают ему то, чему он должен повиноваться, чтобы обеспечить цель своей жизни в осуществлении этих идеалов.

Ницше может сказать: в нравственной истории воля к власти выражается таким образом, посредством которого то рабы и угнетенные, то неудачники и обремененные собой, то посредственности пытаются произвести для них выгодные оценки.

Мораль именно понимается как учение о господстве, где происходит феномен жизни.

Под моралью я понимаю систему суждений, связанную с условиями жизни того или иного существа.

С одной стороны, мораль означает в формальном, самом широком смысле любую систему ценностей и отношений господства; нравственность понимается здесь настолько широко, что новые оценки тоже могут быть названы нравственными просто потому, что они устанавливают условия жизни. А во-вторых, и как правило, под моралью, по Ницше, понимается система тех оценок, которые включают введение безусловных высших ценностей в смысле платонизма и христианства. Мораль есть мораль хорошего человека, живущего по ту сторону зла, а не по ту сторону добра и зла. Поскольку метафизика Ницше стоит по ту сторону добра и зла, и прежде всего пытается развить и принять это положение как принципиальное и основное, Ницше вправе называть себя имморалистом.

Хороший человек этой морали есть метафизически мыслящий человек, ничего не подозревающий о происхождении ценностей, которым он подчиняется как безусловным идеалам. Это отсутствие подозрений относительно происхождения ценностей удерживает человека от любого явного понимания происхождения ценностей, а именно того, что они являются условиями, установленными волей, чтобы уполномочить себя для собственного поддержания. Наивность равносильна психологической невинности; это значит: не подлежащее никакому пересчету существование и, следовательно, жизнь с ее условиями для воли к власти.

Это все та же гиперболическая наивность человека — выдавать себя за смысл и меру ценности вещей.

Человек остается неподвижным в своей наивности до тех пор, пока не примет всерьез знание того, что он один верит в ценности, что ценности всегда могут быть обусловлены им одним в условиях сохранения, поддержания и роста его жизни.

Нигилизм — это не Нихил, ничто, голое отрицание, но отнюдь не что-то новое. Нигилизм составляет неотъемлемую, а не основную часть теории переоценки всех ценностей. В то же время нигилизм — это направление философского мышления, психологическое состояние ума в Европе XIX века, вернее, одно из направлений развития мировоззренческих теорий.

Моральный нигилизм: с чего вы взяли, что ваши ценности универсальны?

В моральной философии нигилизм определяется как отрицание морали. Как утверждает Дональд Аллен Кросби в «Призраке абсурда» (1988), моральный нигилизм является следствием эпистемологического.

Если знание и истина не имеют объективных оснований, то нет объективных оснований и для суждений о добре и зле. А значит, мораль основана лишь на нашем представлении о добре и зле, которое может быть разным для каждой исторической эпохи, каждой культуры и каждого отдельного человека.

Действие обычно считается правильным, потому что так говорит Бог, потому что так говорит нам здравый смысл или потому что оно может сделать нас счастливыми.

Философ Иммануил Кант понял, что использование Бога или счастья в качестве основы морали ведет к моральному скептицизму. Вера в Бога может побудить людей действовать нравственно, но только для того, чтобы попасть в рай, а не в ад. Стремление к счастью может побуждать людей действовать нравственно, но невозможно заранее знать, какие действия в конечном итоге принесут счастье.

Поэтому Кант выступал за мораль, основанную на здравом смысле. Он предложил принцип универсализации поступков: перед совершением поступка человек должен представить себе, могло ли бы существовать общество, состоящее из существ, наделенных разумом, если бы каждый действовал так, как он должен поступать.

Кант верил, что логика (а не Бог или стремление к счастью) может подсказать нам, является ли тот или иной поступок правильным (универсализуемым) или неправильным (неуниверсализуемым).

Но мораль, основанная на здравом смысле, имеет и свои недостатки. На одну из них указывал Жак Лакан в работе «Кант с Садом» (1989): использование принципа универсализации в качестве критерия добра и зла позволяет хитрым людям (вроде маркиза де Сада) оправдывать свои ужасные злодеяния, если они могут доказать, что эти зверства могут пройти кантианский тест. Другой недостаток, описанный Джоном Стюартом Миллем в «Утилитаризме» (1861 г.), заключается в том, что разум — не единственный инструмент, которым оснащен человек, поэтому следование моральному закону Канта превратило бы людей в бессердечных роботов.

Ницше указывал на другой недостаток: здравый смысл не может быть более надежным, чем Бог или счастье. В «Генеалогии морали» (1887) Ницше отмечает, что разум — это не что-то абсолютное и универсальное, а нечто, возникшее во времени. Точно так же, как лабораторные крысы могут научиться принимать рациональные решения после участия в нескольких экспериментах, люди научились быть рациональными в течение столетий философских, религиозных и политических «экспериментов».

Нигилизм» и «имморализм» как основные принципы философии

Нигилизм (от латинского nihil — ничто) — в широком смысле состояние души, связанное с неприятием общепринятых ценностей, идеалов, нравственных норм и культуры. В философии Ницше идея нигилизма развивается во всеобъемлющее понятие, обобщающее все европейское историческое и культурное развитие, начиная с Сократа, выдвинувшего идею ценностей рациональности, и который, по мысли философа , стала первой причиной нигилизма, развившегося впоследствии на основе «нравственно-христианского миропонимания».

Сохраняющаяся нигилистическая ситуация в европейской культуре связана с тем, что «истинный мир» традиционных религий, философии и морали теряет свою жизнеспособность, саму жизнь, а мир земной не находит собственных ценностей, своего реального оправдания. Ницше считает, что соответствующий этой глобальной ситуации нигилизм не является эмпирическим явлением культуры и цивилизации, хотя и весьма устойчивым.

Нигилизм – глубинная логика всей европейской истории, своего рода роковая «антижизнь», которая парадоксальным образом стала жизнью ее культуры, начиная с рациональных эллинских, а также иудео-христианских корней. Ницше подчеркивает, что «смерть христианского Бога» не ограничивается нигилизмом, ибо все попытки заменить ее совестью, рационализмом, культом общего блага и счастья большинства или истолкованием истории как абсолютного конца сам по себе и так далее, только усиливая тревожные симптомы нигилизма, «это худший из всех гостей».

Попытка избежать «краха» высших ценностей путем восстановления их секуляризованного подражания решительно опровергается Ницше, указывающим на «физиологические» и витально-антропологические корни нигилизма. В этом контексте современный социализм, по Ницше, есть лишь кульминация предполагаемого истощения и упадка человеческого типа, доводящего нигилистическую тенденцию до крайних форм.

Нигилизм Ницше есть не идеология, а метафизика, и никак иначе его отличие от нигилистов не менее разительно, чем в его отношении к науке. Он видит в ней не хранилище истин или метод их открытия, а набор практических фикций, полезных условностей, основанных на реальности не более, чем любая альтернатива ей. И это было не больше и не меньше, чем религия, мораль или искусство, проявление того, что он называл «волей к власти», а именно своего рода стремление и импульс навязать форму и структуру хаотической по своей сути реальности, превратить ее внутрь себя в мир, доступный человеческому пониманию, пока это не станет для нас практичным.

Нигилизм Ницше имеет мало общего с обычными политическими коннотациями этого термина, и под «нигилизмом» он подразумевал совершенно невинный взгляд на мир, насколько он мог его себе представить. Мир враждебен не потому, что у него или кого-либо, кроме нас, есть своя повестка дня, а потому, что ему все равно, во что мы верим, на что надеемся. Признание и принятие этого ужасного факта никоим образом не должно означать «отрицание, более того, волю ни к чему». Скорее, он считал, что мы были бы счастливы узнать, что мир бесформен и бессмыслен, и это, среди прочего, приведет нас к тому, чтобы сказать «дионисийское да» миру как таковому, без исключений, привилегий и аргументов».

Виды нигилизма в современном обществе

После расцвета такого подхода к жизни в 19 веке к раскрытию этого феномена обратились мыслители 20 века — Мартин Хайдеггер, Герберт Маркузе, Николай Бердяев, Семен Франк, Альбер Камю.

«Всякое существо рождается без причины, происходит от слабости и умирает случайно».
Жан-Поль Сартр о сущности нигилизма

В настоящее время принято выделять несколько основных направлений нигилизма в зависимости от характера отрицаемых ценностей.

  1. Социальный нигилизм — широкое понятие, отрицание общественной морали, правил и стереотипов. Это явление потрясло Россию в эпоху перестройки, когда все, что утвердилось как ценность для советского общества, было отвергнуто и выброшено на свалку.
  2. Правовой нигилизм — это специфическая форма правосознания, когда принятые в государстве правовые нормы, его законодательная основа, отрицаются и не принимаются.

    Правовой нигилизм проявляется в ряде специфических форм:

    1. умышленное нарушение законов;
    2. антиправовые настроения в обществе, оправдание противоправного поведения;
    3. массовые нарушения прав и свобод человека;
    4. низкий авторитет судебных и правоохранительных органов.

    причины этого явления могут быть разными: деспотизм власти, угнетение (что это такое?), несовершенство законов и многое другое.

    Нож в спину

  3. Моральный или этический нигилизм. В его основе лежит невозможность решения центральной этической проблемы оправдания зла в мире, исходя из этого мораль (этика) не имеет смысла, нравственные ценности иллюзорны.
  4. Культурный нигилизм связан с концепцией контркультуры, возникшей на Западе в 1960-х и 1970-х годах. Контркультура отвергла и подвергла критике всю существующую массовую культуру, оставив право на существование только авангарду. «Культурный» нигилист — это хиппи.
  5. Юношеский или демонстративный нигилизм. Здесь рассматриваемое понятие входит в область психологии. Это возрастной этап становления личности, взращивания оригинальности, попытки демонстративно выделиться из «серой массы».
  6. Мереологический основан на понятии части и целого. Это скорее математическая или логическая концепция. Слово мереология было введено польским логиком Станиславом Лесневским, который пытался объяснить недостатки теории множеств и ввел ей в противовес теорию частей.Смысл его в том, что целого не существует, так как оно состоит из частей. Согласно этой логике, нет леса — есть отдельные деревья, нет стад коров, есть отдельные коровы и т д. Мереология активно используется в алгебраической лингвистике.
  7. Эпистемологический — собственно крайняя степень скептицизма, отрицающая познание действительности.
  8. Географический нигилизм — явление новое, он заключается в игнорировании влияния географических факторов на общество.

Соотношение понятий нигилизм и декаданс

Зрелый Ницше превращает французское слово «декаданс» (упадок, упадок) в философскую категорию. Тление для него есть не только тление, но прежде всего вырождение, истощение духовных сил. С точки зрения теории воли к власти декаданс есть постоянное ослабление der Wille zur Macht, не рост, а уменьшение силы и могущества (die Macht). Кроме того, для Ницше упадок, как и всякий упадок, старение, увядание, отпадение от отдельных частей, вполне естественен. Внешний вид декаданса также необходим. Как любое движение вперед в жизни; устранить ее не в наших силах… С чем нужно всеми силами бороться, так это с занесением инфекции в здоровые участки тела.

Итак, распад есть прежде всего ослабление индивидуальной воли человека и урезание силы и могущества. С этой точки зрения, по Ницше, декаданс является главной характеристикой нашего века по сравнению с XV веком. (Цезарь Борджиа, Макиавелли, Кондотьер, позднее Бенвенуто Челлини) и даже с XVII в. 19 век — время упадка. Последствия упадка: порок — эксцессы, болезнь — заболеваемость, преступление — преступление, целомудрие — бесплодие, истерия — ослабление воли; алкоголизм, пессимизм, анархизм, разврат – тоже духовные и т д

Одним из главных признаков упадка является духовное истощение и болезни. В эпоху упадка деятели культуры преимущественно декадентские (кроме Наполеона). Ницше щедро раздает декадентский титул почти каждому представителю культуры девятнадцатого века. Эта участь не миновала его бывших кумиров и наставников — Рихарда Вагнера и Артура Шопенгауэра. Только одного, своего любимого фаворита — Иоганна Вольфганга Гёте — Ницше никогда не посмеет назвать декадентом.

А нигилизм, нигилистическое движение как психологическое состояние души есть не что иное, как выражение декаданса. Но отношение между нигилизмом и декадентством — это не просто отношение между частью и целым. Нигилизм рвется, скачет и всячески стремится вырваться из узких рамок декаданса. Ницше выдвигает позицию активного и пассивного нигилизма, исходя из которой нигилизм может иметь двойное значение:

  1. Нигилизм как признак возрастающей силы есть активный нигилизм.
  2. Нигилизм как падение и упадок сил есть пассивный нигилизм.

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector