- Что такое мотивация?
- Факторы, определяющие уровень мотивации
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Частое заблуждение о мотивации
- Виды мотивации
- Применение мотивации
- Способы мотивации на практике
- Мотивация персонала
- Мотивация учащихся
- Теория иерархии Маслоу
- Влияние мотивации
- Классификация и возможности побуждения
- Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?
- Советы по поиску мотивации
- Подводные камни мотивации
- Теория ERG Альдерфера
- Современная теория Z Оучи
- Виды мотиваций и их отражение в психике
- Сферы применения понятия
- В психологии
- В менеджменте
- В экономике
- Основные характеристики
- Теории на основе специфической картины человека
- XY теория Макгрегора
- Теория Z Оучи
- История мотивации
- Инстинкты
- Побуждения и потребности
- Причины ослабления мотивации
- Конфликт интересов
- Личность
- Самосаботаж
- Неправильные цели
- Отсутствие постоянства
- Как работает мотивация: движение к цели
Что такое мотивация?
Мотивация – это процесс, который инициирует, контролирует и поддерживает целенаправленное поведение. Это то, что заставляет вас действовать. Например, вы пьете воду, чтобы утолить жажду, или читаете книгу, чтобы получить знания.
Мотивация включает в себя биологические, эмоциональные, социальные и когнитивные состояния, которые активируют поведение. В повседневной жизни термин «мотивация» часто используется для описания того, почему человек что-то делает. Это движущая сила человеческих действий.
Мотивация влияет не только на факторы, активизирующие поведение, но и на обстоятельства, направляющие и поддерживающие целенаправленные действия. В результате нам часто приходится делать выводы о том, почему люди делают определенные вещи, исходя из наблюдаемых моделей поведения.
Что на самом деле лежит в основе мотивов, ради которых мы действуем? Психологи предлагали различные теории мотивации, в том числе теорию влечений, теорию инстинктов, гуманистическую теорию (например, иерархию потребностей А. Маслоу). Реальность такова, что есть много разных обстоятельств, которые управляют нашими мотивами.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Сила мотивации складывается из составляющих ее факторов:
- внутренний мотив — потребность в действии, развитии, изменении образует причину движения Цель или желаемый объект (результат действия) — должен быть настолько значимым, чтобы воздействовать на мировоззрение, захватывать сознание и внимание.
- Возможности для удовлетворения потребностей — иногда их гораздо меньше, чем обстоятельств, которые необходимо преодолеть. Поэтому важна трезвая оценка сильных и слабых сторон.
- Умение планировать — план не обязательно должен быть на бумаге, а только в голове. Для совершения действия необходимо иметь знания, инструкции по его совершению. Недостаток знаний может быть причиной низкого уровня мотивации.
- Самообладание и реализация задуманного – зависит от того, чем вам придется пожертвовать для достижения цели. Неадекватное вознаграждение может разочаровать — поэтому мотивация всегда состоит из внутренних и внешних факторов.
Вектор приложения усилий, направленность — важно, что человека привлекают внешние стороны процесса или результата. Именно внутренний мотив — потребность в действии, развитии, изменении формирует причину движения.
Теория постановки целей Эдвина Локка
Главный вопрос в теории — каковы цели мотивации, что обуславливает их постановку? Автором довольно любопытных работ о человеческих поступках и мотивах этих поступков является американский психолог и философ Эдвин Локк. Многочасовые упорные исследования привели исследователя к очень интересным мыслям. Психолог внимательно изучил формы и методы мотивации, о которых ранее писали его предшественники. Обобщенная информация о влиянии внешних условий на цель.
Каковы этапы мотивации? Как человек ставит цель? Именно на эти вопросы психолог искал понятные ответы, в результате чего создал теорию целеполагания. Основная идея заключается в том, что поведение человека зависит от задач, которые он перед собой поставил. Индивидуум склонен переживать, переживать эмоциональные взлеты и падения. Любая смена настроения неизбежно отразится на его целях.
Мотивация и мотивы совершаемых действий зависят друг от друга. Выбранный человеком план задач всегда должен приводить его к приятному результату. Используя концепцию Э. Локка, руководитель может поднять уровень активности в коллективе. Достаточно знать несколько основных принципов. Самое главное – поставить перед собой четкую и достижимую цель. Не изобретайте что-то невообразимо сложное и не пытайтесь как-то воплотить это в жизнь. В то же время сотрудникам придется много работать для достижения результата. Как правило, в задачах средней и высокой сложности люди стремятся проявить все свои способности, раскрыть, возможно, скрытый потенциал. Дополнительным плюсом в этой ситуации является возможность объединить людей в команду, общая цель позволяет забыть о разногласиях и начать работать сплоченной командой.
Сотрудники должны быть в курсе всех успехов и прогресса в общем деле. Необоснованная скрытность и неудовлетворенность работой могут привести к огромному краху. При этом приветствуется, если сотрудники начинают активно делиться и реализовывать свои идеи. В большинстве случаев именно такие мысли способствуют повышению качества работы, так как появляются благоприятные условия. Кому, как не рабочему, знать, что ему нужно для успешной профессиональной деятельности? Может быть, вам нужно купить новое оборудование для завода или сделать ремонт в офисе? В этом случае важную роль играет повышение мотивации, которое происходит за счет взаимопонимания коллег.
Если цели сотрудников и начальства расходятся, следует достичь общего согласия. Главная задача руководителя – услышать возмущение людей и по возможности разрешить возникшие споры и разногласия. При этом начальник должен вознаграждать работника за качественную работу. Это могут быть как материальные средства, так и обычная похвала. Самое главное – понять, в какой ситуации по отношению к сотруднику следует применять положительные санкции.
Частое заблуждение о мотивации
Одно из самых удивительных свойств мотивации состоит в том, что она часто возникает после совершения новых действий, а не предшествует им.
Люди часто ошибочно полагают, что мотивация исходит из пассивного просмотра мотивационного видео или чтения вдохновляющей книги. Однако активное вдохновение является гораздо более сильным мотиватором.
Чаще всего мотивация является результатом действия, а не его причиной. Первый шаг в новом деле — это форма активного вдохновения, дающая импульсы для дальнейших действий.
Объекты в движении имеют тенденцию оставаться в движении. Объекты в состоянии покоя имеют тенденцию оставаться в покое.
Первый закон Ньютона
Таким образом, как только вы оттолкнулись от состояния бездействия, вам гораздо легче продолжать двигаться вперед.
Почти все трудности в решении любой задачи находятся в самом начале. Но как только вы уже начали, прогресс происходит более естественно.
Другими словами, часто бывает легче выполнить задачу, чем приступить к ней. Поэтому одним из ключей к мотивации является упрощение начальной фазы.
Нет ни начала, ни конца. Просто действие.
Цитата из фильма «Мирный воин», 2006 г
Виды мотивации
Мотивацию обычно делят на внешнюю и внутреннюю.
- Внешняя мотивация — это то, что происходит извне вокруг человека и часто связано с наградами, включая призы, деньги, общественное признание или похвалу.
- Внутренняя мотивация — это то, что происходит внутри человека, например решение сложного кроссворда исключительно для личного удовлетворения от решения проблемы.
Применение мотивации
Есть много разных применений мотивации. Она служит руководящим принципом для всего человеческого поведения. Понимание того, как работает мотивация, а также какие факторы могут на нее влиять, важно по ряду причин.
понимание мотивации может:
- помочь улучшить производительность людей при работе над достижением целей;
- помочь людям начать;
- побуждать людей вести здоровый образ жизни;
- помогать людям избегать нездорового или неадекватного поведения, в том числе склонности к риску и зависимости;
- помогая людям лучше контролировать свою жизнь;
- улучшить общее самочувствие и помочь вам стать счастливее.
Способы мотивации на практике
Существует множество способов мотивации, и все они отличаются друг от друга.
Мотивация персонала
Социальная мотивация – это система моральных, материальных и профессиональных стимулов работника.
Она направлена на повышение активности и производительности труда работника. Используемые для этого меры могут зависеть от различных условий:
- системы мотивации в компании;
- функции управления бизнесом;
- сфера его деятельности;
- количество персонала;
- стиль управления и др.
Методы мотивации делятся на 3 группы:
- экономический (материальный);
- организационно-распорядительный (в соответствии с регламентом);
- социально-психологический (следует социальным интересам).
Наиболее эффективным является метод кнута и пряника, который практикуют многие компании.
Мотивация учащихся
Для студентов и школьников это тоже важно, так как способствует хорошей учебе. Он позволяет ставить долгосрочные цели, выбирать стратегию поведения и достигать высоких результатов.
Мотивация у детей и молодежи редко возникает произвольно. В связи с этим психологи и педагоги разработали различные методики побуждения мотивации. Они дают возможность безопасно развиваться, учиться и узнавать новое. Эти методы включают в себя:
- привлечь внимание (интересный опыт и факты, сравнения, истории из жизни);
- испытывать эмоции при подаче материалов в связи с их объемом и ценностью;
- проводить сравнения между научными исследованиями и жизненным опытом;
- создать атмосферу научной дискуссии, познавательной дискуссии;
- радостный опыт достижения;
- придать информации эффект новизны;
- приравнять учебные материалы к разряду достижений, их актуализации;
- использование положительной и отрицательной мотивации;
- формирование социальных мотивов (стремление приобрести авторитетное мнение, внести свой вклад в развитие).
Теория иерархии Маслоу
Как найти мотивацию? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь некоторые знания. Чтобы сложить воедино множество представлений о врожденных потребностях, американскому психологу пришлось провести тщательный анализ характера человека, его изменений в зависимости от изменения цели, изучить типы мотивации. Основными положениями этой концепции являются:
- у человека всегда есть потребность в чем-то, это не зависит от пола и возраста;
- сильно выраженные потребности, которые индивид испытывает в определенных ситуациях, группы могут объединяться;
- расположение этих групп строится по иерархическому принципу;
- человек совершает действия из-за неудовлетворенных потребностей;
- через некоторое время у человека снова появляется неудовлетворенность, он хочет получить больше;
- в нормальном состоянии человек испытывает несколько потребностей, они могут быть взаимосвязаны;
- сначала удовлетворяются потребности внизу пирамиды Маслоу, затем начинают действовать верхние потребности;
- человек способен найти большее количество способов удовлетворения высоких потребностей, чем низких.
Позже американский психолог Абрахам Маслоу добавил к пирамиде несколько важных компонентов. В своей работе «О психологии бытия» автор выявил потребности роста, которые оказались трудно поддающимися описанию. В этой книге собраны такие интересные качества, как совершенство, стремление быть выше других, справедливость, ответственность, красота, доброта, полнота. Автор подробно описал формы мотивации.
Маслоу считает, что во многих случаях именно потребность в росте является наиболее сильным мотивом для достижения целей. Каждый человек может проверить подлинность этих слов для себя. Достаточно выписать самые важные потребности, расположить их по иерархическому принципу: внизу — то, что удовлетворяется в первую очередь, вверху — то, ради чего придется потрудиться.
По Маслоу, лишь 2% населения достигает стадии самореализации, остальные же вынуждены постоянно стремиться к совершенству. Мотивация к действию появляется у многих только в критических ситуациях.
Читайте также: Лучшие книги по йоге для начинающих: топ-10
Влияние мотивации
Любой человек, у которого была цель, например желание сбросить несколько килограммов или пробежать марафон, наверняка сразу понимает, что одного желания чего-то добиться может быть недостаточно. Достижение цели требует настойчивости и способности преодолевать препятствия, чтобы продолжать двигаться вперед, несмотря на трудности.
Существуют три основных компонента мотивации: активация, настойчивость и интенсивность.
- Активация включает в себя фактическое решение начать поведение, например, записаться на занятия по психологии.
- Настойчивость – это постоянное стремление к цели, даже перед лицом препятствий. Примером настойчивости может быть прохождение дополнительных курсов по психологии, чтобы получить степень, даже если это требует значительных затрат времени, энергии и ресурсов.
- Интенсивность заключается в концентрации и энергии, которые способствуют достижению цели. Например, один студент может прилагать мало усилий, в то время как другой регулярно учится, участвует в дискуссиях и использует возможности для проведения исследований за пределами учебного заведения. Первому ученику не хватает интенсивности, а второй с гораздо большей интенсивностью преследует свои образовательные цели.
Классификация и возможности побуждения
Зачем нужна мотивация, как она влияет на человека? На основании общих признаков мотивацию можно разделить на 4 большие группы, играющие ключевую роль на протяжении всего процесса.
Во-первых, это базовые группы. Классификация мотивации в этом случае будет следующей:
- материальные (стремление к достатку, роскоши, безопасности);
- рабочая сила (стремление заработать повышение на работе, получить положительные санкции в виде премии или приза);
- статус (необходимость смены должности, смены карьеры, перемены в личной жизни);
- духовное (мысли о достижении внутренней устойчивости, изучение важной детали, еще не описанной).
Именно они отвечают за первоначальное появление желания достичь желаемого результата. Они сохраняются на протяжении всего процесса, при этом их можно изменить или заменить. В ряде случаев они могут служить причиной прекращения мотивации. Например, когда есть более простой и менее затратный вариант, который вынуждает вас отказаться от задуманного ранее плана.
Вторая группа — способы достижения цели:
- нормативные (внушение, убеждение, информирование);
- принуждение (оскорбления, угрозы, угрозы, давление);
- стимулирующие (предоставление реальных льгот и условий, заключение письменных и устных договоров).
Влиять на выбор агентов, которые будут использоваться во время индукции. В частых случаях они комбинируются и используются в определенных ситуациях. Материальные блага также используются для эффективного действия. Умение убедить/надавить на собеседника позволяет добиться положительного результата во многих случаях, но любой успех необходимо закрепить.
Третья группа – причины ее возникновения. Классификация:
- внутренний (появляется во время психического или физического процесса, когда человек решает проблему, формирует мотивы);
- внешние (источники внешнего воздействия, такие как заработная плата или заказы).
Сильная мотивация возможна только при наличии внутренних и внешних источников. В тот момент, когда вы хотите прекратить выполнение шагов для достижения цели, человек неосознанно начинает вспоминать другие причины, которые еще больше побуждают его работать еще усерднее.
Четвертая группа ориентирована на достижение результатов:
- положительные (поощрения, награды, похвалы);
- негативные (наказания, штрафы, публичная критика).
На самом деле бывают случаи, когда человек стремится добиться одного результата, а в итоге получает совсем другой. Ошибка заключается в выборе направления мотивации. Общее описание мотивации подскажет, как действовать дальше.
Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?
Одна сторона мотивации поддерживает другую. Похвала, благодарность или отзыв клиента вызывают чувство профессионализма, компетентности, что повышает внутреннюю мотивацию. Затем, за одобрением извне, вы хотите повысить свои навыки, работоспособность и развить себя как личность. Это любовь к работе, вдохновение к деятельности.
Связь внутреннего и внешнего проявляется в виде мотивации, выражающей стремление к успеху, популярности, признанию значимости, преодолению и самопреодолению (совершенствованию), призванию. Эти типы представлены в виде лестницы саморазвития человека. Они показывают, как сосредоточенность на внешнем успехе создает людей, довольных тем, что они делают.
Советы по поиску мотивации
Всем людям трудно поддерживать мотивацию и силу воли. Иногда вы можете чувствовать возбуждение и сильное стремление к достижению своих целей, но затем вас внезапно одолевают безразличие и неуверенность в том, чего вы хотите и как этого достичь.
Даже если ваша мотивация низка, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы двигаться вперед. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы повысить свою мотивацию:
- измените свои цели, чтобы сосредоточиться на вещах, которые действительно важны для вас;
- если вы беретесь за что-то слишком большое или слишком сложное, разбейте его на более мелкие шаги и постарайтесь сначала сосредоточиться на выполнении первого шага, который поможет вам прогрессировать;
- повысить свою уверенность;
- напоминайте себе о том, чего вы достигли в прошлом и в чем ваши сильные стороны;
- если есть вещи, в которых вы чувствуете себя неуверенно, постарайтесь улучшить их, чтобы начать считать себя более опытным и способным.
Подводные камни мотивации
Есть несколько вещей, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут повредить вашей мотивации. Вот некоторые из них.
- Быстрые решения и мышление по принципу «все или ничего». Легко чувствовать себя немотивированным, если вы не исправите что-то сразу или не сделаете все сразу. Напоминайте себе, что для достижения ваших целей требуется время.
- Руководящий принцип «один размер подходит всем». То, что определенный подход или метод сработали для кого-то другого, не означает, что они сработают и для вас. Если это не помогает вам достичь ваших целей или заставляет вас чувствовать себя немотивированным, поищите что-то другое, что работает для вас.
Теория ERG Альдерфера
Американский психолог Клейтон Пол Альдерфер долгое время изучал мотивационные методы, он пришел к выводу, что все потребности и желания человека можно объединить в 3 большие группы. Потребности зависят от следующих факторов:
- стремление к существованию (обусловленное физиологическими потребностями);
- наличие связей (важную роль играет социальная сфера, место человека в обществе, его семья, родственники и друзья);
- стремление к росту (самовыражение и желание меняться как внешне, так и внутренне, происходит повышение мотивации).
Если в теории Маслоу работает принцип иерархии, то Альдерфер считает, что потребности направлены в обе стороны. Его определение мотивации таково: динамическая система, которая может двигаться как вверх, так и вниз. Например, человеку удалось выполнить желание высшего уровня, затем активизируется и усиливается потребность в удовлетворении задач более низкого уровня, и наоборот.
Для наглядности можно провести небольшой эксперимент. Также стоит заполнить пирамиду Маслоу и учесть верхний и нижний уровни. Если будет движение снизу вверх, это будет самоуспокоенность человека. Если шаг сверху вниз, то это фрустрация (поражение). Чтобы вернуться к процессу удовлетворения, нужно будет только выполнить ключевое задание из нарисованной пирамиды, начиная с конца и продвигаясь вверх.
Современная теория Z Оучи
Концепция мотивации различна в культурах многих людей. Японские эксперименты в области психологии и медицины привели гениального американского психолога Уильяма Оучи к созданию собственной модели Z. Закладывается принцип коллективизма, когда человек представляется не как отдельный элемент, а как важная часть целого механизма. А если он откажется от своей работы, то весь агрегат сразу рухнет.
Чтобы применить Теорию Z, нужно понимать, что большинству сотрудников нравится работать в команде, а не решать сложные задачи в одиночку. Кроме того, сотрудники твердо уверены, что работодатель позаботится о них, а они в свою очередь качественно выполнят свою работу. Model Z будет активно развиваться, если компания пойдет навстречу пожеланиям сотрудников. Руководитель должен давать сотрудникам возможность повышать свою квалификацию, чтобы продвигаться по карьерной лестнице.
Взаимопонимание и взаимная отдача – главные принципы мотивации, залог успешного бизнеса и отличный инструмент мотивации сотрудников. Сотрудники, заинтересованные в повышении заработной платы, получении орденов и значков, премировании и смене должностей, укрепят позиции компании и поднимут ее на лидирующие позиции.
Применимы в данном случае методы мотивации, воздействующие на сотрудников, учащихся и самого человека. Во всех случаях необходимо ориентироваться на материальные стимулы и соблюдение моральных норм. Так, например, студенты получают стипендию за успешную учебу, а сотрудники за качественно выполненную работу в срок. А вот с самомотивацией дело обстоит несколько сложнее. Всегда сложно начать, а именно найти причину, на которую будут направлены все усилия. Тем не менее, именно собственное желание может коренным образом изменить не только жизнь, но и самого человека.
Виды мотиваций и их отражение в психике
упоминать определенное количество видов было бы почти нереально. Любой человек может найти что-то новое, то, что коренным образом изменит его представления и жизнь. Виды мотивации в психологии всегда активно обсуждались среди специалистов. Многочисленные теории философов опубликованы во многих учебниках. Каковы мотивы?
Внешняя мотивация – не зависит от желания человека, возникает при участии посторонних или явлений, трудно поддается контролю.
Внутренняя мотивация – это духовное стремление к достижению результата с четким пониманием того, что для этого нужно, какие средства потребуются.
Устойчивая мотивация напрямую связана с биологическими потребностями человека, например стремлением найти воду или пищу, обустроить жилье, создать семью.
Нестабильная мотивация – требует постоянного наблюдения за другим человеком. Это может быть импульсом к ведению здорового образа жизни, отказу от курения и употребления алкоголя.
Индивидуальная правильная мотивация – влияет на конкретного человека, при этом может воздействовать и на ближайшее окружение. Например, жажда, поддержание благоприятной температуры тела.
Групповая сильная мотивация – объединяет людей в группу, стремящихся к достижению одной цели: найти работу, выйти замуж/выйти замуж.
Мотивация познавательного достижения проявляется в исследовательской деятельности, когда человек стремится изучить новый объект, используя собственные знания.
Существует также бессознательная мотивация, виды мотивации при этом отличаются от обычных. Так у человека возникает необъяснимое желание добиться своей цели, при этом он не может назвать причину, вызвавшую такое чувство.
Классификация мотивационных методов индивидуальна для каждой теории. Рекомендуется изучить данную тему, используя работы американских исследователей в области психосоматики.
Понятие и виды мотивации выведены на основе поведения человека с учетом его индивидуальных особенностей.
Сферы применения понятия
Мотивация — понятие широкое, но в целом оно отражает причины человеческого поведения. В различных научных областях человек является объектом исследования различных направлений. Поэтому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии это носитель сознания; в экономике это субъект экономической деятельности с потребностью; а в управлении находится сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности школьников и студентов. Термин используется в маркетинге, когда человек с потребностями, мотивами и оценками принимает решение о покупке товара.
В психологии
Психология ищет ответы на два вопроса:
- Чем поведение человека отличается от поведения животных?
- Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания и управления деятельностью?
Поэтому в самом широком смысле слова мотивация включает в себя:
- психологические и физиологические особенности человека;
- факторы внешней среды, влияющие на поведение.
В узком смысле слова это психологические изменения, которые формируют, контролируют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек действовал именно так, а не иначе в той или иной ситуации. Почему? Для чего? За что?
Психология мотивации изучает три аспекта:
- биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением основных потребностей;
- поведенческие или непсихологические раздражители из внутренней и внешней среды — условные рефлексы;
- психологические — учитываются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние раздражители, социальные факторы, гуманистические — человеческое сознание).
Существуют различные отрасли психологии, изучающие аспекты поведения.
В менеджменте
В менеджменте мотивация – это процесс побуждения одного или нескольких человек к деятельности, направленной на достижение целей компании. Это способ эффективно выполнять работу.
Виды мотивации, оцениваемые в менеджменте, основаны на структурировании потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно различаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, общества. Макклелланд ввел следующие типы потребностей: власть, успех и принадлежность. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребностей в процессе работы. Условия труда, оплата труда, отношения в коллективе — гигиенические факторы — которые могут вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет чувство успеха в карьерном росте, расширение возможностей, признание со стороны коллег и начальства.
Согласно теории ожидания, мотивация возникает, если человек уверен, что его усилия помогут достичь цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сравнивает сумму вознаграждения и усилий. Мотивация возникает, когда работа переоценивается, и это дает стимул прилагать больше усилий.
В экономике
Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. У каждого человека есть повседневные интересы, которые также влияют на поведение на работе и отношение к работе.
Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение работать для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человека, выбор деятельности, накопление знаний и умений для достижения целей. Мотивация – это совокупность связанных мотивов.
В экономике выделяют мотивирующее ядро: мотивы призвания, безопасности и престижа — самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этими мотивами влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.
Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные поощрения — почетный совет, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.
Основные характеристики
Феномен мотивации можно описать с помощью следующих характеристик:
- Вектор направления.
- Организация, последовательность действий.
- Устойчивость выбранных целей.
- Напористость, активность.
По этим параметрам изучается мотивация каждого человека, что важно, например, в школе. Эти качества имеют большое значение при выборе профессии. Например, менеджер по продажам должен быть постоянно нацелен на получение высоких доходов и проявлять инициативу в достижении цели.
Теории на основе специфической картины человека
Есть 2 концепции, основанные на конкретном образе человека: «Теория X и Y» МакГрегора и «Теория Z» Оучи. Они описывают виды трудовой мотивации.
XY теория Макгрегора
Это 2 теории, где автор сравнивает стимулы работника и поведение руководства компании с 2-х сторон.
Теория X утверждает, что:
- люди от природы ленивы и используют любую возможность, чтобы откладывать дела на потом;
- человек стремится избежать ответственности, поэтому идет к наемным работникам;
- он придерживается таких принципов, как стабильность и безопасность;
- отбрасывает амбиции как балласт;
- полный контроль, давление и угроза наказания подталкивают человека к более эффективной работе.
Согласно теории Y:
- работа является неотъемлемой частью жизни человека;
- хорошие условия труда способствуют развитию ответственности и контроля за своими действиями;
- творческий и интеллектуальный потенциал используется не полностью;
- после достижения цели человек получает поощрение.
Это 2 диаметрально противоположные теории, имеющие право на жизнь.
Теория Z Оучи
Помимо двух предыдущих теорий, американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу были положены коллективные принципы мотивации, согласно которым ценности компании должны влиять на мотивацию сотрудников:
- совпадение целей сотрудника и компании;
- правильная организация работы;
- приверженность команде и общим целям;
- солидарность;
- самоуверенность.
Преимущества этой теории:
- Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
- Наличие руководителей в компании, их позитивное общение с подчиненными.
- Организация производственного обучения.
- Предоставляет возможности роста.
Недостатки теории:
- Слишком высокие требования к соискателям.
- Соблюдение установленных устоев, патриархат.
- Медленное продвижение.
История мотивации
Что на самом деле побуждает нас действовать? На протяжении всей истории психологи предлагали различные теории для объяснения того, что движет человеческим поведением. Ниже приведены некоторые из наиболее важных теорий мотивации.
Инстинкты
Инстинктивная теория мотивации предполагает, что поведение управляется инстинктами, которые считаются установившимися и врожденными моделями поведения. Психологи, включая Уильяма Джеймса, Зигмунда Фрейда и Уильяма Макдугалла, предложили ряд основных человеческих побуждений, которые мотивируют поведение. Они могут включать биологические инстинкты, такие как страх, чистота и любовь, необходимые для выживания организма.
Побуждения и потребности
Многие ваши действия, такие как еда, питье и сон, обусловлены биологией. У вас есть биологическая потребность в еде, воде и сне. Таким образом, вы мотивированы есть, пить и спать. Теория влечений предполагает, что у всех людей есть основные биологические влечения и что поведение мотивировано потребностью их удовлетворить.
Причины ослабления мотивации
Даже если у человека есть мотивация к какой-то деятельности, она может ослабнуть или исчезнуть совсем. Давайте разберемся в причинах таких процессов.
Конфликт интересов
Такая ситуация возникает, когда внешняя мотивация сталкивается с внутренней мотивацией. Бывает, что человек под давлением внешних обстоятельств забывает о собственных потребностях, то есть хочет делать одно, а вынужден делать другое. Естественно, это отрицательно сказывается на настроении и желании что-то делать.
Необходимо помнить, что давление на человека в разумных пределах оказывает благотворное влияние. Иногда нам очень не хватает дисциплины «пинком» от близких и друзей. Но если это давление вызывает страх, гнев, стресс, печаль, рано или поздно мотивация к деятельности сходит на нет.
Личность
Для человека как личности чрезвычайно важно общественное признание его деятельности. Он хочет получить за это награду: похвалу, признание, почет и т д. Если этого не происходит и достижение остается незамеченным, то человеку очень трудно мотивировать себя на новые начинания.
С другой стороны, мы знаем немало примеров того, как очень успешные люди (в экономике, например, Генри Форд, Ричард Брэнсон, Илон Маск и др.) терпели неудачу за неудачей, становились темой для разговоров и объектом насмешек. Но они смогли преодолеть такую реакцию общества, не потеряли желание действовать и проложили путь к успеху. Отсюда важность самомотивации, она должна быть сильнее социальной.
Самосаботаж
Если самомотивация слабая, возникает самосаботаж. Лес Браун писал: «В жизни можно выиграть только одну битву, и это битва с самим собой».
Часто цели, поставленные перед человеком, вполне реальны и достижимы. Но ему трудно побороть лень, пересилить себя и внутренне решиться на какие-то перемены, поэтому он начинает убеждать себя в недостижимости цели, ищет себе оправдания. Чаще всего это происходит неосознанно.
Неправильные цели
Если поставленная цель недостаточна, очень легко потерять стимул к ее достижению. Каковы причины постановки неправильных целей? Плохая оценка своих способностей и своих слабостей.
Если у человека высокая самооценка, то он слишком высоко поднимает планку. Тогда неудача неизбежна, и справиться с неудачей психологически будет очень сложно. И наоборот, человек может ставить очень простые цели, поэтому интерес к их достижению очень быстро иссякает. Только реалистичная самооценка (здесь может пригодиться статья Как повысить уверенность в себе) позволяет ставить достаточные цели и не терять мотивацию к их достижению.
Отсутствие постоянства
Путь к достижению цели никогда не бывает абсолютно гладким, трудности и трудности неизбежны. Могут быть как технические ошибки, так и непризнание со стороны общества. И человек должен быть к этому психологически готов.
Постоянство и настойчивость в достижении целей следует воспитывать с раннего детства, иначе во взрослом возрасте человек будет терять мотивацию к деятельности при малейших затруднениях.
Как работает мотивация: движение к цели
Основными мотиваторами, толкающими человека к действию, являются желание чего-то добиться и страх что-то потерять. К первому можно отнести всю деятельность, направленную на различные достижения (покупка, поиск, победа), а ко второму — стремление избежать потерь (времени, финансов, возможностей).
Все остальные являются производными от этих двух факторов. Все свои действия совершает человек из-за одного из этих побуждений.
Для одного посещение спортзала с большим количеством людей является положительным моментом, потому что это возможность для общения, а для другого отрицательным, потому что большое количество людей доставляет ему дискомфорт.