- Понятие
- Побочные эффекты многозадачности
- Многозадачные люди легче теряют концентрацию
- Многозадачность замедляет работу и отнимает силы
- Многозадачность приводит к ошибкам
- Многозадачность прерывает рабочий процесс
- Многозадачность вредит здоровью
- Многозадачность влияет на IQ
- Многозадачность и когнитивные функции
- Наглядные примеры
- Правда: многозадачность вредна для вашего мозга
- Многозадачность съедает до 40 % рабочего времени
Понятие
Многозадачностью (от англ multitasking) называют способность выполнять несколько задач одновременно, быстро переключаясь с одной задачи на другую.
Понятие многозадачности перекочевало в нашу жизнь из мира компьютеров. Термин начал использоваться в 1960-х годах, когда появились первые операционные системы IBM.
Многозадачность означает способность операционной системы допускать параллельную, точнее псевдопараллельную, обработку нескольких задач. Фактически, он может обрабатывать только одну задачу за раз. Однако из-за очень быстрого переключения между несколькими задачами кажется, что выполнение происходит одновременно.
Слава Юлия Цезаря, который, по распространенному мнению, умел писать, диктовать и слушать одновременно, способствовала теории полезности многозадачности. Согласитесь, иметь в штате таких сотрудников очень удобно. Кто-то, кто может одновременно выполнять свои обязанности, отвечать на звонки, писать электронные письма и делать еще несколько вещей.
Побочные эффекты многозадачности
Многозадачность оказывает долгосрочное пагубное влияние на здоровье, самочувствие и производительность:
Многозадачные люди легче теряют концентрацию
Невозможно сосредоточиться на двух вещах одновременно! По этой причине запрещено разговаривать по телефону за рулем. В результате многозадачные люди рискуют забыть или упустить важную информацию. Работа в этом режиме с течением времени также снижает концентрацию и делает ум более восприимчивым к отвлечениям.
Многозадачность замедляет работу и отнимает силы
делать все везде и сразу не равно эффективности, но равно пустой трате времени и энергии. При переключении между разными задачами количество потерянного времени зависит от различных факторов и может варьироваться от секунд до часов.
По словам психолога Джеральда Вайнберга:
- Сосредоточение внимания на одной задаче = 100% доступного продуктивного времени.
- Переключение между двумя задачами одновременно = 40% продуктивного времени для каждой задачи и 20% потерь времени на переключение контекста.
- Переключение между тремя задачами одновременно = 20 % продуктивного времени для каждой задачи и 40 % потерь времени на переключение контекста.
Многозадачность приводит к ошибкам
Исследование Марти-Дага показало, что многозадачность, особенно из-за переключения на телефоны во время работы, приводит к блужданию ума. Мозг отвлекается на мысли, не связанные с поставленной задачей. Это приводит к более частым ошибкам. Эффект не так заметен, когда мы делаем простые вещи, например, складываем белье во время просмотра телевизора. Но когда ставки выше, а деятельность более сложная, многозадачность может навредить ей.
Многозадачность прерывает рабочий процесс
Вы, наверное, слышали о состоянии «потока». О нем часто говорят успешные люди, в том числе писатели, художники, музыканты. Это не особое условие. «Поток» — это состояние полного сосредоточения на одном выполняемом действии. Многозадачность противоположна потоку, и в результате многозадачность менее продуктивна.
Многозадачность вредит здоровью
переключение внимания приводит к депрессии и социальной тревожности. У тех, кто регулярно занимается несколькими делами, наблюдается уменьшение количества серого вещества в мозгу, особенно в областях, отвечающих за когнитивный контроль, мотивацию и эмоции. Такие люди чаще испытывают психологические проблемы, такие как депрессия.
Кроме того, у тех, кто постоянно работает в режиме многозадачности, хуже рабочая и долговременная память, поэтому их способность удерживать информацию со временем также снижается. Поскольку для многих задач требуется надежная память, многозадачники могут оказаться в невыгодном положении по сравнению со своими более сосредоточенными коллегами.
Многозадачность влияет на IQ
Исследование Лондонского университета показало, что участники, которые выполняли параллельные задачи при выполнении когнитивных задач, имели более низкий показатель IQ. У некоторых мужчин IQ снизился на 15 баллов, оставив их на уровне среднего IQ 8-летнего ребенка.
Многозадачность и когнитивные функции
Когнитивные функции отвечают за многозадачность. Они контролируют весь познавательный процесс и определяют порядок выполнения тех или иных задач.
Познавательный процесс имеет 2 стадии:
- изменение цели: решение выполнить следующую задачу вместо предыдущей.
- переключатель роли: переключиться с предыдущих правил на правила для новой задачи.
Весь процесс обычно занимает десятые доли секунды, то есть практически незаметен. Но эта функция определенно замедляется, когда люди достаточно долго существуют в режиме туда и обратно. Большинство ошибок, которые делает мозг в этом режиме работы, практически незаметны. Может быть, они настолько незначительны, что люди их даже не замечают.
Это не так важно, если, например, человек одновременно гладит одежду и смотрит телевизор. Но в ситуации, когда важна безопасность или скорость принятия решений, например, вождение в плотном потоке, нехватка времени на размышления может иметь решающее значение.
Слишком много многозадачности особенно вредно для подростков. В частности, в этом возрасте формируются важные нейронные связи в головном мозге. И постоянное переключение внимания с одной информации на другую негативно сказывается на формировании этих связей.
Многозадачность уменьшает память. Каждая задача, которую выполняет человек, отнимает часть его умственной энергии. Вот почему многозадачность порождает прогулы. При постоянном переключении между падежами целостность восприятия теряется.
Наглядные примеры
Способность к многозадачности — не такой полезный и ценный навык, как кажется на первый взгляд. Исследования показывают, что многозадачность вредит способности человека работать.
Мы далеки от роботов, поэтому продуктивность работы во многом зависит от умения концентрироваться на одной задаче. Цепочку дел выполняем последовательно, заканчивая одно и начиная другое. По мере достижения целей растет мотивация и желание добиться больших успехов, поэтому экономится время.
Кажется, что если браться за два дела одновременно, время на выполнение задач должно сократиться вдвое. Но в подавляющем большинстве случаев потребуется вдвое больше усилий, чтобы сконцентрироваться и, следовательно, переключиться. И шансы на успешную реализацию будут снижены.
Например, вам нужно расставить 10 тарелок на столе, полить цветы на подоконнике в 10 вазах и разослать 10 смс-приглашений. Включаем режим многозадачности — это значит, что делаем все сразу, перескакивая с одной задачи на другую. Мы поставили 3 тарелки, поменяли и полили 3 цветочные вазы, а потом или одновременно с поливом отправили 3 СМС. Вернулись к тарелкам, за ними вазы и снова сообщения. А потом по кругу. Простые задачи, но выполняя их все сразу, будет накапливаться усталость, все больше и больше времени будет потрачено.
При этом в середине всего действия включатся побочные эффекты многозадачности: вместо отправки СМС, возможно, по какой-то причине телефон будет залит водой или диск будет помещен на подоконнике, а не на столе.
Логично, что если выполнять одни и те же простые задачи по порядку: сначала мыть посуду, потом поливать и, наконец, отправлять сообщения, дело пойдет быстрее и мозг не будет перегружен суетливыми метаниями.
Усложним нагрузку, а точнее приблизим ее к реальности. Задача, например, написать доклад или сделать презентацию. При этом сотрудник проверяет новые сообщения в одноклассниках или ВК, отвечает на СМС или просьбы коллег помочь в «срочном» вопросе. В 99% случаев при работе в таком многозадачном режиме будет замечено, что большая часть времени уходит на переключение внимания с одного дела на другое, исчез рабочий настрой, накопилась усталость, и всего 10-15% основная работа выполнена%.
Логичный вывод: чем больше человек отвлекается, тем сложнее ему снова сосредоточиться на работе. Гаджеты, учетные записи в социальных сетях, электронная почта и многое другое тратят время и силы, которые можно было бы лучше потратить на что-то стоящее.
В современном мире сильно преувеличено значение общения – это представление кажется устаревшим в наше время. Но если вам нужно выполнить задание максимально эффективно и быстро, следует отключить все раздражители. Это поможет вам сосредоточиться на поставленной задаче и завершить начатое.
Читайте также: Сентиментальность, что это такое простыми словами у мужчин и женщин
Правда: многозадачность вредна для вашего мозга
В сегодняшнем занятом мире многозадачность стала слишком распространенной, но как постоянное переключение и стимуляция информации влияет на развитие ума?
Ученый из Стэнфордского университета Клиффорд Насс обнаружил, что люди, считавшиеся гуру многозадачности, на самом деле хуже справлялись с выделением нужной информации из потока несущественных деталей и были менее ментально организованы. Однако, что еще более тревожно, люди, склонные к многозадачности, показали аналогичные отрицательные результаты, даже если они не выполняли многозадачность одновременно. То есть потенциально негативное влияние многозадачности на мозг может быть постоянным.
«Даже когда мы не просили этих людей работать в режиме многозадачности, их когнитивные процессы были нарушены. Как правило, они хуже справляются не только с типом мышления, необходимым для многозадачности, но и с тем, что мы обычно называем глубоким мышлением», — сказал Насс в исследовании интервью NPR в 2009 году.
Хотите жить в гармонии со своим телом и не чувствовать себя совой в мире жаворонков? Как это сделать, мы расскажем в практическом курсе по биохакингу.
Специалисты также предполагают, что хронически тяжелая многозадачность наиболее негативно сказывается на молодежи, так как именно в этом возрасте мозг занят формированием важных нейронных связей. Рассеивание внимания и постоянное отвлечение на многочисленные потоки информации могут оказать серьезное, длительное и разрушительное воздействие на мозг подростка. К сожалению, и для мужчин: многозадачность может снизить их IQ в среднем на 15 баллов, что, по сути, делает их средним когнитивным эквивалентом восьмилетнего ребенка.
Наконец, МРТ-сканирование показало, что испытуемые, подвергающиеся многозадачности в медиа (т е одновременно потребляющие несколько потоков информации и постоянно переключающиеся между лентами новостей, электронной почтой, мессенджерами и обратно), демонстрируют меньшую плотность мозга в передней поясной коре — области, связанной с эмпатия и эмоциональный контроль.
Пока до конца не выяснено, является ли многозадачность причиной этого эффекта, или уже имеющееся повреждение мозга приводит к формированию привычки делать несколько дел одновременно. Хорошая новость заключается в том, что уже имеющиеся данные свидетельствуют о том, что люди, отказавшиеся от многозадачности, могут улучшить свои умственные способности. По крайней мере, так считает уже упоминавшийся выше исследователь Насс. По его мнению, чтобы уменьшить общий негативный эффект от многозадачности, достаточно ограничить количество дел, которые вы делаете одновременно, двумя. В качестве альтернативы можно также порекомендовать «правило 20 минут». Вместо того чтобы постоянно переключаться с одной задачи на другую, постарайтесь посвятить все свое внимание одной задаче в течение 20 минут и только потом переходите к следующей задаче.
В общем, многозадачность — это определенно не навык, который можно с гордостью добавить в резюме, а вредная привычка, от которой нужно избавиться.
Многозадачность съедает до 40 % рабочего времени
Социологи и психологи изучают эту тему более 20 лет. Мы собрали для вас некоторые из самых интересных исследований о вреде, который многозадачность может нанести когнитивным способностям.
Производительность многозадачных приложений в целом хуже. К такому печальному выводу пришли несколько исследователей из Стэнфордского университета. Они протестировали 100 студентов (так называемых медиа-многозадачников — тех, кто регулярно переключается на медиа в своей работе) и пришли к выводу, что их способность запоминать, структурировать информацию, скорость переключения хуже, чем у «однозадачников». Один из исследователей признается: «Мы искали, в чем они (многозадачники) лучше, но не нашли».
Основными отвлекающими факторами в этом исследовании являются смартфоны, планшеты и другие устройства и все связанные с ними действия: прослушивание музыки, просмотр видео, чтение новых сообщений в мгновенных сообщениях, просмотр социальных сетей и т д.