- Что такое личность?
- Выражение
- Активность
- Развитие внутреннего Я
- Незавершенность, саморазвитие и саморегуляция
- Целостность
- Личность – продукт социальных отношений
- Понятие и признаки личности
- Структура личности
- Сильная личность
- Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
- Уникальность
- Личностью не рождаются
- Кто такой индивид и как он связан с понятием человек
- Индивидуальность
- Структура личности
- 6 главных элементов личности
- 1. Способности
- 2. Воля
- 3. Характер
- 4. Темперамент
- 5. Эмоции
Что такое личность?
Личность – это человек, обладающий уникальным набором характеристик, определяющих его характер, поведение и особенности взаимодействия с другими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используется как синоним слова «человек» или «индивидуум», но значения этих терминов все же различны.
Помимо приведенных, существуют и другие определения термина «личность». В частности, его можно использовать для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, это означает, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда слово «личность» подчеркивает нравственно-нравственную зрелость человека, его ответственность и высокий уровень осторожности.
Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если изменения в ком-то слишком заметны, о нем иногда говорят: «Он стал совсем другим человеком!». Все понимают, что это один и тот же человек, но эти слова говорят о том, что в общении он стал совсем другим, и старые знакомые его не «узнают».
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что термин «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных характеристик человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкус, отношения с окружающими, уровень личностных и социальная ответственность, поведение в различных жизненных ситуациях и другие качества.
Таким образом, термин «личность» достаточно многогранен, но при этом имеет два основных значения:
- Совокупность особенностей психики и поведения, формирующихся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
- Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и другими индивидуальными характеристиками.
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть принадлежащий конкретному лицу). Иногда его также связывают со словом «маска» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывавшая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения этого понятия используется термин «личность», происходящий от латинского слова persona (человек).
Выражение
Каждый человек как личность способен к самовыражению. Здесь, образно говоря, можно рассматривать две стороны медали: одна — внешнее существование, то есть внешний вид, привычки, все то, что другие люди могут увидеть, услышать, ощутить с помощью органов чувств, а другая — это внешнее существование внутренняя сторона, та, которую другие люди могут осознать, понять и принять или нет. То есть внешний вид человека здесь уже не будет восприниматься. Важно будет не то, как он говорит или делает, а то, что он говорит и делает, например. Этот знак все ближе и ближе подводит нас к ответу на вопрос, какого человека можно назвать личностью.
Активность
Эту функцию можно описать следующим образом. У каждого человека есть свое «Я». Его действия зависят от влияния внутренних и внешних факторов. В то же время, учитывая этот знак, в любой ситуации человек совершит определенное действие, вне зависимости от привычек. Эти воздействующие факторы являются своеобразной мотивацией, побуждающей человека к определенному действию, в котором проявляется активность.
Развитие внутреннего Я
Модель поведения человека зависит главным образом от определенных социальных правил, так называемых канонов. Часто то, что его характеризует, на самом деле маркируется именно этими требованиями в отношении поведения.
Главной движущей силой развития личности можно назвать внутреннее противоборство между постоянно растущими потребностями и возможностью их удовлетворения.
Понять, насколько развит человек, можно по его отношению к разным ситуациям, проблемам, другим людям и так далее.
В основном ограниченные люди руководствуются меркантильностью в своих взглядах. Развитые личности, наоборот, сосредоточены на самосовершенствовании и самопознании.
У каждого индивидуума сложный жизненный путь по-своему, и каждый по-своему справляется с проблемами, часто появляющимися на горизонте. И насколько успешно человек это делает, какие уроки он извлекает из возникших ситуаций, показывает не только уровень его психического развития, но и его личностный.
стремление к постоянному развитию и обучению отделяет личность от личности.
Есть также лица, которых общество старается избегать
Выделяют отдельные типы личности:
- социализированная личность — тот, кто сумел приспособиться к социальной жизни;
- десоциализированная личность — это личность, противоречащая требованиям общества. Сюда входят маргиналы, не принятые обществом;
- психически ненормальная личность — тот, кто может иметь задержки в развитии и быть психопатом.
Что касается последних, то общество старается всеми способами ограничить контакты с такими людьми.
Незавершенность, саморазвитие и саморегуляция
Личность никогда не будет полной. Это еще один ее признак, перетекающий в способность к саморазвитию. Незавершенность так же толкает личность к постоянному развитию. Человек постоянно учится чему-то новому, это происходит на каждом этапе его жизни, практически ежедневно. И речь идет не только о приобретении физических навыков, но и о внутреннем развитии, конечно. И человек сам регулирует эти процессы, сознательно и даже бессознательно.
Целостность
Конечно, мысли и действия человека не существуют отдельно. Все связано и образует полный комплект. То есть в процессе разработки каждый отдельный компонент, который можно идентифицировать, движется вперед или назад вместе со всем остальным. И все изменения происходят с изменением связи между компонентами личности, а не этих характеристик самих по себе. И самое главное, каждая их характеристика формируется в результате интеграции трех сфер развития человека — биологической, социальной и духовной.
Личность – продукт социальных отношений
Если индивид рождается, то личностью он становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то получает право на это «звание» раньше, кто-то позже, но обязательно в сознательном возрасте, когда человек может самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их последствия.
Если человек биологически предопределен, личность не может сформироваться вне общества; это требует процесса социализации.
Понятие и признаки личности
Понятие личности складывалось постепенно. Долгое время оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем важнее была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром русское слово «личность» происходит от устаревшего «маска» — маска. И аналогичный латинский термин persona первоначально также обозначал театральную маску.
Но в настоящее время термин «личность» рассматривается более широко, хотя все же сохраняет оценку социальной значимости человека. Естественно возникает вопрос, кого можно назвать человеком. И где-то у каждого из нас в глубине души есть уверенность, что он точно один из них. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «попробовать» три основные черты личности:
- Личность — это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного общества, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом обществе. Благодаря этому его можно считать полноценным и полноправным членом общества.
- Человек – автономная и независимая личность, самостоятельно принимающая решения и несущая за них ответственность перед обществом.
- Человек — активная личность, то есть человек, который принимает участие в жизни общества, входит в его систему и способствует развитию общественных отношений. Кстати, таким вкладом является и участие в физическом воспроизводстве общества (рождении и воспитании детей.
Как видите, под определение «личность» попадает большинство достаточно зрелых и дееспособных людей. А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста — нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но еще не стали ими.
Возникает другой вопрос: можно ли считать человека преступником, сумасшедшим, человеком, развязавшим войну и разрушающим общество? Да потому, что он тоже воспитывался в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, но не так, как мы с вами. Это также продукт общественных отношений.
А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, не являются личностями и никогда ими не будут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. Я расскажу об этом позже.
Читайте также: Самоутверждение за счёт унижения другого человека с примерами
Структура личности
Личность представляет собой сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, и в этом случае у человека возникает внутриличностный конфликт. Существуют разные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии она включает в себя следующие группы характеристик человека:
- индивидуально-психологические характеристики: темперамент, характер, способности и так далее;
- мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, влияющие также на деятельность, отношение к миру и другим;
- направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, убеждений, взглядов, интересов, сформировавшихся под влиянием общества;
- опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе образования и самовоспитания, воспитания и саморазвития.
Иногда к этим компонентам добавляются социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет ничего общего с ее внутренней структурой.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может оказаться в экстремальных ситуациях, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т.д.
австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, оказавшиеся в концлагерях во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит и сама жизнь человека. Условия в концлагерях приводили не только к физическому истощению, но и к уничтожению личности — целью нацистов было опустить узников до уровня личности, озабоченной только биологическими потребностями. На практике такой индивидуум, даже если он становился «идеальным» послушным заключенным, быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность — продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация в то время была маловероятной. Так Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинил в уме книгу, а Франкл вместе с группой врачей организовал секретную психологическую службу для других заключенных. Сильная личность как высшая ступень развития характеризуется способностью преодолевать жизненные обстоятельства, ставя духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы выяснили, что такое человек в общественных науках и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». В дополнение к теоретическому материалу предлагаем небольшую выборку.
Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Эти три термина достаточно близки, и каждый из них может использоваться для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет о конкретном человеке. Однако все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие более подробно.
- Человек — это просто уникальная личность, как герой фильма или рассказа. Например, встретив нового соседа, вы еще ничего не знаете о нем как о человеке или индивидуальности, но уже вполне можете идентифицировать его как личность.
- Индивидуальность – это система психологических и поведенческих характеристик личности, темперамента, стиля общения. Проще говоря, это набор характеристик, отличающих его от других людей.
- Личность – это внутреннее содержание человека, реализующееся во взаимодействии с внешним миром. Личность можно назвать способной личностью, которая уникальна не просто так, а потому, что у нее уже сформировался внутренний «стержень». Иногда отождествляют термины «индивидуальность» и «личность.
На самом деле каждый человек становится личностью в момент рождения. Постепенно он растет, в нем формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества делают его личностью.
Уникальность
Каждый человек постоянно находится в процессе развития и не останавливается в развитии до самой смерти. Конечно, этот процесс у всех разный. Невозможно найти двух совершенно одинаковых в развитии человека. Даже близнецы, несмотря на внешнее сходство, родство и нахождение в одном кругу общения, будут развиваться сходным образом, оставаясь при этом уникальными личностями. Уникальные действия позволяют проанализировать, какого человека можно назвать личностью и справедливы ли эти суждения.
На снимке мужчина спасает свою собаку от мучительной боли. У собаки диагностировали серьезное заболевание суставов, из-за чего она совсем не спит. А когда хозяин берет ее в озеро, вода уменьшает боль, поэтому собака может хотя бы немного поспать. Разве это не поступок реального человека? То же человечество.
Личностью не рождаются
Каждого человека по праву можно считать и личностью, и личностью. Разница лишь в том, что стать личностью можно только пройдя свой жизненный путь, развиваясь культурно, социально и духовно. Каждый является личностью с момента рождения.
Личность человека формируется, когда он проходит в жизни такие социальные ступени, как детский сад, школа, колледж и так далее. На каждом этапе жизни у человека формируется определенное мировоззрение, закаляется характер и формируется индивидуальность.
Именно социальное развитие делает личность из индивидуума
Сегодня понятие личности вызывает больший интерес у философов, историков и эстетов.
Многие ошибочно полагают, что человека можно считать настоящим человеком, если он многого добился в жизни, смог преодолеть себя, добиться успехов в работе и саморазвитии.
Но на самом деле даже маленький ребенок, воспитанный в семье, окруженный вниманием и заботой, тоже может считаться личностью.
Здесь есть определенное противоречие, связанное с тем, что человек еще не рождается, а таковым может считаться маленький ребенок. Почему?
Потому что здесь начинается его взаимодействие с обществом, в той роли, в которой изначально будет выступать его семья. Социальное развитие делает нас не только личностями, но личностями.
Недостаточно действовать, главное делать это осознанно и обдуманно. Это одна из основных характеристик, характеризующих человека.
Способность принимать осознанные решения самостоятельно отличает человека даже от самого умного животного, ведь каким бы разумным оно ни было, его никогда не назовут человеком. Потому что, совершая какие-то действия, животное все же будет руководствоваться не разумом, а инстинктами.
Кто такой индивид и как он связан с понятием человек
Индивидуумом называют индивидуального человека, который грубо представляет собой совокупность личностных характеристик и определенной точки зрения на вещи от рождения до смерти.
Это означает, что каждый человек индивидуален. Это по сути синонимы.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает социальные нормы, объединяющие людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется с самого рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами добавляются различия в знаниях, умениях, мировоззрении и т д. Это называется индивидуализацией — самоопределением человека, формированием его уникальных качеств, мировоззренческих, нравственно-философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет общественная наука, представляет собой уникальную психофизиологическую структуру человека. Уникальный комплекс, состоящий из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних характеристик и так далее |
Этот термин подчеркивает неповторимость каждого человека, его самобытность. Ведь даже однояйцевые близнецы, идентичные с генетической точки зрения, с годами имеют разный жизненный опыт, и это приводит к все большему количеству различий.
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для построения которой психологи используют четыре уровня:
- Ниже. Врожденные особенности психики, а также обусловленные возрастом, полом и физиологическими особенностями.
- Второй. Особенности восприятия, мышления и поведения, формирующиеся под влиянием факторов первого уровня.
- Третий. Личный опыт, включая приобретенные знания и навыки. Формирование этого уровня зависит от социального взаимодействия и жизненного опыта.
- Выше. На высшем уровне принципы, идеалы, самооценка, желания, интересы и прочее являются «личными». Именно этот уровень определяет внутреннее содержание человека.
На каждом уровне можно найти уникальные черты, характеризующие определенного человека. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать своих близких и себя.
6 главных элементов личности
Личность представляет собой уникальный набор индивидуальных характеристик. Он включает в себя широкий набор функций, которые для удобства разделены на 6 основных категорий. Мы подробно рассмотрим каждый из них.
1. Способности
В эту группу входят все индивидуальные навыки, помогающие личности решать различные задачи. Некоторые способности даны человеку от рождения, но большинство из них формируются в течение жизни. Для облегчения классификации способности дополнительно объединены в группы:
- простейшие — базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (способность дышать, ходить);
- сложные — приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
- в целом — способности, которые есть у каждого человека, но у одних выражены гораздо лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
- специальные — редкие способности, требующие таланта или сложной тренировки (например, умение писать музыку);
- теоретическая — способность производить в уме сложные расчеты и решать сложные творческие задачи;
- практичность – умение успешно решать различные бытовые задачи;
- коммуникабельность – умение договариваться и располагать к себе людей;
- предметная активность — умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.
Отдельные способности могут принадлежать нескольким группам из этого списка. Например, способность забивать гвозди затруднена. При этом он общий, так как он есть у всех взрослых, и практичный, так как направлен на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, это относится к профессиональным навыкам, так как в процессе забивания гвоздя приходится пользоваться молотком.
2. Воля
Воля как атрибут человека предполагает способность сознательно управлять своими действиями, поведением, чувствами и желаниями. Важнейшими признаками готовности являются такие факторы, как:
- способность преодолевать трудности;
- способность принимать осознанные решения, избегая импульсивных;
- способность целенаправленно двигаться к долгосрочным целям;
- умение сдерживать свои слабости и желания;
- умение планировать и действовать по плану;
- чувство морального удовлетворения при движении к цели.
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
3. Характер
Термин «характер» в психологии относится к функциям взаимодействия личности с близкими людьми и обществом. Характер является важной частью личности и формируется в процессе ее взросления. Признаки обычно делят на 5 групп:
- волевой (целеустремленность, настойчивость, уступчивость);
- активность (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
- коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
- мотивационные (характеристики, которые мотивируют и направляют нас);
- инструментальные (характеристики, формирующие стиль поведения).
4. Темперамент
Темперамент – это совокупность динамических свойств психики, от которых зависят сила и быстрота психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
- Меланхолия. Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, как только сталкиваются с первым препятствием на пути к цели. Они также склонны к частым перепадам настроения.
- Холерик. Холерики более жизнерадостны и решительны, чем меланхолики, и все же они не особо позитивны. Они часто раздражительны, проявляют высокий уровень токсичности и не ограничивают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознает, насколько ему неприятно в общении, и не замечает, что кого-то обидел.
- Флегматик. Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не отличаются особой активностью и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Они также консервативны, но очень трудолюбивы, благодаря чему прекрасно справляются с большими объемами рутинной работы.
- Сангвиник. Самые позитивные из всех — счастливые люди. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не так энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности обычно добиваются гораздо больших успехов.
знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них ожидать.
5. Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие в результате удовлетворения или неудовлетворения наших потребностей. В психологии все эмоции, доступные человеку, принято делить на 4 группы:
- простейшие — чувства, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступени пирамиды Маслоу;
- настроение — текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
- аффекты – сильные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
- эмоции — переживания, связанные с конкретным человеком или предметом (привязанность, любовь, гнев, зависть, раздражение, ностальгия).
Эмоции являются важной частью личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляя сближаться с ним или держаться от него подальше.