- Что дает техника брейнсторминга
- Правило №4.
- Что? Где? Когда?
- Основные правила проведения мозгового штурма
- Подготовка: цель и задачи
- Этапы проведения и техника
- Этап 1. Постановка проблемы
- Этап 2. Генерация идей
- Этап 3. Группировка, оценка и отбор
- 2. Генерация идей
- 1. Постановка проблемы, отбор участников и распределение ролей
- 3. Отбор, систематизация и оценка идей
- Правило №6.
- Стадии мозгового штурма – от вступления до подведения итогов
- Фаза подготовки
- Создание рабочей группы
- Процедура обсуждения (брейншторминга)
- Правило №5.
- Модератор брейнсторминга
- Фатальные ошибки при мозговом штурме
- Преимущества метода
- Дайте время участникам брейншторма записать идеи
- Историческая справка
- Идеи порождают идеи
- Правило №2.
- Никакой критики и поощрений во время мозгового штурма
- Особенности метода мозгового штурма
- История возникновения метода
- Порядок проведения
Что дает техника брейнсторминга
Был проведен ряд исследований, целью которых было выявление эффективности индивидуальной и коллективной генерации идей. Выяснилось, что при правильном использовании мозгового штурма количество творческих решений значительно превышает то, что могут произвести отдельные личности.
Существует стереотип, что методику мозгового штурма используют исключительно люди творческих профессий в рекламе и маркетинге. Но на самом деле мозговой штурм можно использовать там, где нужно сделать все возможное для решения той или иной проблемы. Использование метода Осборна дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали в конце. Метод используется в менеджменте, в научно-технической сфере и даже при решении личных проблем. Если вам нужно найти быстрый и эффективный выход из любой ситуации, мозговой штурм — лучший выбор.
Эта техника позволяет собрать команду из 8-10 человек. Проведя эту веселую процедуру, каждый сотрудник чувствует, что вложил частичку себя в реализацию большого проекта. Кроме того, мозговой штурм дает сотрудникам «пищу» для разговоров в последующие недели, что также положительно сказывается как на мотивации, так и на эффективности работы.
Правило №4.
Что? Где? Когда?
Кому-то это правило может показаться формальностью, но упомянуть его необходимо. Уважайте не только свое время, но и время других. Заранее сообщите команде, что обсудите в какой форме, выберете удобное место для всех и назначите временные рамки. Это очень важно. Так же важно, как правило № 2.
Основные правила проведения мозгового штурма
Во-первых, необходимо запретить всем участникам критиковать идеи, даже если они слишком «нестандартны». Все участники группы не должны бояться, что их идеи будут «выгнуты» коллегами.
Во-вторых, каждому необходимо освободить свой разум для подачи самых фантастических и нереальных идей, где в будущем можно найти что-то более или менее рациональное. Блестящие решения часто приходят именно так.
В-третьих, не должно быть ограничений на количество идей. Пусть каждый участник выскажет вслух свои самые смелые предложения.
Давайте подробнее рассмотрим, как вы можете провести мозговой штурм.
Подготовка: цель и задачи
Самая большая и самая распространенная ошибка — прийти на сеанс мозгового штурма неподготовленным. Крайне важно ознакомиться с задачей или миссией клиента до штурма (в зависимости от того, чем занимается ваша команда), иначе есть риск потратить много времени, отведенного непосредственно на мозговой штурм, на изучение всех деталей задача.
Если вы не знаете, с какой целью организовать мозговой штурм, подумайте: а нужен ли он вообще? Несмотря на неформальность общения, его конечная эффективность зависит, прежде всего, от соответствия идей поставленным в начале цели и задачам, поэтому каждый должен понимать, какую проблему необходимо решить, какова цель решения проблемы и чем она ограничена в время.
Пример плохой цели: «Давайте придумаем, как продавать новые палитры бренда N”.
Хорошим примером цели может быть: «Мы хотим запустить массовую рекламную кампанию в Instagram для косметического бренда N в следующем месяце. Кампания предназначена для продажи новой лимитированной серии. Уникальность продукта в том, что он посвящен Хэллоуину и идеально подходит для темного макияжа.Наша конечная цель-придумать рекламу для стримов блоггеров и механики конкурсов.Клиент видит историю промокодов,но открыт к другим предложениям.Все идеи приветствуются.Если вы не есть вопросы, добро пожаловать!”
Мозговой штурм не ограничивается преимуществами одного проекта или решения проблемы. Мозговой штурм — отличная возможность раскрыть команду, «выбить» ее из стандартного образа мышления. Поэтому
Этапы проведения и техника
Метод мозгового штурма можно проводить в двух вариантах: организованном и неконтролируемом. Второй обычно используется, когда все идеи уже исчерпаны и нужно быстро придумать что-то гениальное и сумасшедшее.
Но неконтролируемый мозговой штурм всегда рискует превратиться в пустую болтовню. Поэтому предпочтительнее организованный метод, который обычно делится на три основных этапа.
Этап 1. Постановка проблемы
Это предварительная фаза, на которой происходит следующее:
- В ней кратко поясняется, что означает подобный метод, для чего он создан и какие правила действуют при его реализации.
- Четко сформулирована основная задача.
- Участники выбраны. Обычно это 8-10 человек. При необходимости команда делится на команды.
- Определен лидер (модератор) штурма.
- Роли участников распределяются в зависимости от специфики задачи и способа проведения штурма. Могут выделяться помощники модераторов, наблюдатели и так далее
Атмосфера во время мозгового штурма должна быть неформальной и комфортной для всех участников. Важно следить, чтобы в командах не было узких специалистов и вышестоящих рангов, чтобы остальные участники чувствовали себя более раскрепощенно и не боялись высказываться.
Для облегчения выражения и демонстрации идей каждому участнику выдаются листы бумаги или доски.
Фаза введения длится не более 15 минут.
Этап 2. Генерация идей
На этом этапе участники начинают генерировать свои решения проблемы, устно или графически, если это необходимо.
Если процесс останавливается из-за того, что участники зашли в тупик, ведущий может задать наводящие вопросы или резюмировать их на доске.
При наличии в коллективе представителей разных должностей и званий идеи высказываются в порядке возрастания во избежание возможного психологического давления и дискомфорта перед начальством.
Сама генерация идеи длится в среднем 20–30 минут.
Читайте также: Lovely Чувство достоинства у женщины в отношениях с мужчиной
Этап 3. Группировка, оценка и отбор
Это заключительный экспертный этап мозгового штурма, на котором хаотичные идеи доводятся до упорядоченной классификации, затем анализируются и оцениваются.
Позволяет выбрать наиболее удачные и ценные варианты, а затем получить окончательный результат мероприятия. На третьем этапе уже приветствуется критика и оценка, но только в конструктивной форме.
Это также определяет, было ли нападение эффективным или все идеи отправились «на помойку». Мозговой штурм считается успешным только в том случае, если его результаты впоследствии используются на практике или влияют на будущие бизнес-решения. В противном случае такое мероприятие будет бессмысленным.
2. Генерация идей
При реализации второго основного этапа рекомендуется придерживаться следующих правил:
- вы должны выразить максимальное количество идей, без каких-либо ограничений;
- принимать даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи;
- идеи можно и нужно комбинировать и улучшать;
- не должно быть никакой критики или осуждения.
Только опытный менеджер и сплоченная команда могут сделать процесс генерации новых идей увлекательным. Сначала включаются генераторы идей, которые легко придумывают что-то новое. За ними следуют менее творческие члены команды. Задача руководителя — организовать работу так, чтобы никто не остался без внимания. Если ведущий видит, что кто-то расслабляется от коллективного обсуждения, он должен создать условия для того, чтобы «молчаливый» человек раскрылся.
Важно, чтобы команда изложила как можно больше идей. Например, 100 идей для команды из 5-7 человек — это больше нормы. Даже несмотря на то, что большинство из них после кропотливых усилий ведущего и напряжения всех своих намоток не могут придумать больше пары идей. Да и те из разряда «все это уже было». Это не хорошо и не плохо — у людей разный склад ума и разные способности.
Если ничего толкового в голову не приходит, на помощь придут ТРИЗ, метод Шести шляп, Ментальные карты, теория Грэма Уоллеса, SCAMPER, Post-Up и другие.
Техника Post-Up лучше подходит для коллективного мозгового штурма, а интеллект-карты лучше подходят для индивидуального мозгового штурма.
1. Постановка проблемы, отбор участников и распределение ролей
Чтобы мозговой штурм был эффективным, нужно больше всего внимания уделить первому, предварительному, этапу. Сначала четко сформулируйте проблему, которую необходимо решить. Сделайте это заранее, чтобы участники мозгового штурма успели «включиться» в тему обсуждения. Четкая постановка проблемы, а также то, как ее усвоят все участники мозгового штурма, обеспечит 50% успеха мероприятия.
Попробуйте сформулировать тему атаки следующим образом: команда должна решить, какой метод достижения желаемого результата наиболее эффективен в данных обстоятельствах и в отведенное время.
Следующим шагом является выбор участников. В мозговом штурме должны участвовать представители всех заинтересованных сторон, т.е все сотрудники, которые могут повлиять на решение проблемы, и те, кого решение затронет. Среди приглашенных должны быть люди, которые хорошо сыграют следующие роли: генератор идей, исполнитель, контролер, лидер, мотиватор, аналитик, гармонизатор и исследователь (командные роли по Р. Белбину). Если нет возможности подобрать сотрудников на все роли, позаботьтесь о том, чтобы в команде были как минимум: генератор идей, контролер, лидер, мотиватор.
3. Отбор, систематизация и оценка идей
По какой-то причине последний этап часто упускается из виду. Но только на нем можно выделить действительно эффективные, передовые идеи и привести мозговой штурм к общему знаменателю. В отличие от второго этапа, оценка и критика приветствуются. Успех третьего шага зависит от слаженности работы участников и общей направленности на реальный поиск решения.
На первый план выходят исполнитель, изыскатель, контролер и аналитик. Они оценивают высказанные идеи на предмет возможности реализации, эффективности, анализируют риски, изучают и предлагают возможные пути реализации идей. Гармонизатор и мотиватор обеспечивает работу всех членов команды, используя их знания и мотивационные навыки, направленные на активизацию лучших качеств всех членов команды. Правильно организованная работа и активное участие всех членов команды не только позволят найти решение, с которым согласятся все команды с членами, но и обеспечат эффективную реализацию.
Правило №6.
Стадии мозгового штурма – от вступления до подведения итогов
Представляете, эта методика уже настолько развита, что специалисты уже выделили основные этапы мозгового штурма и упорядочили весь процесс «хаоса»!
Фаза подготовки
Он включает в себя постановку задачи и описание ее деталей. Благодаря подготовительной работе модератор может детально определить суть проблемы, продумать основные направления коллективной работы по ее решению.
Создание рабочей группы
Чтобы надеяться на успешное решение проблемы, создание группы необходимо строить с учетом нескольких факторов. Примерное количество участников должно быть ок. 10 человек, и они должны быть примерно равны по социальному положению. Чтобы мозговой штурм прошел успешно, не стоит включать в группу людей, являющихся профессионалами в очень узких областях — тем самым они ограничат свободу воображения других участников.
Все дебаты должны проходить в приятной атмосфере. Не обязательно ставить стол в центре комнаты, но вам понадобится флипчарт или другая доска, чтобы записывать идеи и отображать их визуально. Лучше, если рабочие места участников будут обведены кружком. Также необходимо выбрать модератора штурма, который будет следить за тем, чтобы обсуждения не отклонялись во мнении от выбранной линии и улавливали ценные идеи.
Процедура обсуждения (брейншторминга)
Модератор начинает со вступления, в котором подробно описывает проблему, объясняет причины ее выбора, указывает время и крайний срок. После этого начинается процесс генерации полезных идей, которые нужно постараться зафиксировать на доске как можно быстрее, чтобы не пропустить.
При этом участник должен кратко объяснить, почему он предлагает именно это решение, и в чем оно состоит. Если в какой-то момент возникнут проблемы с новыми мыслями, модератор должен вмешаться в ситуацию. Для этого он может задавать наводящие вопросы, приводить примеры и так далее
Правило №5.
Модератор брейнсторминга
Зачастую эффективность мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регулирует весь процесс обсуждения идей и побуждает всех высказывать свое мнение. Его основные особенности:
- Мотивация перед обсуждением. На этом этапе модератор должен показать цель и отметить, какой вклад в ее достижение внесут участники мозгового штурма. Зажечь огонь инициативы – главная задача.
- Регулирование процесса выражения мнений. Чтобы не устраивать сплошной дебош, модератор должен давать слово каждому генератору решений по очереди, чтобы каждый мог высказаться. Кроме того, он побуждает участников высказывать вслух свои самые безумные идеи.
- Жесткое, но тактичное пресечение критики со стороны коллег. Сделать это совершенно необходимо, так как избежать этой проблемы на ранних стадиях мозгового штурма невозможно.
- Позитивное и равное отношение ко всем участникам. Модератор не должен явно или неявно выделять «фаворитов», выдвигающих действительно хорошие идеи, чтобы не возвышать их над другими.
- стимулирование потока творчества также является одной из важнейших функций модератора. Запас идей может иссякнуть, поэтому он должен заранее подготовить вопросы, которые будут подпитывать мозговую активность участников мозгового штурма. Это могут быть вопросы типа «Как можно посмотреть на проблему под другим углом?», «Как лучше объединить несколько идей в одну?» и так далее.
- ограничение времени разговора — тоже очень нужная функция. Если один из генераторов слишком долго выражает свои мысли, его необходимо безопасно и правильно прервать, чтобы другие участники имели возможность поделиться своими мыслями.
На «должность» модератора лучше выбрать рационального человека, далекого от творчества, чтобы группа творческих энтузиастов не «раскидывала мысли по дереву».
Лучше всего выбрать координатора на том же уровне работы, что и все создатели вместе взятые, так как высокая должность может значительно ограничить утечку мозгов всех генераторов идей. Не каждый сможет высказать смелую идею перед вышестоящим сотрудником, что нарушает все принципы мозгового штурма.
Фатальные ошибки при мозговом штурме
Одна из самых распространенных ошибок при мозговом штурме — желание в конце вознаградить автора удачной идеи. Это вызовет в коллективе ненужные чувства зависти и конкуренции, а также помешает участникам по-настоящему высказать все, даже самые смелые идеи. Ведь есть награда за «правильный ответ». Важно понимать, что все ответы правильные, а мозговой штурм — это командная работа. Все вклады имеют значение, потому что идеи крутят и дополняют всех участников процесса. Вы можете заранее договориться о награде за успешный мозговой штурм, где награда распределяется поровну между всеми участниками мозгового штурма, вне зависимости от того, чьи идеи оказались лучше.
Еще одна распространенная ошибка — записывать идеи, не слушая и не перебивая друг друга. Очень важно назначить модератора, который будет следить за порядком во время мозгового штурма, предоставлять слово всем участникам по очереди и предлагать им перейти к следующему шагу. Краудфандинг, когда одни люди пытаются призвать других, не будет эффективным.
Если попытаться привлечь к мозговому штурму новую команду, где участники еще плохо знают друг друга или еще не раскрыли свой творческий потенциал и лидерские качества, может возникнуть обратная проблема — все будут молчать. В таком случае хороший модератор должен сам инициировать процесс, выдвигать первоначальные идеи или формулировать четкие инструкции — например, чтобы все говорили по очереди. В некоторых случаях может потребоваться специальное обучение методам мозгового штурма. Как только обсуждение начнется, остальной команде будет легче разрабатывать идеи и предлагать свои собственные.
Преимущества метода
Помните поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»? В ходе исследования было выявлено, что коллективная генерация идей намного эффективнее индивидуальной. При правильном использовании мозгового штурма количество творческих решений во много раз превышает количество идей, которые может выпустить человек.
Считается, что метод мозгового штурма лучше всего работает в маркетинге и рекламе. Это не верно. Использовать метод можно абсолютно во всех сферах, будь то научная деятельность или повседневная жизнь. Если вам нужно быстро найти выход из сложившейся ситуации, вам пригодится метод мозгового штурма.
Помимо эффективности, метод прекрасно сплачивает рабочий коллектив. После проведения такого мероприятия каждый член коллектива чувствует себя причастным к хорошему делу, появляются общие темы для обсуждения, забавные истории, как следствие, повышается мотивация и желание работать.
Кстати, мозговой штурм используется не только в компаниях для решения бизнес-задач, но и в педагогике как метод обучения, облегчающий процесс познания и превращающий его в интересную командную игру.
Дайте время участникам брейншторма записать идеи
Обычно во время мозгового штурма участники высказывают свои идеи, и в большинстве случаев лишь небольшое количество людей зачитывает 60-75% всего, что было сказано во время встречи. Письменная генерация идей на индивидуальной основе дает возможность полно изложить мысль каждому. Профессор Школы менеджмента Ли Томпсон обнаружил, что группы, которые записывали свои идеи во время мозгового штурма, генерировали на 20% больше идей и на 42% больше оригинальных идей, чем группы, проводившие «традиционный» словесный мозговой штурм.
Утверждалось, что лучше, чтобы один человек записывал идеи каждого участника, но мы все равно рекомендуем всем потратить несколько минут на то, чтобы записать свои мысли, поскольку хаотичное изложение идей заставляет некоторых людей поддаваться влиянию мнений других. Кроме того, этот метод будет особенно полезен для ваших участников-интровертов. Когда ваша команда генерирует идеи вдали от отвлекающих факторов и общественного мнения, вы собираете концепции, которые могут не возникнуть естественным образом в более широком контексте. Такой индивидуальный формат дает несколько уникальных идей.
По истечении времени, отведенного для записи идей, дайте слово каждому участнику. На этом этапе лучше будет определиться с человеком, который будет записывать идеи всех участников на общий лист. После того, как все высказались, вспомните правило № 5.
Историческая справка
Несмотря на то, что мозговой штурм как метод появился относительно недавно, сама техника пошагового решения задач была описана в литературе задолго до Осборна – около 2 тысяч лет назад!
Двухэтапный подход к решению задач описал древнеримский историк Корнелий Тацит, изучавший жизнь германцев. В своих произведениях он описывал, как во время праздников обсуждались важные для своего народа вопросы о примирении воюющих, о выдвижении вождей, о женитьбе. Они считали, что именно в таком состоянии душа более предрасположена к честности. На следующий день возобновились те же разговоры, но уже в здравом уме.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Еще более старый пример, демонстрирующий признаки мозгового штурма, можно найти в 700-600 годах до н.э в римской провинции Вифиния (территория современной Турции). По словам историков, у местного населения был обычай: столкнувшись с болезнью, которую они не знали, как и чем лечить, члены семьи больного выносили ее на всеобщее обозрение. Так что любой прохожий мог поделиться своими суждениями и опытом о том, от чего человек может страдать и что с этим делать.
К этому методу прибегали не только в вопросах здоровья, но и во всех других ситуациях: людей опрашивали на улице и на основании всех высказанных предположений отбирали наиболее приемлемых.
Идеи порождают идеи
Это правило подразумевает переход к активной дискуссии. А это значит, что здесь можно в полной мере использовать опыт и творческий потенциал каждого члена команды. Когда один застревает на идее, разум другого может поднять ее на следующий уровень. У участников есть возможность связать одну идею с другой, улучшить и дополнить их. Только не забудь написать 🙂
Лайфхак: при обсуждении тезисов участников мозгового штурма рекомендуем вместо «но» говорить «и», так как «но» обычно используется для обозначения возражения, а «и», наоборот, выражает вашу открытость. Эта методика позволяет развить идеи, вывести их на новый уровень и дает основания участникам мозгового штурма поверить в то, что их предложения ценятся.
После окончания процесса обсуждения дайте время «подумать» каждому участнику, ведь пришло время излагать идеи.
Правило №2.
Никакой критики и поощрений во время мозгового штурма
Мозговой штурм обеспечивает открытую и непредвзятую среду, в которой нет места чрезмерно глубоким размышлениям, анализу и оценочным суждениям, которые только мешают процессу генерации идей. Ваши собственные идеи и идеи команды лучше обдумать в самом конце, когда вы «вернетесь в реальность» и будете готовы объективно оценить ситуацию, обдумав то, что может стать актуальным решением.
Люди — существа социальные и склонны поддаваться общественному мнению, поэтому лучше всего организовать мозговой штурм таким образом, чтобы у каждого было время записать СВОИ идеи:
Особенности метода мозгового штурма
Кратко охарактеризуйте этот метод, его суть в том, что все члены группы высказывают максимальное количество идей для решения задачи. Идеи могут быть от банальных до самых бредовых, главное, чтобы их было много. Цель этого метода — сломать стереотипы мышления, мешающие увидеть новое, оригинальное, нестандартное решение.
История возникновения метода
Хотя прототипы мозгового штурма были известны еще в древности, в настоящее время автором считается американский исследователь креативности Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.
Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером британского флота. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых было потеряно много кораблей. Вопрос, как защитить корабль от этой угрозы, казался неразрешимым, пока Осборн не применил старый метод викингов. Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать собственное решение проблемы. Среди множества конструктивных и небольших предложений Осборн нашел одно интересное. Матрос предложил, видимо, в шутку, чтобы вся команда встала с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуют на нее, отогнав таким образом ее от борта.
Бред? На первый взгляд, да. Но некоторое время спустя Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который был установлен для того, чтобы гонять волну вдоль борта корабля, заставляя тем самым торпеды отклоняться от курса.
Этот опыт поиска творческого решения настолько вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся изучением психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, который он назвал мозговым штурмом (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», вышедшей в 1953 году.
Порядок проведения
К такому событию необходимо подготовиться. В первую очередь вам понадобятся канцтовары: плотные белые листы и маркеры, а также, если есть, штатив или доска для рисования. Это повысит внимание аудитории и улучшит результат.
Сеанс мозгового штурма выглядит следующим образом:
- перед началом задачи следует записать. Запишите его так, чтобы он был виден всем участникам штурма;
- участники также определяются и регистрируются до начала работы;
- теперь каждая группа должна избрать лидера, который следит за соблюдением правил и записывает все предложения;
- мозговому штурму способствует приподнятое настроение и смех. Если дело зашло в тупик, участники могут поменяться местами, либо ведущий может начать с самого безумного предложения и продолжить штурм;
Фото Андреа Пиаккуадио: Pexels
- постобработка идей не обязательно должна происходить сразу после мозгового штурма. Вам следует сделать перерыв или, по возможности, дождаться следующей встречи;
- после получения идей они могут быть оценены, проанализированы и логически обработаны.
Иногда полезно разделить группу на более мелкие компоненты, чтобы каждая компания могла предложить хорошие идеи. В группах определяются мини-лидеры, помогающие в подборе материала. Это позволяет избежать долгих дискуссий об отдельных участниках, защищающих свои идеи.