- Как наш мозг запоминает информацию
- ТОП-15 советов для запоминания больших объемов информации
- Переходите от общего к частному
- Используйте тактику чередования
- Задействуйте зрительную память
- Используйте приемы мнемотехники
- Подходите к изучению с позиции наставника
- Используйте метод желтого маркера
- Обеспечьте дозированный прием
- Повысьте концентрацию внимания
- Сделайте акцент на ассоциации
- Повторяйте материал 3 раза
- Пересказывайте изученное
- Добавьте впечатлений
- Усильте мотивацию
- Чередуйте изучение и физическую активность
- Откажитесь от перегрузок
- Советы, как быстро запоминать большое количество информации
- Метод Цицерона – “римская комната”
- Основные мысли в тексте
- Перестаньте читать текст много раз
- Перестаньте проговаривать про себя текст
- Разделяйте нагрузку
- Меняйте обстановку
- Важно понимать, о чем речь
- Психология в помощь
- Мнемотехники
- Не забывайте о физической активности
- Запомнить всё: общие рекомендации
- Поймите значения
- Повторяйте правильно
- Алгоритм «Воронка»
- Интервальное повторение
- Настройтесь на позитив
- Как правильно распределить время
- Используем ресурсы памяти
- Способы запоминания
- Как максимально задействовать память
- 8. Учимся вести записи
- Как помочь мозгу работать продуктивнее
- Плохая память — это миф
- Методы быстрого освоения материала
- Мнемотехники
- Метод Цицерона
- Метод пиктограмм
- Использование рифм
- Сочинение аббревиатур
- 4. Занимайся физическими нагрузками
- 8 законов памяти
Как наш мозг запоминает информацию
Мы получаем информацию через органы слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Они помогают собирать данные, то есть воспринимать их. Как только мы воспринимаем информацию, мы начинаем ее запоминать. Это происходит в 2 этапа:
- Данные попадают в кратковременную память, где хранятся несколько секунд.
- Помещает данные в долговременную память, где они могут храниться от нескольких минут до многих лет.
В процессе передачи информации от восприятия к кратковременной памяти важную роль играет внимание — оно определяет объем данных, которые мы можем запомнить.
Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную посредством повторения или ассоциаций. Последнее имеет особое значение, так как мы связываем в памяти все понятия до тех пор, пока они не образуют определенную схему.
Наиболее эффективным методом запоминания являются ассоциации. Если нам не с чем связать информацию, мы должны повторять ее до тех пор, пока она не будет сохранена. Какова вероятность того, что мы запомним выученные данные? Это зависит от близости существующих ассоциаций, свежести полученной информации и частоты припоминания.
Также важны раздражители, вызывающие определенные воспоминания в нашем мозгу – это зрительные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения и тому подобное.
ТОП-15 советов для запоминания больших объемов информации
Как запоминать большие объемы информации? Наш интеллект нуждается в постоянных упражнениях, чтобы оставаться в форме! Викиум, платформа для тренировки памяти, внимания и мышления, поможет поддерживать мозг в тонусе.
Меня здесь привлекает игровая форма обучения. Онлайн-симуляторов много, и часто добавляются новые.
А еще есть возможность посоревноваться с другими участниками в том, кто быстрее думает, запоминает и реагирует. Доступна статистика тренировок, которую можно сравнить с показателями других пользователей.
Попробуйте сами — регистрация бесплатна!
Мы собрали 15 самых эффективных советов, которые помогут научиться запоминать информацию, структурировать ее и правильно повторять данные. Их подготовили психологи, неврологи, тренеры и люди с феноменальной памятью, которые применяли различные методы для ее улучшения. Эти советы помогут вам понять, как легко запоминать большие объемы информации и как не потерять сохраненную информацию.
Переходите от общего к частному
Наш мозг лучше воспринимает всю картину, чем ее составляющие. Поэтому при изучении хода матча нужно сначала прочитать полное описание и только потом переходить к деталям — к датам, событиям, персоналиям и оценкам.
Используйте тактику чередования
Если вам нужно запомнить большое количество различной информации, попробуйте чередовать ее. Вы готовитесь к экзаменам по нескольким предметам одновременно? Подготовку лучше всего разделить на блоки, например по 30 минут, и чередовать материал по психологии с контрольными, например по физике.
Задействуйте зрительную память
Научно доказанный факт: наш мозг лучше усваивает информацию, полученную с помощью зрения. Поэтому в ваших интересах визуализировать данные. Если вам нужно изучить явление — нарисуйте схему, выучите слова на иностранном языке — сделайте к ним зарисовки.
Используйте приемы мнемотехники
Ассоциации — более эффективный способ запоминания, чем многократное повторение. Поэтому стоит использовать приемы мнемотехники, рифмовки, проведения параллелей и связывания сохраненных данных с уже известной информацией. Например, вам нужно запомнить число 1879. Вы раскладываете его на две части и составляете ассоциации: 18 — мне 18 лет, 79 — моей бабушке 79 лет.
Подходите к изучению с позиции наставника
Процесс запоминания проходит более эффективно, если вы объясняете полученную информацию кому-то, возможно, даже себе. Поэтому подойдите к исследованию с позиции наставника и эксперта.
Используйте метод желтого маркера
Делайте заметки или выделяйте наиболее важную информацию в блокнотах, распечатках, книгах и руководствах. Метод «желтого маркера» основан на том, что мы гораздо лучше запоминаем данные, которые выделяются на фоне остальных. Он часто используется в прессе и идеально подходит для структурирования и последующего запоминания большого объема информации.
Обеспечьте дозированный прием
Не пытайтесь понять чудовищность — за один день выучить содержание трех учебников не под силу даже чемпионам мира по памяти. Разбивайте информацию на блоки и следите за ее дозированностью – организуйте поэтапное изучение, которое вы будете чередовать с отдыхом.
Повысьте концентрацию внимания
Эффективность процесса запоминания напрямую зависит от концентрации внимания. Если вы постоянно отвлекаетесь и не можете сосредоточиться, поставьте себе за правило каждый день делать упражнения на осознанность.
Читайте также: 52 способа, Как развить усидчивость (+Примеры)
Сделайте акцент на ассоциации
Процесс запоминания большого количества информации должен основываться на ассоциациях. Чем они ярче, тем лучше. Проводите параллели, используйте мнемонические приемы, старайтесь увидеть в материале как можно больше сходства с тем, что вы уже знаете.
Повторяйте материал 3 раза
Изучаемый материал следует повторить трижды: первый — через несколько минут после изучения, второй — через 3-4 часа и третий — на следующее утро. Три повторения при нормальной памяти могут почти гарантировать запоминание.
Пересказывайте изученное
Изучив блок информации, перескажите его. Лучше, чем реальные люди, но вы можете сделать это сами. Старайтесь говорить как можно громче, с чувством и интонацией. Это поможет подключить эмоциональное восприятие и быстрее запомнить материал.
Добавьте впечатлений
Этот совет вытекает из предыдущего: чем больше эмоций вызывает у вас та или иная информация, тем быстрее она врезается в память. Именно поэтому стоит попытаться запомнить большой объем данных необычными способами и в необычных местах.
Усильте мотивацию
Мотивация может повлиять на концентрацию и внутреннюю дисциплину. Нужно подумать и понять все преимущества запоминания материала. Лучше всего записывать их в столбик на листе бумаги.
Чередуйте изучение и физическую активность
зубрёжка в четырёх стенах никогда не даёт нужного результата. Необходимо чередовать заучивание материала с физическими нагрузками – не более 2-3 часов подряд, гулять, делать зарядку или заниматься дома.
Откажитесь от перегрузок
Не перегружайте себя — так вы не вспомните, сколько информации может остаться в вашей голове. Если вам нужно подготовиться к экзамену за один день, сосредоточьтесь на самых важных задачах и сэкономьте время на деталях. Просто невозможно за 24 часа выучить то, что следовало выучить за целый семестр.
Советы, как быстро запоминать большое количество информации
Все люди разные и подход к запоминанию тоже должен быть индивидуальным. Одни лучше запоминают по схемам, другие предпочитают ассоциации и другие способы. Поэтому возьмите несколько советов, как улучшить память и запомнить много информации.
Метод Цицерона – “римская комната”
Я уже писал об этом выдающемся человеке. Секрет его успеха был раскрыт давно – он запоминал огромные тексты по специальной методике. Он прошелся по своей комнате и рассказал некоторые факты о домашней обстановке. Это позволило ему хорошо запомнить основные моменты.
Выступая перед аудиторией, он вспомнил картину комнаты и вспомнил факты, которые он имел отношение к мебели, убранству дома. Например, вам нужно запомнить текст. Используйте свой дом, дорогу на работу или любимое место в качестве точки привязки. Определите там мелочевку, к которой вы будете «пристраиваться»: стул, скамья, дерево, стол, диван, памятник и т д. Это зависит от того, какой у вас фундамент.
Затем к этим объектам «прикрепляются» основные задачи в памяти: данные о работе головного мозга (стул), физиологии памяти (таблица), методики тренировки памяти (тетрадь, фотография, канцелярские принадлежности и т д.). Просто убедитесь, что все «обязательные элементы» расположены по кругу, по уровням или по очереди. Так лучше запоминается структура текста.
Основные мысли в тексте
выделение в нем основных мыслей поможет вам быстро запомнить большой объем текста. Руководствуйтесь тем, что в каждом тексте не менее 20% художественной окраски, связи мысли с мыслью. И 20-30% воды, которая вам не нужна при выступлении. Так что выделяйте основные идеи, подчеркивайте их или записывайте, а когда будете рассказывать историю, добавляйте недостающую воду по-своему.
Этот метод поможет вам научиться создавать каркас презентации, на который можно будет опираться при добавлении своих мыслей.
Перестаньте читать текст много раз
Вы просто засоряете свой мозг ненужной информацией. Особенно перед экзаменом это противопоказано. А теперь внимание! Прочтите важный текст ОДИН РАЗ, но внимательно и договоритесь. Это поможет вам не зацикливаться на мелочах, а сосредоточиться на самом важном.
Этот совет работает, когда вам нужно запомнить много информации за короткое время. Но я сомневаюсь, что ее будут помнить долго. Именно так и бывает, когда остается последняя ночь перед экзаменом, спектакль.
Перестаньте проговаривать про себя текст
Это важное замечание, потому что именно балласт в виде повторений мешает многому научиться. Наш мозг способен усваивать новую информацию с первого раза и долго, нужно просто практиковаться. Именно этот принцип лежит в основе скорочтения и запоминания.
тренируйтесь не задерживаться на тексте, а «скользить» по нему глазами. Сначала вы ничего не поймете, но потом увидите, что это работает и не сильно влияет на вашу память.
Разделяйте нагрузку
Чтобы надолго запомнить что-то важное, попробуйте разделить текст на части. Это поможет определить структуру, а также разделить работу на каждый день. Но не надейтесь на чудо: мозг, конечно, уникальный компьютер, но за один вечер он, например, не в состоянии усвоить полугодовую информацию о прочности материалов! Поэтому учитесь понемногу, но каждый день.
Информация лучше запоминается, если она структурирована и подается дозировано, а не комом на голову. Не забывайте об отдыхе для мозга. Он самый энергозатратный орган! А еще старайтесь развивать свою память, тогда тонны информации будут усваиваться быстрее и надолго.
Меняйте обстановку
Когда я готовился к госэкзаменам в университете, мне было важно запоминать разные предметы в разных аудиториях. Например, семейную психологию я изучала в зале, возрастную — во дворе на скамейке, а экспериментальную — на кухне с чайкой. И это действительно помогло мне легче запомнить все километры нот.
Метод переключения подходит для тех, кому нужно запомнить много и надолго. Кроме того, вы запоминаете ситуацию и ваш мозг связывает для вас какие-то факты с местом, где вы что-то узнали.
Важно понимать, о чем речь
Важность изучаемого помогает быстро развивать память. Если приходится учить сплошную чушь, то зубрежка тут только поможет. Но если вы понимаете смысл при чтении, а также делаете какие-то наброски, то считайте, что полдела уже сделано!
Психология в помощь
Решите, как вам легче получать информацию. Человек может воспринимать его глазами, слухом, осязанием, другими источниками, не связанными с памятью на тексты. Так что если вам легче запомнить на слух, читайте про себя или записывайте текст на диктофон. В частности, аудирование помогает запомнить техническую информацию со многими понятиями, которые вы не можете нарисовать.
Для изображений подходят фотографии, зарисовки, пиктограммы. А кинестетикам важно записывать важные моменты на бумагу.
Мнемотехники
Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, начните тренировать память прямо сейчас! Для этого вам понадобится мнемотехника. Начните читать книги, считайте от 0 до 100 и наоборот, вспоминайте мелочи, которые вас окружают. Подробнее о других мнемониках читайте в блоге.
Не забывайте о физической активности
Физическая подготовка чрезвычайно важна для работы мозга, особенно памяти. Поэтому, прежде чем садиться грызть гранит науки или готовиться к выступлению, пробежитесь, отожмитесь, покачайте прессом — в общем, разгоните кровь по сосудам! Это значительно поможет вам быстро усваивать новую информацию.
Запомнить всё: общие рекомендации
Если вы сталкиваетесь с большим количеством информации в школе или на работе и вам приходится постоянно держать данные в голове, есть способы добавить в мозг несколько гигабайт памяти.
Поймите значения
Согласно «кривой забывания», составленной немецким психологом Германом Эббингаузом, время хранения новой информации в мозгу человека при механическом запоминании и без понимания не так велико. Через час вы сможете вспомнить только 60% изученного, через 10 часов — 35%, а через неделю — не более 20%.
Значимая информация загружается в долговременную память и поэтому хранится гораздо дольше, особенно если ее периодически правильно повторять.
Повторяйте правильно
Это универсальный алгоритм повторения информации, состоящий из 3 шагов:
- Нагрузка. Цель сцены — создать максимально сильную нейронную связь путем повторения небольшого количества: в среднем 5 информационных единиц подряд, пока следующее и предыдущее повторение не сравняются по скорости.
- Укрепление. Сцена представляет собой регулярное повторение информации в течение недели. Задача – достичь максимальной скорости и поддерживать ее в течение 7 дней, каждый раз увеличивая время до следующего повторения. Приходится повторять так же, как и на этапе загрузки.
- Сохранение. Основная задача — периодически повторять информацию, чтобы скорость не снижалась.
Подробный алгоритм правильного повторения информации вы узнаете из этого видео.
Алгоритм «Воронка»
При повторении информации разделите ее на 2 типа:
- легко вспомнить;
- не помнил или помнил хуже.
По этому принципу удобно запоминать иностранные слова. Если вы используете карточки (подробный алгоритм описан в статье), при втором повторении разделите их на 2 стопки: те слова, которые запомнились сразу, и те, которые запомнились немного медленнее или вообще не запомнились. С каждой группой нужно работать отдельно, чаще повторяя «сложные» карточки.
Воронка позволяет проще и эффективнее повторять, поэтому при большом объеме информации мы рекомендуем это делать.
Интервальное повторение
При регулярном повторении мы запоминаем материал один раз через определенные промежутки времени. Но эти интервалы подходят не всем — у каждого человека свои особенности памяти.
Представьте, что вам нужно вскипятить воду. Вряд ли вы будете включать и выключать газ через определенные промежутки времени: через 2 минуты, потом через 10, потом через 15. Воду лучше сразу кипятить и поддерживать температуру.
С нейронными связями ситуация похожая — интервалы только мешают им быстрее закрепиться. Когда нейронные связи сильны, информация забывается медленнее и вспоминается быстрее. Почему мы помним знаменитую строчку «Мороз и солнце, чудный день!»? Все это работа сильных нейронных связей.
Поэтому следует повторять до тех пор, пока скорость воспроизведения не перестанет расти, то есть темп последних 4-5 повторений будет примерно одинаковым. Интервалы между предыдущим и последующим повторением следует постепенно увеличивать, а скорость воспроизведения всегда доводить до максимума. Через некоторое время вы будете вспоминать то, что выучили, все быстрее и быстрее.
Важно: с каждым новым циклом повторения следите за тем, чтобы скорость воспроизведения не уменьшалась.
Настройтесь на позитив
Как ни странно, наше настроение и мысли напрямую влияют на процесс. Если вы изначально продолжаете говорить себе: «Я никогда не смогу этому научиться» или «Я никогда не смогу это сделать», то вряд ли вы достигнете своей цели. Старайтесь использовать только положительные аффирмации, чтобы запрограммировать свой мозг на работу и получить хорошие результаты.
Скажите себе: «Я все запомню!», «У меня хорошая память, и я легко перескажу этот трудный отрывок». Дайте себе знать, что так или иначе у вас все получится.
Как правильно распределить время
учеба без перерыва в течение дня грозит нервным срывом и депрессией. Но если вам нужно подготовиться к экзамену за 1 день, то вам нужно потрудиться. Самое главное правильно распределить время. Через каждые 45 минут сосредоточенного занятия нужно делать 15-минутный перерыв, ведь в школе этот режим использовался не зря. Во время перерыва мозг должен отдыхать от умственных нагрузок. Лучше всего в это время выйти на свежий воздух, подвигаться, можно помедитировать или просто полежать.
Правильно распределить ограниченное время необходимо, если перед учеником стоит задача запомнить 30 билетов за один день. Чтобы выучить все экзаменационные билеты за 1 день, нужно каждые 45 минут осваивать 3 вопроса. На это уйдет 10 часов, после чего необходимо устроить большой двухчасовой перерыв. Оставшееся время понадобится для повторения пройденного материала, чтобы лучше закрепить его в памяти.
Иногда вы застреваете на одном из сложных дел, и время уходит. Рекомендуется пропустить этот вопрос и перейти к следующему. Таймер поможет вам контролировать время. Позже нам придется вернуться к нерешенным вопросам.
Используем ресурсы памяти
Как быстро улучшить память? Скорость подготовки зависит не только от способностей ученика, но и от изучаемых дисциплин. Точные науки (математика, физика) требуют практики, а гуманитарные требуют умения осваивать большие объемы материала, запоминать определения и даты.
Сверхбыстрое обучение использует кратковременный тип памяти. За один день можно запомнить колоссальный объем информации, но после экзамена от знаний не останется и следа. Чтобы усвоить материал за более длительный промежуток времени, нужно увеличивать количество повторений в соответствии с объемом информации.
Способы запоминания
Каждый ученик в процессе обучения понимает, как быстро усвоить материал. В обучении важнейшими сенсорными видами памяти являются: слуховая, зрительная или моторная, а также их сочетания. Эту индивидуальную особенность можно использовать, чтобы быстро улучшить память и успеть выучить билеты за 1 день.
Аудиалу нужно читать записи вслух, можно прочитать текст на диктофон и прослушать несколько раз. Вы можете потренироваться, рассказывая билет кому-нибудь из домочадцев, животному или своему отражению в зеркале. Делать это следует от лица преподавателя, стараясь объяснить материал слушателям. Обучение других тому, что вы только что узнали, улучшает сохранение памяти.
Известно, что примерно 50 % ресурсов мозга используются для зрительного восприятия. Обладателю зрительной памяти легче запоминать материал из таблиц, схем и рисунков, рисовать схемы.
Ученик с моторной памятью ускорит запоминание информации, если будет писать шпаргалки. На миниатюрной бумаге решается основная суть ответа на билет, выдавленная из всего конспекта или абзаца учебника. Процесс составления шпаргалки заставляет студента анализировать, выделять самое важное и автоматически запоминать информацию. На листе бумаги нужно составить план задания на ответ, добавить даты или формулы. Возможно, ему даже не понадобятся шпаргалки на экзамене, так как все знания осядут в его голове.
Как максимально задействовать память
Правильное использование памяти поможет сделать подготовку к экзамену максимально эффективной и быстрой, отправляя информацию непосредственно в мозг. Учить надо по принципу: от общего к частному. Сначала нужно уловить общую суть, которая послужит опорой для более детальной оценки проблемы.
создание плана текста, способствующего структурированию, анализу и точной формулировке, поможет быстро улучшить память. Его составляют путем разделения текста на отдельные смысловые блоки, выделяя из каждого основную мысль. Достаточно написать три пункта: проблема, основная мысль, вывод. Алгоритм изучения билетов за 1 день по плану:
- текст нужно читать сосредоточенно;
- проговаривайте вслух самые важные моменты;
- основные моменты зафиксировать на бумаге (можно в виде шпаргалок);
- обязательно пересказывать по письменному плану.
План помогает быстрее усваивать большой объем информации, так как работают все виды памяти. Также будет полезно непосредственно перед экзаменом, когда нужно быстро вспомнить вопросы, которые изучались накануне.
Как выучить билеты за 1 день, если не всегда есть возможность разобраться в сложной информации? Зубрежка бесполезна, потому что не переваренный мозгом материал просто не запомнится. Поэтому лучше потратить время на разбор сложных моментов, выстраивание логических цепочек, использование ассоциаций. Во время экзамена вы можете излагать материал своими словами. Учителя ценят тех, кто пытается понять и хоть что-то понять.
Для быстрого запоминания исторических дат, имен, терминологии, иностранной лексики можно использовать мнемонические приемы. Они основаны на способности памяти удерживать только образы, наполненные эмоциями, а не сухие факты и даты. Абстрактные объекты заменяются понятиями зрительного и чувственного восприятия. Мнемосхемы могут быть в виде аббревиатур, рифмующихся фраз, картинок.
Некоторые мнемонические приемы для быстрого запоминания:
- Чтобы запомнить порядок слов, вы можете ориентироваться по расстановке мебели в своей комнате. Каждый предмет мебели обозначается одним из слов. Теперь словесную последовательность невозможно забыть.
- Если выучить три основные исторические даты, остальные можно назвать, отсчитывая от них.
- Благодаря зрительной памяти вы легко и быстро запоминаете информацию в виде наброска, узора из цифр.
- Слуховая память активируется, если вы слушаете лекции, записанные на диктофон.
Чтобы выучить билеты с большим количеством терминов или иностранных слов за 1 день, можно воспользоваться карточным методом. С одной стороны написан термин, а с обратной его расшифровка. Метод практичен еще и потому, что студенту будет проще проверить себя перед экзаменом.
Как еще можно выучить билеты за 1 день? Одна из возможностей — использовать готовые короткие электронные заметки, сделанные самими учащимися. Там можно найти компактно оформленные готовые ответы на вопросы. Такой способ значительно сэкономит время на поиск информации.
8. Учимся вести записи
Качественные рефераты – залог успеха. Попробуйте разные способы записи лекций:
- оставляйте пустые строки между темами — позже вы сможете вернуться и ввести больше записей;
- в приоритете должны быть короткие предложения – длинные предложения только запутают вас;
- подчеркните главную мысль и работайте лаконично;
- используйте сокращения и специальные символы для экономии времени;
- когда вы слушаете, смотрите или читаете материал, записывайте его своими словами».
Как помочь мозгу работать продуктивнее
Вы можете делать все правильно, но ничего не помнить. Информация просто испарится, только сохраненные данные начнут путаться в голове, переплетаться и подменяться. Причиной этого является усталость и неподготовленность в вашем мозгу. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучивайте короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживайте ночь над горой учебников.
Как помочь мозгу работать более продуктивно:
- высыпайтесь – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности благотворно влияет на процессы запоминания информации;
- не изучать материал на ночь – «рабочая ночь» перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не может ничего запомнить;
- питайтесь правильно – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие продукты, повышающие мозговую активность;
- добавить кислород – он необходим для правильной работы мозга, поэтому как можно чаще проветривайте помещение;
- не забывайте о двигательной активности – исследователи неоднократно подтверждали, что люди, чередующие процесс учебы с физической нагрузкой, лучше запоминают и усваивают материал.
Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную мощность и думаете, что за учебники за ночь с ним ничего не случится, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова — без отдыха снижается продуктивность, а значит активность мозга. Поэтому после ночи конспектирования можно не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую хорошо знали до «ночного марафона».
Плохая память — это миф
Некоторые люди невероятно точно запоминают тексты, никогда не путают имена новых знакомых и запоминают важные даты лучше любого умного календаря. Но они полные противоположности. Это не значит, что у кого-то память изначально лучше, а у кого-то хуже — вопрос в том, насколько грамотно мы используем свои ресурсы с учетом индивидуальных особенностей. Наш мозг обладает нейропластичностью, что позволяет нам тренировать способность запоминать. Если человек здоров, его забывчивость может быть связана с особенностями восприятия и неправильными приемами, которые он использует в попытке запомнить важную информацию.
В начале 1990-х новозеландский исследователь Нил Флеминг попытался выяснить, почему самые талантливые учителя не смогли охватить некоторых учеников, в то время как обычные учителя могли донести новый материал до большего числа учеников. В ходе экспериментов он пришел к выводу, что люди по-разному воспринимают информацию и хорошо ее запоминают только в том случае, если учитель использует метод, соответствующий их типу восприятия. Согласно Флемингу, людей можно разделить на четыре группы плюс смешанный тип:
- визуал (наглядный способ восприятия);
- слуховой (слушающий ухом);
- вербальный (восприятие посредством чтения или письма);
- кинестетика (восприятие через органы чувств).
По словам Флеминга, аудиалов поощряют посещать лекции, слушать аудиокниги и обсуждать информацию вслух с собеседником или в группе для лучшего запоминания. Наглядные материалы — используйте интеллект-карты, диаграммы, графики и таблицы. Вербалистам нужно чаще делать заметки от руки и работать с печатным книжным текстом. Для кинестетиков предпочтительнее смотреть видео, представлять информацию в форме чувственного жизненного опыта. Определить тип восприятия можно с помощью теста ВАРК (зрительное, слуховое, чтение/письмо, кинестетическое). Однако не все исследователи подтверждают научный характер такого подхода, хотя и соглашаются с тем, что процесс запоминания индивидуален.
Опрос среди американских исследователей показал необычный результат: студенты, включенные в выборку, запоминали информацию в основном способом, не подходящим для их типа восприятия. Когда они пытались приспособиться к своим результатам тестов, им не удавалось лучше учиться. Авторы исследования пришли к выводу, что доминирующий тип восприятия означал, что испытуемым нравилась форма подачи предлагаемого материала, но это не отражало эффективного способа усвоения ими информации. Лучший способ запомнить данные можно найти, только экспериментируя с разными методами и стилями обучения — у каждого они свои. Но общие рекомендации от психологов все же есть, и они больше связаны с тем, как надежно зафиксировать информацию в долговременной памяти:
- Распределите процесс обучения по времени, не оставляйте большой объем информации на последний момент. Концепция «изучения всего курса в ночь перед экзаменом» хороша для краткосрочного обучения. Связи между нейронами не успеют окрепнуть, а значит, через неделю от этого знания не останется и следа.
- Мотивируйте себя учиться. Для этого важно понять цель (желательно, чтобы она была значимой), для этого необходимо будет применить знания на практике.
- Комбинируйте разные методы обучения. Таким образом, активный метод обучения предполагает, что вместо того, чтобы слушать лекцию и конспектировать основные мысли, следует устраивать дискуссию, целенаправленно подвергать сомнению даже очевидные тезисы и проводить мозговой штурм. При перевернутом методе обучения сначала теория дается для самостоятельного изучения, а затем преподаватель объясняет ее, восполняя пробелы в знаниях.
- Объясните себе изученный материал таким образом, что вы проводите урок с человеком, не погруженным в предмет.
- Хорошо поешьте и отдохните. Питание и сон напрямую влияют на формирование новых нейронных связей.
В то же время стресс — плохой помощник, и его воздействие нужно максимально уменьшить для наилучшего запоминания и воспроизведения информации, — говорит Алена Ванченко: «Стресс воздействует на миндалевидное тело, или миндалевидное тело, и запускает борьбу или — реакция бегства. У человека учащается сердцебиение, мышцы напрягаются. При стрессе выключается функциональность высших психических процессов, в том числе памяти. Поэтому в ответственные, стрессовые моменты мы можем забыть даже очевидные вещи».
Методы быстрого освоения материала
С помощью некоторых практик мы улучшаем работу мозга, непосредственно учимся быстро запоминать данные:
- Техника SQ3R для текстов большого формата. Он предполагает работу в несколько этапов. Сначала просмотрите текст, отметив структуру, подзаголовки, введение и заключение. Сформулируйте вопросы к каждому подзаголовку. Вы читаете один абзац или главу, снова задаете себе вопрос об этом и намечаете ответ и дополнительную информацию, глядя на текст. Проделайте это со всеми материалами. В конце повторите текст по полученному конспекту 4.
- Просмотрите ключевую информацию, которую необходимо запомнить в начале и в конце сеанса. Хуже всего усваивается та часть материала, которая приходится на середину исследования.
- Читать вслух. Хранение информации таким образом можно выполнить в два этапа. Прочитайте нужный текст вслух и запишите свой голос и прослушайте его два или три раза. Хорошо запоминается звук собственной речи.
- Метод Фейнмана для углубления уже известного материала. Сначала запишите то, что вы уже знаете. Найдите информацию, проверьте ее и заполните пробелы, если они есть. Запишите новый язык простым языком. Прочитайте свое резюме еще раз и мысленно соедините все части. Повторяйте вслух, не глядя на ноты.
- работа над ошибками — это проверенный способ восстановить или изучить то, что вы не сделали. Анализируя собственные ошибки, вы лучше запоминаете материал, ориентируясь на личный опыт.
Методы запоминания информации универсальны, но у каждого человека своя схема и правила быстрого усвоения материала. Попробуйте несколько разных способов и выберите тот, который покажет результат именно для вас.
Мнемотехники
Информация запоминается лучше, если она связана с другой информацией. Связь может быть разной, например ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Еще один способ запомнить — соединить эмоции. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
Мнемотехника предназначена для быстрого и прочного запоминания широкого спектра информации, от номера телефона до расписания выступлений. Давайте посмотрим на некоторые из этих техник.
Метод Цицерона
Подходит для запоминания больших объемов информации — докладов, лекций, глав из учебника.
Он заключается в создании цепочки эталонных изображений, связанных с требуемыми данными. При запоминании человек сначала воспроизводит в памяти образы, а затем рисует тот материал, который необходимо усвоить.
Для запоминания материала по методу Цицерона необходимо:
- Укажите систему отсчета, то есть выберите место, которое будет связано с запоминаемой информацией. Это может быть, например, квартира, комната или любое помещение со знакомой обстановкой.
- Выберите последовательность, в которой мы будем мысленно ходить по этой комнате: например, по часовой стрелке.
- Свяжите информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этой комнате. Здесь тоже желательно соблюдать определенный порядок. Если нужно выучить доклад, начинать следует с введения: соединить основные моменты из него с темой, которая идет первой, например, со шкафом в прихожей. Чтобы перейти к основной части доклада, каждую следующую мысль необходимо увязать с очередным предметом мебели или деталью интерьера.
- Закрепите соединение двумя-тремя повторениями.
Теперь, чтобы запомнить отчет, достаточно будет совершить мысленный тур по квартире. Когда вы «смотрите» на тот или иной объект, мозг будет воспроизводить связанную с ним информацию.
Метод пиктограмм
Подходит для заучивания стихов, репортажей, прозаических отрывков.
Текст, который вы хотите запомнить, должен быть написан в виде пиктограмм – небольших рисунков, каждый из которых наглядно отражает смысл написанного в тексте.
Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в стужу зимнюю пору». Чтение и рисование:
Однажды, в холодную зимнюю пору → Снежинка, сугроб
Я вышел из леса; был сильный мороз. → Несколько елок и фото термометра с -30.
Я вижу, он медленно поднимается вверх → Гора и стрелка вверх
Лошадь с дровами. → Изображение лошади и связки дров.
После создания графического письма следует положить его перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка удастся запомнить больше, чем без подсказки.
Использование рифм
Подходит для изучения иностранных и русских языков, запоминания имен, фамилий, географических названий.
Наш мозг запоминает рифмованные строки гораздо быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. Многие рекламные сообщения основаны на этом эффекте. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько предложений из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь прекрасна, когда пьешь медленно», «Свежий вздох облегчает понимание!»
Например, есть стихи для запоминания глагольных исключений второго спряжения в русском языке:
Гони, дыши, держи, оскорбляй.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И доверять и упорствовать
Я кирпич кидай-кидай-кидай (кидай)
Он в окне летит-крыл-крыл, (летит)
Меня дядя поймал-поймал-поймал, (поймал)
Забери — маме с папой принеси. (водить машину)
Пока я удивлен
Швырнуть-кинуть-кинуть откуда? (выбежал)
При желании и при некотором умении можно зарифмовать практически любой материал, который необходимо запомнить. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.
Сочинение аббревиатур
Подходит для запоминания последовательностей
Информация может быть закодирована с помощью не только изображений, но и слов, начинающихся с тех же букв, что и нужные данные. Всем известно выражение «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан». Он кодирует последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.
Напишите список слов, которые вам нужно запомнить. Например, названия планет Солнечной системы. Напишите первые буквы имен. Получится МВЗМ Ю СУН П.
А теперь попробуйте составить связное предложение, слова которого начинаются с этих букв. Не ограничивайте свое воображение! Этот урок не только поможет вам запомнить материал, но и поднимет настроение.
Можно придумать множество вариантов. Например: «Морозной ночью я взобрался на мачту Юнга и попытался увидеть неведомый порт». Подобным образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность черепно-мозговых нервов в мозгу человека!
4. Занимайся физическими нагрузками
В 2013 году исследование, опубликованное в уважаемом журнале PubMed, показало, что упражнения улучшают сохранение памяти как у молодых, так и у пожилых людей. В ходе исследования испытуемые выполняли простые 15-минутные упражнения, а затем запоминали новые данные. После тренировки участники продемонстрировали улучшение памяти и когнитивной обработки.
Поэтому даже простое упражнение перед тем, как вы начнете изучать что-то новое и сложное, поможет вам подготовить память и сделать обучение более эффективным.
8 законов памяти
Их нужно знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут вам разработать собственную стратегию обучения и раскроют некоторые нюансы самого феномена памяти.
- Яркие впечатления — чем непривычнее для нас информация, тем больше шансов ее запомнить.
- Смысл — данные, которые могут серьезно повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем вторичную информацию.
- Мотивация лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость своего светлого будущего от изучения материала.
- Активность – чем больше мы работаем с информацией (исправляя, изменяя, дополняя), тем быстрее мы включаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
- Настройки и настройки — нужно подготовиться к учебе, задать себе нужные настройки для работы и выбрать наиболее удобный способ обучения.
- Предварительные знания — если у вас уже есть какие-то знания по предмету, неплохо их запомнить и систематизировать.
- Взаимодействие следов памяти — как оказалось лучше всего заниматься вечером и утром, тогда процесс изучения материала будет крайне эффективным.
- Временной слой – чем больше информации о предмете вы получаете с течением времени, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.
Попробуйте использовать эту информацию при разработке собственной стратегии обучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучение блока, кому-то более длительный отдых и так далее. Попробуйте отойти от шаблонных стратегий и создать собственную методологию.