- Что такое сторителлинг?
- Что вы имеете в виду под историей?
- Как рассказывать историю?
- Зачем мне сторителлинг?
- Я маркетолог, где я могу использовать сторителлинг?
- А как использовать сторителлинг в рекламе?
- В целом понятно, но хочется больше примеров
- А если я пишу статьи, сторителлинг тоже можно использовать?
- Получается, что сторителлинг — универсальный приём?
- Есть какие-то правила или техники создания истории?
- Где больше узнать о сторителлинге?
- Онлайн-университет Skillbox
- Виды сторителлинга
- Как придумать и рассказать хорошую историю?
- Мономиф
- «Гора»
- Вложенные циклы
- Как было и как могло бы быть
- Начало с середины
- Сходящиеся идеи
- Фальстарт
- Лепестки
- Где брать сюжеты
- Из чего должен состоять сторителлинг
- Техники презентации истории
- Как написать историю правильно
- Доказательство эффективности сторителлинга
- 14 правил эффективного сторителлинга
- Как создать интересную историю
- Этапы создания сторителлинга
- Платные курсы по сторителлингу
- Непреодолимая сила: сторителлинг в маркетинге
- Формула продающей истории
Что такое сторителлинг?
Сторителлинг на английском — это рассказывание историй. Мифы, легенды, сказки и рассказы, книги, театральные постановки, публичные представления – везде есть повествование. Это не отдельный жанр, а техника.
Представьте, что вы рассказываете коллеге, как вы провели выходные. Вы проснулись, позавтракали и решили поехать за город отдохнуть. По дороге вы встретили еще пару друзей и пригласили их с собой. Потом ты опоздал на поезд, а следующего пришлось ждать три часа. В итоге вы передумали ехать за город, но хорошо провели время с друзьями в привокзальном кафе. Это обычная история, но если не только формально передать последовательность событий, но и рассказать увлекательно, это тоже сторителлинг.
Сейчас сторителлинг стал популярным маркетинговым приемом, но его можно использовать везде, где есть история. Часто мы рассказываем истории спонтанно, как в приведенном выше примере, просто как часть разговора.
Что вы имеете в виду под историей?
История – это любая история, у которой есть начало, конец и главный герой. У этого героя есть цель и мотивация, и по ходу повествования он преодолевает какое-то препятствие. Это универсальное описание истории. Но разные специалисты сосредотачиваются на разных функциях.
Дизайнер Леонид Фейгин считает, что история невозможна без героя. Не обязательно, чтобы герой был человеком — это может быть любой предмет. Но чтобы зритель сопереживал этой истории, нужно привлечь его внимание к этому предмету (объекту), по сути, сделать его предметом.
А Максим Ильяхов советует строить историю вокруг человека, а не вокруг вещи.
Редактор Сергей Король пишет, что «в повести важно, чтобы читатель смог отождествить себя с героем и почувствовать его изменение».
Как рассказывать историю?
Здесь невозможно дать универсальный совет: это зависит от того, что и кому вы это расскажете.
Но самое главное, чтобы слушатель вашей истории был заинтересован. Иначе вас не будут слушать (читайте текст, смотрите картинки — если это рассказ в картинках). По словам Леонида Фейгина, если нет интереса, нет и истории. Чтобы заинтересовать слушателя или зрителя, надо его задеть: «Человеку все равно, когда его что-то касается». И «история достигается, если есть изменение: меняется герой, и вы можете попробовать это на себе».
Зачем мне сторителлинг?
Эта техника помогает вам донести свои мысли и идеи, привлечь и удержать внимание вашей аудитории, клиента, зрителя, читателя и всех остальных. Если вам предстоит сделать что-то подобное, сторителлинг пригодится. Например, вас пригласили выступить на TED, и вы хотите, чтобы вас внимательно выслушали. Или вы часто говорите и думаете о том, как сделать ваше общение с аудиторией более живым и ярким.
Сторителлинг полезен в бизнесе, маркетинге, дизайне, психологии и педагогике. Эту методику используют лекторы и преподаватели, бизнес-тренеры и коучи, консультанты и преподаватели. Кроме того, в обычной жизни мы тоже рассказываем истории: просто так, в свое удовольствие, для общения с другими людьми — именно с такого простого примера мы и начали эти открытки.
Я маркетолог, где я могу использовать сторителлинг?
В маркетинге рассказывание историй обычно используется для того, чтобы увлечь, привлечь и, в идеале, продать продукт или услугу. Есть и другие цели: повысить лояльность, увеличить количество подписчиков на рассылку и так далее. Вы можете использовать эту технику в маркетинговых кампаниях, рекламе, видеороликах, блогах компаний или статьях о продуктах.
Вот что рекомендует помнить Сергей Король, если вы хотите продать товар с помощью сторителлинга:
- Герой должен меняться под влиянием обстоятельств.
- Изменения должны быть понятными и вызывать эмоции.
- Вещь, которую вы продаете, должна воздействовать на человека — изменить что-то к лучшему.
- Зритель должен понимать, что он может сам попробовать свойства объекта.
А как использовать сторителлинг в рекламе?
Здесь нет особых правил. Бренды часто используют сторителлинг в рекламе, но делают это по-разному. Вы только посмотрите, как это делают крупные компании: вот несколько примеров от Axe, Columbia, S7 Airlines.
В целом понятно, но хочется больше примеров
Вот, конечно, небольшая подборка:
- История игрока от Максима Ильяхова.
- Пример сторителлинга с Авито.
- Пример из списка рассылки Skyeng.
- Рассказ от Мегафона.
- Статья, в которой описаны еще 16 примеров использования сторителлинга в бизнесе и маркетинге.
А если я пишу статьи, сторителлинг тоже можно использовать?
Конечно вы можете. В статьях и книгах этот прием встречается очень часто. Посмотрите, например, как это сделала New York Times в серии публикаций.
Получается, что сторителлинг — универсальный приём?
Да и нет. Да — потому что его можно использовать в разных отраслях, о которых мы уже упоминали чуть выше.
Нет — потому что сторителлинг нужен не всем и не всегда. Не все — потому что есть отрасли, где подобные художественные приемы не получили широкого распространения: например, юридическая практика, некоторые сегменты финансовой индустрии.
Кроме того, не все умеют творить историю. Например, сторителлинг, созданный Avito, чтобы показать, как легко продавать вещи с помощью сервиса, оказался спорным и вызвал много споров.
Есть какие-то правила или техники создания истории?
Да, техники повествования разные. Вот наиболее распространенные:
- Мономиф: герой усваивает урок или опыт. Этот прием часто встречается в сказках и мифах.
- Спарклайны: сравнение — как было и как получилось. Этот вариант любят в маркетинге.
- Кронблад: несколько историй вокруг одной проблемы. Прием уже давно широко используется в журналистике.
- Фальстарт: история резко и неожиданно обрывается, чтобы начаться сначала. Этот вариант часто встречается в рекламе.
Где больше узнать о сторителлинге?
Вы можете начать с этих материалов:
- книга Роберта Макки «Сториномика»;
- статья о технике сторителлинга;
- видео Эндрю Стэнтона «Как сделать захватывающую историю»;
- лекция о цифровом сторителлинге и сторителлинге в дизайне.
Онлайн-университет Skillbox
Получите новую профессию или улучшите существующую!
Онлайн-обучение, когда вам удобно. Оплата в рассрочку и помощь в работе.
Выбирать:
- Дизайн
- Программирование
- Маркетинг
- Контроль
ПоделитьсяVcontactTwitterTelegramСкопировать ссылку
Интернет-маркетолог с нуля 2022
Виды сторителлинга
Чтобы рассказать историю, необязательно писать длинную историю. Это можно сделать с помощью короткого предложения, картинки или видеоклипа. Следует использовать тот формат, который лучше всего подходит для целей повествования.
- Текст — использование слов облегчает выражение ваших идей и гарантирует, что читатель правильно вас поймет. Сам рассказ не должен быть слишком длинным, иначе человеку просто будет лень читать.
- Устное повествование – используется на конференциях, презентациях, в учебной деятельности. Успех во многом зависит от харизмы оратора и умения удерживать внимание аудитории.
- Аудиозаписи — подкасты, радиоанонсы. Зрительного ряда нет, поэтому на первый план выходит яркость описываемых образов.
- Видеоклип – это короткий фильм об объекте. Позволяет предоставить необходимую информацию в легкодоступной форме. Часто можно увидеть в телевизионных рекламных роликах.
- Фотография или картинка – здесь сложнее передать полноценный рассказ, но зато зрителю не приходится тратить много времени на восприятие визуальной информации. Это обеспечивает больший охват.
Часто в одном издании сочетаются несколько форматов. Например, в Instagram короткая заметка дополняется соответствующим изображением, которое задает атмосферу, привлекает внимание и помогает разобраться в деталях.
Как придумать и рассказать хорошую историю?
Рассказывать истории непросто, но этому можно научиться. Вы должны подумать о том, что будет интересно аудитории, на чем сделать акцент. Не стройте историю по шаблону от начала до конца. Важно использовать как можно больше сюжетных приемов. У опытных писателей есть несколько приемов написания рассказа.
Мономиф
В мономифе герою часто приходится покидать дом, и он отправляется в путешествие, где его ждут испытания и ужасающая реальность. Но в итоге возвращается на родину уже поумневшим человеком, часто с наградой. Эту тенденцию хорошо видно в современных фильмах и мультфильмах, таких как «Звездные войны», «Король Лев».
Мономиф относится к драматическому жанру с последовательным изложением сюжета. Он включает в себя приквел, сюжет, развитие, кульминацию и развязку. С его помощью можно объяснить, как получилось прийти к тем или иным выводам. Это также придает правдоподобие и реальность истории.
Примером такого подхода является современный рекламный ролик «Кока-кола. Пей легенду!»: это современная версия истории об Иване-царевиче и сером волке.
«Гора»
Содержит драму и саспенс. «Гора» по своей последовательности напоминает мономиф, но такая история не всегда имеет счастливый конец.
Первая часть рассказа содержит предпосылку основной части. Затем идет рассказ о решении задачи, и действие разворачивается к кульминации. «Гору» можно сравнить с сериалом: в каждой серии есть взлеты и падения. В конце наступает конец истории.
Эту технику сторителлинга можно использовать, рассказывая историю о преодолении проблем. Нарастание напряжения делает историю интересной. Показательный пример: истории некоторых брендов, которые после крупного ухода потерпели упадок и крах бизнеса.
Читайте также Эмоции в тексте: зачем и как их использовать В этой статье мы выясним, есть ли в тексте настоящие эмоции, важно ли писать чисто в стиле инфо и какие средства эмоциональности можно и нельзя использовать.. Читать далее →
Вложенные циклы
Техника включает в себя наслоение каждой истории поверх другой. Самый важный рассказ помещается в центр, а все последующие рассказы помогают объяснить и дополнить самый важный. Примером может служить «Декамерон» Джованни Боккаччо. История начинается с чумы во Флоренции, но за ней раскрываются истории горожан, которым удалось от нее спастись.
Как было и как могло бы быть
Используя этот прием, автору удается акцентировать внимание на проблемах современного общества, деловой жизни и личной жизни, чтобы вызвать у слушателя желание что-то изменить. Этот прием используется для мотивации: он побуждает к действию и поиску решения своих проблем.
Пример использования технологий — рекламные ролики, которые показывают разницу между тем, что есть у потребителей, и тем, что они могут получить, если воспользуются вашими продуктами.
Начало с середины
Подход заключается в том, чтобы начать историю с середины, а затем объяснить, как персонажи туда попали. Автор с самого начала завораживает слушателей, бросает их в самую гущу событий, и теперь они будут с нетерпением ждать рассказа о том, как все начиналось.
Но вы должны помнить, что вам не нужно раскрывать все карты сразу. Всегда следует помнить, что впереди еще много странного и неожиданного. Вы должны предоставить столько информации, сколько необходимо, чтобы держать читателя в напряжении.
Сходящиеся идеи
С помощью этой техники можно показать, как можно собрать мысли в одно целое и сформировать идею. Техника чем-то похожа на «вложенные циклы», но здесь в одной точке собрано несколько историй.
Этот метод можно использовать для демонстрации формирования партнерских отношений и объединения групп людей для совместной работы.
Примером использования технологий является история известного бренда Ernst & Young. Двум разным, но талантливым людям удалось добиться успеха в своем деле. А после их смерти компании были объединены в одну. И она до сих пор очень популярна.
Читайте также: Как рассчитать прожиточный минимум в 2022 для получения социальных выплат
Фальстарт
Прием, в котором повествование начинается с предсказуемой истории, которая затем прерывается и начинается снова. Кажется, что сначала автор дает ложную надежду на безопасность, но в дальнейшем все переворачивается с ног на голову.
Этот прием идеально подходит для рассказа о неудачном начале бизнеса. Когда мне пришлось вернуться и начать сначала. Фальстарт помогает сформулировать вывод о том, что можно извлечь из неудачного опыта или какие решения были приняты для выхода из сложившейся ситуации.
Лепестки
Автор рассказывает истории одну за другой, а затем переходит к центральному, центральному действию. Переплетение лепестков можно наблюдать, когда наблюдается связь между историями. Показывая слушателям, как ключевые истории связаны друг с другом, автор позволяет понять весь смысл своего сообщения. Используя эту технику, вы можете объединить множество идей вокруг центральной.
Все вышеперечисленные приемы сторителлинга позволяют сделать рассказ более привлекательным и понятным. Конечно, есть множество других приемов, помогающих оживить даже самую скучную историю.
Где брать сюжеты
Сходите в кафе, парк, торговый центр, посмотрите на людей: их поведение, речь, ситуации. Делайте заметки в блокноте или прямо в телефоне. Это то, что делают все писатели, когда у них заканчиваются идеи и они не могут воплотить персонажа в жизнь.
ИКЕА — кладезь историй о супружеских парах. За выбором новых обоев, штор или стекол они обсуждают свои проблемы. Выберите пару и следуйте за ними по магазину. Уверен, вы услышите много интересного.
Создайте папку на своем компьютере и храните документы с историями из вашей жизни. Вы можете собрать архив в бумажном формате. Записывайте даже самые неординарные ситуации (официант налил кофе или соседи утром опять бурят). Не приукрашивайте, искренность – главная изюминка.
Когда вам срочно нужна история или наступает творческий кризис, возьмите готовую историю из архива.
Творческий кризис победит фрирайтинг. Это когда ты пишешь или пишешь от руки без остановки, что бы ни было у тебя на уме. Потом очень хочется написать, столько идей. Проверил сам.
Из чего должен состоять сторителлинг
Как и в обычных рассказах, повествование должно идти по нитке события: начало, действие, развязка, конец. По-другому ее еще называют трехступенчатой повествовательной формулой. Также важно, чтобы в нем была идея и главный герой (их может быть несколько).
Главный герой по ходу повествования преодолевает какое-то препятствие, решает задачу и получает результат.
В общем, сюжет может развиваться по-разному, строгих правил нет. Главное – изложить идею, цель или мотивацию, которую нужно донести до слушателя. Особенно важно в случае с реальными людьми не скрывать факты и честно говорить о проблемах и конфликтах, с которыми они сталкивались на разных этапах развития. Это вызывает больше доверия у населения.
Существует несколько стратегий повествования:
- Спарклайны — сравните реальность и то, что могло бы быть. Или как было и как получилось. Сравнительное повествование фокусируется на контрасте между реальным и правильным.
- Монмиф — самая традиционная версия. Здесь все описано последовательно «от и до».
- Гора — характерной чертой рассказа является нарастание напряжения и драматизма.
- «Обратная драматургия» — в самом начале описывается ключевое событие, а потом возвращается, чтобы рассказать, как все произошло.
- Кронблад — слушатель подводится к одной идее с помощью нескольких рассказов, объединенных одной концепцией. В качестве примера можно привести истории нескольких девушек, прошедших марафон, чтобы наконец сравнить результаты.
Еще одна форма «фальстартового повествования» — что это такое? В этом случае после вполне традиционного и предсказуемого начала история резко обрывается и начинается совсем по-другому.
Термин сторителлинг был впервые использован Дэвидом Армстронгом. Он создал совершенно новую инструкцию для рабочих, в которой были герои, чувства, нравы.
Техники презентации истории
Любую историю можно показать по-разному. Различные технологии подачи информации позволяют захватить внимание пользователя и вовлечь его в историю.
Мономиф. Зрители вместе с героем проходят курс в хронологическом порядке, от начала до конца. Герой преодолевает трудности, а слушатель следит за его развитием. Классическими примерами являются сказки и мультфильмы «Золушка», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием часто используется для продвижения личного бренда.
Дэн Хармон, один из создателей сериала «Рик и Морти», придумал свою версию мономифа, которая называется «Круг гармонии»
Рамка. История объединяет несколько отдельных историй. Каждая из историй самостоятельна и понятна зрителю. По такому принципу строятся многосерийные ситкомы или множество рекламных роликов на одну и ту же тему, например, рекламный ролик МТС с историями из жизни Дмитрия Нагиева.
Яркая история о том, как Нагиев сталкивается с самой смертью и пытается развлечь ее с помощью услуг от МТС
Сравнение. Очень часто используется в рекламе. Самое главное — показать четкую, яркую картину того, как было плохо ДО и как круто будет ПОСЛЕ использования продукта. Ярким примером является реклама Fairy о мытье посуды в деревнях Вилларибо и Виллабаджо.
Или реклама Snickers, где Элтон Джон, съев шоколадку, превращается в модного рэпера.
Начните с середины. Зрителю показывают кульминацию повествования. От этого ему хочется досмотреть и прочитать историю до конца, чтобы узнать, как это произошло и что герои будут делать дальше. Техника часто используется в художественных фильмах и личных блогах.
Лепестки. У вас есть центр цветка — ключевая идея, а есть лепестки — сюжеты, которые ее раскрывают. Такой подход помогает найти триггеры воздействия на разные аудитории, усилить ключевую идею.
Например, герои рекламных роликов Билайн говорят важные слова своим детям и родителям. Послание — всегда быть на связи с самыми близкими вам людьми. Билайн улучшил качество связи в вашем городе.
Этот метод часто используется для иллюстрации ценностей компании. Например, вы рассказываете о проблемах сотрудника Михаила, затем переходите к сотруднику Ирине, а затем демонстрируете, как их проблемы решались в вашей компании с использованием agile-подхода к управлению проектами.
Любая техника может быть использована для представления истории. Авторы в них мастера. Они не только пишут для фильмов и сериалов, но и придумывают сценарии для рассказов, рекламных роликов и корпоративных видеороликов.
Существует также базовое разделение участков. Исследователи из Университета Вермонта проанализировали более 1700 англоязычных историй и выделили шесть основных:
- Rags to Riches — это история успеха, в которой герой поднимается со дна. Пример: Великий Гэтсби».
- «Из богатства в грязь» — все было хорошо, но что-то пошло не так. Кульминация — трагедия. Пример: Титаник».
- «Икар» — герой взлетает, чтобы рухнуть. Пример: Волк с Уолл-Стрит».
- «Человек в яме» — герой падает, но выбирается со дна. Пример: Аватар».
- «Золушка» — череда взлетов и падений заканчивается счастливым концом. Пример: любой фильм на «России-1».
- «Эдип» — герой падает, взлетает, но в конце снова оказывается в эмоциональной яме. Пример: «Не отпускай меня».
Как написать историю правильно
Создать историю
Самое главное в создании истории — это действие. Придумав сильную идею, можно связать все части воедино и максимально точно донести основную мысль до аудитории. Идея дает возможность учить, показывать и объяснять.
Важно помнить, что сильная история — не обязательно веселая история. Пример: House MD основан на идее, что все люди лжецы.
Хорошая история не обязательно должна быть длинной. Он легко помещается на постер или постер.
Определить слушателей
Следующим важным шагом является определение вашей аудитории. Хорошие увлекательные рассказы будут интересны читателям вне зависимости от пола и возраста, но чаще всего они предназначены для определенной возрастной категории.
Чтобы рассказ был интересным, нужно как можно лучше познакомиться со слушателями и узнать их предпочтения.
Подумайте о главном герое
Повествование невозможно представить без главного героя. Персонаж может быть реальным или вымышленным, главное, чтобы он смог заинтересовать слушателей.
Опытные сценаристы используют два основных приема при создании образа главного героя:
- представьте, что вы застряли с ним в лифте;
- притворись, что ты берешь у него интервью.
В первом случае можно прочувствовать поведение и характер героя, находящегося в стрессовой ситуации. Что будет делать герой, оказавшись в замкнутом пространстве?
Второй случай дает возможность максимально близко узнать героя, пообщавшись с ним в спокойной обстановке. Автор воображает, что разговаривает с героем, пытаясь выведать у него как можно больше нюансов из его жизни.
Определить мотивацию персонажа
Чтобы понять мотивацию и характер героя, необходимо определить его основные потребности и желания. Для этого нужно задать вопрос: «Чего хочет главный герой?». Вы можете попрактиковаться в своем любимом персонаже. Например, чего хочет Питер Пэн? Всегда оставайся ребенком. В хороших историях желания героев всегда стоят на первом месте. Поэтому история становится уникальной и интересной, а герой оживает.
Очень часто сценаристы и авторы используют пирамиду потребностей Маслоу для определения желаний героя. Принцип заключается в том, что люди в первую очередь удовлетворяют свои естественные потребности (в еде и питье), а затем уже второстепенные: в любви, уважении и другие.
Составьте мир
После того, как сюжет, герой и его основные потребности продуманы, можно приступать к созданию мира. Мир — это окружение героя, основные правила и нормы жизни, временной период, в котором развивается история.
Мир может быть реальным, а может содержать загадочные явления. Очень часто автору удается создать такой огромный и многогранный мир, что он становится произведением искусства. Примером может служить фильм «Властелин колец». Здесь создана целая вселенная народов и традиций.
Рассмотрим структуру рассказа
Структура — это то, как рассказывается история. Чаще всего рассказы состоят из вступления, развязки и концовки. Например, карикатуристы используют расширенные версии этой структуры:
- Один день…
- Будний день…
- Пока однажды не случилось…
- Из-за этого…
- Из-за этого…
- Из-за этого…
- И наконец…
- И с тех пор…
- Мораль этой истории.
Если вы продолжите эти предложения, вы получите уникальную историю с кульминацией и развязкой.
Когда сторителлинг основан на реальных историях, можно использовать пять «W»-методов»:
- Кто — кто это сделал;
- Что — что сделал;
- Когда — когда сделал;
- Где — где это произошло;
- Почему — почему это произошло.
Сделать галстук
Действие — это момент, который меняет жизнь героя и заставляет его действовать. Часто это какие-то мелкие неприятные события, заставляющие героя совершать определенные действия.
В сюжете вырисовывается проблема, у слушателя должен возникнуть вопрос: «Что будет дальше?». Например, сюжет фильма «Пираты Карибского моря» — это многочисленные попытки вернуть Черную жемчужину.
Обнаружение конфликта
Если любого писателя спросить, что такое сторителлинг, он, скорее всего, начнет говорить о конфликте. В конфликте возникает противоречие героя, которое стоит на пути к достижению его цели. В драматургии различают несколько видов конфликта:
- индивид против общества;
- человек в оппозиции к себе;
- человек сопротивляется элементам.
Думайте о препятствиях
После того, как слушатели ознакомились с сюжетом, можно заставить героя пройти испытания на пути к своей цели. С помощью препятствий раскрывается характер героев, они начинают совершать поступки, помогающие держать слушателей в напряжении до самой развязки.
Главное правило: препятствия должны быть сложными. Их главная цель — мотивировать героя на решение задач. Они помогут сделать историю более интересной.
Подумайте о кульминации
После всех препятствий герой достигает кульминации. Кульминация — это важное событие или решение, которое меняет жизнь персонажа. К таким моментам можно отнести борьбу с врагом и победу над ним, спасение или возвращение домой.
Кульминация — самый яркий и запоминающийся момент в рассказе. Будет волнительно и увлекательно, ведь слушатели с нетерпением ждали этого момента. В большинстве случаев это поступки или поступки героя, меняющие его самого и его отношение к жизни. Например, в сказке «Красавица и чудовище» кульминацией является превращение чудовища в прекрасного принца.
Хорошая кульминация может случиться только тогда, когда автор знает конец истории. Лучше думать об этом на сцене, чтобы создать героя или конфликт.
Подумайте о конце
Конец истории — это не только логическое завершение и решение всех проблем, но и возможность рассказать об опыте, который герой получил в ходе повествования.
Хороший финал должен понравиться слушателю. Хотя он и вернулся к тому же месту, с которого начал, но почерпнул для себя много полезной информации. Гармоничное разрешение — признак хорошей истории.
Помните личный опыт
Многие режиссеры и сценаристы брали хорошие истории из своей жизни, из детства вообще, из того, что оставило след в их памяти и душе. Личный опыт и переживания помогут сделать историю правдой.
Хорошей идеей для рассказа может стать произведение, где всегда разворачиваются интересные события и действия.
Используйте разные форматы
Сторителлинг сочетает в себе процесс и искусство одновременно, поэтому при его создании не нужно следовать каким-то строгим правилам и требованиям. Если история получилась интересной, захватывающей и смогла порадовать зрителей, то цель достигнута.
Учитывайте разные мнения
При наличии множественных точек зрения, влияющих на повествование, можно предоставить слово тем, кто хорошо понимает суть повествования.
Вы можете получить отзыв об истории с помощью обратной связи. Если есть возможность, лучше показать его родным и друзьям, чтобы они высказали свое мнение. Вы можете проверить у них, понимают ли они основную мысль и какие эмоции вызывает у них рассказ. Собранная информация дает возможность выявить недостатки и создать качественный сторителлинг.
Избегайте перфекционизма
Перфекционизм мешает творчеству и точно не поможет в рассказывании историй. Ни одному писателю не удавалось с первого раза создать красивую историю, не допустив ошибок и недочетов. Учиться на ошибках. Из них можно извлечь много полезной информации.
Не бойтесь — приступайте. Лучше создавать несовершенные истории и работать с ними. Со временем результат улучшится, а истории получатся увлекательными и интересными.
Начните с малого
Чтобы уменьшить страх неудачи, лучше всего начать с небольших заметок, знакомых жанров и презентаций. Важно понимать, что это своеобразный инструмент общения с аудиторией, поэтому использовать его постоянно совсем не обязательно.
Доказательство эффективности сторителлинга
Вы, вероятно, думаете, что рассказывание историй важно, потому что читаете эту статью. Или вас нужно убедить? Человеческий разум устроен таким образом, что ему легче запоминать истории, а не простые факты.
Вы хотите доказательства?
Здесь. Дело в том, что сегодня мы в большей безопасности от преступности и терактов, чем в 1970-е годы. Тогда преступность и количество терактов были намного выше. И все же вы не верите в это. Почему? Потому что ваш мозг помнит недавние ужасные теракты в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе или где-либо еще.
Мы все считаем, что водить машину безопаснее, чем летать, даже если статистика говорит об обратном. Мы помним ужасные события авиакатастрофы. Это потому, что мы придаем событиям эмоции, так устроен наш мозг.
Вы не знаете точную статистику, если вы не гик. Статистика не может конкурировать с фактами, потому что ваш мозг подключен к случайным событиям, особенно ужасным, особенно недавним, и придает им эмоции и делает из них истории.
Именно поэтому в основе любой аферы лежит сильно залитая эмоциями история. И именно поэтому академические журналы и исследователи не используют рассказывание историй, потому что эмоции затуманивают объективный взгляд и снижают рациональность.
А теперь копнем еще глубже: что такое сторителлинг?
14 правил эффективного сторителлинга
1. Обработайте историю до мелочей, иначе вы рискуете превратить ее в сухой и ненужный факт. Проведите первичное и вторичное исследование, если вы не знакомы с темой.
2. Подумайте, чем история полезна читателю. Не пишите истории, которые вас не захватывают.
3. Не пытайтесь заниматься плагиатом. Писать о чужой истории проще, но есть два минуса:
- облениться и всегда хотеть копировать чужое, а не писать самому;
- читатель поймет, что где-то видел нечто подобное, и будет избегать вашей работы.
4. Что касается оформления, то один шрифт, цветовая гамма из 2-3 цветов, короткие абзацы, большие отступы придадут тексту читабельность. Учитывайте культуру и стили письма. Helvetica (навигация по городу, современный) подходит для рассказов о технологиях, Нью-Йорке, а Bodoni (старый итальянский шрифт) хорош для рассказов о Венеции.
5. Картинка превращает рассказ в фильм, который идет до последней строчки. Визуальное повествование усиливает эмоции. Вы можете использовать только изображения без слов, мультфильмы или видео.
Родословная реклама со слоганом «Когда дети вырастут и уйдут, замените их» получила награду на фестивале «Каннские львы”.
Интернет-журнал «Посмотри на меня» оформил интервью в виде длинного рассказа, с уникальным оформлением и качественными фотографиями.
6. Не повторяйтесь. Представьте, как читатель увидит историю. Разнообразьте его разными блоками, отступами. Любой идеальный образец, показанный 10 раз, будет отвратительным. Берите пример с Apple. Они показали один продукт с 9 разных ракурсов.
7. Не продавайте напрямую. Люди чувствуют, когда хотят что-то продать. Они сразу закрывают страницу и забывают о вас. Если упоминание продукта или услуги является обязательным, научитесь органичному сторителлингу.
8. Вовлеките читателя в свою историю. Напишите о событиях, которые могут произойти в жизни вашей целевой аудитории. Используйте слова, жаргон из повседневной жизни.
9. Установите кнопки социальных сетей. Добавьте на свой сайт липкие кнопки «Поделиться», которые не исчезнут из поля зрения при прокрутке страницы.
10. Следуйте логике рассказа. Прежде чем писать, вы должны знать, что вы хотите передать историей и чем она закончится.
11. Отредактируйте после написания. В погоне за совершенством вы можете упустить важные детали, делающие историю более интересной.
12. Замените длинные предложения короткими, чтобы сделать рассказ более динамичным.
13. Будьте честны с собой. Не нужно скрывать правду за словами: высочайшее качество, надежность, ответственность. Покажите, как вы работаете, расскажите о ежедневных ритуалах. Клиенты будут думать: «Раз этот человек доверил мне свои секреты, я могу». Так строится доверие.
14. Берите пример с Авраама Линкольна — шутка. Снять напряжение. Люди будут тянуться к вам. Один известный судья однажды сказал: «Вы должны уничтожить своих врагов». На что он ответил: «Да, я их дружу”.
Упражнение. Напишите монолог от имени вещи, соблюдайте все 14 правил. Это может быть кружка для сплетен или книга о путешествиях.
Как создать интересную историю
Просто кажется, что придумать хорошую историю несложно. На самом деле, чтобы он работал, необходимо следить за этапами создания, структурирования и следить за тем, чтобы рассказ вызывал у собеседника эмоции. И не забудьте приправить все это литературными приемами, чтобы оживить текст или речь.
Этапы создания сторителлинга
Приукрашенное повествование может запутать читателя и не привести вас туда, куда мы хотим. Поэтому при его составлении важно соблюдать определенную последовательность.
- Во-первых, мы определяем результат, которого хотим достичь. Что делать человеку после прочтения истории: купить товар, подписаться на рассылку или узнать о существовании бренда?
- Мы выбираем изображения и слова, которые лучше всего описывают проблему и понятны. Важно ориентироваться на целевую группу. У старшеклассников, домохозяек и нефтяных магнатов будут разные «подходы». Слова должны быть такими, чтобы мозг сам формировал в голове образ и вызывал необходимую эмоциональную реакцию.
- Выбираем историю или пишем ее «из головы». Хорошо, если вы можете поделиться своим опытом: ему склонны доверять больше, чем чистому вымыслу. Также можно использовать «историю от покупателя». Людям нравится слушать тех, кто рядом с ними. Реклама со звездами довольно скучна и часто раздражает.
Платные курсы по сторителлингу
- Storytelling by Skillbox — 4 месяца, 3882 рубля, темы курса: структура повествования, работа с драматургическими приемами, визуальные образы, уверенное выступление перед аудиторией, работа с эмоциями аудитории.
- «Рассказывание историй как бизнес-инструмент» от Нетологии — 7 недель, 16 900 руб., темы курса: работа со структурой текста и сценариев, как создавать видеоистории, находить общий язык с читателем, понимать драматургию и работать с эмоциями читателя , адаптировать сторителлинг к бизнес-задачам.
- «Сторителлинг от TexTerra» — 5 лекций по 5000 руб., 10 лекций по 15000 руб., лекций по 1,5 часа, темы курса: как сделать действительно хороший рассказ, какие методы создания историй существуют и как их использовать в своей работе, как использовать сторителлинг в кейсах, статьях, постах, видео и других форматах, как использовать сторителлинг при работе с продажами контента.
- «Онлайн-курс сторителлинга» от Hedu — 2 месяца, 8 уроков, 4900 руб Темы курса: поиск и формирование целей и стиля, алгоритм проверки текста, речевые упражнения, как ярко описать свой бизнес с помощью приемов композиции, как найти болевые точки для аудиторию и оказывать на нее давление, способы монетизации сторителлинга.
- Сторителлинг для бизнеса от Big Tomorrow — 6 недель, 27 000-38 000 рублей, темы курса: как выбрать тему для рассказа, сюжет, подготовить текст к публикации, авторский стиль, авторские страхи, общение с аудиторией.
- «Рассказывание историй» от 4brain — 5 недель, 20 уроков по 15-25 минут, 1990 рублей, онлайн-программа о том, как красиво писать, разбираться в психологии, создавать истории, оформлять истории, избегать ошибок, создавать свой стиль.
Непреодолимая сила: сторителлинг в маркетинге
Сторителлинг — это формат, который превосходит все остальные. Сегодня социальные сети это понимают и постоянно адаптируют свои платформы под истории, точно так же, как компании проектируют телефоны с большими экранами.
Сторителлинг обладает огромной силой убеждения и побуждает к действиям, поэтому маркетологи тратят годы на оттачивание этого навыка, рассказывая о своих брендах. Крупные компании нанимают лидеров по рассказыванию историй, а курсы по предпринимательству включают уроки рассказывания историй в свои учебные программы.
Когда мы соприкасаемся с хорошим повествованием, мы можем испытывать чувства восторга, надежды, отчаяния или гнева. Для эффективного рассказывания историй маркетологу необходимо глубокое понимание человеческих эмоций, чтобы по-настоящему взволновать читателей.
Удачное повествование порождает сильные эмоции, а сильные эмоции играют роль растворителя в нашей логике и скептицизме. Эмоция гасит недоверие и разрушает ледяную стену между вами и зрителем. Захватывающая история держит читателя открытым.
Реклама в лоб с каждым днем становится все хуже. Честно продающие статьи с банальным перечислением атрибутов товара могут вызвать только одно — тонны злонамеренных комментариев.
Люди не покупают продукты, они покупают истории. Истории, связанные с этими продуктами.
Например, история о том, как Starbucks создала совершенно новую категорию кофе и поднялась над конкурентами. В этой истории клиенты Starbucks проезжают километры мимо Dunkin Donuts и 7 Eleven, чтобы каждое утро платить в три раза больше за чашку кофе.
Starbucks не только продает кофе по премиальным ценам, они изобрели философию «третьего места», которая изменила мир кофеен. Они объединили два привычных для человека места в одно – дом и работу. «Большая часть Гарри Поттера», — написал Дж. К. Роллинг в Starbucks.
Формула продающей истории
Факты + Эмоции * История (Персонаж + Место + Время + Преодоление + Развязка) + УТП = Рассказ