Бюрократия — что это такое, разновидности и цели

Интернет-профессии

1. Что такое бюрократия простыми словами

Бюрократия (от французских слов «бюро» — канцелярия и «кратос» — власть) — способ управления обществом по структуре, стоящей над ним.

Таким образом, речь идет о власти тех людей, которые являются частью механизма управления. Обычно мы говорим об обществе, но иногда этот термин может использоваться по отношению к сотрудникам компаний или организаций.

Бюрократия часто используется в тех случаях, когда считается, что соблюдение формальных правил в деятельности должностного лица считается более важным, чем фактическое выполнение обязанностей. Однако для правильного понимания этого явления необходимо понимать, что для управления гражданами государству необходим аппарат, который это реализует. Общество не может существовать без существования таких людей.

Негативная коннотация в восприятии бюрократии связана с тем, что хотя представители этого социального класса должны выполнять свои обязанности, они иногда приобретают власть благодаря своему месту в механизме управления.

Слово «бюрократия» используется для обозначения формализованной процедуры и людей, которые ее реализуют.

Теория рациональной бюрократии М. Вебера

М. Вебер разработал теорию, согласно которой каждая новая эпоха в жизни общества предполагает возрастание роли организационного фактора. Он изучал основы индустриального общества, структуру которого лучше всего понимает теория бюрократической организации. По М. Веберу, бюрократия является аналогом индустриальной формы организации и воплощением рациональности в управлении обществом.

Основной причиной появления бюрократизма во всех сферах общественной жизни являются процессы экономической и политической концентрации. Эти идеи М. Вебера очень близки марксистской теории, где К. Маркс подчеркивал, что капитализм основан на отделении рабочего, производителя от используемых им средств производства и производственной деятельности в целом. Здесь возникает потребность в посреднической деятельности между самим производителем и рабочими инструментами, осуществление которой осуществляют органы управления. Они основаны на бюрократическом принципе. По этой причине теория рациональной бюрократии М. Вебера называется функционалистской.

Два типа бюрократии по М. Веберу:

  1. Родовой — характерный для традиционного общества. Его отличительной чертой является иррациональность.
  2. Рациональное — присуще капитализму.

В традиционном обществе все подчинено традициям, поэтому бюрократия носит авторитарный характер, в ней отсутствует формально-рациональное начало. Иная ситуация в современном мире, где и руководители (бюрократия), и подчиненные (граждане) в государствах подчиняются не отдельным лицам, а законам. Основная идея М. Вебера: представление современной бюрократии как структуры управления. Поскольку общество проводит неуклонную рационализацию всех сфер общественной жизни, это приводит к постоянному возрастанию роли и значения бюрократии в таком обществе.

Рационализм бюрократии М. Вебер характеризует следующими чертами:

  • Персональная ответственность каждого за свое рабочее место;
  • Жесткая координация для достижения общих организационных целей;
  • Оптимальная работа безличных правил;
  • Четко построенная иерархическая зависимость.

Анализ труда чиновника-управленца

Результатом работы по конкретному предмету для управления является управленческое решение, представляющее собой выпускаемый продукт (к тому же один из самых ценных). Поскольку бюрократия негативно влияет на взаимоотношения общества и институтов общественного управления, естественной тенденцией общественной жизни является невостребованность общества бюрократического управления, которое может быть ему только навязано.

Бюрократический менеджмент – это труд, который не производит товаров, если:

    1. в обществе отсутствуют рыночные и товарные отношения;
    2. конкретный труд не создает потребительской ценности в виде эффективного управленческого решения.

Но если управление неэффективно, то оно нецелесообразно, так как не может удовлетворить ни личные, ни общественные потребности. Так проявляется одна из важнейших характеристик бюрократии как общественного отношения — ее паразитарная сущность.

Условия, предпосылки, возможности такого паразитизма с точки зрения управления как трудовым процессом заключаются в его двойственной природе.

Полезность субъекта хозяйствования для общества определяется результатами его конкретного труда, и он вознаграждается обществом в соответствии с различными характеристиками абстрактного труда. Это результат углубления процесса разделения труда, усложнения социальных структур в обществе и управления. Результаты социального управления проявляются через некоторое время, обезличиваются и не подходят для прямой общественной оценки. Бюрократия стремится организовать условия для косвенной оценки их работы, что в свою очередь является одним из источников управленческого формализма.

Паразитический характер бюрократических отношений не оставляет сомнения в том, что интересы бюрократии обеспечиваются прежде всего в форме принудительного перераспределения материальных благ. Здесь можно выделить два направления:

    1. предоставление должностному лицу вознаграждения, авансированного обществом;
    2. создать условия для присвоения бюрократией результатов чужого труда, используя функции управленческой деятельности

Идеал бюрократического регулирования состоит в том, чтобы само издавать нормативные акты, заставлять общество подчиняться им, не допуская никакого контроля над ними. Таким образом, главный политический интерес бюрократии заключается в осуществлении и защите ее монопольного осуществления властных функций в обществе.

Каждая система управления несет в себе в той или иной степени элементы бюрократических отношений. Общие интересы бюрократов толкают их друг против друга, вынуждая к сотрудничеству. Результатом является бюрократическая система управления. В условиях, когда бюрократические условия находятся под угрозой, сознательный корпоративный интерес бюрократии принимает форму защиты бюрократической системы управления.

Пока есть государственная власть, будет и бюрократия. В этом нет ничего катастрофического, так как в конечном счете фактором, определяющим жизнеспособность системы управления, является степень бюрократизации, а это переменная величина. Исторический опыт развития государственных политических систем показывает, что общество тяготеет к динамичным, мобильным формам правления, которые не только противостоят, но и сосуществуют с бюрократическим консерватизмом.

Многолетний опыт борьбы с бюрократизмом, накопленный в нашей стране, показывает, что было много попыток улучшить бюрократический менеджмент вместо его разбюрократизации. Это самый простой, но непродуктивный путь, потому что, объявив несколько миллионов чиновников бюрократами и воздействуя на них разными способами, общество вряд ли покончит с бюрократией. Гораздо труднее разработать политику, направленную на создание новых отношений между сферой управления и широкими массами трудящихся.

В наиболее обобщенном виде система мер дебюрократизации включает в себя восстановление и развитие основных функций саморегуляции общества. Этот:

    • оптимально сбалансированное разгосударствление собственности, ее подлинное обобществление, а следовательно, возвращение значительной части властных функций трудящимся;
    • внедрение рыночных регуляторов управления, что позволит начать поиск сочетания стихийного и преднамеренного в механизме управления, приобщение к этой области устойчивых потенциалов саморегуляции;
    • демократизация всех аспектов жизни общества; свобода волеизъявления социальных слоев и групп, возможность их участия в формировании концепции управления.

Таким образом, бюрократию можно определить как антидемократические (по существу паразитические) общественные отношения, воспроизводящиеся в административной сфере на основе монополии на осуществление властных функций, отчужденных от масс.

Таким образом, бюрократия включает в себя следующие компоненты:

    1. в политическом плане — чрезмерность и безответственность исполнительной власти;
    2. в социальном — отчуждение этой власти от народа;
    3. в организационно-канцелярской подмене формы содержанием;
    4. в морально-психологическом — бюрократическая деформация сознания.

Бюрократизм имманентен сложившейся в нашей стране административно-командной системе, в основе которой лежит допущение о всемогуществе государственной власти, которая якобы способна решить любую политическую, экономическую, идеологическую задачу, если решение принимается в своевременным и надлежащим образом выполненным образом. Отсюда преувеличение роли административных структур, исключающее возможность контроля над ними со стороны гражданского общества и неизбежно превращающее бюрократию в по существу тотальное явление.

Читайте также: Как расплачиваться телефоном вместо карты и совершать покупки

Почему она воспринимается негативно

Разберем этот вопрос на примере государственной бюрократической системы.

Чтобы не допустить хаоса в отношениях между физическими или юридическими лицами и обществом, государство должно добиваться неукоснительного соблюдения установленных правил.

Предположим, что государство, решив мотивировать повышение рождаемости, устанавливает выплату родового капитала на второго ребенка в семье. Как регулировать выплату финансового капитала, чтобы он выдавался строго по целевому назначению?

Для этого создается специальный канцелярский порядок подачи заявлений на выплату, определяется ряд документов, которые должны собрать родители ребенка. Это означает, что им предстоит пройти ряд бюрократических процедур.

Не стоит обвинять бюрократию в этих формальностях, потому что именно она гарантирует, что материальная помощь достигнет своей цели.

К сожалению, бюрократических «проволочек» в нашей жизни часто бывает слишком много, поэтому мы начинаем воспринимать бюрократию как неизбежное зло.

Иногда бюрократические преграды доводятся до абсурда: до сих пор существует практика, согласно которой люди с инвалидностью должны ежегодно подтверждать свою инвалидность, чтобы получать пенсии, лекарства и другие льготы. Например, ампутированная нога за год отрастает, сахарный диабет можно вылечить и так далее

Чифы

Офисное (формальное) ведение бизнеса присуще всем без исключения ветвям власти.

Бюрократию нельзя свести «на нет», она гарантирует соблюдение порядка, но ее можно свести к минимуму, исключив из управления принцип «форма ради формы». К этому стремятся все развитые страны.

2. Когда появилась бюрократии — история

Некоторые явления можно лучше понять, изучая их историю. Бюрократия возникла вместе с государством. Впервые его можно было встретить, когда возникли первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие. В это время возникла потребность в аппарате чиновников, которые могли выполнять приказы монарха, отвечали за распределение благ и вели учет наличных богатств.

Впервые это понятие подробно изучил социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что он видел, как идеальную бюрократию:

  1. Управление основано на законных приказах властей. В то же время существует иерархия приказов, которые должны выполнять чиновники.
  2. В процессе деятельности существует строгая централизация управления. У каждого босса есть команда подчиненных, которые выполняют его приказы. С другой стороны, он несет ответственность за результаты своих действий.
  3. Работа участников бюрократической системы должна быть узкоспециализированной. При этом осуществляется четкое разделение функций.
  4. Детально регламентируется выполнение функций всеми участниками системы. Отклонения от установленного порядка считаются недопустимыми.
  5. В бюрократическом слое существует система карьерного роста, основанная на опыте, квалификации, способностях и достигнутых результатах. В этой сфере существуют формализованные правила, которые нельзя нарушать.

Вебер рассматривал бюрократию как положительное явление. По его мнению, она призвана сделать управление максимально эффективным. Он считал, что бюрократические структуры способны к идеальному управлению.

Вебер не ограничился изучением того, каким оно должно быть с идеальной точки зрения, а попытался изучить его реальные свойства. В частности, он разделил бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он указывал на следующие характерные черты:

  1. Слаженность и концентрация усилий для достижения поставленных целей.
  2. Бюрократия должна следовать безличным правилам.
  3. Каждое должностное лицо обязано нести ответственность за действия, совершаемые на вверенном ему участке работы.
  4. Применение иерархической структуры управления.

К иррациональным проявлениям он отнес ситуации, когда функция лидерства и власти стала самоцелью, препятствующей выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бессмысленной бумажной волоките, ставшей самоцелью.

Виды и примеры бюрократии

Исследователи выделяют три основные формы бюрократии:

  • Классический. Эта форма предполагает наличие хороших руководителей на всех уровнях бюрократической иерархии. Им не нужно понимать все функции сферы деятельности организации. Но они должны уметь решать организационные проблемы. Эта форма встречается в министерствах, где все сотрудники являются государственными служащими и не участвуют в бизнесе, который они курируют. Основная проблема классической бюрократии заключается в длительном согласовании серьезных решений.
  • Профессиональный. Эта форма предполагает, что на вершине бюрократической иерархии находится специалист, хорошо знакомый с трудностями работы организации. Например, это обычное дело в больницах. Старшие врачи и заведующие отделением, как правило, опытные врачи, продолжающие лечить пациентов на руководящих должностях. Основным недостатком этой схемы являются затраты на переподготовку специалистов.
  • Адхократия. Это «гибкая бюрократия», адаптированная к конкретной организации. Иерархия в нем не столь четкая, отношения менее формальны, а сотрудники более низких уровней могут принимать управленческие решения самостоятельно. Это делает компанию более гибкой и позволяет ей быстро реагировать на изменяющиеся условия. Эта форма бюрократии встречается, например, в юридических фирмах и исследовательских организациях.

Три вида бюрократии

Классический. Вот когда на вершине находится человек с хорошими лидерскими качествами. Я, например, учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все же 30 лет проработал не в науке, а в МВД.

Конечно, в классической бюрократии есть и люди с профессиональными компетенциями, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «лидеру».

Мне рассказали о кафедре, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но совсем не умел работать с людьми. Он всегда давал неправильные указания не тем людям, не мог нормально отчитаться перед вышестоящим руководством, вовремя решить проблемы. Через пять лет его сняли.

Поэтому, наверное, стоило сделать ректором генерал-майора, а не ученого.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Профессиональный. Когда управляют профессионалы своего дела, а не просто хорошие управленцы.

Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низ может решать проблемы так же, как и верх, если нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней легко может возникнуть хаос и общая неразбериха.

3. Разновидности бюрократии

Исследователи выделяют три типа бюрократии:

  1. Классический;
  2. Профессиональный;
  3. Адхократия;

3.1. Классический тип

В классическом типе бюрократии задача заключается в выполнении общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.

Преимущества:

  • Деятельность осуществляется в соответствии с едиными правилами и процедурами.
  • Организация работы не меняется со временем.
  • Управление осуществляется централизованно.
  • Каждый участник системы действует на основе разделения труда и имеет свои четко определенные функции.

Эти факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной этого варианта бюрократии является эффективная организация работы, основанная на простоте и ясности каждого действия, включенного в систему.

Минусы:

  • Люди, работающие в рамках этой системы, имеют слабую мотивацию, что значительно снижает эффективность работы.
  • Поскольку обязанности в большинстве случаев просты и четко определены, профессиональные и творческие способности играют второстепенную роль. В такой деятельности им трудно найти какое-либо применение.
  • Слабым местом функционирования классической бюрократии является возникновение сложных и непредвиденных ситуаций, требующих нестандартного подхода. Часто в таких условиях действия неэффективны, так как не предусмотрены установленными правилами и требуют нестандартных подходов и решений.

Эта форма работы активно используется в государственном управлении и активно применяется в работе бюджетных организаций и государственных предприятий.

3.2. Профессиональные бюрократические структуры

Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с четкой организацией деятельности. В рассматриваемом типе структур они сочетаются с структурами, основанными на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.

Характерными чертами профессиональной бюрократии являются:

  1. В определении конкретного способа организации работы и функций отдельных сотрудников главную роль играют задачи, стоящие перед бюрократической структурой.
  2. При таком подходе к управлению разделение обязанностей между работниками носит менее формальный характер по сравнению с классическим типом.
  3. Каждому руководителю в той области, за которую он отвечает, предоставляется большая степень самостоятельности в процессе принятия решений.
  4. Работников отличает высокая компетентность.

Преимущества:

  • Профессиональная бюрократическая система способна эффективно решать различного рода задачи, в том числе и нестандартные.
  • Высокая степень мотивации не только отдельных сотрудников, но и организации в целом.
  • Организация труда такова, что работникам предоставляется возможность использовать творческий подход в работе.

Минусы:

  • В этой структуре власть дается не только административными методами, но и на основе способностей, уровня компетентности. Здесь осуществление лидерства требует высокого уровня компетентности, что не всегда достижимо.
  • В такой организации особенно важно найти подходящих сотрудников, обладающих нужным профессионализмом. Однако это не всегда вполне возможно – не всегда удается найти профессионала.
  • Если перспективы развития отсутствуют, это приводит к снижению уровня мотивации.

Этот тип организации более эффективен. Однако для того, чтобы она работала, требуется найм квалифицированных и творческих людей, эффективное управление которыми требует высокого профессионализма со стороны руководителей.

3.3. Использование адхократии

Этот тип бюрократической организации можно рассматривать как наименее формальный вариант. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекайте таких сотрудников, чьи знания и опыт могут быть полезны для выполнения работы.

При такой организации работы обычно отсутствует четкая иерархия сотрудников. Выбирается форма организации труда, наиболее соответствующая выполняемым задачам.

Типы бюрократии

Классическая или аппаратная

Соответствует модели, построенной М. Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, так как основная ответственность заключается в четком выполнении своих функций, а роль руководителей в организации очерчена строгими границами.

Аппаратная бюрократия типична для:

  • министерства и ведомства;
  • учреждения государственной или муниципальной власти;
  • организации со стабильной структурой и нединамическими отношениями с макросредой.

Основные преимущества:

  • Стабильность и отсутствие хаоса;
  • Четкая специализация;
  • Согласование и стандартизация всех процессов, что снижает вероятность ошибок и упущений;
  • Гарантия надежности управления;
  • Формальные правила и положения обеспечивают согласованность действий.

Ошибка:

  • Приводит к бюрократии;
  • Отсутствие механизмов стимулирования и мотивации деятельности;
  • Игнорирует умственные способности и особенности психики работников;
  • принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности данного вида бюрократии в динамичной и неопределенной среде при возникновении нестандартных ситуаций.

Профессиональная

Деятельность менеджеров по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но требует глубоких профессиональных знаний в специальных областях бизнеса.

По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональные:

  • Имеет более высокую степень компетентности;
  • Учитывает не только сам процесс управления, но и условия его осуществления;
  • Менее формализовано;
  • Обладает большей свободой принятия решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не столь компетентно для решения узкого круга конкретных вопросов;
  • Использует группировку рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.

Преимущества:

  • Позволяет решать неординарные задачи, так как требует от практиков глубоких профессиональных знаний;
  • повысить мотивацию сотрудников в решении не только личных проблем, но и групповых и общих;
  • Меньше контроля со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творчества.

Ошибка:

  • Требует больших вложений в постоянное повышение уровня образования сотрудников;
  • Снижение работоспособности в условиях неизменности внешней среды;
  • Необходимость использования более сложных форм применения власти: использование, помимо принудительной и вознаграждающей, экспертной и информационной власти.

Адхократия (от латинского «ad hoc» — особый и греческого «kratos» — власть)

Появился сравнительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие было использовано А. Тоффлером для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения одной задачи или реализации одного проекта.

Адхократия – это аппарат управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга задач, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты, обладающие необходимыми знаниями в той или иной ситуации. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:

  • В ней нет строгого разделения труда и четкой иерархии;
  • Имеет минимальную формализацию деятельности;
  • Может быстро реагировать на изменения во внешней среде.

Важно! Девиз этого типа бюрократии – максимальная гибкость и приспособляемость. Адхократи не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типу. Его эффективность в современных условиях намного выше, и у него большое будущее.

Система ценностей адхократии представлена ​​карьерными устремлениями, самоидентификацией сотрудников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.

Основные черты бюрократии:

  • Противопоставление объективно-общественного характера управления и субъективного способа осуществления. Руководство должно отражать волевое желание всего сообщества, а не локальной группы профессиональных лидеров;
  • Монополизация власти и контроля;
  • Нетерпимость к контролю над чиновниками;
  • Осуществление и защита монопольного осуществления властных функций;
  • Паразитическая сущность, так как именно труд не создает никаких товаров, а оплачивается.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основной идеей в теории бюрократии Мертона и Гоулднера являются побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, которая проявляется в подмене целей деятельности ее средствами действия. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такая рациональная организационная структура, как бюрократия, порождает в себе иррациональные элементы. Р. Мертон выделил следующие негативные проявления бюрократизма в обществе:

  • Люди теряют способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными сверху;
  • Представители бюрократии отрицают творческое и неординарное мышление, личностный рост и развитие;
  • Благодаря беспрекословному соблюдению формальных правил и выработанных руководящих принципов действия их соблюдение актуализируется и становится важнейшей задачей организационной деятельности;
  • Руководящие посты занимают безвольные личности, обладающие стереотипным мышлением, отсутствием воображения и творчества, гибкостью и лояльностью в применении официальных норм;
  • Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство всех тех, кто имеет доступ к власти;
  • Вся бюрократическая каста замыкается;
  • Все проблемы решаются без учета сложившейся на данный момент ситуации;
  • Безнаказанность бюрократической системы, так как есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
  • Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развил идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:

  1. Представитель: главная опора власти — ее знания и умения;
  2. Авторитарный: зависимость от санкций, право имеет силу, сила есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология — это наука, в которой наиболее разработана тема бюрократизма.

причина: вторжение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основных черты: стабильность, иерархичность, разделение труда.

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой общественного развития является бюрократия, как наиболее эффективная и приемлемая форма правления. И главная задача современного менеджмента состоит в том, чтобы изменить роль бюрократии на основе принципов, разработанных в свое время М. Вебером. Достижение этой цели возможно путем изменения установок представителей чиновничества и провозглашения связи их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь этой цели можно, только изменив цели чиновников и управляя принципом соотнесения их благосостояния и карьерных достижений с конечным результатом организационной деятельности.

4. Почему бывают злоупотребления

Хотя обществу нужны личности, выполняющие задачи лидерства, злоупотребления в этой сфере все же имеют место. Они могут быть вызваны разными причинами:

  1. Иногда действующие законы таковы, что некоторые правовые понятия и процедуры недостаточно детализированы. В таких случаях для принятия решения должностное лицо должно сделать выбор самостоятельно. Эта ситуация фактически дает ему некоторую власть над заявителем.
  2. Законодательство представляет собой очень сложную систему. Различные законы могут приниматься таким образом, что их положения могут противоречить друг другу в некоторых деталях. В этом случае у чиновника есть два варианта действий, среди которых он должен выбрать.
  3. Иногда в законе четко прописаны правила, но они расходятся с житейским здравым смыслом. Примером такой ситуации является необходимость ежегодно подтверждать инвалидность одноногого калеки. В этом случае бюрократ, требующий исполнения закона, выглядит жестоко, но на самом деле он просто выполняет свой долг.
  4. Среди чиновников, как и среди других людей, есть преступники, совершающие злоупотребления. Бороться с ними – задача правоохранительных органов.

Для устранения проблем в деятельности необходимо бороться с теми, кто допускает нарушения. Кроме того, важно усовершенствовать существующие регламенты, устранить неясности и привести их в соответствие с текущими требованиями.

Бюрократия в государствах советского образца

Советское государство, объединявшее многие территории и народы, не могло существовать без сильно разветвленного бюрократического механизма. С одной стороны, такой механизм был необходим для осуществления управленческих функций на огромной территории страны, с другой стороны, при существующем политическом режиме он не мог не превратиться в обособленную коррумпированную корпоративную силу, не подчиненную никому один.

Фактически Советское государство можно охарактеризовать как государство бюрократическое, поскольку власть чиновников в важнейших сферах государственного управления (политической, экономической, социальной) в Советском государстве превалировала над волей народа. Нормативно-правовая база управления формировалась самой бюрократией и выражала ее интересы.

Здесь имел место так называемый бюрократический абсолютизм, т.е такая складывающаяся в государстве система государственного управления, которая предполагает, что государственное управление осуществляется назначаемыми государственными служащими в интересах центрального руководства или бюрократии.

При этом бюрократия – это не застывшая социальная структура, это социальное явление, развивающееся вместе с государством.

Так, например, бюрократический механизм Советского государства прошел следующие этапы развития:

  • после Октябрьской революции управление страной было разделено между вновь созданной системой государственных служащих и представителями царской бюрократии;
  • в условиях культа личности каждый чиновник воплощал в себе инструмент тотального контроля со стороны государства и т д.

Другими словами, бюрократия изменилась вместе с изменением модели центрального управления и задач администрации. Смена главы государственного управления всегда влечет за собой смену и обновление бюрократического механизма. В то же время в крупных по территории государствах на этот процесс могут влиять такие обстоятельства, как удаленность от центра, состояние противоборствующих сил на местах и ​​т д.

Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы бюрократии условны: для кого-то плюсы — очевидные минусы, а минусы — плюсы. Рассмотрим преимущества и недостатки бюрократии, затрагивающей интересы всего общества.

Преимущества:

  1. Четко выстроенная иерархия органов управления, корректирующая их деятельность, предписывающая во всем строгий порядок, выводящая общество или организацию на более высокий уровень развития;
  2. Жесткое разделение обязанностей, когда каждый отвечает за свою зону работы и не лезет в чужую, что ведет к повышению эффективности и производительности труда;
  3. Обеспечить принцип единства правил для всех граждан, независимо от их статуса и уровня жизни, что приводит к чувству справедливости и равенства всех перед законом;
  4. Осуществление координации по принципу «сверху вниз», что приводит к снижению текучести кадров.

Ошибка:

  1. Жесткость в необходимости принятия норм и стандартов поведения, невозможность решения насущных вопросов коллективным голосованием, все решения принимаются сверху, навязываются, большинство должно придерживаться мнения меньшинства, которое является истиной в последней инстанции;
  2. Односторонний подход к поиску вариантов решения проблем, отсутствие альтернативного выбора как способа поиска наилучшего решения;
  3. Отсутствие искренности, открытости, доброжелательности в человеческих отношениях, так как сфера управления регулируется строго установленными правилами поведения, из-за чего люди приходят к выводу, что с ними плохо, невнимательно и бесчеловечно обращаются;
  4. Неприятие продвижения новых идей и инноваций в целом, неприятие тех, кто стремится к чему-то новому и более совершенному;
  5. Попытка контролировать всех сотрудников посредством жесткой дисциплины.

Можно сделать вывод, что минусов несколько, из-за чего бюрократия всегда вызывает негативную реакцию населения. Тем не менее, он неизбежен и вряд ли сойдет на нет в краткосрочной перспективе, ведь главная цель – подчинить себе общество.

Оцените статью
Блог об инвестициях
Adblock
detector